Создание положения «лежа на боку»




 

Для ребенка с тяжелыми нарушениями положение «лежа на боку» – это дополнительные возможности проявления самостоятельной активности (например, для получения опыта игры, рис.26.3). Формируя правильную позу с помощью шерстяного одеяла, можно обеспечить дополнительную опору для руки, находящейся сверху, и она не будет за счет силы тяжести «тянуть» ребенка перевернуться на живот. Благодаря этому девочка с гипотонией получает возможность ощупать игрушку, схватить ее и погреметь. В таком уравновешенном положении девочка может наконец открыть глаза, в других позах это для нее слишком тяжело.

 

 

Создание положения, способствующего осознанию собственного тела

 

Мальчик лежит на мягком мате из пеноматериала (рис.27.1). Одеяло свернуто под его животом, ребенок лежит на нем (одеяло находится между подмышечными впадинами и тазом). Это способствует поддержанию правильного положения всего плечевого комплекса и помогает ребенку мягко опустить ноги под действием силы тяжести.

 

Рис. 27.1

 

В целом мальчик еще не «улегся». Его голова по-прежнему напряжена. Он лежит, выпрямившись и слегка отклонившись назад. Глаза широко открыты. Он не может спонтанно повернуть голову в сторону. У него отсутствует способность «сжиматься в комочек», которой нормально развивающийся ребенок обладает с рождения. Ритмическая стимуляция (рука терапевта на спине) помогает ему почувствовать себя через ощущения от собственного тела (телесная стимуляция).

Под действием силы тяжести голова ребенка опустилась на опору (рис. 27.2). Это способствует изменению осознания своего тела, т. е. создает основу для осознания себя (и наоборот: осознание себя способствует осознанию своего тела). Лучшая поза дает ребенку чувство большей безопасности. Он притянул руку ко рту, и сделал это осознанно. Для такой самоорганизации необходимо ограничение воздействия внешнего мира, только тогда проявляется самостоятельность ребенка.

 

Рис. 27.2

 

Фотографии позволяет убедиться, что ребенок находится в состоянии душевного равновесия (рис. 27.3). Взгляд направлен «внутрь себя». Свое хорошее самочувствие ребенок может выразить и физически. Он двигает только головой, которая находится в симметричном положении по средней линии тела, и начинает выпрямлять шею. Для подъема головы этому ребенку, тяжело поддающемуся терапевтическому воздействию, требуется очень сильное напряжение. Он всецело сконцентрирован на своих действиях (рис.27.4).

 

Рис. 27.3, 27.4 и 27.5

 

Если бы сейчас не было шерстяного одеяла, оказывающего ингибирующее действие на мышечный тонус (препятствующего повышению тонуса), то те физиологические движения, которые мы сейчас видим, сошли бы «с рельсов» из-за повышения тонуса, т.е. патологические движения появились бы намного раньше.

Локти мальчика с самого начала попытки приподняться испытывали сопротивление веса тела, что повлияло на симметричное выпрямление плечевого пояса, разгибание шейного отдела позвоночника и движения головой. Отчетливо видно, что, несмотря на напряжение, его ладони сомкнуты в крепкий кулачок, а большой палец располагается рядом с кулачком, а не зажат внутри ладони.

 

 

Осознание собственного тела и взаимодействие с миром

 

Итак, стал возможен обмен «сигналами» между телом ребенка и окружающим миром. Теперь может начаться непосредственное взаимодействие с миром.

«Если я откроюсь физически, то буду открыт и для окружающих». Эмоциональная уверенность ребенка, как и хорошее взаимодействие с родителями и физическими терапевтами, несет в себе огромную силу, помогающую преодолеть физические и психические ограничения (рис. 27.5).

В этом положении ребенок в состоянии дольше удерживать голову и может слышать, как мать его хвалит. Его взгляд сконцентрирован и внимателен. Начальное напряжение в области плеч и шеи значительно уменьшилось. Положение головы правильное – она «продолжает» позвоночник. Мальчик опирается на предплечья, и его кулачки, несмотря на выпрямление шеи, сжаты не крепко.

При такой относительно хорошей регуляции тонуса ребенок может в любой момент самостоятельно опустить голову (и она не упадет) и изменить ее положение по своему желанию (рис. 27.6).

 

Рис. 27.6

 

Создание правильного положения тела с помощью автомобильной камеры

 

 

Изготовление

 

Автомобильную камеру различного диаметра и высоты можно купить в магазине автозапчастей. Выбор диктуется размерами ребенка.

 

Функции и действие

 

С помощью автомобильной камеры можно создать такое положение тела, при котором оно будет согнуто и при этом симметрично. Часто так он получает возможность свести руки вместе по средней линии. Ребенок может поднести их ко рту или приблизить к ногам, – а это опыт, получаемый от собственного тела. При такой игре руками не возникает общая выпрямительная реакция.

Наклон, обеспечиваемый камерой, помогает при выраженной тенденции к выпрямлению ног или в ситуации, когда ноги ребенка постоянно ротированы вовнутрь (головка бедренной кости при этом смещена вперед, и возникает опасность развития вывиха бедра). Для предотвращения приведения и внутренней ротации в тазобедренных суставах между ног кладется шерстяное одеяло.

Ребенок с повышенным тонусом остается «в себе» и может достичь покоя и концентрации. Дополнительное одеяло можно использовать в качестве преграды, «защищающей» ребенка от внешнего мира.

 

Целевые группы

 

Целевые группы те же, что и для использования шерстяного одеяла в качестве вспомогательного приспособления. При этом автомобильная камера обеспечивает более стабильное положение тела, т. е. дети с выраженными выпрямительными спазмами (переразгибанием тела), используя камеру, получают большую опору и ограничения для патологических двигательных реакций.

 

Применение

 

В автомобильную камеру, диаметр которой определяется ростом ребенка, кладется шерстяное одеяло.

Этому младенцу с повышенной возбудимостью требуется много ограничений для тела, поэтому одеяло прижато к его телу с обеих сторон. Таким образом, с правой и с левой стороны туловище поддерживается в симметричном положении относительно средней линии тела и имеет устойчивую опору. Благодаря высоте автомобильной камеры тело ребенка в достаточной степени наклонено вперед (рис.28.1).

Шерстяное одеяло целиком прижато к телу ребенка и одновременно приводит его плечи вперед, а ноги, благодаря поддержке одеяла, находятся в правильном положении отведения и сгибания в тазобедренных суставах. Так как одеяло мягкое, то не происходит активации противодействующих движений в нижних конечностях.[18]Такое охватывающее тело ограничение, наклон вперед, обеспечиваемый камерой, и соска дают ребенку возможность расположиться в удобной позе, избавиться от мышечного напряжения и ощутить самого себя.

 

Рис. 28.1 и 28.2

 

Хорошо видно, что ребенок «сполз» в отверстие камеры (рис.28.2). Правая нога теперь находится в положении большей наружной ротации. Руки касаются друг друга, пальцы сцеплены, взгляд направлен на руки (координаторная цепочка глаз–рука). Направляя взгляд на руки, ребенок наклоняет голову вперед. Так он может некоторое время заниматься собой, знакомиться со своим телом и своими способностями. Наибольшее внимание он уделяет себе и своим действиям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: