Коммуникация в форме общения




 

Социальная коммуникация является основой современного общества, и поэтому постоянно развивается процесс переосмысления этого феномена в мировоззренческом и прикладном плане. Концепция общения – это методологически особая концепция, описывающая социальную коммуникацию.

Наша жизнь определяется общественной коммуникацией в столь значительной степени, что можно говорить о формировании современного коммуникационного общества. Развитие этого общества происходит за счет особой динамики общественной коммуникации, которую необходимо понять и держать под контролем точно так же, как пытались понять и держать под контролем динамику индустриального общества.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства и др. Рассмотрим их подробнее.

А. Содержание общения – информация, которая в контактах индивидов передается от одного существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде и др.

Б. Стороны общения. Общение имеет две стороны. Одна из них - интерактивная сторона - э то характеризует те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа социальных взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация необходимый элемент совместной деятельности, порождается самой ее природой. Конкуренция – противоположность кооперации и одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

Перцептивная сторона общения - это процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Все стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом. В обоих случаях общение может носить двусторонний (многосторонний) характер, при котором партнеры меняются ролями сообщающего и принимающего сообщение; при односторонней коммуникации такого обмена не происходит.

 

В. Цель общения. Коммуникации свойственна целесообразность или функциональность, поэтому бред — не коммуникацион­ный акт. Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения обычно не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и других потребностей.

Цель взаимодействующих субъектов заключается не в обмене материальными предметами, а в сообщении друг другу информации, обладающей идеальной природой. Носи­телями информации являются знаки, символы, тексты, предметы, име­ющие внешнюю, чувственно воспринимаемую форму и внутреннее, постигаемое умозрительно содержание.

 

Г. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее трансформации, соответствующий выбранному каналу коммуникации. Информация может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

 

Д. Функции общения. Значимость общения в социуме определяются его функциями. К основным относятся следующие:

· социально-групповой принадлежности;

· организация совместной деятельности;

· управление поведением и деятельностью;

· контроля;

· психологические потребности;

· социализации личности;

· Удовлетворение потребности в общении;

· самоутверждения.

 

Е. Уровни общения. Общение дифференцируется по иерархическому признаку:

· Манипулятивный уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную совокупность вербальных обращений и телодвижений пытается вызвать сочувствие, жалость партнера, для получения помощи.

· Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

· Высший уровень – когда независимо от социальной роли, статуса партнеры общения относятся друг к другу как к равной себе личности.

 

Ж. Виды общения.

По содержанию оно может быть:

· материальным (обмен предметами и продуктами деятельности);

· когнитивным (обмен знаниями);

· кондиционным (обмен психическими или физиологическими состояниями);

· мотивационным (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

· деятельностным (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям общение делиться на:

· биологическое (поддерживающее, сохраняющее и развивающее организм);

· социальное (расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие групповых отношений, статусный рост индивида).

По средствам общение может быть:

· непосредственным (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.);

· опосредованным (с использованием специальных средств и орудий);

· прямым (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);

· Косвенным (через посредников, которыми могут выступать другие люди).

 

З. Фазы общения. Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

· установка контакта (знакомство), предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку;

· ориентация в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;

· обсуждение интересующей проблемы;

· решение проблемы;

· завершение контакта (выход из него).

 

Выделяют также визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 сек. Более пристальное внимание, вызывает у собеседника настороженность.

И. Дистанции общения. В психологии выделяют четыре дистанции общения:

· Интимная (до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики и пауз между словами.

· Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями, единомышленнками, она опирается на общую ментальность и родственные подходы к обстоятельствам жизни и рассматриваемым проблемам.

· Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

· Публичная (более 3,7 метра). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

Кроме этого, определено, что дистанция при одинаковом типе общения у сельских жителей заметно больше, чем у горожан.

 

Структура коммуникации

 

Элементарное рассуждение показывает, что коммуникация предполагает наличие не менее четырех элементов:

· передаю­щий субъект (коммуникатор);

· передаваемый объект (сооб­щение);

· средство передачи (канал);

· принимающий субъект (реципиент).

 

Стало быть, коммуникация — это разновидность взаимодействия меж­ду субъектами, опосредованного некоторым объектом. Для выделения коммуникации из совокупности других процессов обратим внимание на следующие ее отличительные признаки:

1. В качестве участников коммуникации выступают как минимум два субъекта, которыми могут быть: отдельный человек или группа людей, вплоть до общества в целом, а также животные (зоокоммуникация). Согласно этому призна­ку из понятия коммуникации исключается взаимодей­ствие неодушевленных объектов; взаимосвязи Солн­ца и Земли не есть коммуникационный процесс.

2. Обязательно наличие передаваемой информации, кото­рая может иметь материальную форму (речь, жест, милостыня, подарок и т. д.) или не иметь ее. Например, коммуникатор может неосознанно воздействовать на реци­пиента, внушая ему доверие, симпатию, антипатию, лю­бовь, ненависть. Специфическая форма коммуникации — общение че­ловека с самим собой (внутренняя речь, размышления, воспоминания и т.п.).

Формирование этой модели коммуникационного процесса началось ещё в бесписьменные времена. Время затрагивало эту модель частично: без сообщения она вообще не существовала, аудитория и коммуникатор присутствовали всегда – менялся лишь канал передачи информации. Так из системы глашатаев протомассовая коммуникация выросла в современную прессу, а по горам и равнинам под влиянием НТП бегают уже не курьеры, а радио - и телесигналы.

Рассмотрение коммуникации в действии, как процесса приводит к ее внутреннему усложнению. Она состоит из следующих компонентов:

1) говорящий (адресант);

2) слушающий (адресат);

3) отношения между говорящим и слушающим и связанная с этим;

4) тональность общения (официальная – нейтральная – дружеская);

5) цель;

6) средство общения (язык, его система – диалект, стиль, а также невербальные средства – жесты, мимика);

7) способ общения (устный/письменный, контактный/дистантный);

8) место общения.

Рассмотрим процесс взаимодействия элементов структуры. Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуникаторы, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуникаторы должны совершать само действие, которое и называют общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи.

Различают каналы личной и неличной коммуникации. Каналы личной коммуникации - каналы, предполагающие общение отправителя и получателя, т.е. наличие двусторонней связи (телефонный разговор, переписка, общение со сцены, беседа). Каналы неличной коммуникации - каналы без обратной связи.

 

Технология коммуникации

Коммуникация представляет собой процесс, развивающийся во времени и пространстве и лишь при наличии определенных условий. Однако для осуществления эффективной коммуникации, т.е. обеспечивающий заданный субъектом результат, этого еще не достаточно. Требуется еще и технология коммуникации. Нарушение любой из ее значимых процедур, приводит к снижению эффективности коммуникации или даже к ее потере.

 

1.1.6.1. Технологические этапы коммуникации. Коммуникация - это сложный процесс, состоящей, по определению Популярной экономической энциклопедии, из следующих взаимосвязанных этапов:

1. Отбор информации, который бывает случайным или целенаправленным, выборочным или сплошным, запрограммированным или инициативным.

2. Кодирование отобранной информации, т.е. трансформирование передаваемого значения в послание или сигнал, который может быть передан. Исходным источником знаний, умений, стимулов и др. является индивидуальное сознание, где эти сти­мулы зарождаются и развиваются в психическом времени и интеллектуальном пространстве.

Для того, чтобы началась социальная коммуни­кация, коммуникатор должен опредметить, овеществить свою информацию, т.е. воплотить ее в содержании коммуни­кационного сообщения. Информация в результате кодирования облекается в ту форму, в которой она будет доступна и понятна получателю, например, письменную, табличную, графическую, звуковую, символическую и т.п. Соответственно подбирается подходящий способ передачи информации. Она может быть передана устно, письменно, с помощью других сигналов или условных знаков.

3. Передача информации. Коммуникационное сообщение движется в материальном пространстве и времени, дости­гая, в конце концов, своего реципиента. Если передаваемая информация имеет большое значение, то используются несколько дублирующих каналов. Выбор канала зачастую определяется формой информации или возможностями коммуникатора. Однако общим требованием и идеальным случаем является канал, обеспечивающий максимально быструю (мгновенную), бездефектную (без искажений) и адресную передачу информации, не допускающую ее утечки третьим лицам или структурам и т.п.

4. Декодирование информации. Для того, чтобы завершилась социальная коммуникация, реципиенту нуж­но распредметить смысловое содержание сообщения, т.е. понятьего и включить понятую информацию в свое интеллектуальное пространство, точнее — в индивидуальную память. Этот процесс включает восприятие послания получателем, его интерпретацию (расшифровку) и оценку (осмысление).

5. Осуществление обратной связи, проявляющееся в результате обмена ролями участников процесса. Получатель становится отправителем, а отправитель - получателем. Отправитель информации всегда ждёт, чтобы получатель каким-то образом на неё отреагировал, т.е. установил обратную связь и отправил сигнал, которым подтвердил бы факт получения сообщения и степень понимания или непонимания его смысла. Таким образом, весь цикл повторяется вновь, но уже в другом направлении. Обратная связь - это ответ получателя на послание. Она даёт отправителю возможность узнать, дошло ли послание до адресата, и в каком значении. Коммуникация с помощью обратной связи превращается в "улицу с двусторонним движением". Устойчивая обратная связь позволяет существенно повысить надёжность обмена информацией и хотя бы частично избежать её потерь, различных помех, искажающих смысл.

 

1.1.6.2. Проблема понимания. В процессе социальной коммуникации происходят операции опредмечивания и распредмечивания посланий и переход информации из психического уровня в материальный - и снова впсихический. Послание, которым владеет коммуникатор, может «опредметиться» двояко: во-первых, в виде коммуникационных сообщений (речь, рисунок); во-вторых, в виде утилитарных изделий (орудия, оружие, одежда, жили­ща), где также воплощены знания и умения человека. Ре­ципиент может использовать для постижения информации оба вида сообщений, и в обоих случаях возникают проблемы коммуникации. Казалось бы, предпочтительнее иметь дело с уст­ным посланием, специально предназначенным для восприя­тия его реципиентом. Ведь смыслы, воплощенные в изделиях, нужно уметь извлечь, раскодировать и осмыс­лить, что, по-видимому, сложнее понимания информации, переданной на родном языке. Однако и в последнем случае адекватное понима­ние проблематично. Поэтому важнейшим условием для осуществления эффективной коммуникации является взаимопонимание субъектов взаимодействия.

В проблеме понимания на первое место выдвигается реципиент, поскольку именно он является конеч­ной инстанцией, определяющей эффективность смысло­вой коммуникации. Единственный способ овладеть информацией — понять ее. Понимание присутствует в двух умственных про­цессах: в познании и в коммуникации. Когда речь идет о понимании причинно-следственной связи, устройства машины, мотивов поведения человека, особенностей сложившейся ситуации, имеет место познавательное пони­мание. Когда же речь идет о понимании сообщения, име­ется в виду коммуникационное понимание.

Коммуникационное понимание, по Л.Н. Фе­дотовой, имеет три формы:

• реципиент получает новое для него знание, в результате которого комму­никационное понимание сливается с познавательным и имеет место коммуникационное познание. Коммуникационное познание является творческимпознавательным актом, потому что реципиент не только осознает поверхностный и глубинный смыслы сообщения, но и оценивает их с точки зрения своих моральных принципов и прагматического интереса;

• реципиент, получивший сообщение, не постигает его глубинного смысла, ограничиваясь коммуникационным восприятием (к примеру, текст басни понят, а мораль ее уразуметь не удалось);

• реципиент запоминает, повторяет, переписывает от­дельные слова или фразы, не понимая даже поверхност­ного смысла сообщения; тогда имеет место псевдокомму­никация, так как нет осознания смысла полученной информации, а есть лишь запоминание ее формы или структуры.

 

Исследователи используют разные критерии распознавания уровня понимания. Американские прагматики считают кри­терием поведение человека: если один человек попросил другого выключить свет, то не важны познавательно-ком­муникационные операции в головах собеседников, важ­но, будет ли выключен свет. Если да, то имеет место ком­муникационное познание.

Другие ученые полагают, что сообщение понято пра­вильно, если реципиент может стать автором разумных утвердительных высказываний по поводу его содержания, т.е. обсуждать раскрытие темы, идейно-художественные достоинства, стиль изложения, полезность сообщения и т.д.

Третьи отвергают столь упрощенные критерии, счи­тая, что они не годятся для оценки адекватного понима­ния художественного, религиозного, научного произведе­ния. Дело в том, что глубокое пони­мание включает сопереживание, т.е. нужно не только уз­нать знаки и уяснить поверхностный и глубинный смысл сообщения, но также открыть и пережить то эмоциональ­ное состояние, которое владело автором в процессе твор­чества. Конечно, не каждый человек обладает даром зано­во воссоздавать произведения искусства в своей душе.

Критерии коммуникационного познания в науке пока еще однозначно не определены. Несколько лучше обстоит дело с коммуникационным восприятием. Не доходя до глубинных мотивов и замыслов коммуникатора, реципи­ент в состоянии поддерживать диалог с ним и даже в определенных пределах достаточно для поддержания коммуникационного процесса по­нимать мысль автора. Что касается «псевдокоммуни­кации», то она, по правде говоря, обыденное явление в нашей жизни и причина многих недоразумений и конфликтов.

Виды коммуникации

Коммуникация — явление, изучаемое многими науками, в том числе социологией, психологией, теорией комму­никации, политологией. Существуют различные виды коммуникации: межличностная, групповая, организационная, массовая и др.

В качестве коммуникаторов и реципиентов могут вы­ступать четыре субъекта, относящиеся к разным уровням со­циальной структуры: индивидуальная личность, массовая совокупность, со­циальная группа и государственно организованный социум. Понимание особенностей индивидуального субъекта (индивида) и государственно организованного социума (государства) обычно не вызывает затруднений, а два других субъекта нуждаются в пояснениях.

Массовая совокупность — множество случайно собравшихся людей — уличная толпа, пассажи­ры транспорта, массовая читательская (телевизионная) аудитория, население, общество в целом (население).

Под социальной группой понимается множество людей, обладающих одним или несколькими общими социальными признаками и осоз­нающих свою общность, выражая ее местоимением «мы», например, мы — семья, мы — инженеры, мы — москвичи, мы — россияне, мы — мужчины, мы — православные, мы — семнадцатилетние, мы — холос­тяки, мы — блондинки и т.д.

Политико-психологически, в силу опоры на разные виды и механизмы общения, исследователями выделяются внутриличностная коммуникация; межличностная; внутригрупповая; и массовая.

В теории коммуникации принято различать два основных типа - "контактный" и "технический". Первый из них характерен для прямой (непосредственной) коммуникации, т.е. коммуникации "лицом к лицу", второй - для непрямой (опосредованной, дистанционной), когда между общающимися сторонами существуют пространственно-временные разрывы и потому информация передается при помощи каких-либо технических средств.

И, наконец, сообщение может быть направлено либо точно известному адресату, либо неопределенному и неограниченному кругу получателей. В этом случае, А.А Брудный различает аксиальные и ретиальные коммуникативные процессы. Аксиальные предполагают передачу сообщений строго определенным, единичным приемникам информации (например, телеграмма, доставляемая конкретному лицу). Ретиальные направлены множеству вероятных адресатов (как в радиопередаче, прием которой требует настройки на волну). Главное же различие аксиальной и ретиальной коммуникации заключается в том, что в первом случае передача сообщения подразумевает "однозначное соответствие" между передающим и получающим, в то время как во втором это соответствие "взаимно неоднозначно".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: