Корсет из ткани с эластичными вставками




 

 

Изготовление

Правила 1–4

1) Боковая длина вычисляется так: отступают 2 см вниз от подмышечной впадины и проводят линию вниз до большого вертела. Корсет не должен давить на бедро, когда ребенок сидит; для этого на нижнем крае спереди должна быть выемка. Именно поэтому нужно примерить корсет и в положении сидя.

2) На спине корсет должен доходить до середины лопаток. Между лопатками он может быть чуть выше. У бедра корсет доходит до больших вертелов и по задней поверхности таза опускается по центру, закрывая крестец, а затем снова поднимется к большому вертелу.

3) Спереди корсет должен проходить (выходя из подмышечных впадин) на 3–4 см выше сосков. Снизу длина определяется в положении сидя (см. выше).

4) Резинки вшиваются широкими вертикальными полосами по бокам грудной клетки (эластичные вставки).

 

Надевание корсета (рис. 13)

 

Размер корсета должен соответствовать телу ребенка. После сшивания корсета специалисты по изготовлению ортезов должны обязательно примерить его ребенку и подогнать по размеру (длина, обхват талии, выемки у подмышек и бедра и т.д.). Пометки делают непосредственно на материале. Только после этого корсет окончательно сшивается. Подкладку под застежки стоит вшивать только после последней примерки.

 

Рис. 13

 

В корсет можно вшить гибкие упругие узкие пластины. Они не затрудняют движений, но предотвращают сминание материала.

При ярко выраженной асимметрии туловища в корсет не следует вшивать эластичные полосы. Этот корсет должен плотно прилегать к туловищу. По возможности следует вшить по бокам (в соответствующих местах) ортопедические стержни. Они бывают различной плотности и сгибаются в соответствии с формой тела во время примерки корсета, а затем вшиваются на последнем этапе изготовления (вместе с прокладкой под застежкой).

Такой корсет не должен полностью препятствовать движениям туловища (как жесткий, неподвижный корсет).

 

Функции и действие

 

Корсет часто используется вместе с другими вспомогательными приспособлениями, такими, как детский автомобиль, вертикализатор (стендер) или велосипед, заменяя в них дополнительные ремни или специальные фиксаторы. Не следует путать его с поддерживающим корсетом, применяемым при лечении сколиоза.

На корсете впереди есть специальные резиновые вставки. Они вшиты по диагонали и поэтому могут растягиваться во все стороны, а затем сжиматься. Это имеет важное терапевтическое значение (см. также c. 39). Благодаря растягиванию и сжатию при каждом вдохе и выдохе предотвращается угроза привыкания. Это – нейрофизиологическое объяснения того, почему дети так хорошо переносят корсет. При его использовании происходит длительная стимуляция тела (как и в случае с эластичным бинтом), что способствует концентрации ребенка на собственном теле и в особенности на туловище.

Определим, чему способствует перенос внимания на ощущения от туловища:

 

Активация дыхания.

Нормальное дыхание означает ритмичное движение грудной клетки, т. е. ритмичное чередование напряжения и расслабления. Дети с церебральным параличом без посторонней помощи не могут спокойно и правильно выдыхать, поэтому у ребенка постоянно сохраняется повышенное физическое напряжение. Применяя вспомогательные приспособления, стимулирующие дыхание, мы часто слышим усиленный выдох или тяжелый вдох, ребенок может даже сильно закашляться. Благодаря применяемой нами стимуляции поверхности туловища мы создаем на дуге напряжения между расслабленным и напряженным состоянием адекватный уровень возбуждения. Физическое напряжение уменьшается, ребенок воспринимает собственный ритм. Это дает ему уверенность в себе, т.е. ощущение комфорта.

 

Активация кровоснабжения.

Происходит и активация кровоснабжения, так как мышечное напряжение тесно связано с расслаблением сосудов. У ребенка изменяется цвет лица, а иногда спустя некоторое время его ноги, стопы и кисти становятся теплее.

 

Активация процесса приема пищи.

Облегчаются и активизируются движения языка и губ. Часто дети начинают самостоятельно глотать.

 

Активация пищеварения.

Благодаря достигнутому таким путем расслаблению наступает расслабление кишечника (облегчается дефекация).

 

Целевые группы

 

1) Дети с церебральными двигательными нарушениями, у которых понижен тонус мышц туловища. Это мешает ребенку двигаться, проявлять активность. Но каждый ребенок хочет «чувствовать» себя. Дети с такими нарушениями стремятся «приподняться», увеличивая мышечное напряжение, и поэтому их конечности становятся все более напряженными. При этом тонус тела остается сниженным, а само тело вялым, жизненные функции становятся еще более ограниченными, а состояния повышенного напряжения чревато все большей опасностью для ребенка. Корсет помогает разорвать этот порочный круг.

2) Другую группу составляют дети с недостаточностью движений. Недостаток мотивации и сниженный тонус мешают им накапливать сенсомоторный опыт. Корсет, в который в этом случае обязательно должны быть вшиты боковые эластичные вставки, частично обеспечивает ребенку обратную связь и дает возможность препятствовать привыканию к гиподинамии.

 

Применение

 

Застегивая корсет, не следует одновременно плотно затягивать все ремни. Часто после первого или второго подтягивания ребенок глубоко выдыхает, иногда может даже срыгнуть. Только после того, как он избавится от напряжения, можно затянуть все ремни корсета.

Корсет не следует надевать ребенку на голое тело. Лучше всего надеть его на «боди», так как в этом случае он плотно облегает тело. Часто так же плотно облегают туловище тонкие футболки, поэтому на них тоже можно надевать корсет. Так будет обеспечено простое и быстрое надевание корсета в нужный момент.

Время ношения корсета зависит от поставленных целей.

1) Дети с нейромышечными заболеваниями носят корсет дольше и охотнее. Они наслаждаются тем, что корсет надежно поддерживает их тело и они могут глубже дышать. Часто благодаря этому они также могут лучше выпрямлять туловище.

2) Детям с тяжелыми множественными нарушениями необходимо надевать корсет надолго (чтобы они не привыкали к снижению активности). Если корсет используется в процессе приема пищи, то стоит надевать его за некоторое время до кормления. Благодаря улучшению восприятия собственного тела ребенок может лучше глотать.

3) Регулярное ношение корсета часто помогает детям, имеющим проблемы с дефекацией.

Девочка (рис.14.1) не может самостоятельно сидеть и переворачиваться. Когда она лежит на спине, то не может играть с игрушками. В этой позе она занята практически только тем, что пытается подтянуться вперед, согнув туловище. Она редко кладет голову на опору и делает это ненадолго, а затем снова тянется головой вперед. В дальнейшем такое сгибание повлечет за собой и выведение плеч вперед (протракцию), то есть возникнет общий сгибательный образец движений. Глаза в этой фазе обычно закрыты. Руки теребят друг друга или свитер. В общем, находясь в одиночестве в положении лежа на мате, девочка очень недовольна.

 

Рис. 14.1

 

Мы заказали для нее корсет. При первом надевании его она прервала свои движения и с тяжелым вздохом опустила голову на мат. Руки, которыми она обычно теребила что-либо у себя на животе, теперь откинуты в стороны, они покоятся на мате и далеко отведены от туловища (рис. 14.2).

 

Рис. 14.2

 

 

Платок для туловища

 

 

Изготовление

 

Большой прямоугольный платок размером примерно 1,2? 1,4 м сворачивается так, чтобы ширина получившегося свертка была равна расстоянию от подмышек до бедра ребенка. Платок для туловища должен быть таким, чтобы его можно было как можно плотнее обмотать вокруг туловища ребенка. Рекомендуем использовать большие хлопчатобумажные платки, которые легко купить.

Если его использование себя оправдывает и он будет часто применяться, рекомендуем заказать платок из тика, потому что надевать обыкновенный платок довольно трудно. Мерки снимаются примерно так же, как и для корсета. Важнее в этом случае замок. Концы платка должны далеко заходить друг на друга; соответственно, на одной стороне нашивается застежка-«липучка», а на другой – широкая полоса мягкой основы для ее прилипания. Тем самым станет возможно по-разному обматывать им ребенка: и посвободней, и потуже.

 

Функции и действие

 

Платок для туловища помогает ребенку лучше ощущать свое тело. Так ребенок сможет воспринимать его разными способами, а не только ощущая движения своих конечностей. Внимание ребенка переносится на туловище. В этом случае контроль за положением туловища – предпосылка лучшего ощущения своего тела на поверхности опоры и в пространстве. Ребенок лучше осознает собственный вес, чувствует свое дыхание, а ритм ходьбы также способствует ощущению своего тела.

 

Целевые группы

 

1) Дети с атаксией, которые не могут спокойно удерживать положение тела. В качестве компенсации они пытаются «прикрепиться» к поверхности опоры или зафиксировать свою позу. Тонус таких детей настолько снижен, что для повышения напряжения своих мышц они скрипят зубами, кусают себе пальцы и т.п. Поэтому платок для туловища должен быть обмотан плотно и хорошо зафиксирован, – только так будет достигнута необходимая ребенку стабильность.

2) Дети с тяжелой формой спастичности и атетозом. Это дети, которые часто лежат в позах, вызванных общим рефлекторным разгибанием туловища и асимметричным шейным тоническим рефлексом, и без коррекции у них снова и снова возникают патологические позы и движения.

3) Применение платка для туловища оправдано также для детей со сниженным зрением, у которых незначительно снижен мышечный тонус. «Зафиксированное» туловище помогает слабовидящему ребенку более целенаправленно использовать руки для прикосновений и изучения предметов.

 

Применение

 

Ребенок сидит на корточках, опираясь на пятки, а верхняя часть его тела лежит на U-образной подушке (рис.15.1). Это уже более благоприятное исходное положение, чем лежа на животе; ноги и таз симметрично согнуты. Но этого недостаточно для того, чтобы без посторонней помощи избавиться от выраженной асимметрии (обратите внимание на складки на пеленке и футболке). Ребенок не может удобно положить голову на подушку, а держит ее неподвижно.

 

Рис. 15.1 и 15.2

 

Грудная клетка плотно обматывается платком (рис. 15.2). «Сильная», не изменяющаяся тяга помогает мальчику ощущать свое тело. Это снова активирует мышцы его туловища. Теперь он может самостоятельно выйти из своей асимметричной позы.

Ребенку с трудом дается поворот головы в другую сторону. Глаза и рот широко открыты. Нижняя челюсть еще асимметрично смещена, язык высунут (рис. 15.3).

 

Рис. 15.3

 

Длительно получаемая информация от тела (смещение акцентов внимания на активность туловища) помогает ребенку в осознании собственного тела. Улучшается контроль за положением туловища; ребенок может положить голову и прикрыть рот (рис.15.4).

 

Рис. 15.4

 

Глаза закрыты. В такой непривычной для него ситуации мальчик воспринимает себя по-новому (рис.15.5). Шея и правое плечо немного выпрямились, то есть рот и руки располагаются ближе друг к другу.

 

Рис. 15.5

 

Лежать в таком расслабленном состоянии – «активная работа» для ребенка, поэтому нельзя нарушать его концентрацию и мешать активности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: