Информационное обеспечение обучения




ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению домашних контрольных работ

Дисциплины «История»

для специальностей технического, социально-экономического и гуманитарного профиля профиля

 

Волгоград

2017г.

 


Программа учебной дисциплины «История» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее-ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) для технического, социально-экономического и гуманитарного профиля.

Организация-разработчик: ГБПОУ Волгоградский технологический колледж.

Разработчики:

Абрамова С.В.., преподаватель истории и обществознания кафедры «Правоведение» ВТК

Рецензенты:

 

 

 

 


 

Пояснительная записка

Область применения примерной программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС и предназначена для изучения истории в профессиональных образовательных организациях, при подготовке специалистов среднего звена.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель изучения дисциплины «История»:

Формирование представлений о развитии основных регионов мира и России на рубеже XX-XXI вв.; о роли исторической науки в познании современного мира; об органической взаимосвязи российской и мировой истории.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX-начале XXI в.;

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

Знать/понимать

· закономерности исторического процесса, основные этапы, события мировой и отечественной истории;

· основные направления, проблемы, теории и методы истории;
движущие силы и закономерности исторического процесса;

· место человека в историческом процессе, политической организации общества;

· основные этапы и ключевые события мировой истории и истории России;

Уметь

· ориентироваться в историческом прошлом

· логически мыслить, вести научные дискуссии;

· работать с разноплановыми источниками;

· осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

· получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

· преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

· выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

· извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Тема 1. Международные отношения во II половине ХХ в. Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Выработка согласованной политики союзных держав в Германии. Идея коллективной безопасности. Новый расклад сил на мировой арене. Речь Черчилля в Фултоне. Доктрина «сдерживания». План Маршалла. Начало «холодной войны». Образование Организации Североатлантического договора (НАТО). Корейская война как первый опыт эпохи «холодной войны». Высадка войск ООН в Корее. Перемирие и раскол Кореи. Рост антиколониального движения. Образование новых независимых государств вследствие крушения колониальных империй. Трудности преодоления отсталости. Политика мирного сосуществования и военное соперничество между Западом и Востоком. Карибский кризис и его уроки. Война во Вьетнаме. Военное соперничество СССР и США и его итоги. Разрядка международной напряженности в 70-е гг. Хельсинские соглашения. Срыв разрядки и обострение противоборства СССР и США в 80-е гг. Новое политическое мышление и завершение «холодной войны».

Тема 2. Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине XX века. Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия. Становление смешанной экономики. Интеграция в Западной Европе. Интеграционные процессы в Северной Америке. Кризисы в развитых странах и их причины. Политические успехи левых сил и коммунистического движения в Европе в 1960-1970-гг. Новые левые. Распространение экстремистских движений в странах Европы. Неоконсервативная революция 1980-х гг. Особенности неоконсервативной модернизации в США, Великобритании и странах континентальной Европы. Страны Восточной Европы после Второй мировой войны. Образование социалистического лагеря. Организация Варшавского договора (ОВД). Совет Экономической Взаимопомощи. Восточноевропейский социализм как общественная модель. Смена государственных руководителей США и СССР, начало оттепели в отношениях сверхдержав. Визит Н.С.Хрущева в США (1959 г.). Берлинский кризис (1960 г.). Карибский кризис (1962 г.). Противостояние военных блоков. Потепление советско-американских отношений в начале 1970-х гг. Советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений. Подписание Заключительного акта в Хельсинки. Ввод советских войск в Афганистан. Расширение границ НАТО на Востоке. Роль ООН в урегулировании региональных конфликтов. Причины перестройки в СССР и её этапы. Воздействие перестройки на социально-экономическое и политическое положение государств Восточной Европы. Углубление кризиса в восточноевропейских странах. Провал экономических реформ «перестроечного образца». Кризис коммунистических режимов и распад «социалистического лагеря». Роспуск ОВД. Распад СССР и конец «холодной войны». Роспуск СССР и создание СНГ. Становление СНГ и интеграции в его рамках. Вооруженные конфликты в СНГ и роль России в их урегулировании. Политическое и социально-экономическое развитие стран СНГ.

Тема 3. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века. Рост антиколониального движения после Второй мировой войны.. Образование новых независимых государств вследствие крушения колониальной системы. Выбор путей развития. Трудности преодоления отсталости. Итоги первых преобразований.

Китай и китайская модель развития. Положение Китая после Второй мировой войны: раскол страны на коммунистический Север и гоминьдановский Юг. Гражданская война. Образование Китайской народной республики. Аграрная реформа, кооперирование, национализация предприятий, индустриализация. Провозглашение курса на превращение КНР в «великое социалистическое государство».

Экономическое положение Индии после второй мировой войны. Подъем освободительного движения Провозглашение Индии республикой и принятие конституции 1950г. «Курс Неру»: социально-экономические реформы 1950-х и первой половины 1960-х гг. национальный вопрос в Индии. Реформы 90-х гг. Выборы 2004г.

Тема 4. Новая эпоха в развитии науки, культуры. Духовное развитие во второй половине XX–начале XX1 вв. Технологии новой эпохи. НТР и социальные сдвиги в западном обществе. Развитие образования. Кризис традиционных и национальных культур и жанров. Постмодернизм в философии и массовой культуре. Этапы развития духовной жизни советского российского общества второй половины XX века, черты духовной жизни периода гласности и демократизации в СССР и России. Роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

Тема 5. Мир в начале XX1 века. Глобальные проблемы человечества. Глобализация и глобальные вызовы человеческой цивилизации, мировая политика. Изменение социальной структуры общества развитых стран к концу ХХв. и его последствия. Межэтнические проблемы в многонациональных государствах. Расовые и конфессиональные конфликты в Западной Европе и Северной Америке. Международные организации в современном мире. Проблемы нового миропорядка. Пути и средства укрепления экономической безопасности. Экологические аспекты национальной, региональной и глобальной безопасности. Военная безопасность и проблемы обороноспособности государств.Международные отношения в области национальной, региональной и глобальной безопасности. Международный терроризм как социально- политическое явление. Наступление эпохи терроризма. Исторические корни. Проблема терроризма в России. Международный терроризм как глобальное явление. Основные цели и задачи по предотвращению и искоренению международного терроризма. Россия и СНГ в укреплении безопасности на постсоветском пространстве. Проблемы социально-экономического развития страны в условиях открытого общества. Многосторонние и двусторонние финансово-экономические связи России. Особенности развития культуры в СССР. Характерные черты культурного развития РФ. Международные культурные связи России. Геополитическое положение и национальные интересы России. Роль России в развитии процесса глобализации.

Темы контрольных работ.

№1

  1. Послевоенное мирное урегулирование в Европе (вторая половина XX века)
  2. Международное сотрудничество в области противодействия международному терроризму и идеологическому экстремизму в начале XXI века

№2

  1. Начало «холодной войны»
  2. Духовная жизнь в советском и российском обществах во второй половине XX–начале XX1 вв.

№3

  1. Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости (вторая половина XX века)
  2. Основные этапы развития международных отношений (вторая половина XX века)

№4

  1. Социально-экономическое развитие стран Западной Европы во второй половине XX века
  2. Социально-экономическое развитие стран США во второй половине XX века

№5

  1. Политические тенденции в развитии стран Западной Европы и США во второй половине XX века
  2. Проблемы экономического развития СССР в 1945-1985 гг.

№6

  1. Проблемы социально-политического развития СССР в 1945-1985 гг.
  2. Развитие стран Восточной Европы во второй половине XX века

№7

1. Международные отношения во второй половине XX века: от двухполюсной системы к новой политической модели

2. Советская концепция «нового политического мышления»

№8

1. Государства СНГ в мировом сообществе.

2. Страны Азии во второй половине XX века.

№9

1. Складывание новой системы международных отношений в начале XX1 вв.

2. Страны Латинской Америки во второй половине XX века.

№10

1. Научно – техническая революция и ее последствия во второй половине XX–начале XX1 вв.

2. Глобализация и глобальные вызовы человеческой цивилизации, мировая политика в начале XX1 вв.

 

 

Информационное обеспечение обучения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: