Мобильная реклама (SМS -реклама)




Мобильная SМS-реклама (реклама, рассчитанная на владельцев мобильных телефонов и карманных компьютеров) сегодня находится на самой начальной стадии развития.

Формально SМS-реклама является разновидностью телефонной рекламы, но в связи с возможностью передачи посредством сотовой связи графических изображений, фактически представляет собой самостоятельный канал передачи рекламных обращений. Тенденции развития этого вида связи позволяют предположить его скорый переход в разряд медийных каналов.

4.4.6.1. Природа и современное состояние мобильной SMS-рекламы. Специалисты определяют мобильную рекламу как любую связь с конечным потребителем с помощью мобильного телефона, включая рассылку текстовых сообщений, графических данных, с помощью мультимедийных средств и голосовых/аудио средств. Пока такая реклама в основном базируется на SMS-сообщениях, содержащих лишь короткий текст.

Мобильный телефон - это не только средство общения, но еще и серьезный маркетинговый инструмент. На первый взгляд миниатюрный экран сотового телефона выглядит не очень подходящим носителем рекламной информации. Однако, в отличие от телеканалов, газетных полос и уличных щитов, он предназначен для глаз всего одного человека - его хозяина, который к тому же большую часть времени не расстается со своим телефоном. Это дает рекламной службе возможность обращаться к строго ограниченной целевой группе.

 

А. Современное состояние SMS–рекламы. Всего несколько лет назад служба коротких сообщений («Short Message Service») использовалась операторами мобильной связи исключительно как «довесок» к основному набору услуг, предлагаемый абонентам бесплатно. Сегодня же SMS — это удобный инструмент передачи оперативной информации, пользующийся популярностью во всем мире. Ежегодно количество пересылаемых SMS-сообщений растет в десятки раз, даже, несмотря на отсутствие активного маркетинга этой услуги со стороны, как производителей телефонов, так и операторов связи. Еще два года назад SMS-трафик по всему миру не превышал 1 млрд. сообщений в месяц. Сегодня их количество достигло порядка 20 млрд. Пользователи 15–24 лет отправляют в среднем 10 сообщений в день.

На московском рынке число SMS превышает 40 миллионов ежемесячно. Столь бурного роста популярности SMS-услуг не ожидал никто.

Мобильный маркетинг пока делает лишь первые робкие шаги, фокусируясь в основном на молодежной аудитории. В 2004 г. доходы от рекламы по телефону составили около 48 млн. дол, но, по оценке лондонской исследовательской компании «Ovum», общемировые обороты данного сектора рынка могут достичь в 2006 г. уровня 12 млрд. По прогнозам «Frost & Sullivan», в 2006 г. объем баннерной рекламы, распространяемой по беспроводным сетям, достигнет в Западной Европе 464,7 млн. дол., а число переданных рекламных SMS-сообщений, сейчас составляющее 676 млн., вырастет до 18,6 млрд.

Процент отклика по мобильным маркетинговым кампаниям в 2004 г. достиг 10–20%. Уже сейчас, как утверждает аналитик рынка мобильных коммуникаций маркетинговой компании «Frost & Sullivan» А. Уэбб, уровень эффективного отклика на "сотовую" рекламу доходит до 40%, тогда как при традиционной почтовой рассылке он обычно составляет лишь около 3%, а для баннерной рекламы в Интернете соответствующий показатель не превышает 1%.

Различные рекламодатели в течение двух последних лет выявили большую ценность и выгоду, получаемую от SMS-рекламы, и поэтому увеличивают сумму маркетинговых затрат на кампании мобильного маркетинга. Фактически, ожидается, что SMS-реклама будет одной из наиболее мощных растущих областей в рекламной индустрии.

Многие компании в России сейчас бросились осваивать новый вид продвижения своих товаров - SМS-маркетинг. Россия стоит на пороге бума SМS-маркетинга. Об этом говорилось на недавнем «круглом столе» «SМS-маркетинг на ключевых рынках», который был организован российской компанией «PR-online» совместно с рядом других крупных фирм. Участники «круглого стола» констатировали, что новый вид продвижения товаров развивается впечатляющими темпами. В 2003 г. на нашем рынке было реализовано всего три проекта с применением технологий SМS-маркетинга. В 2004 г. они исчислялись уже сотнями, а общий объем рынка таких услуг колебался в пределах 6-10 млн. дол. Эксперты прогнозируют, что по итогам 2005 г. рынок SМS-маркетинга в России вырастет минимум в 2-3 раза по сравнению с годом прошлым. А общее число рядовых граждан, которые примут участие в подобных акциях, превысит 20 млн. человек.

 

Б. Особенности организации SМS-маркетинга. В ходе акций SМS-маркетинга рядовые владельцы мобильных телефонов обычно получают и отправляют сообщения по собственному желанию. Та или иная компания с помощью других носителей рекламы (печатные СМИ, телевидение, наружная реклама, информация на упаковках товаров) предлагает потребителю вступить с ней в контакт посредством отправления на определенный номер SМS-сообщения.

Что человек получит взамен? Тут фантазия организаторов подобных акций практически безгранична. Можно стать победителем конкурса с ценными призами, выиграть в лотерею, поучаствовать в увлекательной игре опять же с заманчивыми призами (распространенный вариант викторина, когда посредством SMS нужно прислать правильные ответы), получить приличную скидку на приобретение того или иного товара.

Ещё одно из перспективных направлений системы телефонных услуг, которое также мало знакомо и развито, – это «телефонная реклама». Минуты разговора предоставляются клиенту либо бесплатно, либо по чрезвычайно низким ценам, но перед началом разговора обладатель карточки должен прослушать короткую рекламу или принять участие в опросе. Сама поверхность карточки также занята рекламой, дополняющей звуковую. Этим направлением вплотную занимается ABCom. Поскольку карточка работает без чипа, то отпадают ограничения в её форме.

Специалисты считают, что, отправляя и получая SMS, потенциальный потребитель волей-неволей знакомится с информацией о продукте и задумывается о его приобретении. Пока еще средний абонент сотовой связи с большим доверием относится к рекламной информации, полученной с помощью SMS. Согласно последним опросам 94% SМS-сообщений читается владельцами телефонов, а к 40% эсэмэсок пользователи относятся с «повышенным интересом».

 

В. Первые попытки организации управляемого рынка SMS-рекламы. Стремясь унифицировать рекламные SMS-сообщения в GSM-сетях, Ассоциация Беспроводной Рекламы («Wireless Advertising Association», WAA) разработала и опубликовала ряд стандартов. Разработанный WAA документ разделяет рекламу, рассылаемую на мобильники, на две категории: "полное сообщение" (до 160 символов) и "спонсорское сообщение" (до 34 символов). Спонсорское сообщение, как правило, целиком умещается на экране большинства мобильных телефонов, занимает всего две строки и не требует прокрутки.

Согласно принятому WAA стандарту, рассылка рекламных SMS-сообщений должна осуществляться только с согласия абонента. Таким образом, WAA надеется уберечь владельцев мобильников от спама и шуток знакомых, подписывающих пользователей сотовой связи на множество информационных рассылок. Кроме того, данная мера защитит и интересы рекламодателей, часто оплачивающих рекламу исходя из числа разосланных SMS -сообщений, так же называемых "показами". Благодаря же "шутникам", уплаченные рекламодателями деньги не приносят ожидаемой отдачи, а реклама, таким образом превратившаяся в спам, создает услуге, товару и компании негативный имидж.

В выпущенном документе WAA так же разрешила спорный вопрос о том, что же считать "показом" с точки зрения рекламы, рассылаемой на мобильники. Дело в том, что рекламные агентства и рекламодатели давно спорили о том, что считать "показом". Рекламщики настаивали на том, что "показ" - это простой факт отправки SMS-сообщения, рекламодатели же полагали, что "показом" можно считать только те SMS-сообщения, в ответ на которые пользователь позвонил или иным образом связался с фирмой, рекламирующей услуги или товары. Согласно новому стандарту, "показ" - это отправка рекламного сообщения на устройство пользователя, зафиксированная на сервере рассылки. Таким образом, это определение должно обрадовать РА и опечалить их клиентов.

Стандарты, принятые Ассоциацией Беспроводной Рекламы, являются добровольными для использования операторами. Стоит отметить, что им предшествовали рекомендации по сохранению конфиденциальности в мобильных сетях, выпущенные WAA в ноябре 2000 года.

4.4.6.2. Достоинства SМS-маркетинга. Эффективность SMS-рекламы существенно выше традиционной. Статистика показывает, что, потратив, 70 тыс. дол. на кампанию прямой рассылки, достигается 85 тыс. потребителей и отклик составляет 1,5%. В случае же рассылки рекламных SMS, потратив ту же сумму, можно достичь 230 тыс. человек и число ответивших потребителей может достигать 20% в случае точного подбора аудитории.

Уникальное достоинство "сотовой" рекламы заключается в ее ориентированности на конкретного клиента и в возможности непосредственного взаимодействия с ним в режиме диалога, считает А. Уэбб. Действительно, обладатели таких телефонов - это потенциальные клиенты, постоянно находящиеся в пределах доступа и при этом имеющие возможность мгновенно откликнуться на поступившее рекламное предложение. А компания может налаживать связь с потребителями и исследовать свою аудиторию.

По заявлениям маркетологов, многие крупные российские фирмы сейчас с помощью SMS собирают анкетные данные о тех, кто откликнулся на их призыв участвовать в промо-акциях. Кроме того, компании составляют базы данных из десятков, а порой и сотен тысяч лояльных к их бренду потребителей, которым они время от времени отправляют сообщения о скидках, акциях, новинках и т.д.

 

4.4.6.3. Потребители SMS-рекламы. Главное для организатора SMS-рекламы - найти верный подход к адресату - пользователю мобильного Интернета.

Основная трудность, которую придется преодолевать рекламным службам при организации телефонной рекламы, заключается в том, чтобы не вызвать негативную реакцию клиентов. Распространение рекламы по телефону является гораздо более серьезным вторжением в личную жизнь, чем привычный спам, характерный для электронной почты, считает К. Бонд, ведущий аналитик британской компании «Analysys Research». Многие абоненты уже выражают свое недовольство новым видом спама.

Эксперты предупреждают, что компаниям следует с большой осторожностью относиться к рекламе, вещаемой на мобильные телефоны посредством SMS-сообщений. Хотя бы до тех пор, пока не будут выработаны правила защиты от таких сообщений и кодекс поведения в данной сфере.

Аналитическая фирма «Gartner» прогнозирует резкий всплеск рекламы, поступающей на мобильные телефоны, но предупреждает, что компании могут подорвать доверие к своим торговым маркам, если слишком поспешно начнут рассылать сообщения среди широкой аудитории.

Наивно думать, что пользователей устроит ситуация когда их телефоны будут трещать по швам от "целевой" рекламы, а они при этом платить абонентскую плату. Поэтому операторы мобильной связи будут предоставлять услуги бесплатно (или почти бесплатно) - платой будет просмотр рекламных сообщений, а восполнять их расходы будут рекламодатели.

Согласно результатам опроса, проведенного «Cahners In-Stat Group», большинство пользователей средств мобильной связи не приемлют идею осуществляемой через них рекламы. Однако ответы отдельных респондентов указывают на то, что у компаний все же есть некоторый шанс: по мнению некоторых участников опроса, мобильная реклама будет пользоваться успехом, если она предоставит какие-то выгоды пользователю, типа спецпредложений или скидок.

Чтобы оградить себя от непрошеной рассылки, абоненты обычно заполняют анкету, по которой компания строит профиль их интересов, позволяющий точно сфокусировать рекламу. Кроме того, компании, как правило, обязуются ограничить число рекламных сообщений, поступающих к отдельным клиентам. По данным «Frost & Sullivan», в 2001 г. около 3% западноевропейских абонентов мобильной связи согласились получать некоторое количество сотовой рекламы, но аналитики ожидают, что по мере развития сотовой связи эта доля будет расти и к 2006 г. достигнет 65%.

Маркетинговые SMS-кампании получили широкое одобрение публики по результатам недавнего исследования в Швеции. Исследование подтвердило позитивную реакцию потребителей на персонализированные SMS-рассылки.

Исследовательская группа «Netsurvey» и маркетинговая компания «Mediatude» опросили 5 тыс. абонентов. Им были отправлены новостные и информационные SMS-рассылки с присоединенной к ним рекламой. Пятая часть пятитысячной группы потребителей ответила на вопросы; 76% из них подтвердили, что считают SMS-рассылки полезными, в том числе и с рекламой. Только 17% сказали, что считают рекламу навязчивой. 52% опрошенных посоветовали бы подписаться на SMS-рассылки знакомым.

Британская маркетинговая компания «The Mobile Channel» провела свое исследование. Рекламные SMS-рассылки были направлены тысяче человек в соответствие с их заявленными интересами. Результаты показали, что 94% получателей отметили соответствие рекламы их интересам, и что покупка была произведена в 28% случаев.

4.4.6.4. Рекламодатели. Многие компании, в первую очередь европейские, рассматривают новое поколение сотовых телефонов в качестве идеальной платформы для размещения рекламы.

Компания «Plannet Hopper», посвятившая себя распространению мобильной рекламы, пришла к выводу, что наибольший интерес проявляется к скидкам на билеты в кино и специальным предложениям от баров и закусочных.

Среди первых рекламодателей, согласившихся оценить эффективность мобильной рекламы, стало издательство «Hangover Media», опубликовавшее справочник по барам и закусочным «Shecky's Bar Club & Lounge Guide». Управляющие упомянутых в справочнике кафе, ресторанов и клубов охотно доверили распространение специальных предложений пользователям мобильных телефонов и карманных компьютеров «Palm VII» новым партнерам, договорившись делить прибыль пополам. Исполнительный директор «Hangover» К. Хофман считает такое сотрудничество взаимовыгодным и перспективным.

Еще один пример – рекламная компания, проведенная «Kirin Beverage Corp.», одной из известных компаний-производителей безалкогольных напитков. На банке кофейного напитка "FIRE" размещалась рекламная наклейка, под которой находился 12-значный серийный номер. Отправляя эти номера на сайт проведения опросов компании с мобильных телефонов или компьютеров, пользователи получали шанс выиграть призы – наручные часы или зажигалки «Zippo». Количество участников кампании достигло 10 млн. человек. Из них 52% были пользователями мобильных телефонов, остальные – пользователи компьютеров. Это свидетельство того, что мобильные телефоны с доступом в Интернет могут выступать в роли средств массовой информации. Пользователи ждут интересных событий, в которых можно принять участие.

Приемы SМS-маркетинга в последнее время задействовали многие российские компании. Среди первых в этой области на нашем рынке оказался «McDonald's». По словам представителей компании, за два месяца в акции приняло участие более 23 тыс. человек.

Весьма активны в плане использования нового маркетингового инструмента и ведущие пивные компании. Так, в середине прошлого года широкомасштабную акцию провела компания «Эфес». По словам ее представителей, каждый раз в акции принимали участие до 3 тыс. человек. Другой крупный производитель пива - компания «Синебрюхов» - в конце прошлого года также провел маркетинговую акцию с использованием каналов SМS-связи. По заявлениям представителей компании, они не ожидали столь активного отклика покупателей: в лотерее приняли участие 80 тыс. человек, которые в общей сложности прислали 190 тыс. сообщений (многие отправляли их по несколько раз, а два участника отправили аж 50 SМS-посланий).

Элементами SМS-маркетинга пользуются не только производители конкретных товаров и услуг. Сейчас к подобным акциям прибегают и представители мирового кинематографа. Недавно в этом направлении активно работали прокатчики фильма «Авиатор». Они создали в Интернете специальный русскоязычный сайт, где предлагали абсолютно безвозмездно с помощью SМS-сообщений скачивать картинки-заставки и мелодии из нового фильма.

 

4.4.6.5. Проблемы SMS-рекламы. Однако перспективы SMS-рекламы не настолько радужные, как могло бы показаться. Многочисленные коммерческие рассылки или непрошеная электронная почта, ежедневно досаждающие большинству интернет-пользователей, появились и в виде коротких текстовых сообщений (SMS), начав портить жизнь владельцам мобильных телефонов.

Спаммеры могут анонимно, через Интернет, рассылать тексты вроде "Позвоните по такому-то телефону - Вас ждет откровенный разговор с раскрепощенной незнакомкой - всего 1 доллар в минуту!". При этом "доброжелателя" мало беспокоит, что его SMS придет школьнику

Южнокорейские сотовые операторы бьют тревогу. По статистике каждое десятое SMS-сообщение является спамом и его процент постоянно растет. Незадолго до этого американская Федеральная Комиссия по коммуникациям (FCC) объявила о планах по ограничению SMS-спама, вплоть до отключения телефонных номеров, приобретаемых специально для рассылки нежелательных рекламных сообщений. «Gartner» утверждает, что в ближайшие 8-12 месяцев европейские пользователи мобильных телефонов, вероятно, почувствуют всплеск спама и усиление потока нецеленаправленной рекламы от компаний, которые спешат воспользоваться новым каналом мобильного маркетинга. «Gartner» предупреждает, что мобильная реклама вызовет волну возмущения, и предлагает потребительским организациям инициировать кампании протеста.

Во избежание таких проблем «Gartner» рекомендует предоставлять пользователям возможность отказа от рекламных сообщений, гарантировать поступление рекламы "молча" и пользователям не приходилось платить за нее. Причем пользователи не должны получать более 5 рекламных сообщений в день.

Признавая недостаточность своих полномочий для полноценной борьбы с SMS - рекламой, WMA (Wireless Marketing Association -британская ассоциация участников рынка беспроводной связи) тем не менее декларировала твердое намерение противодействовать спаму. Рекламные сообщения будут рассылаться только тем абонентам, которые заранее уведомили оператора о своем согласии получать их. Способы борьбы с непрошеной SMS - рекламой неочевидны. Злокачественный e-mail можно не читая отправить в корзину, но SMS-сообщение, которое не несет заголовка и сведений об отправителе, прочитать, скорее всего, придется.

Российским абонентам, в отличие от жителей других стран, пока еще не случалось "потонуть" в море бесполезного SMS-спама. Но это, лишь вопрос времени - по сетям московских операторов уже пробежали первые волны.

4.4.6.6. Перспективы мобильной рекламы. В ближайшем будущем, считают эксперты, SМS-маркетинг будет развиваться не только количественно, но и, прежде всего, качественно.

Планы многих компаний связаны с SМS-услугами, имеющими отношение к способности мобильного оператора определять местоположение своего абонента. Когда абонент будет проходить мимо магазина, ему на телефон можно отправить сообщение: поверни направо и получишь скидку на новую коллекцию джинсов. Учитывая определенность целевой аудитории SМS-рекламы и ее интерактивность, то заказать предложенный товар или услугу можно тут же, прямо с мобильника.

В то время как на ранних стадиях мобильная реклама включала сообщения/поощрения, направленные главным образом на молодёжный сегмент рынка и на отдельные узкие сегменты, в течение последующих лет возобладает более сбалансированный возрастной подход к рекламе с одной стороны и общее улучшение ее качества, с другой.

Конечно, основные надежды рекламисты от SMS-ренкламы связывают со стремительным развитием мобильной связи. Количество мобильных пользователей в мире к 2006 г. составит 1,8 млрд. пользователей. К 2006 г. трафик SMS в Европе вырастет до 365 миллиардов сообщений в год.

Вместе с тем, нынешний ажиотаж вокруг мобильной рекламы в реальности далек от того, что на самом деле происходит. Несмотря на быстрое развитие в течение последних 12 месяцев, мобильная реклама пока находится на очень ранней стадии развития. В действительности большая часть рекламных кампаний в настоящее время является своего рода экспериментом в попытке оценить успех различных творческих форм и реакции на них конечного потребителя.

Для эффективности рекламной кампании необходимо, чтобы сообщение было разослано максимально возможному числу пользователей. Однако, по статистике, услугами беспроводных сетей пользуются около 50% всех американцев, 45% европейцев, а в России и вовсе около 5% населения. По статистике, пока лишь около 5% всех пользователей сетей мобильной связи США имеют через них доступ в Internet. Если учесть, что телевизор смотрят почти все, "рекламироваться" на мобильниках захотят не так уж много компаний.

Основополагающие технологии, которые в полной мере могли бы обеспечить доставку "нацеленных" рекламных сообщений еще находятся в стадии разработки. Как предполагается, рекламные объявления и сообщения будут рассылаться посредством SMS в 2,5G и 3G сетях. SMS является эволюционным звеном на пути к полноценному мобильному маркетингу. Следующие поколения мобильных сотовых сетей позволят рекламодателям взаимодействовать с пользователями беспроводных устройств через видео и звук.

В краткосрочной перспективе мобильная реклама будет сдерживаться небольшим размером экрана мобильных телефонов и медленными скоростями передачи данных. Со временем все большее распространение в SMS-рекламе найдут графические, звуковые и музыкальные элементы, а также видеоклипы. Не за горами времена, когда рекламные баннеры на экране электронных органайзеров будут выскакивать так же часто, как и в обычном Интернете.

 

 

Литература

Баймяшкин В. Презентация. – Казань, 2004

Горкина М.Б., Мамонтов А.А., Манн И.Б. PR на 100%: Как стать хорошим менеджером по PR. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

Джефкинс Ф. Реклама: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Матанцев А.Н. Эффективность рекламы. – М.: Издательство «Финпресс», 2002.

Назайкин А.Н. Практика рекламного текста. – М.: Бератор-Пресс, 2003.

Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К, Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учеб­ных заведений. - 6-е изд., перераб. и доп. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003.

Песоцкий Е. Современная реклама: Теория и практика. — Рос­тов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.

Ромат Е.В. Реклама: Краткий курс. – Москва, 2003

Сендидж Ч. Реклама: теория и практика,пер. с англ. — М.,: "Сирин", при участии "МТ-ПРЕСС",2001.

Слободская А. Охота в местах продаж // Индустрия рекламы. – 2005. - 12 янв.

Сулягин Ю.А., Петров В.В. Реклама. — Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003.

 

Путеводитель по учебнику

 

I. Система массовых коммуникаций: природа, форма, развитие  
1.0. Понятие и сущность социальных коммуникаций  
1.1. Понятие коммуникации  
  1.1.1. Определение коммуникации  
  1.1.2. Причины появления социальной коммуникации  
  1.1.3. Коммуникационная деятельность  
    1.1.3.1. Подражание  
    1.1.3.2. Диалог  
    1.1.3.3. Управление  
    1.1.3.4. Квазикоммуникация  
    1.1.3.5. Сотрудничество и конфликты в коммуникационной деятельности  
  1.1.4. Коммуникация в форме общения  
      А. Содержание общения  
      Б. Стороны общения  
      В. Цель общения  
      Г. Средства общения  
      Д. Функции общения  
      Е. Уровни общения  
      Ж.Виды общения  
      З. Фазы общения  
      И. Дистанции общения  
  1.1.5. Структура коммуникации  
  1.1.6. Технология коммуникации  
    1.1.6.1. Технологические этапы коммуникации  
    1.1.6.2. Проблема понимания  
1.2. Виды коммуникации  
  1.2.1. Вербальная и невербальная коммуникации  
    1.2.1.1. Вербальная коммуникация  
    1.2.1.2. Невербальная коммуникация  
      А. Основные невербальные средства общения  
      Б. Жестовая коммуникация  
  1.2.2. Понятие простой (межличностной) коммуникации  
    1.2.2.1. Структура и особенности простой коммуникации  
    1.2.2.2. Характеристика простой коммуникации  
    1.2.2.3. Функции межличностной коммуникации  
  1.2.3. Понятие сложной (групповой коммуникации)  
  1.2.4. Понятие протомассовой (дистанционной) коммуникации  
    1.2.4.1. Возникновение и развитие протомассовой коммуникации  
    1.2.4.2. Характеристика дистанционной коммуникации  
  1.2.5. Понятие массовой коммуникации  
    1.2.5.1. Определения массовой коммуникации  
    1.2.5.2. Характеристика массовой коммуникации  
    1.2.5.3. Функции и механизмы воздействия массовой коммуникации  
      А. Основные функции массовой коммуникации  
      Б. Механизмы воздействия  
    1.2.5.4. Трансформации массовой коммуникации  
1.3. Формы коммуникации  
  1.3.1. Устная коммуникация  
    1.3.1.1. Структура устной коммуникации  
    1.3.1.2. Жестовая природа устной коммуникации  
    1.3.1.3. Социальная обусловленность устной коммуникации  
  1.3.2. Письменная, текстовая коммуникация  
    1.3.2.1. Причины и этапы появления письма  
    1.3.2.2. Функции текстов  
      А. Социальное назначение текстов  
      Б. Потребительские параметры  
      В. Социальный прагматизм  
      Г. Реальное использование  
    1.3.2.3. Каналы письменной документации  
  1.3.3. Электронная коммуникация  
    1.3.3.1. Инструментальный этап  
    1.3.3.2. Интеллектуальный этап  
    1.3.3.3. Универсальный этап  
    1.3.3.4. Электронные коммуникации как социальные сети  
  1.3.4. Функции электронной коммуникации  
1.4. Коммуникационные барьеры  
  1.4.1. Проблемы устной коммуникации  
    1.4.1.1. Технический барьер  
      А. Технический барьер естественного происхождения  
      Б. Технический барьер техногенного происхождения  
    1.4.1.2. Межъязыковый барьер  
    1.4.1.3. Социальный барьер  
    1.4.1.4. Психологический барьер  
  1.4.2. Проблемы письменной коммуникации  
    1.4.2.1. Технический барьер  
    1.4.2.2. Социальный барьер  
    1.4.2.3. Психологический барьер  
    1.4.2.4. Особенности восприятия  
  1.4.3. Проблемы электронной коммуникации  
    1.4.3.1. Технический барьер  
    1.4.3.2. Социальный барьер  
    1.4.3.3. Психологические проблемы  
1.5. Базовые модели коммуникации  
  1.5.1. Двойственная природа коммуникации  
  1.5.2. Основные теории массовой коммуникации  
    1.5.2.1. Догматическая концепция А. Моля  
    1.5.2.2. Франкфуртская школа коммуникации  
    1.5.2.3. Эмпирическая теория  
    1.5.2.4. Концепция Лумана  
  1.5.3. Математические и социологические модели коммуникации  
    1.5.3.1. Модель Лассуэлла  
    1.5.3.2. Модель Брэддока  
    1.5.3.3. Модель Шеннона-Винера  
    1.5.3.4. Модель Де Флюера  
    1.5.3.5. Модель Осгуда-Шрамма  
    1.5.3.6. Спиралевидная модель Дэнса  
    1.5.3.7. Модель Гербнера  
    1.5.3.8. Модель Уэстли-Маклина  
    1.5.3.9. Модель Малецке  
    1.5.3.10. Модель Рили  
  1.5.4. Этапы развития коммуникационных концепций  
    1.5.4.1. Одноступенчатая модель коммуникации  
    1.5.4.2. Двухступенчатая модель коммуникации  
    1.5.4.3. Многоступенчатая модель массовой коммуникации  
      А. Лидерно-маргинальная теория  
      Б. Спираль умолчания  
      В. Тео­рия использования и удовлетворения потребностей  
      Г. Теория зависимости  
1.6. Литература  
 
2.0. Информационный процесс и эволюция средств его обеспечения  
2.1. Понятие и сущность информационного взаимодействия  
  2.1.1. Определение информации  
  2.1.2. Классификация информации  
  2.1.3. Свойства и формы информации  
    2.1.3.1. Уникальность информации как ресурса  
    2.1.3.2. Свойство социальности информации  
    2.1.3.3. Формально-количественные характеристики информации  
      А. Формальные проявления  
      Б. Формы правового регулирования  
      В. Количественные дефиниции  
    2.1.3.4. Рыночные свойства  
  2.1.4. Функции информации  
2.2. Выразители информации и их классификация  
  2.2.1. Сущность знака  
    2.2.1.1. Теории и определения знака  
      А. Логический треугольник Г. Фреге  
      Б. Семантический треугольник Огдена―Ричардса  
      В. Диалектика понятий «смысл» и «значение»  
    2.2.1.2. Особенности невербального знака  
    2.2.1.3. Особенности вербального знака  
    2.2.1.4. Классификация знаков  
  2.2.2. Понятие естественного языка и речи  
    2.2.2.1. Понятие естественного языка  
    2.2.2.2. Функции естественного языка и речи  
    2.2.2.3. Типология языков  
  2.2.3. Понятие текста  
    2.2.3.1. Диалектика языка и текста  
    2.2.3.2. Особенности текста  
  2.2.4. Социальная сущность и функции документа  
    2.2.4.1. Определение документа  
    2.2.4.2. Функции документа  
    2.2.4.3. Классификация документов  
    2.2.4.4. Материальные носители документа  
    2.2.4.5. Особенности электронного документа  
2.3. Исторические фазы информационного обмена  
  2.3.1. Понятие и сущность информациологии  
  2.3.2. Попытки осмысления информационных эпох  
    2.3.2.1. Информационные эпохи М. Маклюэна  
    2.3.2.2. Информационная пирамида цивилизаций Д.С. Робертсона  
    2.3.2.3. История как информационно-культурный процесс (по А.И. Ракитову)  
    2.3.2.4. Эволюция информационных культур (по А.В. Соколову)  
  2.3.3. Основные фазы информационной коммуникации  
    2.3.3.1. Устная фаза  
    2.3.3.2. Письменная фаза  
    2.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: