Социальная коммуникация является основой современного общества, и поэтому постоянно развивается процесс переосмысления этого феномена в мировоззренческом и прикладном плане. Концепция общения – это методологически особая концепция, описывающая социальную коммуникацию.
Наша жизнь определяется общественной коммуникацией в столь значительной степени, что можно говорить о формировании современного коммуникационного общества. Развитие этого общества происходит за счет особой динамики общественной коммуникации, которую необходимо понять и держать под контролем точно так же, как пытались понять и держать под контролем динамику индустриального общества.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства и др. Рассмотрим их подробнее.
А. Содержание общения – информация, которая в контактах индивидов передается от одного существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде и др.
Б. Стороны общения. Общение имеет две стороны. Одна из них - интерактивная сторона - э то характеризует те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа социальных взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация необходимый элемент совместной деятельности, порождается самой ее природой. Конкуренция – противоположность кооперации и одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.
Перцептивная сторона общения - это процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Все стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом. В обоих случаях общение может носить двусторонний (многосторонний) характер, при котором партнеры меняются ролями сообщающего и принимающего сообщение; при односторонней коммуникации такого обмена не происходит.
В. Цель общения. Коммуникации свойственна целесообразность или функциональность, поэтому бред — не коммуникационный акт. Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения обычно не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и других потребностей.
Цель взаимодействующих субъектов заключается не в обмене материальными предметами, а в сообщении друг другу информации, обладающей идеальной природой. Носителями информации являются знаки, символы, тексты, предметы, имеющие внешнюю, чувственно воспринимаемую форму и внутреннее, постигаемое умозрительно содержание.
Г. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее трансформации, соответствующий выбранному каналу коммуникации. Информация может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
Д. Функции общения. Значимость общения в социуме определяются его функциями. К основным относятся следующие:
· социально-групповой принадлежности;
· организация совместной деятельности;
· управление поведением и деятельностью;
· контроля;
· психологические потребности;
· социализации личности;
· Удовлетворение потребности в общении;
· самоутверждения.
Е. Уровни общения. Общение дифференцируется по иерархическому признаку:
· Манипулятивный уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную совокупность вербальных обращений и телодвижений пытается вызвать сочувствие, жалость партнера, для получения помощи.
· Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).
· Высший уровень – когда независимо от социальной роли, статуса партнеры общения относятся друг к другу как к равной себе личности.
Ж. Виды общения.
По содержанию оно может быть:
· материальным (обмен предметами и продуктами деятельности);
· когнитивным (обмен знаниями);
· кондиционным (обмен психическими или физиологическими состояниями);
· мотивационным (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);
· деятельностным (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
По целям общение делиться на:
· биологическое (поддерживающее, сохраняющее и развивающее организм);
· социальное (расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие групповых отношений, статусный рост индивида).
По средствам общение может быть:
· непосредственным (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.);
· опосредованным (с использованием специальных средств и орудий);
· прямым (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);
· Косвенным (через посредников, которыми могут выступать другие люди).
З. Фазы общения. Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
· установка контакта (знакомство), предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку;
· ориентация в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;
· обсуждение интересующей проблемы;
· решение проблемы;
· завершение контакта (выход из него).
Выделяют также визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 сек. Более пристальное внимание, вызывает у собеседника настороженность.
И. Дистанции общения. В психологии выделяют четыре дистанции общения:
· Интимная (до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики и пауз между словами.
· Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями, единомышленнками, она опирается на общую ментальность и родственные подходы к обстоятельствам жизни и рассматриваемым проблемам.
· Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.
· Публичная (более 3,7 метра). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.
Кроме этого, определено, что дистанция при одинаковом типе общения у сельских жителей заметно больше, чем у горожан.
Структура коммуникации
Элементарное рассуждение показывает, что коммуникация предполагает наличие не менее четырех элементов:
· передающий субъект (коммуникатор);
· передаваемый объект (сообщение);
· средство передачи (канал);
· принимающий субъект (реципиент).
Стало быть, коммуникация — это разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом. Для выделения коммуникации из совокупности других процессов обратим внимание на следующие ее отличительные признаки:
1. В качестве участников коммуникации выступают как минимум два субъекта, которыми могут быть: отдельный человек или группа людей, вплоть до общества в целом, а также животные (зоокоммуникация). Согласно этому признаку из понятия коммуникации исключается взаимодействие неодушевленных объектов; взаимосвязи Солнца и Земли не есть коммуникационный процесс.
2. Обязательно наличие передаваемой информации, которая может иметь материальную форму (речь, жест, милостыня, подарок и т. д.) или не иметь ее. Например, коммуникатор может неосознанно воздействовать на реципиента, внушая ему доверие, симпатию, антипатию, любовь, ненависть. Специфическая форма коммуникации — общение человека с самим собой (внутренняя речь, размышления, воспоминания и т.п.).
Формирование этой модели коммуникационного процесса началось ещё в бесписьменные времена. Время затрагивало эту модель частично: без сообщения она вообще не существовала, аудитория и коммуникатор присутствовали всегда – менялся лишь канал передачи информации. Так из системы глашатаев протомассовая коммуникация выросла в современную прессу, а по горам и равнинам под влиянием НТП бегают уже не курьеры, а радио - и телесигналы.
Рассмотрение коммуникации в действии, как процесса приводит к ее внутреннему усложнению. Она состоит из следующих компонентов:
1) говорящий (адресант);
2) слушающий (адресат);
3) отношения между говорящим и слушающим и связанная с этим;
4) тональность общения (официальная – нейтральная – дружеская);
5) цель;
6) средство общения (язык, его система – диалект, стиль, а также невербальные средства – жесты, мимика);
7) способ общения (устный/письменный, контактный/дистантный);
8) место общения.
Рассмотрим процесс взаимодействия элементов структуры. Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуникаторы, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуникаторы должны совершать само действие, которое и называют общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи.
Различают каналы личной и неличной коммуникации. Каналы личной коммуникации - каналы, предполагающие общение отправителя и получателя, т.е. наличие двусторонней связи (телефонный разговор, переписка, общение со сцены, беседа). Каналы неличной коммуникации - каналы без обратной связи.
Технология коммуникации
Коммуникация представляет собой процесс, развивающийся во времени и пространстве и лишь при наличии определенных условий. Однако для осуществления эффективной коммуникации, т.е. обеспечивающий заданный субъектом результат, этого еще не достаточно. Требуется еще и технология коммуникации. Нарушение любой из ее значимых процедур, приводит к снижению эффективности коммуникации или даже к ее потере.
1.1.6.1. Технологические этапы коммуникации. Коммуникация - это сложный процесс, состоящей, по определению Популярной экономической энциклопедии, из следующих взаимосвязанных этапов:
1. Отбор информации, который бывает случайным или целенаправленным, выборочным или сплошным, запрограммированным или инициативным.
2. Кодирование отобранной информации, т.е. трансформирование передаваемого значения в послание или сигнал, который может быть передан. Исходным источником знаний, умений, стимулов и др. является индивидуальное сознание, где эти стимулы зарождаются и развиваются в психическом времени и интеллектуальном пространстве.
Для того, чтобы началась социальная коммуникация, коммуникатор должен опредметить, овеществить свою информацию, т.е. воплотить ее в содержании коммуникационного сообщения. Информация в результате кодирования облекается в ту форму, в которой она будет доступна и понятна получателю, например, письменную, табличную, графическую, звуковую, символическую и т.п. Соответственно подбирается подходящий способ передачи информации. Она может быть передана устно, письменно, с помощью других сигналов или условных знаков.
3. Передача информации. Коммуникационное сообщение движется в материальном пространстве и времени, достигая, в конце концов, своего реципиента. Если передаваемая информация имеет большое значение, то используются несколько дублирующих каналов. Выбор канала зачастую определяется формой информации или возможностями коммуникатора. Однако общим требованием и идеальным случаем является канал, обеспечивающий максимально быструю (мгновенную), бездефектную (без искажений) и адресную передачу информации, не допускающую ее утечки третьим лицам или структурам и т.п.
4. Декодирование информации. Для того, чтобы завершилась социальная коммуникация, реципиенту нужно распредметить смысловое содержание сообщения, т.е. понятьего и включить понятую информацию в свое интеллектуальное пространство, точнее — в индивидуальную память. Этот процесс включает восприятие послания получателем, его интерпретацию (расшифровку) и оценку (осмысление).
5. Осуществление обратной связи, проявляющееся в результате обмена ролями участников процесса. Получатель становится отправителем, а отправитель - получателем. Отправитель информации всегда ждёт, чтобы получатель каким-то образом на неё отреагировал, т.е. установил обратную связь и отправил сигнал, которым подтвердил бы факт получения сообщения и степень понимания или непонимания его смысла. Таким образом, весь цикл повторяется вновь, но уже в другом направлении. Обратная связь - это ответ получателя на послание. Она даёт отправителю возможность узнать, дошло ли послание до адресата, и в каком значении. Коммуникация с помощью обратной связи превращается в "улицу с двусторонним движением". Устойчивая обратная связь позволяет существенно повысить надёжность обмена информацией и хотя бы частично избежать её потерь, различных помех, искажающих смысл.
1.1.6.2. Проблема понимания. В процессе социальной коммуникации происходят операции опредмечивания и распредмечивания посланий и переход информации из психического уровня в материальный - и снова впсихический. Послание, которым владеет коммуникатор, может «опредметиться» двояко: во-первых, в виде коммуникационных сообщений (речь, рисунок); во-вторых, в виде утилитарных изделий (орудия, оружие, одежда, жилища), где также воплощены знания и умения человека. Реципиент может использовать для постижения информации оба вида сообщений, и в обоих случаях возникают проблемы коммуникации. Казалось бы, предпочтительнее иметь дело с устным посланием, специально предназначенным для восприятия его реципиентом. Ведь смыслы, воплощенные в изделиях, нужно уметь извлечь, раскодировать и осмыслить, что, по-видимому, сложнее понимания информации, переданной на родном языке. Однако и в последнем случае адекватное понимание проблематично. Поэтому важнейшим условием для осуществления эффективной коммуникации является взаимопонимание субъектов взаимодействия.
В проблеме понимания на первое место выдвигается реципиент, поскольку именно он является конечной инстанцией, определяющей эффективность смысловой коммуникации. Единственный способ овладеть информацией — понять ее. Понимание присутствует в двух умственных процессах: в познании и в коммуникации. Когда речь идет о понимании причинно-следственной связи, устройства машины, мотивов поведения человека, особенностей сложившейся ситуации, имеет место познавательное понимание. Когда же речь идет о понимании сообщения, имеется в виду коммуникационное понимание.
Коммуникационное понимание, по Л.Н. Федотовой, имеет три формы:
• реципиент получает новое для него знание, в результате которого коммуникационное понимание сливается с познавательным и имеет место коммуникационное познание. Коммуникационное познание является творческимпознавательным актом, потому что реципиент не только осознает поверхностный и глубинный смыслы сообщения, но и оценивает их с точки зрения своих моральных принципов и прагматического интереса;
• реципиент, получивший сообщение, не постигает его глубинного смысла, ограничиваясь коммуникационным восприятием (к примеру, текст басни понят, а мораль ее уразуметь не удалось);
• реципиент запоминает, повторяет, переписывает отдельные слова или фразы, не понимая даже поверхностного смысла сообщения; тогда имеет место псевдокоммуникация, так как нет осознания смысла полученной информации, а есть лишь запоминание ее формы или структуры.
Исследователи используют разные критерии распознавания уровня понимания. Американские прагматики считают критерием поведение человека: если один человек попросил другого выключить свет, то не важны познавательно-коммуникационные операции в головах собеседников, важно, будет ли выключен свет. Если да, то имеет место коммуникационное познание.
Другие ученые полагают, что сообщение понято правильно, если реципиент может стать автором разумных утвердительных высказываний по поводу его содержания, т.е. обсуждать раскрытие темы, идейно-художественные достоинства, стиль изложения, полезность сообщения и т.д.
Третьи отвергают столь упрощенные критерии, считая, что они не годятся для оценки адекватного понимания художественного, религиозного, научного произведения. Дело в том, что глубокое понимание включает сопереживание, т.е. нужно не только узнать знаки и уяснить поверхностный и глубинный смысл сообщения, но также открыть и пережить то эмоциональное состояние, которое владело автором в процессе творчества. Конечно, не каждый человек обладает даром заново воссоздавать произведения искусства в своей душе.
Критерии коммуникационного познания в науке пока еще однозначно не определены. Несколько лучше обстоит дело с коммуникационным восприятием. Не доходя до глубинных мотивов и замыслов коммуникатора, реципиент в состоянии поддерживать диалог с ним и даже в определенных пределах достаточно для поддержания коммуникационного процесса понимать мысль автора. Что касается «псевдокоммуникации», то она, по правде говоря, обыденное явление в нашей жизни и причина многих недоразумений и конфликтов.
Виды коммуникации
Коммуникация — явление, изучаемое многими науками, в том числе социологией, психологией, теорией коммуникации, политологией. Существуют различные виды коммуникации: межличностная, групповая, организационная, массовая и др.
В качестве коммуникаторов и реципиентов могут выступать четыре субъекта, относящиеся к разным уровням социальной структуры: индивидуальная личность, массовая совокупность, социальная группа и государственно организованный социум. Понимание особенностей индивидуального субъекта (индивида) и государственно организованного социума (государства) обычно не вызывает затруднений, а два других субъекта нуждаются в пояснениях.
Массовая совокупность — множество случайно собравшихся людей — уличная толпа, пассажиры транспорта, массовая читательская (телевизионная) аудитория, население, общество в целом (население).
Под социальной группой понимается множество людей, обладающих одним или несколькими общими социальными признаками и осознающих свою общность, выражая ее местоимением «мы», например, мы — семья, мы — инженеры, мы — москвичи, мы — россияне, мы — мужчины, мы — православные, мы — семнадцатилетние, мы — холостяки, мы — блондинки и т.д.
Политико-психологически, в силу опоры на разные виды и механизмы общения, исследователями выделяются внутриличностная коммуникация; межличностная; внутригрупповая; и массовая.
В теории коммуникации принято различать два основных типа - "контактный" и "технический". Первый из них характерен для прямой (непосредственной) коммуникации, т.е. коммуникации "лицом к лицу", второй - для непрямой (опосредованной, дистанционной), когда между общающимися сторонами существуют пространственно-временные разрывы и потому информация передается при помощи каких-либо технических средств.
И, наконец, сообщение может быть направлено либо точно известному адресату, либо неопределенному и неограниченному кругу получателей. В этом случае, А.А Брудный различает аксиальные и ретиальные коммуникативные процессы. Аксиальные предполагают передачу сообщений строго определенным, единичным приемникам информации (например, телеграмма, доставляемая конкретному лицу). Ретиальные направлены множеству вероятных адресатов (как в радиопередаче, прием которой требует настройки на волну). Главное же различие аксиальной и ретиальной коммуникации заключается в том, что в первом случае передача сообщения подразумевает "однозначное соответствие" между передающим и получающим, в то время как во втором это соответствие "взаимно неоднозначно".