Тема 6. Ключевые факторы успеха на отраслевом рынке.




1. Раскройте сущность понятий «отрасль», «отраслевой рынок», «ключевые факторы успеха». Приведите примеры ключевых факторов успеха (КФУ) различных отраслей. Систематизируйте существующие в литературе классификации КФУ. Раскройте сущность модели «пяти сил конкуренции» М.Портера, отметьте её прикладное значение.

2. Опишите отрасль, которой работает Ваше предприятие: её название, место в системе отраслей экономики, основные экономические показатели данной отрасли, особенности жизненного цикла и т.д. Какие факторы успеха являются ключевыми в этой отрасли? На какие из них опирается Ваше предприятие в своей деятельности? Какие КФУ Ваше предприятие не использует? Почему? Предложите стратегию рыночного поведения для Вашей фирмы. Сделайте прогноз ожидаемого эффекта от реализации этой стратегии.

 

Тема 7. Анализ конкуренции на отраслевом рынке.

1. Проведите анализ понятий «отрасль», «отраслевой рынок». Раскройте сущность модели «пяти сил конкуренции» М. Портера, отметьте её прикладное значение. Объясните механизм воздействия сил конкуренции на отраслевую прибыльность. Систематизируйте факторы, влияющие на динамику каждой из пяти сил конкуренции.

2. Опишите отрасль, которой работает Ваше предприятие. Проведите анализ отраслевого рынка, используя модель «пяти сил конкуренции». Каков уровень конкуренции в отрасли? Какие из пяти сил доминируют? Какие факторы успеха являются главными в данной ситуации? В соответствии с этим предложите стратегию рыночного поведения для Вашей фирмы. Сделайте прогноз ожидаемого эффекта от реализации этой стратегии.

 

Тема 8. Конкурентные преимущества. Выбор стратегии конкурентоспособности.

1. Раскройте сущность понятия «конкурентное преимущество». Обоснуйте относительность конкурентных преимуществ, их привязанность к конкретным рыночным условиям. Систематизируйте конкурентные преимущества по источникам их возникновения. Разграничьте понятия «конкурентные преимущества товара» и «конкурентное преимущество фирмы».

Рассмотрите основные пути достижения конкурентного преимущества фирмы: стратегию лидерства по издержкам, стратегию дифференциации продукции, стратегию фокусирования. Каковы преимущества и опасности этих стратегий?

2. Проведите сравнительный анализ продукции Вашего предприятия и его ближайших конкурентов. Для этого сначала определите количество и основные характеристики фирм-конкурентов. Затем выберите не менее двух образцов продуктов для сравнения их друг с другом. Сформируйте систему оценочных показателей для сравнения экономических и потребительских характеристик сравниваемых образцов. Проведите анализ характеристик сравниваемых продуктов. Найдите интегральный показатель
конкурентоспособности продукции (например, путём вычисления средневзвешенных оценок). Сделайте вывод о конкурентоспособности
продукции Вашего предприятия. На каких конкурентных преимуществах она основана? Предложите пути повышения конкурентоспособности продукции Вашего предприятия. Каких конкурентных преимуществ для этого нужно достичь? Предложите альтернативные конкурентные стратегии, выберите из них наиболее адекватную для Вашего предприятия.

 

Тема 9. Зависимость стратегии от этапа жизненного цикла отрасли.

1. Объясните сущность понятия «жизненный цикл отрасли». В чем его сходства и различия с понятием «жизненный цикл товара»? Систематизируйте все возможные альтернативы поведения фирм на разных этапах жизненного цикла отрасли: стратегии в зарождающихся, растущих, зрелых отраслях, а также в отраслях, находящихся на этапе спада.

2. Проанализируйте отрасль, которой работает Ваше предприятие. На основании оценки таких показателей, как темп роста спроса, число конкурентов, разнообразие продуктовой линии, интенсивность конкуренции, стабильность доли рынка, постоянство потребителей, высота «входных барьеров», уровень развития технологии и т.д. сделайте вывод о том, на какой стадии жизненного цикла находится анализируемая отрасль. Сделайте прогноз, как долго данная отрасль будет находиться в этой стадии ЖЦ. Обоснуйте Ваше мнение. Какую стратегию необходимо избрать предприятию при переходе отрасли к следующей стадии ЖЦ?

 

Тема 10. Зависимость стратегии от позиции фирмы в конкуренции.

1. Обобщите возможные позиции фирм в конкуренции. Опишите методы, позволяющие оценивать конкурентные позиции фирм. Обоснуйте причины различий в методах оценки конкурентных позиций фирм на олигополистическом рынке и на рынке монополистической конкуренции. Систематизируйте стратегии, адекватные для отраслевых лидеров, стратегии «следующего за лидером», стратегии предприятий, занимающих рыночные ниши; стратегии предприятий со слабыми конкурентными позициями.

2. Проведите анализ конкурентной позиции выбранной Вами фирмы. Обоснуйте выбор метода, которым Вы будете пользоваться для оценки конкурентной позиции фирмы. Проведите оценку конкурентной позиции фирмы. В случае, если оценка проводится в условиях рынка монополистической конкуренции, постройте карту рынка («карту стратегических групп конкурентов») и определите, к какой стратегической группе конкурентов относится анализируемая фирма, а затем оцените позицию фирмы внутри соответствующей стратегической группы.

В случае, если оценка проводится в условиях олигополистического рынка, сформируйте систему оценочных показателей для сравнения характеристик фирм-конкурентов. Проведите сравнение. Найдите интегральный показатель конкурентной позиции фирмы (например, путём вычисления средневзвешенных оценок). Сделайте вывод о конкурентной позиции анализируемого предприятия.

Предложите модель рыночного поведения, соответствующего конкурентной позиции фирмы. Сделайте прогноз возможных ответных мер конкурентов. Предложите меры по нейтрализации действий конкурентов.

 

Тема 11. Стратегия маркетинга.

1. Назовите элементы стратегии маркетинга. Выявите и опишите особенности таких маркетинговых мероприятий, как сегментирование рынка, проектирование и разработка товара, вывод товара на рынок, товарная стратегия на рынке, цена, продвижение, методы распространения, формирование спроса, стимулирование сбыта. Раскройте особенности каждого из этапов жизненного цикла товара, соотнесите их с выбором стратегии. Объясните, как жизненный цикл продукции и вид технологии влияет на формирование товарного ассортимента и номенклатуру продукции. Дайте понятие стратегической зоны хозяйствования (СЗХ), опишите процесс выбора СЗХ.

2. Проанализируйте деятельность выбранного Вами промышленного предприятия, дайте характеристику его маркетинговой стратегии. Проведите анализ СЗХ данного предприятия. Для этого используйте матрицы «продукт - рынок», БКГ, Мак Кинзи. На каких этапах жизненного цикла находятся товары различных СЗХ? Предложите наиболее оптимальный вариант номенклатуры продукции для исследуемого предприятия. Обоснуйте свой выбор.

Постройте модель стратегии маркетинга для данного предприятия, включающую следующие элементы: сегментирование рынка, проектирование и разработка товара, цена, продвижение, методы распространения, формирование спроса, стимулирование сбыта.

 

Тема 12. Выбор стратегии диверсификации.

1. Раскройте сущность понятия «диверсификация» и рассмотрите основные типы стратегий диверсификации. Систематизируйте преимущества и недостатки (риски) стратегий связанной диверсификации и несвязанной диверсификации. В чём заключаются сложности управления диверсифицированной компанией?

2. Проанализируйте деятельность выбранного Вами предприятия, дайте характеристику его хозяйственного портфеля. Существуют ли стратегические соответствия между отдельными направлениями деятельности внутри хозяйственного портфеля? Выявите наиболее (наименее) перспективные сферы деятельности в портфеле предприятия, применив один или несколько аналитических матричных инструментов. Предложите вариант диверсификации. Обоснуйте выбор направления диверсификации критериями экономической эффективности и синергизма.

 

Тема 13. Стратегия нововведений.

1. Раскройте сущность понятий «новшество», «инновация», «инновационный лаг». Систематизируйте наиболее распространённые причины и обобщите побудительные мотивы нововведений. Какие внешние и внутренние факторы способствуют успешной инновационной деятельности предприятий?

Постройте модель процесса принятия решений на этапах выявления новой потребности (появления новой идеи) и её практического воплощения.

2. Проанализируйте инновационную деятельность выбранного Вами предприятия. Какие мотивы побуждают это предприятие заниматься нововведениями? Как это влияет на общую стратегию предприятия?

Рассмотрите два или более варианта новшеств. Сравните эти варианты, обоснуйте, какой из них является наиболее эффективным для анализируемого предприятия, и предложите инновационную стратегию.

 

Тема 14. Стратегия ценообразования.

1. Опишите существующие типы рынков и методы определения цен в условиях каждого из них. Обобщите факторы, влияющие на ценовую стратегию предприятия. Систематизируйте цели политики ценообразования разных предприятий. Дайте понятие стратегической зоны хозяйствования (СЗХ), опишите процесс выбора ценовой стратегии в СЗХ.

2. Постройте модель процесса выработки ценовой стратегии выбранного Вами предприятия. Проведите анализ целей его ценовой политики. Определите, на каком рынке (чистой конкуренции, монополии, олигополии, монополистической конкуренции) оно работает? Как это влияет на его стратегию? Систематизируйте ценовые стратегии, используемые данным предприятием в различных СЗХ.

Предложите несколько вариантов ценовой стратегии для одного из продуктов предприятия. Сравните эти варианты, выберите наиболее эффективный. Обоснуйте свой выбор. Рассчитайте эффект, ожидаемый от реализации данной стратегии.

 

 

Тема 15. Стратегия внешнеэкономической деятельности.

1. Систематизируйте условия и факторы, оказывающие влияние на цели внешнеэкономической деятельности предприятия. Обобщите тенденции развития мировой экономики, влияющие на выбор стратегии внешнеэкономической деятельности.

Постройте модель процесса выхода на внешний рынок, включающую этапы выбора конкретного целевого рынка, выбора стратегии выхода на рынок.

2. Проанализируйте деятельность выбранного Вами предприятия. Каковы стратегические цели его внешнеэкономической деятельности? На рынки, каких стран или регионов мира это предприятие имеет выход? Какие цели преследует предприятие на каждом из своих рынков? Какие рынки являются перспективными? Какие рынки являются привлекательными, но пока недоступными для данного предприятия? Рассмотрите два или более варианта выхода на международный рынок. Сравните эти варианты, экономически обоснуйте, какой из них является наиболее эффективным для анализируемого предприятия. Назовите конкретные способы достижения стратегических целей предприятия на этом рынке.

 

Тема 16. Финансовая стратегия фирмы.

1. Обобщите элементы финансовой деятельности предприятия, подразделите цели финансовой деятельности на оперативные, тактические и стратегические. Систематизируйте виды финансовых ресурсов. Обобщите ситуации, когда финансовые и стратегические цели предприятия взаимно дополняют друг друга; а также ситуации, в которых финансовые и стратегические цели предприятия противоречат друг другу.

2. Проанализируйте деятельность выбранного Вами предприятия. Каковы его стратегические цели? Каковы цели его финансовой
деятельности? Есть ли между ними противоречия? Постройте модель выбора финансовой стратегии на данном предприятии, включающую должностных лиц, ответственных за принятие финансовых решений. Проанализируйте финансовые возможности данного предприятия, которые могли бы послужить основой выработки стратегии. Рассмотрите несколько вариантов финансовой стратегии. Сравните эти варианты, экономически обоснуйте, какой из них является наиболее эффективным для анализируемого предприятия.

 

Тема 17. Стратегия инвестиционной деятельности.

1. Рассмотрите элементы инвестиционной стратегии: определение источников финансирования; привлечение заемных финансовых средств. Покажите, как происходит анализ и отбор инвестиционных проектов. Рассмотрите такие критерии оценки проектов, как окупаемость, прибыльность, риск. Раскройте сущность, выявите преимущества и недостатки методов оценки инвестиционных проектов: метода простой бухгалтерской нормы прибыли; дисконтного метода окупаемости; метода чистой текущей стоимости проекта; метода внутренней ставки рентабельности. Сравните и выявите преимущества и недостатки различных источников финансирования инвестиционных проектов: закрытой подписки на акции; привлечения банковского кредита; открытой подписки на акции.

2. Проанализируйте инвестиционную деятельность выбранного Вами предприятия. Рассмотрите несколько инвестиционных проектов. Сравните эти проекты по срокам окупаемости; по чистой текущей стоимости проекта; по внутренней ставке рентабельности проекта. Какой из проектов наиболее эффективен с финансовой точки зрения? Какой из проектов наиболее эффективен с точки зрения достижения стратегических целей предприятия? Обоснуйте окончательный выбор варианта инвестирования.

 

Тема 18. Оценка риска инвестиционных проектов

1. Объясните сущность понятия «риск», перечислите его виды и возможные источники. Постройте модель оценки риска инвестиционных проектов, которую проводят в несколько этапов: выявляют наиболее вероятные источники риска, затем оценивают возможные потери, затем разрабатывают стратегические меры по снижению риска.

2. Проведите анализ деятельности выбранного Вами предприятия. Какие факторы внешней и внутренней среды этого предприятия могут содержать в себе возможный риск? Какие действия нужно предпринять по снижению этих рисков и минимизации потерь? Рассмотрите конкретный инвестиционный проект, определите риски, которым он может подвергаться. Разработайте план действий по снижению возможного риска. Как это отразится на затратах? Докажите необходимость (целесообразность) мер по снижению риска.

 

Тема 19. Стратегия организационных изменений.

1. Систематизируйте разнообразные виды организационных изменений, от частичных до коренных. Почему по мере изменения стратегии предприятия необходимо изменять и его организационную структуру? Назовите причины возникновения сопротивления, возникающего при проведении стратегических преобразований. Обобщите методы преодоления этого сопротивления.

2. Проанализируйте деятельность выбранного Вами предприятия. Какие стратегические изменения планируются в ближайшее время? Предложите несколько проектов новой организационной структуры предприятия. В чем преимущества и недостатки каждой из них? Выберите вариант, наиболее адекватный требованиям новой стратегии предприятия. Проанализируйте отношение работников предприятия к новой стратегии. Предположите, кто будет являться сторонником, а кто противником перемен. Выявите и назовите причины возможного сопротивления. Устранимы ли эти причины? Предложите пути преодоления сопротивления.

 

Тема 20. Разработка структуры управления для реализации стратегии.

1. Опишите типы организационных структур. Систематизируйте их преимущества и недостатки. Создайте классификационную таблицу, показывающую соответствие характеристик типов организационных структур характеристикам различных стратегий. Почему по мере изменения стратегии предприятия необходимо изменять и его организационную структуру? Объясните, каким образом происходит разделение обязанностей между подразделениями, вырабатывающими и реализующими стратегию.

2. Проанализируйте деятельность выбранного Вами предприятия. Какие стратегические изменения планируются в ближайшее время? Для реализации новой стратегии необходимо создать новую организационную структуру. Каким требованиям она должна отвечать? Какие новые функциональные направления должны в ней появиться? Предложите несколько проектов новой организационной структуры предприятия. Выберите вариант, наиболее адекватный требованиям новой стратегии предприятия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: