Понятие сложной (групповой) коммуникации




 

В тех ситуациях, когда люди вступают в общение в малых груп­пах (количество их членов может быть от 3 до 20—30 человек), принято говорить о групповой коммуникации (рис. 1.2.).

 

☺← ——информация———→☺☺☺☺☺☺

 

Коммуникатор Реципиенты

 

Рис. 1.2. Групповая коммуникация.

 

В групповой ком­муникации продолжают действовать все закономерности, прису­щие межличностной коммуникации, однако, появляются и спе­цифические для данного типа коммуникации феномены, к кото­рым относятся: лидерство и руководство в группе, т.е. процесс межличностного влияния, стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач; процесс принятия группо­вого решения, т.е. обсуждение значимых для группы проблем, в процессе которого происходит выяснение позиции ее членов, оцен­ка проблемы, поиск и выработка общего группового решения; структура коммуникации в группе, т.е. совокупность позиций чле­нов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации.

Следуя весьма распространенной в социогуманитарном знании модели, выделяются две стадии развития любого социума: традиционное и современное общества. Традиционное общество характеризуется приоритетом “старших” и вертикальными (снизу вверх по социальной, государственной, политической, деловой иерархиям), преимущественно, каналами передачи информации, ритуализмом, т. е. приоритетом формы коммуникации над ее содержанием.

Сложная коммуникация являлась основной в традиционном обществе. Тогдашние социумы функционировали на основе родовых образований. Создаваемые на их основе племенные формирования базировались на идентичных традициях, межличностной и групповой коммуникациях.

Однако и в рамках государственного периода человеческой цивилизации, групповая коммуникация занимает важное место в системе социальных отношений. Здесь она приобрела статус специальной коммуникации.

Общение проповедника со своей паствой, общение командира во­инского подразделения и военнослужащих, наконец, общение началь­ника и подчиненного — все это примеры специальной коммуникации. Л.Н. Фе­дотова выделяет следующие ее свойства:

1. Отношения между участниками — преимущественно иерархи­ческие. Отчетливо выражена разница в статусах общающихся, причем коммуникатор всегда обладает более высоким статусом, чем группа. Этот статус может быть выражен формально (как в армии), или же он проявляется в высокой степени профес­сионализации (в театре, в школе, в ходе публичного выступле­ния политика в рамках предвыборной кампании). Отсюда про­странственная оформленность отношений: офис начальника, амвон в церкви, сцена и зрительный зал в театре, стол учителя в классе. Попытки изменить стиль общения, как правило, начи­наются со слома этой пространственной конфигурации: расположе­ние мест учителя и учеников в американских колледжах, ново­введения некоторых театральных режиссеров, связанные с раз­мещением аудитории, помещение рабочего места босса в офисе с большим количеством клерков и т.п.

2. Однонаправленность потока информации, практическое отсут­ствие обратной связи (даже если в ходе спектакля вы с чем-то не согласны, дискуссия с актерами не состоится — максимум, что вы сможете сделать, это освистать их или, наоборот, закричать «бра­во», но сцена все равно останется над вами.

3. Полное отсутствие изменения информации. Идеальным примером здесь является армия или иная организация с жесткой структу­рой, в которой информация должна быть передана по вертикали без малейшего искажения, в целях обеспечения функционирова­ния всей системы.

4. Наличие в информации сильной прагматической составляющей («сделай так!» — свойственно армии, «думай так!» — церкви, «выучи от сих до сих» — школе, «разделяй мои взгляды и прого­лосуй за меня!» — посыл политического лидера электорату). Со­гласование действий, ценностей корпорации, конфессии, поли­тического движения — и аудитории (отсюда повелительное на­клонение в речи коммуникатора, приказание не рассуждать, а выполнять или, как минимум, передавать исходную информа­цию не искаженной ничьими мнениями). Тем не менее, совсем без эмоций не обойтись (поэтому PR-деятели крупных корпора­ций советуют помещать в спортзалах резиновое чучело началь­ника для отработки на нем боксерских ударов).

5. Отношения между участниками коммуникации чаще всего «устав­ные», должностные, не выходящие за рамки корпоративной мо­рали, максимально ритуализированные, стереотипные. Так, де­ловые отношения имеют этикет, отточенный до мельчайших дета­лей, — его учат, как металловеды учат сопромат.

6. Общение носит, как правило, публичный характер: учитель в шко­ле, пресс-конференция, митинг и т.д.

Роль персональных характеристик коммуникатора в специальных коммуникациях остается очень большой, это роднит специальные и межличностные коммуникации. Пренебрежение персоналиями гро­зит специальным (иногда сугубо ведомственным) коммуникациям серьезными дисфункциями. Осознано это было уже в начале XX в., с развитием индустриальной социологии и появлением теории «чело­веческих отношений» на производстве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: