Уголовно-процессуальное право.




Предмет регулирования: процедура привлечения лица к уголовной ответственности.

Источники правового регулирования: Уголовный Процессуальный кодекс РФ.

Гражданско-процессуальное право.

Предмет регулирования: порядок реализации судебной защиты прав и интересов по гражданским делам (по отраслям: гражданское право, семейное право, трудовое право, жилищное право и др).

Источники правового регулирования: Гражданский Процессуальный кодекс РФ.

К процессуальным отраслям права относятся также такие как: Арбитражное процессуальное право (регулирует процедуру разрешения экономических споров в арбитражных судах), Уголовное исполнительное право (регулирует порядок исполнения наказания при совершении преступлений).

Седьмой вопрос.

Экологическое право.

Предмет регулирования — охрана окружающей среды. Это очень важная отрасль, которая определят права и обязанности граждан по использованию окружающей природной среды, например, в случаях, когда ведётся строительство каких-то крупных объектов недвижимости, или используются природные ресурсы, включая землю.

Источники правового регулирования.

- Конституция РФ (предоставляет право на благоприятную окружающую среду);

- Федеральный Закон «Об охране окружающей природной среды».

- иные федеральные законы и кодексы: Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О недрах».

Медицинское право.

Это так называемая комплексная отрасль, то есть туда входят нормы из различных базовых отраслей: и конституционное (право на охрану здоровья), и административное (управление здравоохранением), и уголовное (охрана здоровья личности от преступных посягательств), и гражданское (отношения из причинения вреда здоровью), и трудовое (охрана здоровья при исполнении гражданами своих трудовых обязанностей.

Предмет регулирования:

- отношения по охране здоровья граждан, включающие: основы организации охраны здоровья населения; регулирование обязательного и добровольного медицинского страхования; номенклатуру и статус учреждений и работников здравоохранения; организацию лечебно-профилактической помощи населению; организацию санаторно-курортного лечения; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Источники правового регулирования:

- Конституция РФ;

- Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан

- федеральные законы (например, «О медицинском страховании граждан в РФ»)

- подзаконные нормативные правовые акты (например, Указ Президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»)

законы и подзаконные акты субъектов РФ.

Восьмой вопрос.

Международное право.

Международное право - это совокупность правовых норм, которые создаются государствами и международными организациями на основе соглашения и регулируют отношения международного характера.

К предмету регулирования относятся те базовые международно-правовые отношения, которые делают мировое сообщество устойчивым, оберегают его ценности, и прежде всего мир, права и свободы человека, и позволяют развивать связи и сотрудничество во многих сферах жизни. Международное частное право, морское, воздушное, космическое право, гуманитарное служат достижению этих целей.

В конкретном государстве они действуют, как правило, только если дано согласие на это национального законодательного органа (процедура ратификации). То есть, например, государства Россия и США в лице их глав заключают международный договор, но хотя он ими подписан, он ещё не действует в России. Чтобы начал действовать, нужно, чтобы парламент России (Федеральное Собрание РФ) проголосовал за его принятие - ратификацию. У нас в РФ, как и в большинстве государств, международные нормы имеют приоритет над внутренними. То есть, ратифицированный международный договор имеет более высокую юридическую силу, чем федеральные законы (ч 4 ст 15 Конст).

Какие отношения регулируются международным правом:

- отношения между государствами, которые охватывают межгосударственную систему в целом;

- отношения между государствами и международными межправительственными организациями (Организация объединенных наций, Организация американских государств, Евратом, НАТО, Организация африканского единства, Содружество независимых государств);

- отношения между государствами и государствоподобными образованиями (такие образования – это "вольные города" (Данциг 1923-1939, Триест 1947-1954), создававшиеся для временного "замораживания" территориальных споров между государствами, а также современное государство-город Ватикан);

- отношения между международными межправительственными организациями.

Источники международного права:

  1. Конвенции, декларации, пакты.
  2. Международные обычаи (запуск СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 году. Молчание государств означало появление обычной нормы о праве безвредного пролета в космосе над территорией иностранных государств).
  3. Международные договоры.

 

Девятый вопрос.

Источник права — это внешнее выражение норм права, то есть это форма, в которую облечена норма права.

Основные истки права:

-нормативный правовой акт;

-юридический прецедент;

- нормативный договор;

- правовой обычай.

1. Правовой обычай — это сложившиеся устоявшееся правило поведения, санкционированное государством. То есть государство должно установить в законе, что обычаи в какой-то сфере признаются правом, только тогда они будут действовать в качестве источника права. Правовые обычай распространены в мусульманских странах, например, порядок расторжения брака между супругами (супруг должен выйти на площадь и три раза объявить, что он отказывается от своей супруги), обычай применения определенного вида наказания за совершение преступления (кража – отрубание руки).

В российском праве такого источника права, как правовой обычай, нет. Но в российском праве есть обычаи делового оборота (это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило, которое нигде не закреплено, но существование которое нужно подтвердить). Например, сейчас очень широко распространены услуги по оценке рыночной стоимости квартир. Если запросить определение рыночной цены одной квартиры у нескольких оценщиков, можно получить совершенно отличные друг от друга отчеты об оценке квартиры (например, один оценит квартиру в 1 млн.руб, другой оценит эту же квартиру в 500 тыс руб). Можно ли считать такую большую разницу допустимой? Ответ на этот вопрос и дает обычай делового оборота, согласно которому разница между двумя отчетами о цене должна быть не более 10 %. То есть явно, один и отчетов – недостоверен.

2. Юридический прецедент. В основном в мире распространен его вид – судебный прецедент.

Под юридическим прецедентом понимается административное решение по конкретному делу, которому государство придает общеобязательное значение.

Суть судебного прецедента - суды должны руководствоваться при решении судебного спора ранее вынесенным решением вышестоящего суда при сходных обстоятельствах.

Судебный прецедент распространен в англо-американской системе. В России его официально нет, то есть в законах отсутствует прямое указание на обязательность решений высших судов. Но на практике высшие суды (Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ) дали официальные указания о том, что их разъяснения являются обязательными для нижестоящих судов при разрешении сходных ситуаций. Такие разъяснения оформлены в виде постановлений пленумов высших судов, информационных писем.

Основное их назначение (официальных разъяснений) – толковать, как правильно применять нормы права, которые закреплены в законах. Их нельзя считать источником права, поскольку они не создают новых правил поведения, а лишь толкуют, как правильно применять те правила поведения, которые содержаться в нормативных актах. Например, в Уголовном кодексе устанавливается ответственность за кражу. Высшие суды не могут изменить виды этой ответственности, но они могут дать официальное толкование, обязательное для всех нижестоящих судов, как данные виды ответственности применять. То есть в данной ситуации источник права - это Уголовный кодекс РФ, а разъяснение суда является вспомогательным актом.

 

Десятый вопрос.

3. Нормативный договор — это не любой договор, а только заключённый правотворческими субъектами и имеющий общеобязательное значение.

Например, нормы права содержит международный договор, Федеративные договоры, заключенные между РФ и ее субъектами (областями, республиками, краями) по разграничению предметов ведения.

Нормы такого договора, в отличие от обычного договора между гражданами и организациями, рассчитаны на длительное действие и многократный характер применения.

4. Основной источник российского права – нормативный правовой акт (НПА).

НПА - это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (например, государственным органом), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений. Признаки НПА:

1. НПА несет волевое содержание, то есть выражает чью-то волю или интерес.

2. НПА имеет официальный характер, то есть принимается уполномоченным государством органом.

3. НПА имеет иерархическое построение, есть система таких актов имеет уровни и виды.

4. Многократный характер применения НПА – означает, что пока действует НПА, он будет применяться в каждом случае, на который он распространяется.

5. Распространяется на неопределенный круг лиц (то есть на всех, без перечисления поимённо).

6. Содержится в каком-либо документе, то есть всегда оформлен письменно.

7. Абстрактный характер отношения, то есть в нормативных актах содержится общее абстрактно выраженное правило поведения, которое применяется для всех ситуаций, под которые оно подпадает.

НПА подразделяется на законы и подзаконные акты.

Закон принимается законодательным органом государства - парламентом (в России это Федеральное собрание РФ) в установленном порядке, регулируют важнейшие общественные отношения, и имеет высшую юридическую силу по сравнению с подзаконным актами. Законы подразделяются на федеральные и федеральные конституционные. Федеральные конституционные законы имеют большую юридическую силу по сравнению с федеральными, поскольку принимаются по важнейшим вопросам, содержащимся в Конституции.

Подзаконные акты также имеют обязательное применение на территории в зависимости от уровня их издания (если подзаконный акт издается Законодательным Собранием Ивановской области, то он будет действовать только на ее территории). Подзаконные акты принимаются во исполнение отдельных положений законов (не урегулированных в них, но подлежащих регулированию).

Одиннадцатый вопрос.

Иерархия НПА:

- Конституция РФ;

- Международные договоры, ратифицированные в установленном порядке;

- Федеральные конституционные законы;

- Федеральные законы (их разновидность – кодексы);

- Указы Президента РФ;

- Постановления Правительства РФ:

- Акты различных министерств и ведомств (правила, инструкции, положения и т. д.);

- Конституции и Уставы субъектов РФ;

- законы субъектов РФ;

- указы и распоряжения глав администраций (губернаторов) или президентов республик

- акты органов исполнительной власти субъектов РФ (например, Департамента здравоохранениея, Департамента образования Ивановской области и т. д.);

- уставы муниципальных образований (например, Устав г. Иваново);

- акты законодательных органов муниципальных образований (могут быть постановления, распоряжения, приказы).

Чем выше НПА, чем более он имеет юридическую силу. Каждый нижестоящий акт должен соответствовать вышестоящему и не противоречить ему. Вопрос о противоречии НПА между собой решается судами. В случае, если федеральный закон противоречит Конституции РФ, этот вопрос решается Конституционным Судом РФ. Все НПА подчиняются Конституции РФ. Очень важно это знать, так как здесь многие не юристы делают ошибку. Скажем, главный врач больницы найдёт инструкцию минздрава и на неё ссылается, хотя данный вопрос урегулирован также Постановлением Правительства, который содержит положения, по иному регулирующие отношения, в отличие от инструкции Минздрава. В данном случае будет применяться постановление Правительства, поскольку оно имеет боле высокую юридическую силу.

В случае, если есть противоречия в НПА одного уровня, применяется тот, который был принят позднее.

Бывают и такие ситуации, когда НПА разных уровней не противоречат друг другу, а НПА более низкого уровня конкретизирует НПА более высокого уровня. В этом случае никаких противоречий нет.

Таким образом, в России существует уровня НПА:

1. Федеральный.

2. Уровень субъектов РФ.

3. Муниципальный уровень.

Ещё есть локальные нормативные акты – это акты, применяемые в какой-либо организации или учреждении. Например, устав ИГМА, или, например, Правила трудового распорядка организации. Они становятся обязательными к применению работниками организации с момента ознакомления под роспись с данными актами.

Двенадцатый вопрос. Порядок вступления в силу, действие НПА.

НПА подлежат обязательному опубликованию, кроме ведомственных актов органов исполнительной власти (т е адресованных не всем гражданам, а каким-либо учреждениям и организациям — например, Министерство здравоохранения дает разъяснения лечебно-профилактическим учреждениям).

Во всех остальных случаях, если НПА не опубликованы в официальных источниках – они не действуют. К актам органов исполнительной власти также применяется специальное требование - они проходят обязательную регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Если не зарегистрированы — не применяются.

Законы публикуются в таких официальных изданиях как Собрание законодательства РФ и Российская газета. Указы президента публикуются в Собрании актов президента, постановлений правительства. Все остальные издания — неофициальные.

НПА по общему правилу вступают в силу через определенный период с момента опубликования. Очень часто дата вступления в силу указывается в самом акте. Если не указано — через 10 дней со дня официального опубликования для законов, 7 дней со дня официального опубликования для указов Президента РФ. Или может устанавливаться в НПА, что он действует с момента его официального опубликования.

НПА прекращают свое действие в результате отмены, которая может быть произведена НПА того же уровня, либо же вышестоящим НПА (например, указ Президента может быть отменен федеральным законом или новым указом Президента РФ). НПА может фактически прекратить свое действие в связи с принятием другого НПА по этому же вопросу (того же уровня, или же вышестоящего). Изменения в НПА вносятся путём принятия НПА того же уровня о внесении в него изменений.

Существует компьютерный учет всех принятых в РФ НПА. Такой учет организован коммерческими организациями, и представляет собой Справочную правовую систему: «Консультант +», «Гарант», «Кодекс». Это специальные компьютерные программы, воспользоваться которыми, к примеру, можно в библиотеке. Преимущества Справочной правовой системы: сразу в тексте документа или в Справке к нему отражаются все изменения, которые в него вносились, также можно проверить информацию, действует ли сейчас НПА. Там также есть ссылки на другие связанные с исследуемым НПА акты и с такими актами также можно сразу ознакомиться. Преимущество заключается также в том, что можно сделать запрос на интересующую ситуацию, и Справочная правовая система подберет НПА, которые регулируют данную ситуацию. Надо только задать интересующее словосочетание, рубрику и т. д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: