Цены организованных рынков: их виды и особенности формирования




В зависимости от типа организованного рынка, на котором осуществляется международная торговля, выделяют цены бирж, цены аукционов и цены торгов. Каждому из этих рынков присущая определенная специфика формирования цены, а сами цены подразделяются на виды в зависимости от различных признаков классификации.

Одной из самых распространенных форм торговли на мировом товарном рынке являются биржевая торговля.

Биржа – специально организованный и постоянно действующий рынок,на котором, в соответствии с установленными правилами, совершаются сделки по купле-продажемассовых, качественно однородных, стандартизированных,взаимозаменяемых товаров, продукции, сырья. На мировом рынке через биржи реализуется более 70 видов товаров, а доля биржевой торговли составляет 15-20%, а по отдельным товарам до 50%, от объемов международной торговли. Взависимости от объектов биржевой торговли различают товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, причем каждая из них может быть специализированной или универсальной. В процессе торгов на биржах складываются биржевые цены.

Биржевая торговля производится в порядке гласных публичных торгов при гарантированном свободном ценообразовании. Главным фактором, определяющим уровень биржевых цен, является конъюнктура рынка и цены на биржах очень чутко регулируют на ее изменение. Концентрация спроса и предложения на бирже, заключение большого числа сделок минимизирует влияние на биржевую цену нерыночных факторов ценообразования, в результате она максимально приближена к рыночной цене равновесия спроса и предложения.

Цены биржевой торговли неоднородны и подразделяются следующим образом (рис. 2).

        Цены на реальный товар    
         
I. В зависимости от          
         
характера сделки     Цены на фиктивный товар    
       
         
         
             
             
             
        Цена “ спот”    
           
           
             
II. В зависимости от     Цена “ фарвард”    
       
условий поставки          
    Цена фьючерсных сделок    
         
           
           
             
        Цена опционных сделок    
           
           
             
             
  В зависимости     Цена продавца    
         
III. от направлений          
    Цена покупателя    
реализации        
       
           
             
             
  В зависимости     Цена с немедленной фик-    
         
IV. от метода опреде-     сацией    
ления          
    Цена с последующей фик-    
         
           
           
        сацией (“ Онкольная”)    
             

Рис. 2. Виды цен биржевой торговли

Указанные виды цен взаимосвязаны и взаимозависимы, но различаются по уровню и методу установления.

Цена на реальный товар, имеющийся в наличии на складах биржи, бывает 2-хвидов в зависимости от условий поставки:

“ спот” – это цена на наличный товар с немедленной поставкой;

“форвард” - цена на товар с поставкой в будущем – она платится в течение определенного времени при передаче товара покупателю со склада биржи. Вцене “форвард” учитываются не только спрос и предложение, но и расходы по хранению, страхованию, проценты за кредит и т.д.

Целью сделок на фиктивный товар (отсутствующий на складе биржи) является страхование покупателей от возможных потерь в результате изменения рыночных цен не в их пользу.

Фьючерские сделки – взаимная передача прав и обязанностей на поставку биржевого товара по стандартному контракту. Фьючерским контрактом называется соглашение на выполнение в будущем уже достигнутых договоренностей о продаже или покупке определенного товара по фиксированной в момент заключения соглашения цене, которая и называется фьючерской ценой.

Опцион представляет собой контракт, заключаемый между продавцом и покупателем, в результате которого покупатель приобретает право (но не обязанность) в течение определенного срока либо – купить, либо продать по фиксированной цене определенное количество биржевого товара. Таким образом,можно сказать, что опционные сделки являются продолжение фьючерсных сделок и предлагают право купли-продажифьючерсных или наличных контрактов по заданной цене в течение оговоренного срока в будущем.

Цены, по которым совершаются сделки на бирже, как правило, являются жестко фиксированными и не меняются в течение срока действия контракта.

Однако возможны варианты заключения контрактов и с последующей фиксацией цен, когда цена устанавливается не по текущим котировкам, а по тем, которые сложились в определенный оговоренный сторонами день.

На практике биржевые сделки могут заключаться:

−по текущей цене биржевого дня, зафиксированной в момент заключения сделки;

−по заданной цене;

−по лимитной цене, когда оговариваются пределы колебания цен;

−по цене на определенную дату;

−по справочной цене;

−по цене, зафиксированной на момент открытия или закрытия биржи.

Ежедневно на основании сведений о ценах по сделкам, заключенным на бирже, осуществляется биржевая котировка цен, производимая котировальной комиссией по установленной методике.

Котировка цен может осуществляться разными способами:

−регистрация фактических цен биржевых сделок;

−определение предельного колебания диапазона цен (минимальной и максимальной) в течение биржевого дня;

−определение колебания цен первой и последней сделки дня. Важное значение имеет указание цены последней сделки, так как считается,что в ней наиболее точно отражено соотношение спроса и предложения;

−обозначение цен первой и последней сделки с указанием промежуточных переломов в динамике цен в течение дня (понижение или повышение);

−комбинированное сочетание с ценами начала и конца биржевых торгов;

−выведение типичной справочной цены сделки (ТСЦ), величина которой определяется методом средней арифметической по формуле:

ТСЦ = [(Ц 1 × К 1) + (Ц 2 × К 2) +... + (Цn × Кn)]/(К 1 + К 2 +... + Кn)

где Ц1, Ц2 … Цn – цена фактически заключенной сделки, руб.;

К1, К2 … Кn – количество единиц товара (изделия) по сделке, ед..

Цены биржевых котировок носят справочный характер и являются ориентиром для продавцов и покупателей. При этом биржевая котировка цен – важнейшая характеристика состояния конъюнктуры рынка данного товара, так как в ней фиксируется соотношение спроса и предложения, количество совершенных сделок и проданного товара, динамика цен на товар в течение дня.

Биржевые цены используются не только в процессе ее биржевой торговли, но и при заключении межправительственных и преференциальных соглашений, а также внутрифирменной торговле.

Цены международных товарных аукционов. Аукцион представляет собой торги, организованные в специальном месте в назначенные сроки для реализации определенных товаров, то есть он имеет узкую специализацию, количество продавцов на аукционе ограничено, а покупателей множество. Аукционная цена – это цена публичной продажи по максимальному уровню, предложенному покупателем. Предлагаемая к реализации партия товара или товар(лот) предварительно осматривается покупателям, и в процессе публичных торгов в результате конкретного состязания между покупателями определяется уровень аукционной цены. Цены аукционов используются в торговле пушными и меховыми изделиями, чаем, драгоценными металлами, продукцией лесного,сельского хозяйства, рыболовства. Через аукционы реализуются и предметы искусства, антиквариат. Таким образом, главное отличие аукционной цены – формирование ее уровня в процессе сильной конкурентной борьбы, в результате аукционная цена может быть выше рыночной и часто она многократно превышает первоначально назначенную, т.к. отражает уникальные и редкие свойства и признаки товара, и во многом зависит от мастерства аукциониста.

Для некоторых видов изделий цены аукционов считаются наиболее представительными ценами мировой торговли, например, цены Санкт-Петербургского пушного аукциона, аукционов по продаже чая в Калькутте. Цены аукционов формируются нерегулярно, что связано с периодичностью их действия из-засезонности воспроизводства аукционных товаров, поэтому для них характерно “устаревание”.

В ценообразовании на аукционах определенную роль играет государство,которое, выступая через уполномоченные организации в качестве продавца или покупателя, зачастую регулирует условия продажи, торговли, устанавливает пределы изменения цен при продажах.

Уровень аукционных цен в целом выше цен обычных коммерческих сделок, а традиционные аукционные товары редко реализуются вне его.

Цены торгов – это цены, обслуживающие специфическую форму торговли, основанную на конкуренции между покупателями. Суть торгов заключается в том, что организатор (продавец, подрядчик) объявляет конкурс на выдачу заказа на поставку товара (подряд на выполнение определенного вида работ) по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям. Отличительной чертой торгов является наличие нескольких покупателей, подрядчиков(оферентов) и одного продавца (заказчика). Конкуренты предоставляют организатору свои предложения, из которых он выбирает выгодный ему вариант. Как правило, при получении тендера оговаривают не только уровень цены, но и выполнение определенных условий. Система тендерных торгов в российской практике применялась в процессе приватизации, при объявлении конкурса на освоение месторождений полезных ископаемых, при строительстве крупных объектов, но в целом развита слабо. В международной торговле торги проводятся по технически сложной и капиталоемкой продукции машиностроения,строительным работам, и в настоящее время охватывают 1/3 всех экспортных цен на машины и оборудование.

Торги бываю открытыми (публичными), в которых могут участвовать все желающие и закрытыми, доступными ограниченному числу оферентов.

Впроцессе торгов различают цены:

цены предложения – это цены оферентов, они не уторговываются, а комиссия лишь выбирает наиболее оптимальный уровень. Цена предложения зависит от специфики товара, а также от того, из какой страны оферент – развивающейся или из развитой капиталистической. Цены предложения участников из развивающихся стран ниже цен западных стран, у которых выше уровень технического оснащения и больше возможностей для монопольного сговора по ценам;

цена сделки, по которой оферент получает контракт.

Соотношение между ценами предложения и фактической сделки зависит от вида торгов и уровня конкуренции. При публичных торгах степень конкуренции между участниками достаточна высока и фактическая цена может быть значительно ниже цены предложения. На закрытых торгах уровень цен фактических сделок и предложения отличается незначительно. Форма торгов является перспективным направлением торговой деятельности, а сфера их действия постоянно расширяется.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: