Облегчение повседневной жизни ребенка




 

Такие приспособления и оборудование должны помогать движениям ребенка, облегчая определенные двигательные функции, – например, при приеме пищи можно использовать шейный валик. Вспомогательные приспособления такого типа называют «малыми».

 

Облегчение ежедневной жизни родителей

 

Оборудование и приспособления применяются для того, чтобы принести облегчение родителям и уменьшить их физические нагрузки. Так, например, кормление ребенка в специальном чашеобразном кресле позволяет его матери сидеть в удобной позе. Для ребенка это также означает физиотерапевтическое воздействие в процессе приема пищи. Нередко для детей с тяжелыми нарушениями это единственным вариант приема пищи, приносящий удовольствие матери и ребенку!

 

Коррекция положения тела

 

Из-за стойкого сохранения патологических поз и движений в терапии детей с церебральным параличом нам стоит попытаться варьировать и модифицировать их ограниченные двигательные возможности и возможности поддерживать позу (постуральные возможности).

Эффективность целенаправленной двигательной терапии существенно поддерживается оборудованием и приспособлениями, благодаря которым не только достигается единство терапии, но и предотвращается возникновение патологических образцов позы и движений, и тем самым ребенку дается возможность познать нормальные движения.

 

Оборудование для сидения

 

Так как дети с церебральным параличом не могут свободно сидеть, им часто требуются соответствющее специальное оборудование. Для общего развития ребенка в детском саду и в школе нужно, чтобы ребенок находился в вертикальном положении.

 

Оборудование для транспортировки ребенка

 

Чтобы дети могли участвовать в повседневной жизни родителей, необходимо как можно раньше обеспечить их оборудованием для транспортировки (например, коляской). Сюда же можно отнести специальное автомобильное сиденье, обеспечивающее безопасность и одновременно корректирующее позу ребенка.

 

Оборудование для самостоятельного движения вперед

 

Специальное оборудование, помогающее ребенку с двигательными нарушениями самому двигаться вперед, нужно подобрать (и сделать это правильно, т.е. приспособить к индивидуальным потребностям и типу нарушений ребенка) как можно раньше. Только самостоятельно двигаясь, он может накапливать пространственный опыт и постепенно расширять свое поле деятельности. Необходимо использовать оборудование, которое сокращает и предотвращает патологические типы движений и поз и их последствия – развитие вторичных осложнений (например, деформаций и контрактур).

 

Вспомогательные приспособления для поддержания терапии

 

Специальные средства и вспомогательные приспособления помогают достичь целей физиотерапевтического воздействия:

– регуляции тонуса;

– развития физиологических поз и движений;

– формирования реакций сохранения позы, реакций опоры и реакций поддержания равновесия.

Ниже приводятся несколько примеров таких приспособлений (более полное их перечисление и описание выходит за рамки этой книги).

 

Мяч для лечебной гимнастики (фитбол)

 

 

Описание

 

Большой круглый гимнастический мяч (фитбол) диаметром 1,2 м, надутый не до конца (что дает возможность продавить в нем руками достаточно большое углубление).

 

Функции и действия

 

Углубление в мяче улучшает терапевтический эффект. Не до конца надутый мяч применяется для побуждения к движению, расслабления и улучшения восприятия собственного тела.

 

Целевые группы

 

1) Дети с серьезными двигательными нарушениями: мяч служит для побуждения к движению, если ребенок исходно находится в положении, препятствующем появлению неправильных движений и патологических поз (ингибиторное положение).

2) Дети с чрезмерной возбудимостью: когда тело ребенка «проваливается» в выемку в мяче, можно совершать с ним легкие ритмичные движения; при этом собственные движения ребенка значительно ограничены.

3) Детей с повышенной чувствительностью к движениям и прикосновениям можно класть в углубление. Терапевтическая задача: удерживая мяч в устойчивом положении, позволить ребенку двигаться в его собственном темпе. Если не прикасаться к ребенку, то он будет воспринимать самого себя (удары сердца, дыхание и т.д.). Так он сам может стать активнее и начнет лучше себя регулировать.

 

Показания к применению

 

У этого мальчика на рис.1 – тяжелый тетрапарез: сильно повышен тонус в разгибателях, тело его спастически разогнуто, поэтому движения его очень затруднены. Когда этот ребенок лежит на мяче в положении сгибания, ему гораздо легче осознавать собственное тело.

 

Рис. 1

 

Лежа, он осознает:

– свое тело;

– собственный вес;

– движение своего тела в пространстве;

– собственные движения тела – его симметрию и асимметрию, напряжение и расслабление, вдох и выдох.

В этом случае восприятие тела означает:

– избавление от напряжения;

– возможность довериться кому-либо;

– возможность сконцентрироваться на чем-либо;

– проявить больше внимания к своему телу, к себе в целом и понять благодаря этому другие возможности своего тела (рис. 2.1).

 

Рис. 2.1

 

Наряду с восприятием тела ребенок испытывает:

– ощущение, что его держат;

– ощущение, что он в центре внимания;

– уверенность;

– безопасность;

– движение и энергию, приносящие удовольствие (рис.2.2).

 

Рис. 2.2

 

При этом положение ребенка тормозит асимметричные спастические движения и позы (рис. 2.3).

Углубленное состояние расслабления и покоя уменьшает мышечное напряжение. Полное одновременное расслабление позитивно влияет и на внутренние (вегетативные) процессы, то есть способствует их регуляции и самоорганизации.

Мы видим:

– расслабленную мимику;

– положение головы по средней линии;

– расслабление мышц шеи;

– слегка опущенную голову;

– прослеживание глазами вверх и вниз.

Степень внутренней концентрации ребенка высокая (рис. 2.4).

 

Рис. 2.3 и 2.4

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: