Марсово поле и казармы Павловского полка.




Адрес: Марсово поле, 1, Миллионная ул., 2, Аптекарский пер., 2

Годы постройки: 1817-1821, Архитекторы: Стасов В. П.

Первые жилые дома в северо-западной части Марсова поля появились в 1720-1730-х годах. На месте современного дома №1 стало два здания. Одно из них было построено в начале 1720-х годов, в нём в 1725 году поселились после свадьбы старшая дочь Петра I Анна и её муж герцог Карл-Фридрих Готторп-Голштинский. Они жили здесь до их выдворения из России 25 июля 1727 года.

Освободившийся особняк Екатерина I пожаловала двоюродному брату Петра I князю А. Л. Нарышкину. После его смерти в 1732 году дом перешёл в казну. В нём поселились дочь Петра I Елизавета и её морганатичекий супруг А. Г. Разумовский. Дворец Елизаветы Петровны на Марсовом поле стал местом, где группа заговорщиков активно убеждали её в необходимости взятия власти в России в свои руки.

По соседству с Елизаветой Петровной жил лейб-медик Иоганн Лесток. Он стал активным участником переворота, в результате которого княжна стала императрицей. В его доме собирались заговорщики А. Г. Разумовский, М. И. Воронцов, И. И. Шувалов, С. Ф. Салтыков и С. Ф. Апраксин. В ночь переворота 25 ноября 1741 года он вместе с М. И. Воронцовым стоял на запятках саней цесаревны, мчавшейся поднимать солдат Преображенского полка.

Лесток и в дальнейшем принимал участие в дворцовых интригах. Вследствие этих интриг он попал в немилость императрицы. Судившему Лестока фельдмаршалу Степану Фёдоровичу Апраксину в 1748 году даровали дом медика "со всеми драгоценными вещами и серебром". После смерти Апраксина дом Лестока на Марсовом поле перешёл во владение к А. Г. Разумовскому. В доме Разумовского в качестве адьютанта в 1740-х годах жил писатель А. П. Сумароков.

После смерти Елизаветы Петровны в 1762 году оба здания были выкуплены у Разумовского казной. В 1770 году их снесли, на их месте в 1780 году по проекту Ю. М. Фельтена построили трёхэтажное здание Ломбарда с фасадом на Миллионную улицу. В 1784 году здание Ломбарда передали Воспитательному дому. Его попечителем был И. И. Бецкой, живший также в доме на Марсовом поле (Миллионная ул. 1). В 1797 году Воспитательный дом переехал на набережную Мойки. Помещения бывшего Ломбарда занял Павловский полк.

Павловский полк, для которого предназначались казармы, был учрежден по указу Павла I от 23 ноября 1796 года - на основе Тенгинского пехотного и Московского гренадерского полков. В память основателя он формировался невысокими блондинами или рыжими, в веснушках и курносыми (?). Расформирован в 1918 г. Этот полк принимал самое активное участие в наполеоновских войнах и особенно прославился в Отечественной войне 1812 года. В 1813 году Павловский полк по представлению М. Кутузова был удостоен наименования "Лейб-гвардии Павловский полк" и награжден Георгиевскими знаменами. В 1819 году знаменитый полк возвратился из Москвы в Санкт-Петербург и сразу вселился в новые казармы. В те годы над аттиком здания, обращенным к Марсову полю, красовалась надпись: ""Казармы Лейб-гвардии Павловского полка" –это был второй подарок императора Александра 1 полку.

 

Первый подарок – «Оставить шапки в том виде, в каком полк сошел с места сражения, хотя бы некоторые из них были повреждены. Да будут эти шапки всегдашним памятником храбрости полка».

В полку хранилось 500 шапок пробитых пулями с медными пластинками с именами павших в боях под Фридландом 2 июня 1807 года. Наполеон собрал.

Пушкин писал об этом: «Сиянье шапок этих медных, насквозь прострелянных в бою».

Когда полк стал гвардейским солдаты получили новый головной убор –кивер. Но благодаря находчивости Лаврентия Тропина были возвращены гренадерки. Он, стоя на часах, ответил императору: «Что кивера удобней, но к новой форме непреятеля надо приучать, а в старой их боялись». За это его произвели в унтер –офицеры и дали награду в 100 рублей и право первым приветствовать императора.

Здание Ломбарда могло быть перестроено в начале 1800-х годов. Тогда архитектор Л. Руска подготовил проект возведения на западной границе Марсова поля огромного комплекса зданий столичных министерств. Этот проект не был реализован.

Здание Ломбарда совершенно не соответствовало потребностям Павловского полка. Петербургские зодчие активно разрабатывали предложения по приспособлению старого дома для военных нужд. Возглавлял их архитектор Л. Руска. При Павле I на реализацию идей не хватало денег, а Александру I не нравились предлагаемые проекты. В итоге Александр 1 поручил перестройку Ломбарда архитектору В. П. Стасова. Именно этот зодчий построил казармы для размещения Павловского полка, таким образом задав тон дальнейшему формированию архитектурного облика прилегающей площади. За эту работу 2 марта 1817 года императорским указом Стасову была пожалована пожизненная пенсия в размере 2 000 рублей в год.

Строительные работы начались весной 1817 года, продолжались два года. Помещения нижнего этажа оставались без отделки, так как предназначались для кухонь, прачечных, складов и полковых мастерских. В первом этаже находились комнаты офицеров и солдат. Со стороны Аптекарского переулка располагались цейхгаузы, кузницы, сараи и другие подсобные помещения. В 1820 году на втором и третьем этажах в центре здания была устроена церковь святого князя Александра Невского. Эти же этажи вместили покои полковых командиров, шести штабных офицеров и 34 обер-офицеров. Корпуса со стороны Миллионной улицы и Аптекарского переулка содержали покои для 3 000 человек. Во дворе оборудовали конюшни на 47 стойл. Помещения здания снабдили 3 037 печами. Общая площадь здания казарм лейб-гвардии Павловского полка составила 150 000 кв. м.

Длина здания казарм лейб-гвардии Павловского полка со стороны Марсова поля составила 155 метров. Главный фасад обработан 3 портиками дорического ордера на высоком цоколе. Средний 12-колонный портик увенчан аттиком, где была надпись «Казармы лейб-Гвардии Павловского полка, декорированн знаменами и арматурой, 2 летящих Славы. Скульптуры для его оформления изваял предположительно В. И. Демут-Малиновский. В 1860-1862 и 1885 годах проходило частичное изменение интерьеров.

Павловский полк принимал активное участие в восстании 25 октября 1917 года. Здесь находился полевой штаб под руководством Еремеева. В 11 часов утра павловцы выставили заставы на углу Мошкова переулка и Миллионной улицы.

25 марта 1918 году полк был расформирован, казармы Павловского полка 10 лет стояли пустыми. Ими пользовались беспризорники, которые ловили здесь кошек для продажи их шкурок.

В 1928 году здание передали управлению "Электроток", или "Петроток", сейчас - "Ленэнерго". При этом скульптор Рассадин переоформил барельеф на верхней части главного аттика, убрав с него символы царской власти. Тогда же на аттике надпись "Казармы лейб-гвардии Павловского полка" сменило новое "Ленэнерго.

С 6 по 14 сентября 1941 года в здании казарм Павловского полка формировалась 7-я дивизия народного ополчения. Во время блокады дом пострадал от прямого попадания авиабомбы и артиллерийских снарядов. Штаб "Ленэнерго" был одной из целей немецкой авиации. 250-килограммовая авиабомба, пробив три этажа, осталась в здании не разорвавшись. 6 ноября 1941 года при попытке её обезвредить погибло пятеро человек, бомба взорвалась через 1 час и 20 минут после падения. Один из артиллерийских снарядов взорвался в здании со стороны Аптекарского переулка. Фугасный заряд пробил стену главного корпуса, разрушил перегородки и полы, поджёг здание. В 1945-1948 годах фасады были восстановлены мастерской "Ленпроекта", возглавляемой И. Г. Капцюгом. 16-18 октября 1945 года была произведена уникальная операция по выпрямлению выгнутой наружу стены главного фасада с помощью 13 винтовых наручных домкратов, грузоподъёмностью по 20 тонн каждый. В 1949 году проходила реставрация корпуса со стороны Миллионной улицы.

Марсово поле.

В начале XVIII века территория, на которой сейчас находится Марсово поле, представляла собой заболоченную землю с деревьями и кустарниками. Территория возвышалась к Неве, из болота на южной стороне вытекали две реки - Мья (будущая Мойка) и Кривуша (будущий канал Грибоедова). В 1711-1721 годах с востока и запада от болота прорыли каналы для осушения территории - Лебяжий и Красный. Образовавшийся прямоугольник между этими каналами, Невой и Мойкой первоначально называли Пустым, а с 1720-х годов - Большим лугом.

В 1712 году в северо-западной части будущего Марсова поля был построен Питейный двор, через два года его перестроили в Почтовый двор ("Почт-гаус"). Рядом в 1713-1717 годах находился Зверовой двор. Здесь содержали различных птиц и животных, среди которых числился и слон

После прорытия в 1721 году Красного канала его западный берег активно застраивался домами знати. Кроме всех прочих здесь поселился герцог Голштинский. На углу Мойки и Красного канала были построены дома для генерала-аншефа А. И. Румянцева и генерал-прокурора П. И. Ягужинского.

Прорытые каналы позволили достаточно быстро осушить территорию. По приказу Петра I её выровняли, расчистили и засеяли травой. Здесь было проложено несколько аллей для пеших и конных прогулок. Император стал использовать Большой луг в качестве места для воиснских смотров, народных гуляний с обязательными фейерверками. При праздновании в 1721 году заключения Ништадтского мира на будущем Марсовом поле построили триумфальную арку, аллеи украсили декорациями. Вскоре возникло новое название этой местности - Потешное поле.

В помещении бывшего слоновника первое время после его доставки в Петербург хранился знаменитый Готторпский глобус. Вскоре для него соорудили специальный балаган и открыли к глобусу доступ публике. Летом 1726 года его переместили на Васильевский остров к строящемуся зданию Кунсткамеры.

При Екатерине I поле стали называть Лугом перед летним домом, Лугом перед Летним дворцом, т.к. на месте нынешнего павильона Росси был дворец Екатерины 1 (по другим данным на месте Михайловского замка), который назывался Золотые хоромы. В 1737 году он сгорел.

К 1730-м годам западная стороны Марсова поля была застроена жилыми домами. Среди первых владельцев участков здесь были генерал А. А. Вейде, царский денщик А. И. Румянцев, обер-прокурор сената П. И. Ягужинский, А. И. Румянцев. Рядом с домом Вейде в 1730-1740-х годах находился дворец, в котором жила дочь Петра I Елизавета.

При императрице Анне Иоанновне на Большом лугу каждую осень в течении двух недель устраивались военные учения и парады. После этих мероприятий офицеры обедали в Летнем дворце, а солдаты принимали трапезу прямо на лугу. В феврале 1740 года Анна Иоанновна повелела на Большом лугу устроить сад для прогулок.

Архитектор М. Г. Земцов составил проект 24 садовых павильонов. Под наблюдением Земцова, Германа ван Болеса и подмастерья Ильи Сурмина на лугу засыпали болотистые места, проложили дорожки, посадили кусты и шпалерные деревья. В центре площади устроили фонтан, украшенный свинцовыми фигурами драконов, дельфинов и маскаронами. Эти украшения выполнил резных дел мастер Кодрад Оснер.

В начале правления императрицы Елизаветы Петровны Марсово поле получило регулярную планировку. Здесь были проложены новые аллеи, высажены деревья. Луг превратился в сад и стал называться "Променадом", то есть местом для прогулок. По праздникам на Променаде размещались аттракционы.

В 1750 году на участке недалеко от Невы и Лебяжьей канавки ("где была бывшая гауптвахта, близ еловой рощи") был построен театр. Его возвели взамен сгоревшего в прошлом году, располагавшегося на углу Екатерининского канала и Невского проспекта (дом №28). Новое здание проектировал архитектор Ф. Б. Растрелли. Оно представляло из себя деревянную украшенную скульптурой и живописью постройку на каменном фундаменте, с тремя ярусами лож. Строительные работы, которые выполняли 353 солтада гарнизонных полков, были завершены к 25 апреля. Здесь был открыт первый в России Оперный театр, первое представление в котором (комедия) состоялось 3 мая.

 

На месте старого Летнего дома Екатерины I был построен новый Летний дворец Елизаветы Петровны. По сведениям из топонимической энциклопедии "Петербург в названиях улиц" пространство перед ним с 1751 года стали называть Царицыным (или Царицынским) лугом. Автор книги "Пешком по Миллионной" утверждает, что официальное название "Царицын луг" (или "Царицыно поле") существовало с 1781-1782 года.

С 1750 года и до конца XVIII века на берегу Мойки стоял деревянный Малый театр. О его бывшем существовании напоминает соседний Театральный мост. Малый театр на Марсовом поле возник с прибытием в Петербург немецкой труппы предпринимателя Карла Книппера. Вместе с иностранцами здесь выступали воспитанники московского Воспитательного дома, которым доверяли русские роли.

"Променад" на Марсовом поле просуществовал не долго. Уже в августе 1752 года императрица "указать соизволила на луг, которой у Оперного дому, пускать для пасьбы коров Ея императорского величества, також и тех, кто их пасть будет".

В 1765-1785 годах в северной части Марсова поля строился Мраморный дворец. В 1770-х годах на месте дома Разумовского по проекту Ю. М. Фельтена было построено трёхэтажное здание Ломбарда. Наводнение 1777 года разрушило Променад, на Марсовом поле вновь стали проводить военные парады. С этих пор растительность стала гибнуть, не выдерживая частых военных маршей.

Красный канал был засыпан в 1780 году. Его бывшая западная набережная, с 1738 года называвшаяся Красной линией, с 1798 года стала называться Царицынской улицей.

Здание Малого театра на Марсовом поле было перестроено в октябре 1781 года по распоряжению Екатерины Iiи простояло до 1797 года. Тогда в нём состоялось первое русское представление. Одним из актёров Малого театра, а затем руководителем труппы был Иван Афанасьевич Дмитриевский. Благодаря его стараниям в 1782 году здесь прошли первые постановки комедий Д. Г. Фонвизина "Бригадир" и "Недоросль". В Малом театре прошла одна из пьес Екатерины II, впервые на русском языке были показаны комедия Бомарше "Севильский цирюльник", комедии Мольера. Один из современников так описывал здание Малого театра: "Театр построен в новом роде, совершенно ещё неизвестном в здешнем крае. Сцена очень высока и обширна, а зала, предназначенная для зрителей, образует три четверти круга. Лож не имеется, но кроме паркета и партера со скамейками сделаны три яруса балкона, возвышающихся один над другим и окружающих залу без всяких промежутков. Живопись очень красива, и вид весьма хорош, когда при входе зрителей, сидящих, как в древности, амфитеатрально..."

В 1780-х годах построены служебный корпус Мраморного дворца, дом Бецкого, дом Салтыковых. Через два года перед домом №3 был установлен обелиск в честь П. А. Румянцева, а ещё через два - перед Михайловским замком у реки Мойки был установлен памятник А. В. Суворову.

Павел I приспособил Царицын луг в основном для военных парадов, строевой подготовки, наказаний проштрафившихся нижних чинов. В 1799 году по проекту Бренна поставлекн обелиск серого гранита «Румянцева-победам» в честь побед в Русско-турецкой войне. В 1818году перенесен на Васильевский остров в Румянцевский сад. В 1801 году вюго-восточной части площади поставлен памятник Суворову, а потом передвинут в северную часть.(Ск. Козловский, арх.Воронихин).

Его сын Александр I окончательно отобрал территорию у городских властей и передал её военным. 16 мая 1803 года, в день празднования 100-летнего юбилея Петербурга, на Царицыном лугу установили карусели, балаганы и другие увеселительные павильоны.

В 1805 году Царицын луг переименовали в Марсово поле, по имени античного бога войны, в облике которого изображён Суворов. Вплоть до 1917 года название "Марсово поле" на одних картах Петербурга соседствовала с "Царицыным лугом" на других картах. На протяжении целого столетия у площади существовало два названия. А. С. Пушкин в поэме "Медный всадник" использовал первый вариант:


Люблю воинственную живость

Потешных Марсовых полей,

Пехотных ратей и коней

Однообразную красивость,

В их стройно зыблемом строю,

Лоскутья сих знамён победных,

Сиянье шапок этих медных,

Насквозь простреленных в бою


В скором времени зелёный луг превратился в пыльный плац. Пыль, поднимаемая сапогами солдат и ветром, переносилась в Летние сады, оседала на деревьях. К середине XIX века Марсово поле в народе часто называли " Петербургской Сахарой".

В 1818 году архитектор Карл Росси создал проект переустройства Марсова поля. Это им делалось для того, чтобы включить строящийся Михайловский дворец в ансамбль берегов Невы, раскрыть вид на усадьбу со стороны реки. Для решения этой задачи зодчий убрал с площади Румянцевский обелиск, перенёс его на Васильевский остров, новую Румянцевскую площадь. Памятник Суворову Росси перенёс на пространство между домом Салтыковых и служебным корпусом Мраморного дворца. В глухой стене дома Салтыковых пробили окна, вдоль тротуаров установили новые светильники в виде пик с бронзовыми наконечниками.

В 1817-1821 годах в западной части площади архитектором В. П. Стасовым были построены казармы Павловского полка. Рядом с ними в те же годы был построен дом Адамини. Садовая улица была выведена через восточную границу Марсова поля к Неве в 1823 году.

Парад 1831 года оказался запечатлён на картине художника Г. Г. Чернецова "Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 г.

С 1869 года века на Марсовом поле снова стали организовывать народные гулянья. На масленицу, пасху, день тезоименитства императора и день святого князя Александра Невского (30 августа) здесь устраивали балаганы, карусели, катальные горы.

С В 1907 году гуляния на Марсовом поле стали запрещены. Тогда же здесь установили лёгкую поворотную башню с телескопом для наблюдения за небесными телами. Время от времени на Марсовом поле проводились смотры пожарных частей, разводы и учения Павловского полка.

Марсово поле периодически использовалось для проведения спортивных мероприятий. Зимой 1903 года здесь провели первенство мира по конькобежному спорту, а в 1913 году - первый междугородний хоккейный матч. Санкт-Петербургская команда "Спорт" тогда проиграла английскому клубу со счётом 2:6. В этом же году здесь по проекту Е. Ф. Шретера было построено железобетонное здание "Скетинг-ринга".

Зимой 1910-1911 годов петербуржцы катались по Марсовому полю на оленях.

В начале XX века предпринимались попытки застроить Марсово поле. В 1906 году в связи с созданием Государственной думы здесь предлагалось построить здание для её работы (проект архитектора М. С. Лялевича). Кроме того на Марсовом поле предлагали построить Оперный дом (по проекту В. А. Шретера), а в 1909 году - сада или парка с памятником императору Александру II (по проекту И. С. Китнера). При этом планировалось засыпать верхним, непригодным для растительности грунтом, Лебяжью канавку.

В 1909 году на Марсовом поле открылась панорама "Оборона Севастополя", созданная профессором Академии художеств Францем Алексеевичем Рубо.

Ко дню солнечного затмения 4 апреля 1912 года здесь был установлен телескоп, в который за плату петербуржцы могли наблюдать прохождение Луны по солнечному диску.

К 1914 году состояние Марсова поля вызывало нарекание у большинства горожан.

В годы Первой мировой войны на Марсовом поле хранились запасы дров. После революционных событий февраля 1917 Петроградский совет рабочих обсуждал вопрос о месте захоронения погибших во время беспорядков. Большую роль в этом сыграл М. Горький. Важным аргументом в пользу утверждённого места захоронения стал план постройки на Марсовом поле здания Учредительного собрания, перед окнами которого должен был возникнуть памятник жертвам революции.

Похороны были назначены на 23 марта (5 апреля по новому стилю). Запас дров был перенесён на Дворцовую площадь. За устройством могилы наблюдали архитекторы Е. Ф. Шретер, Л. В. Руднев, С. В. Домбровский и А. Л. Шиловский. С четырёх сторон в центре поля были вырыты канавы.

Узнав, что погребение будет проходить без обряда отпевания, многие родственники погибших поспешили похоронить их самостоятельно, на других кладбищах. Таким образом, здесь было захоронено только 184 человека (86 солдат, 9 матросов, 2 офицера, 32 рабочих, 6 женщин, 23 человек без указания социального положения и 26 неизвестных тел), тогда как по официальным данным в Санкт-Петербурге погибло 1382 человека. Похороны были похоже скорее на праздник, всенародное торжество.

Сразу же после похорон был объявлен конкурс на проект "Убранства братской могилы на Марсовом поле". Его выиграл молодой архитектор Лев Руднев. По его проекту был создан памятник "Борцам Революции", который установили над могилами 7 ноября 1919 года. Для создания мемориала использовались гранитные блоки склада-пристани Сального буяна (остров в устье реки Пряжки), разобранного в 1913 году. На восьми угловых плитах были высечены эпитафии, сочинённые наркомом просвещения А. В. Луначарским.

23 июня 1918 года на Марсовом поле было произведено первое индивидуальное захоронение. В. Володарского, С. Урицкий, С. М. Нахимсона, в 1933 Газа.

Затем на Марсовом поле похоронили погибших во время октябрьских событий. К первой годовщине Октябрьской революции в октябре 1918 года Марсово поле переименовали в площадь Жертв Революции.

После установки памятника на Марсовом поле начали обустраивать партерный сад. Его проект разрабатывал И. А. Фомин, садовыми работами руководили Р. Ф. Катцер, О. Х. Прайс и К. К. Бикше. 1 мая 1920 года состоялся общегородской коммунистический субботник. Работы по созданию партерного сада на Марсовом поле были завершены в 1921 году.

4 августа 1940 года было упразднено название Царицынской улицы. Дома на ней стали иметь адрес по Марсову полю.

Летом 1942 года Марсово поле было полностью покрыто огородами. Здесь же стояла артиллерийская батарея, которой командовал В. И. Бунько, живший в доме Адамини. Для укрытия от снарядов на площади вырыли траншеи. 13 января 1944 года площади вернули прежнее название - Марсово поле. Некоторое время после этого бывшая Царицынская улица называлась улицей Марсова поля, но затем это название исчезло.

6 ноября 1957 года в центре памятника "Борцам Революции" был зажжён первый в СССР вечный огонь. Его воспламенили факелом, зажжённым в мартеновской печи Кировского завода. Именно от этого огня 9 мая 1960 года был зажжён вечный огонь на Пискарёвском кладбище, а 8 мая 1967 года - вечный огонь у стен Московского Кремля.

Михайловский замок.

Памятник Петру 1. Конная статуя Петра I- Это был 1-й русский конный памятник. По замыслу Петра памятник должен быть установлен на месте великой битвы. Это прижизненный памятник.

Работа над памятником началась ещё при жизни Петра I и по его распоряжению. После решительной победы русских над шведами под Полтавой Пётр I задумал на поле битвы воздвигнуть “пирамиду каменную с изображением персоны нашей в совершенном возрасте на коне, вылитую из меди желтой...” Но в ту пору не было скульптора, который мог выполнить такой сложный и ответственный заказ.

В 1716 году по заключённому контракту из Парижа приезжает в молодую северную столицу итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли и поступает на службу к Петру I. Воодушевлённый оказанным доверием, скульптор горячо принимается за дело. На бумаге рождается эскиз будущего произведения, через год проект воплощается в небольшую свинцовую модель, а ещё через год в просторной мастерской ваятеля “портретном амбаре” появляется модель “Великого коня”, с которой предполагалось отлить в бронзе статую коня для будущего памятника.Стремясь как можно точнее передать портретное сходство, Растрелли снимает с лица Петра I гипсовую маску и в процессе работы над статуей для конного монумента пользуется ею. Тогда же был исполнен и восковой бюст, ныне принадлежащий Эрмитажу.

В начале 1719 года Пётр I посетил мастерскую скульптора и ознакомился с ходом работ по созданию монумента: свинцовая модель памятника получила его одобрение, а вот большой глиняный конь, видимо, чем-то не понравился царю, так как модель коня перестаёт упоминаться в переписке, а затем исчезает бесследно из мастерской.

Весной следующего года Растрелли получает указание изменить первоначальный проект памятника и создать новую модель монумента, более пышного и торжественного,т.к Северная война закончилась победой. В 1724 году модель памятника высотой 76 сантиметров в основном была закончена и отлита в воске. Пётр восседал на могучем коне, у ног которого лежала змея, символизирующая Зависть, в композицию были включены аллегорические фигуры шести добродетелей, статуя реки (видимо, Невы), купидоны, земная сфера; кроме того, скульптор выполнил четыре барельефа для украшения постамента и барельеф вокруг цоколя.

Пётр одобрил модель, но повеления о продолжении работы и отливке памятника в металле почему-то не последовало. В январе 1725 года Петра не стало;о памятнике забыли и оплату Растрелли Лишь в 1734 году Анна Иоанновна приказала расплатиться…

. В 1741 году на престол вступила Елизавета, любимая дочь Петра I. Желая показать себя достойной преемницей славных дел Петровых и чтя память отца, она повелевает воздвигнуть памятник Петру Великому.

И тогда из амбара извлекают позабытую растреллиевскую модель, утверждённую самим Петром I. Но за прошедшее время изменились художественные вкусы: аллегоризм, получивший широкое распространение в начале XVIII века, сдаёт свои позиции и модель находят устаревшей. Растрелли понимал это. Несмотря на преклонные годы, ощутив прилив свежих творческих сил, он создаёт новый проект монумента. Сократилось число аллегорических фигур и барельефов, упростилась композиция: стала более чёткой и ясной. Памятник обрёл полноту обобщения, главной темой его становится “не борьба за новую Россию, выпавшая на долю Петра, а торжественный апофеоз его исторического подвига”. С 1743 года закипела работа. В течение года была изготовлена небольшая глиняная модель, а по ней, в величину будущего монумента, восковая, предназначавшаяся для отливки памятника в бронзе. Казалось, давняя заветная мечта сбылась. И всё же художнику так и не довелось увидеть в металле свое лучшее творение; он умер 18.11.1744 г.

Общее руководство работами над монументом принял его сын, Бартоломео-Франческо Растрелли. в ноябре 1747 года Растрелли-младший доносил, что памятник Петру «выливанием из меди окончен». Памятник поместили в амбаре при Литейном дворе, где ему суждено было простоять долгие годы. Выполнив сыновний долг, Б.-Ф. Растрелли подаёт прошение об освобождении его “от смотрения при портретном деле”, с тем чтобы заняться зодчеством.

Новая царица (Екатерина 2 решила украсить столицу конным монументом, а тем самым прославить и своё имя. Самолюбивая Екатерина II отклонила предложение использовать готовый растреллиевский памятник и новым памятником стал Медный всадник.

Статую Петра, выполненную Растрелли, Екатерина подарила в 1782 году своему фавориту Г.А. Потёмкину, который оставил её под деревянным навесом вблизи строящегося мраморного дворца, где памятник простоял до 1797 года.

Монумент Растрелли, отвергнутый царицей, был установлен в 1800 году перед Михайловским замком по повелению Павла I, который с детства не любил свою мать и поступал наперекор её желаниям и делам. Павлу достаточно было узнать, что статуя Петра не нравилась Екатерине, чтобы он захотел её установить. Сначала император распорядился установить её на берегу Кронштадтского канала, но потом изменил решение и указал другое место - перед фасадом Михайловского замка на площади Коннетабля. Причём, в пику своей матери, лично придумывает, если верить фольклору, надпись ещё более лаконичную, чем это сделала Екатерина для «Медного всадника». Если там было 4 слова: «Петру Первому Екатерина Вторая», то Павел добился абсолютной лапидарности, ограничившись двумя: «Прадеду правнук». В конце лета 1800 года монумент был установлен на площади.

При установке возник неожиданный вопрос: как же поставить конную статую? Если лицом ко дворцу Пётр I будет обращен спиной к городу, им основанному, если же, наоборот, спиной ко дворцу может вспылить обидчивый Павел. Но царь не прогневался, когда конную статую поставили спиной к замку.

Скульптор изобразил Петра величественным триумфатором. Император, увенчанный лавровым венком, держа в правой руке маршальский жезл, а в левой - поводья, в спокойной и горделивой, полной достоинства позе восседает на мерно шагающем могучем коне. С плеч императора ниспадает монаршая мантия - порфира с рельефными гербами России, грудь облегает кованый панцирь. На боку, у пояса, тяжёлый меч с рукояткой в виде львиной головы, символизирующей власть седока, как и подколенники из львиных полумасок; на ногах открытые римские сандалии с характерно перекрещенными ремнями. Выражение лица Петра, с устремлённым вдаль волевым взглядом, подчёркнуто бесстрастно. Твёрдой рукой направляет он вперёд рослого коня, послушного малейшей команде всадника. Под стать всаднику и мощный конь с круто изогнутой шеей и длинным пышным, волнистым хвостом; медленно и торжественно, как на параде, вышагивает он, словно гордясь царственным седоком.

Богато и нарядно выглядит убранство коня: чепрак, то есть подстилка под седлом, представляет собой красивое ковровое покрывало с крупными кистями по нижнему краю, на сбруе множество подвесок, а шлея и уздечка украшены драгоценными камнями. Все детали проработаны очень тщательно. Величаво спокойна и торжественна поза всадника. Правда, не таким представляется нам царь-плотник, стремительный и неистовый в труде, страшный в гневе, простой в обращении. Но таковы были требования и вкусы XVIII века: изображать царственных особ непременно верхом, в надменно-героической позе, в виде полководца-победителя. И скульптор показал Петра I властным самодержцем, суровым военачальником, победителем шведов. Благодаря высокому пьедесталу статуя Петра величественно и чётко рисуется на фоне сурового фасада Михайловского замка.

Высокий четырехгранный пьедестал облицован светло-красным и серовато-белым мрамором, цоколь из сердобольского гранита. В разработке проекта постамента принимали участие архитекторы Ф. И. Волков, А. А. Михайлов, скульпторы И.П. Мартос, Ф.Г. Гордеев и М.И. Козловский. Задуманные ими украшения в виде корабельной кормы и фигуры льва были отменены, на передней грани постамента был оставлен только герб - двуглавый орёл и надпись. Сооружался постамент под наблюдением архитектурного помощника П. Давыдова. На боковых сторонах пьедестала укреплены два бронзовых барельефа, которые по эскизам М.И. Козловского вылепили его ученики И.И. Теребенев, В.И. Демут-Малиновский, И. Моисеев. Отливку барельефов в бронзе произвёл В.П. Екимов.

На барельефе “Полтавская баталия” справа изображено русское воинство во главе с Петром I, шпагой указывающим в сторону бегущих шведов; рядом с царём А.Д. Меншиков, предводитель конницы. Гении Победы трубят славу победителям. В облаках изображен рак - знак зодиака, соответствующий июню, так как сражение произошло 27.6.1709 г. В левой части барельефа показаны шведы, спасающие Карла XII, раненного в ногу.

На барельефе “Гангутский бой” слева на флагманском корабле Пётр I, над ним гений Победы; справа русские захватывают вражеское судно, за которым видны другие корабли неприятеля. В облаках лев - знак зодиака, соответствующий июлю (бой при Гангуте, где зародилась слава России как великой морской державы, произошел 26-27.7.1714 г.). Заднюю грань пьедестала украшает скульптурное изображение военных трофеев.

Растреллиевский памятник Петру I имеет не только историческое значение как первый и один из лучших памятников основателю города на Неве. Это высокохудожественное произведение русского искусства XVIII века, а самое главное это прижизненный памятник Петру I.

В 1941 году, когда фашистские полчища рвались к Ленинграду, жители города бережно сняли конную статую с пьедестала и, оберегая от вражеских бомб и снарядов, зарыли здесь же, на площади. В июле 1945 года всадник снова занял своё место на пьедестале.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: