Двойственная природа коммуникации




 

Термин коммуникация, выводимый из латинского, понимается исследователями по-разному. Сommunicatio, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь - это 1) путь сообщения, связь одного места с другим. 2) общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка.

Коммуникацией называются также сигнальные способы связи у животных. Д. Пополов пишет, что, заглянув в Оксфордский словарь английского языка, можно увидеть, что все толкования слова communicate (общаться) распадаются на две группы, которые он называет "общение как передача" и "общение как разделение". Разделение здесь понимается в смысле разделения с кем-нибудь общих впечатлений, эмоций и т.п.

Такое же разделение прослеживается и в научных исследованиях коммуникации. Ученых, занимающихся этим вопросом, можно разбить на две группы. В первую группу входят исследователи технической коммуникации (начиная с классической работы Шеннона и Винера "Математическая теория связи", семиотики, (например Р. Якобсон)). Согласно этим исследователям, коммуникация - это передача отправителем чего-либо (сигнала, материального объекта, символа) получателю по специальному каналу (по коммуникационной трубе).

С этими исследователями спорят представители второй группы, которые утверждают, что никакой передачи при коммуникации не происходит: "Даже простая коммуникация не есть передача существовавшей до акта коммуникации истины, усваиваемой затем адресатом. Если мы с кем-то общаемся, и в интеллектуальном, и в духовном, и в эмоциональном смысле, то тебя понимают, если уже понимают. Кроме М. Мамардашвили, к этой группе можно отнести В. Гумбольдта и А. Потебню. Из современных ученых подобных взглядов придерживаются нейрофизиологи Матурана и Варела, теорию которых Виноград и Флорес применили для разработки информационных систем в своей работе "О понимании компьютеров и познания", ставшей классической на Западе. В рамках этой теории коммуникация понимается как скоординированное действие пользователей в разделенном пространстве. Чтобы лучше это понять, стоит обратиться к собственному опыту. Любому, кто когда-либо танцевал в паре, играл в музыкальном ансамбле или в спортивной команде, знакомо ощущение сыгранности или слаженности, когда действия всех участников вдруг становились согласованными. И совсем не обязательно, чтобы при этом произносились какие-либо слова, скорее наоборот, такое ощущение часто описывается фразой "понимание без слов". Важно отметить, что для возникновения такого скоординированного действия необходимо, чтобы участники имели общий опыт этой деятельности. Отсюда и выражение М. Мамардашвили об уже-понимании, возможном только на основании опыта, разделенного общающимися, так как никого и никогда нельзя убедить рациональными доводами в истинности того, что в конечном счете, уже не присутствует в неявной форме в комплексе верований этого человека.

Существенно, что эти два взгляда на коммуникацию, по мнению Д. Пополова, не являются взаимоисключающими. Реальные коммуникационные процессы очень сложны, а описанные выше теории являются лишь неизбежно упрощенными моделями этих процессов. Правильнее ставить вопрос об области применимости этих моделей. Передаточная модель хорошо работает в тех случаях, когда легко выделить отправителя, получателя, канал и сообщение. В качестве примера можно привести иерархическую бюрократическую организацию, в которой движутся документы, или армию, в которой приказы отдаются, получаются и неукоснительно исполняются. Разделительная модель работает в случаях, когда одновременно взаимодействуют много коммуникаторов и трудно выделить пары" отправитель-получатель".

Отсюда и выделение двух подходов к разработке систем коммуникации пользователей: передача сообщений и разделение данных. Очевидно, что когда речь идет о технической связи систем, ничто не может заменить передаточную модель, и всегда будут оставаться компьютеры, соединенные кабелем. Но при выходе на уровень именно человеческой коммуникации все меняется. При посылке электронной почты еще можно пользоваться метафорой "коммуникация как передача". При анализе общения в конференциях - уже затруднительно, так как хотя сообщения и можно выделить, но картина становится запутанной - слишком много пар людей взаимодействуют одновременно. А попробуйте описать общение людей в Интернете по такой схеме! В этом случае лучше воспользоваться разделительной моделью. Разделительная модель также позволяет подвести теоретическую базу под такие случаи, где интуитивно появлялось ощущение общения, но ничего не передавалось. Пример - совместное использование разделенных ресурсов, людьми не знающими друг друга.

Можно отметить, что "разделительные" значения помечены в словарях как устаревшие и архаические. Можно даже назвать историческую эпоху, когда произошло их устаревание - XVII век, и связано это с распространением печатного дела и грамотности. Создание и распространение печатной продукции естественно укладывается в рамки передаточной модели. Сейчас же электронные и компьютерные среды коммуникации вновь выдвигают на передний план разделительную модель, и это один из признаков больших культурных изменений, которые несут с собой информационные технологии. Возможно, через пару десятков лет в словарях уже передаточные толкования коммуникации будут помечены как устаревшие.

Термин «коммуникация», используемый исследователями в процессе создания различных теоретических моделей, многозначен: он употребляется, например, в сочетании «средства массовой коммуникации» (имеются в виду пресса, радио, телевидение), в технике его используют для обозначения линий связи и т.п. В социолингвистике «коммуникация» – это синоним «общения». Иноязычный термин в данном случае более удобен, так как легко образует производные, а они необходимы для обозначения разных сторон общения: «коммуникативная ситуация», «коммуникаторы» (= участники коммуникативной ситуации) и некоторые другие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: