Природа как объект философского и научного познания




Природа – совок-ть всего сущего; объективно существующ и развив-ся по своим законам мир; сущность той или иной вещи; мир в целом.

Античность-подвижное, изменяющ-ся целое, чел ее часть. Средневековье- природа сотворена Богом, но она ниже чела,у кот есть душа. Возрождение- величие, красота приподы, радость, наслажд-е. Капитализм-господство над природой.

Одной из сфер бытия выступает природа. В широком смысле природа – все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений мира. Понятие «природа» характеризует каждое сущее, включая и человека, это своеобразное «ядро» вещи, совокупность существенных признаков, сторон вещи. Природа в узком смысле слова – естественная часть мира, естественная среда обитания человека.

В древности силы природы персонифицировались в образах богов, человек ощущал свою слабость в противостоянии им. В античном мышлении природа понимались как подвижное целое, а человек как одна из её частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой. Начали создаваться натуралистические теории, преувеличивавшие зависимость общества от природы (Платон, Аристотель, Гиппократ, Геродот).

В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, ибо последний мыслился как образ и подобие Бога, как венец творения и царь природы. В Новое время продолжалось укрепление концепции географического детерминизма.

В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя красоту. Подчёркивалось единство человека с природой. Человек – произведение природы, он существует в природе, подчинен её законам.

Классики марксизма подчеркивали связь человека, природа и общества, природа и истории, роль материального производства в обеспечении противоречивого единства названных элементов системы, указывали на целенаправленный характер воздействия на природу, предупреждали, что при этом нельзя преувеличивать сознательное начало.

В методологическом плане ошибочны как преувеличение роли природы, так и недооценка географических факторов. Во второй половине XX в. утверждается представление о необходимости коэволюции, т.е. совместной, согласованной эволюции природы и человечества, о необходимости сопоставлять цели деятельности с её средствами и последствиями. В идее коэволюции акцентируется внимание не на борьбе за существование и отборе, а на процессах кооперации, сотрудничества, взаимного обмена энергией. Стимулируется интерес к опыту натурфилософии, где подчеркивалась сопричастность души к природе, любви к ней. Возраждается русская духовная традиция, рассматривавшая явления через призму не только истины, но и добра и красоты.

Носителем коэволюции, целостности природы и общества предстает человек. Пока он выдерживает напряжение взаимодействия, человек остается субъектом жизни.

Модели взаимод-я чела и Пр.:

Мифологич-я язычество, Универсум, гаромония с Пр., дары природы, Пр и чел едины. 2) Науч-технологич 3) Диалогическая Коэволюция-сосуществование «окруж. среда»: Естест. (первая природа) – вкл-ет гео- и биосферу, а также часть сонечной системы в связи с космич. дея-тью чел-ка.

Искусственная окружающая среда(вторая природа)- совокупность явлений и процессов, созданных человеком, включающая технику, а также живые организмы, выведенные чел-ком.

 

Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы. Коэволюционный императив. Место экологических ценностей в системе ценностей современной цивилизации.

Анализируя понятия бытия, материи, мы вкладываем в их содержание все то, что существует в мире. Природа (П) тесно связана с предшествующими двумя категориями.

П. имеет два значения:

1. все существующее, материя и ее многообразные формы. В это понятие входит человек, общество, духовный и внутренний мир человека.

2. (в узком смысле) совокупность естественных и искусственных условий, в которых проходит жизнь человека и общества – геобиоциноз.

Выделяют первичную и вторичную природу.

Первичная П. – то, что существовало и существует до и независимо от сознания человека, объективная реальность, без которой невозможно существование человека, его жизнедеятельности.

Вторичная П. – создана умом и руками человека по подобию первичной природы. Создается через процесс труда. Представляет единство как природного так и духовного начала.

Понятии П. включает как неживые так и живые элементы. Разграничение между живой и неживой П. является своеобразным мерилом философских знаний. В истории познания одни говорили, что мир полностью одушевлен (пантеизм – полное одушевление), другие – мир представляет собой сложное образование и существуют две формы: живая и неживая, между которыми существует относительная граница.

В условиях выделения качеств жизни рассматривается два подхода:

1. уникальность природных качеств жизни (существует точка зрения, что эти качества могут быть реализованы только на планете Земля)

2. универсальность (эти условия могут быть и на других планетах. Этот подход основывается на бесконечности и неисчерпаемости материи и бытия, позволяет допускать существование разумной жизни на других планетах).

Процесс эволюции природы породил человека, а затем и общество. Дарвин в теории «Естественный отбор» описал и доказал эволюцию биологического мира до появления человека. Морган описал становление человека и общества как социального аспекта развития. Энгельс вскрыл причину, по которой происходит этот процесс развития. Причина – труд человека, как целенаправленная деятельность. Труд – основа процесса формирования человека и общественных отношений.

Понятие общества моложе понятия природы. Общество и человек – суть порождения природы. Они возникают и развиваются в природе. Общество и природа – не только противоположные, но и тесно связанные понятия. В конце 20 в. Возникло понятие природа-общество.

С появлением человека, природа вступила в новый этап своего развития, стала испытывать антропологическое влияние – влияние человеческой деятельности, ее результата.

Выделяют следующие исторические этапы взаимодействия человека и природы:

1. этап первоначального отношения человека и природы (палеолит, неолит, первобытное общество). Природа сильно воздействовала на человека: климат, природные стихии. Поэтому человек сильно зависел от природы.

2. человек постепенно «отвоевывает» у природы приоритет (16-19 в.) Могущество человека возрастает, а природы уменьшается. Это период машинных революций.

3. НТР. Период взрывоопасного влияния человека на природу. Планетарный масштаб связан с выходом человека в ближайший космос.

В истории развития природы и общества особое место отводилось понятию «географическая среда».

Термин биосфера был введен фр. ученым Ламарком. Существует несколько определений биосферы:

1. совокупность всех организмов

2. оболочка Земли, включающая живые организмы и среду их обитания

3. результат исторического взаимодействия живого и неживого.

Уровни биосферы: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционный, биогеоценотический.

Понятие ноосферы было введено Шарлем Леруа. Вернадский и Шарден использовали его в своих философских концепциях. Шарден видел под ноосферой коллективный разум, сознание, которое будет управлять развитием самой биосферы. Вернадский считал, что ноосфера – новый этап в развитии природы и биосферы, который является определенным гармоническим сочетанием во взаимодействии природы и общества.

 

58.Глобальные проблемы – это проблемы широкого планетарного масштаба, возникающие в результате мощного развития производительных сил в условиях научно-технической революции, решение которых возможно только общими усилиями всего человечества.

Проблемы:

-проблема сохранения мира(появление ядерного оружия)

-проблема международного терроризма.

-проблема обеспечения человечества энергетическими и сырьевыми ресурсами.

-загрязнение природной среды(«парникового эффекта», загрязнение Мирового океана).

-демографическая проблема.. В разв.странах дем.пробл. связана с низкой рождаемостью и ростом числа людей преклонного возраста.

Под угрозой находится не только окружающий мир, но и наш организм(резкое ослабление иммунитета человека под воздействием радиации, ультразвука, электромагн. поля, стрессов.

Глоб. пр.- духовно-нравственные(причина- широкое распространение идеологии потребительства).

Будущее человека и общества. исследователи связывают преодоление глобальных кризисов с формированием и укреплением в массовом сознании новой этики, с развитием культуры и ее гуманизацией. В основу этого обновленного мировоззрения должен быть положен новый гуманизм. Можно преодолеть экологические и др. глоб. пр.,при условии, если будет осуществлен переход к другой цивилизации, построенной на новой системе ценностей. Они должны базироваться на биосфероцентризме,(акцент на уникальности феномена жизни и поддержание биосферы в сост. равновесия) Новый гуманизм должен быть ориентирован на выработку глобального сознания и включать в себя как минимум три основополагающих начала: чувство глобальности, нетерпимость к насилию и любовь к справедливости. разрабатывается термин «научный гуманизм»,гуманист Альберт Швейцер разработал «этику благоговения перед жизнью », ученый В.А.Энгельгардт также настаивал на необходимости проявить внимание к «внутренней среде» человеческой личности, к ее более глубоким аспектам.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: