Мотивирование как процесс воздействия на профессиональную деятельность




МОТИВАЦИЯ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Потребность - это объективная, испытываемая индивидом нужда в чем-либо, которая субъективно является источником активности действий, развития личности и социальной общности.

Потребности человека весьма разнообразны и проявляются в диапазоне от элементарных органических до весьма сложных нравственных. Взаимодействуя между собой, они образуют основу мотивационной сферы личности. Разобраться в волевом поведении индивидуума можно только изучив совокупность потребностей, имеющихся у него, и их взаимовлияние.

В психологии различают нужду и потребность. Нужда — это объективная необходимость в чем-то, которую сам человек может не переживать и не осознавать. Потребность — это субъективное психическое состояние индивида, выражающееся в переживании и осознании человеком нужды в том, что необходимо для поддержания его организма и развития его личности.

Виды потребностей

Потребности классифицируют по различным основаниям.

По происхождению потребности делят на естественные и культурные. Естественные (органические) потребности — это потребности, обусловленные биологической природой человека, они отражают нужды организма для поддержания его существования. Культурные (социальные) потребности отражают зависимость человека от продуктов человеческой деятельности и общения.

По предмету потребности делятся на материальные и духовные. Материальные — отражают зависимость человека от предметов материальной культуры. Духовные — от продуктов общественного сознания.

В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей. В развитии личности — стремление к удовлетворению культурных потребностей. Особую роль в развитии личности играют духовные потребности.

Потребности актуализируют как сильную, нравственно воспитанную волю, так и "злую" волю или слабоволие.

Обладающий воспитанной волей человек, правильно осознающий свое социальное предназначение, со здоровыми, социально не осуждаемыми потребностями, отличается тем, что его действия не наносят вреда другим людям и обществу.

Слабовольные люди, как правило, ориентируются на мотивы, которые не отвечают задачам предстоящей деятельности, или же их предпочтение отдается мотиву "хочется", а не мотиву "надо". Такие индивиды в своих действиях руководствуются мимолетными импульсами и настроениями.

При формировании системы потребностей большинство людей исходит из принципов необходимости и целесообразности. По этому поводу удачно высказался Сократ: "Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны" (См: Великие мысли великих людей. Антология афоризма: В 3 т. Т. 1. Древний мир / Сост. А.П. Кондрашев. - М.: Рипол классик, 1998. - С. 242.)

Такие противоречия нередко возникают вследствие того, что воспитуемый стремится реализовать свои желания в основном по принципу "хочу", без учета имеющихся у него возможностей. Воспитатели стремятся помочь ему добиться желаемого, но по принципу "если хочешь, то для этого надо". Так, если стремишься к служебному росту или к более высокой заработной плате, то совершенствуй, повышай свое профессиональное мастерство и т. п. Человек с нравственно воспитанной волей свое "хочу" стремится удовлетворить только через выполнение "надо". Если индивид не приучен удовлетворять свои потребности через "надо", то о нем говорят, что это своевольный человек. Иногда такие люди вступают в конфликтную ситуацию с административными и правоохранительными органами.

Потребности формируются в онтогенезе. Если их формирование происходит стихийно, под влиянием случайных жизненных обстоятельств или общественно не одобряемых стимулов, то у таких людей могут закрепиться стойкие отрицательные потребности, определяющие цели их волевых действий. В конечном итоге эти потребности оказывают негативное влияние на волю людей, препятствуют правильному направлению в развитии волевых действий и поведения.

У личности, обладающей высшими формами отражения объективного мира, объекты и явления, побуждающие к действиям, могут быть отражены в форме сознательного образа или понятия, а также в форме идеи или нравственного идеала.

Мотивы волевых действий. Волевые действия людей являются сознательными поступками, совершаемыми при наличии определенного мотива, обдуманного намерения и плана действий. Философ Марк Аврелий по этому поводу говорил, что каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет.

Мотив (от лат. movere толкать, приводить в движение) - это внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл и направленный на удовлетворение определенной потребности. Он проявляется в соответствующем эмоциональном переживании, стимулирующем индивида к определенному действию или задерживающем это действие. А.Н. Леонтьев считал, что мотив — это опредмеченная потребность. Мотив выступает как соображение, по которому субъект должен действовать. Следовательно, мотив дает потребности определенное направление. Человек часто плохо осознает мотивы, но хорошо проводит мотивировку своих действий. Мотивировка — это рациональное объяснение субъектом причин своих действий. С помощью мотивировки личность оправдывает свои действия и поступки.

Мотивы могут быть неосознаваемыми и осознаваемыми. Неосознаваемые мотивы — это влечения и установки. Влечение — психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознаваемую или недостаточно осознанную потребность субъекта. Установка — психическое состояние, выражающее неосознаваемую готовность или предрасположенность к определенного рода деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.

Установки складываются на основе прямого опыта и могут быть как позитивными, так и негативными, т.е. подразумевают то или иное действие или отказ от действия.

Осознаваемые мотивы — это желания, интересы, ценности, убеждения, идеалы, мировоззрение и т.д. Осознаваемые мотивы характеризуют направленность личности. Деятельность человека носит полимотивированный характер. При этом мотивы выполняют различную роль. Есть мотивы-стимулы, побуждающие и определяющие выбор направленности деятельности и поведения. Есть такие мотивы, которые придают нашей деятельности личностный смыл.

Иерархическое отношение мотивов чаще всего осознается людьми в ситуации конфликта мотивов. В жизни каждого человека нередко сталкиваются разные мотивы, требуя от него сделать нелегкий, но важный выдор: самосохранение или честь; убеждение или благополучие

Мотивы являются определенными психическими состояниями, побуждающими индивида к неволевым или волевым действиям.

Неволевые действия совершаются без контроля со стороны индивида и не нуждаются в постоянно осознанном регулировании. К числу таких действий относят: автоматические и инстинктивные акты; действия, связанные с элементарными чувствами удовольствия или неудовольствия, когда проявляются естественные стремления сохранить чувство удовольствия, а полярное ему чувство сопровождается стремлением избавиться от его источника. В таких актах активности индивида значительное место занимают его влечения, которые являются исходными психическими состояниями, ведущими к развитию осознанных и мотивационно-волевых действий.

Волевые мотивированные действия носят сознательный характер, а проявляемая воля фактически является силой, необходимой для достижения индивидом соответствующих целей. К волевым действиям относится активность индивида, связанная с идеальными устремлениями, понятием о долге, жизненно необходимыми потребностями и др. Такие действия субъективно переживаются индивидом в форме желания или стремления.

Желание является одной из форм проявления направленности личности, характеризующей ее намерением к достижению какой-либо цели, но не всегда с достаточно осознанными причинами такого переживания и без четкого представленияо средствах ее достижения.

Стремление - более высокая стадия в развитии волевых действий, активизирующая влечения и желания. Здесь неудовлетворенная потребность более осознается в необходимости действий, с помощью которых она может быть удовлетворена. На этой стадии индивид начинает все более четко представлять средства, обеспечивающие решение конкретной задачи. Его действия начинают носить более активный и целенаправленный характер.

Совокупность мотивов, связанных с волевыми действиями, представляет собой сложную систему, составляющую мотивационную сферу личности.

Волевые действия происходят на фоне внутренних противоречий, в условиях конкурирующих, нередко разнонаправленных влечений, когда происходит сдерживание некоторых достаточно актуализированных желаний, сознательное подчинение их другим, сохраняя или даже усиливая последние. Такой процесс осуществляется в форме борьбы мотивов.

Борьба мотивов является сложным волевым актом, осуществляемым в условиях действия переживания различных и нередко противоречивых мотивов, когда индивид отдает предпочтение одному из них.

В структуре мотивации деятельности педагогов и руководителей производственных подразделений могут доминировать разные мотивы, которые подразделены на шесть групп:

1. Активно-познавательная мотивация, которая отличается направленностью педагога или руководителя на изучение студентов или своих подчиненных, познание предмета своей специальности, углубление и расширение знаний, поиск новых подходов при решении оперативных и стратегических задач в интересах достижения намеченных целей.

2. Активно-творческая мотивация направлена на конечный результат деятельности. Для нее характерно стремление педагога или руководителя постоянно находиться в активном деятельном состоянии, в поисках наиболее эффективных методов воздействия на студентов и подчиненных в интересах решения учебных или производственных задач.

3. Гуманистическая мотивация, связанная с отношением как к конкретному человеку, так и к другим людям. Значительное место в ней занимает решение вопросов, касающихся справедливости и реализации личностного потенциала студента или специалиста. В такой мотивации признается, что человек изначально добр или нейтрален, а его агрессивность возникает в связи с воздействием окружения. Эта мотивация присуща альтруистическим натурам, стремящимся быть полезными другим людям и постоянно совершенствующимся в интересах общего дела.

4. Самоактуализирующаяся мотивация проявляется в стремлении утвердить себя в данной социально значимой роли, проявить свои личностные и профессиональные способности, постоянно совершенствуя общие и специальные знания, умения и навыки.

5. Ситуативная, адаптационно-неопределенная мотивация проявляется в негативном отношении к непосредственно воздействующим внешним факторам, препятствующим выполнению индивидом своих функциональных обязанностей, к сомнениям в своих суждениях и принимаемых решений, ведущих к заниженным профессиональным притязаниям.

Определение направленности того или иного студента позволяет уточнить конкретный доминирующий мотив, который занимает ведущее место в его жизненных установках, что, в свою очередь, создает возможности конкретизировать процесс индивидуализации учебной деятельности в вузе.

Направленность личности

Совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от ситуации, ориентирующих избирательную активность личности называется направленностью личности. Направленность личности характеризуется её желаниями, интересами, склонностями, ценностями, идеалами, убеждениями, в которых выражается мировоззрение человека.

Желания — это психическое состояние, выражающее осознание потребности, ее объектов и возможных путей удовлетворения. Одна и та же деятельность у разных людей может быть мотивирована различными интересами и может удовлетворить различные потребности.

Интерес это психическое состояние, обеспечивающее направленность личности на обозначение целей деятельности на основе удовлетворения познавательной потребности. Интерес может носить временный характер, и по мере удовлетворения той или иной потребности он угасает, но интерес может иметь и устойчивый характер.

Склонность — психическое состояние, выражающее избирательную направленность личности на определенную форму деятельности и побуждающую ею заниматься. Её основой являются глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.

Ценностная ориентация — это психическое состояние, выражающее в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически важных целей. В качестве ценности могут выступать любой материальный объект, общественное отношение или духовное явление. Ценностное отношение не возникает до тех пор, пока личность не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности. Психологами установлено, что критерием ценностных оценок являются базовые ценности, входящие в ценностную систему личности, которые она усвоила в ходе социализации. Особую роль среди базовых ценностей имеют те, которые приобрели характер идеала. Идеал — это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется личность в настоящее время и который играет решающую роль в течение всей её деятельности и поступков.

Ценностные ориентации и идеалы личности лежат в основе убеждений личности. Убеждения осознанные мотивы личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и идеалами. Совокупность убеждений личности входит в систему его мировоззрения. Мировоззрение это система взглядов человека на мир в целом, на свое место в этом мире, которыми человек руководствуется в своей деятельности и поведении. В зависимости от выбора мировоззренческой позиции происходит мотивация деятельности личности, определяются её лини поведения.

Мотивирование как процесс воздействия на профессиональную деятельность

Мотивирование — это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным, акциям посредством пробуждения в нем определенных мотивов.Мотивирование — сердцевина управления человеком. Эффективность управления во многом обусловливается тем, насколько успешно осуществляется само мотивирование.

В зависимости от того, какие при этом преследуются цели, какие задачи оно решает, выделяют основные типы мотивирования. Так, посредством внешних воздействий на человека привидятся в действие конкретные мотивы, побуждающие человека к определенным действиям, приводящим к необходимому результату. При этом важно точно знать то, какие мотивы способны побуждать человека к желательным действиям, а также каким образом вызывать эти мотивы. Данный тип мотивирования похож на торговую сделку: «Я даю тебе то, что тебе надо, а ты предоставляешь мне то, в чем я нуждаюсь». Если у двух сторон не оказывается точек соприкосновения, процесс мотивирования не имеет места.

Иной тип мотивирования ориентируется на формирование конкретной мотивационной структуры человека. Здесь основное внимание обращается на развитие и усиление необходимых мотивов действий человека, или ограничить действия мотивов, которые мешают эффективному управлению человеком. Данный тип мотивирования имеет характер воспитательного и образовательного и может быть не связан с конкретными действиями, которые предполагается получить от человека как итог его деятельности. Подобное мотивирование связано с большими усилиями, требует многих знаний и способностей для его реализации. Его результаты, как правило, намного выше результатов первого типа мотивирования. Предприятия, использующие его в своей практике, намного успешнее управляют своими сотрудниками.

Разные типы мотивирования нельзя противопоставлять друг другу, поскольку обычно на практике стремятся сочетать достоинства этих типов мотивирования.

Стимулы являются инструментами, вызывающими действие определенных мотивов. В качестве стимулов выступают какие-то предметы, действия других людей, носители обязательств и возможностей, все то, что может быть предложено человеку в качестве компенсации за его действия, или того, что он хотел бы приобрести в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы несознательно. В ряде случаев его реакция может и не поддаваться сознательному контролю.

Реакция на разные стимулы неодинакова у различных людей. Отсюда стимулы не имеют абсолютного значения, если люди не способны реагировать на них. Так, в условиях сильной инфляции заработная плата, деньги во многом утрачивают роль стимулов и уже ограниченно используются в рамках управления людьми.

Использование многообразных стимулов для мотивирования людей и предоставляет процесс стимулирования, который имеет самые различные формы. Одной из самых распространенных является материальное стимулирование. Роль последнего в обстановке рынка особенно значительна. Здесь важно правильно оценивать ситуацию, в рамках которой материальное стимулирование реализуется, стараться не преувеличивать его возможности, учитывая, что человек характерен очень сложной системой потребностей, интересов, приоритетов и целей.

Стимулирование в принципе отличается от мотивирования. Разница заключается в том, что стимулирование выступает средством, с помощью которого можно осуществлять мотивирование. Чем выше уровень развития человеческих отношений в организации, тем реже в качестве инструмента управления людьми используется стимулирование. Воспитание, обучение как методы мотивирования людей обусловливают положение, когда члены организации проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляют необходимые действия, не дожидаясь или даже не получая никакого стимулирующего воздействия.

На что же в профессиональной деятельности человека оказывает воздействие мотивация? Это:

— усилия;

— старания;

— настойчивость;

— добросовестность;

— нацеленность.

Одинаковую работу человек способен проделать, затрачивая разные усилия. Он может действовать в полную силу, а может и вполсилы. Он может стремиться к работе полегче, а порой берется за сложную и трудную работу, способен выбирать решение попроще, а может браться за сложное решение. Все это зависит от того, насколько он мотивирован на затрату усилий при выполнении своей работы.

Человек по-разному старается, реализуя свою роль и назначение в организации. Одному безразлично качество его труда, другой хочет делать все как можно лучше, работать с максимальной отдачей, не отлынивать от работы, стремится к повышению своей квалификации, совершенствует свои способности к работе, к взаимодействию с другими сотрудниками. Важной особенностью профессиональной деятельности, на которую воздействует мотивация, является проявление настойчивости в продолжении и развитии начатого дела. Еще очень часто встречаются люди, которые, приступив к работе, быстро теряют к ней всякий интерес. Потеря его и отсутствие настойчивости способно привести к сокращению усилий, выполнению заданий на более низком уровне по сравнению с их возможностями. Отсутствие настойчивости негативно воздействует на доведение начатого дела до конца. Работник порой способен выдвигать отличные идеи и ничего не сделать для их реализации, что означает для организации упущенные возможности.

Добросовестность при исполнении работы с учетом всех необходимых требований и регулирующих норм для большинства работ выступает основным условием их успешной реализации. Работник может иметь высокую квалификацию, обширные знания, быть созидателем, много трудиться, но при этом относиться к своим обязанностям спустя рукава, что сводит на нет все положительное в его деятельности. Руководство организации поэтому должно стремиться таким образом строить систему мотивирования, чтобы она развивала у сотрудников нужные характеристики их поведения.

Направленность на результат как особенность профессиональной деятельности конкретного человека свидетельствует о том, к чему он стремится, осуществляя конкретные действия. Человек способен выполнять свою работу, так как она дает ему удовлетворение (моральное или материальное), но может делать ее и потому, что стремится помочь своей компании достичь ее целей. Для управления поэтому столь важно оценивать правильно направленность действий своего работника, но не менее важно уметь с помощью мотивирования направлять эти действия на реализацию определенных целей.

Понятие мотивации как совокупности сил, побуждающих человека осуществлять профессиональную деятельность с затратой определенных усилий, на конкретном уровне усердия и добросовестности, с необходимой степенью настойчивости для достижения определенных целей становится очевидным. Интересен вопрос соотношения «внутренней мотивации» и «внешней мотивации». Деятельность человека находится под влиянием мотивов, возникающих при замкнутом взаимодействии человека и задачи, но бывает, что и мотивов, возникающих при открытом взаимодействии человека и задачи (внешняя среда задействует мотивы, побуждающие человека к решению задачи).

В первом случае мотивацию именуют «внутренней», ибо мотивы порождает непосредственно человек, сталкивающийся с задачей. Примером такой мотивации может быть стремление к конкретному достижению, к завершению работы, к познанию и т.д. В ином случае мотивы деятельности, связанные с решением задачи, вызываются воздействием извне. Такую мотивацию можно назвать «внешней». Здесь в этом качестве выступают процессы мотивирования (оплата за работу, распоряжения, правила поведения и т.п.).

В жизни нет четких разграничении «внутренней» и «внешней» мотиваций. Некоторые мотивы в одних ситуациях порождены «внутренней» мотивацией, а в других — «внешней». Иногда мотив одновременно порожден разными системами мотивации. Отсюда, управление должно опираться на «внешний» тип мотивации, но принимая во внимание и возникновение «внутренней» мотивации.

Мотивация оказывает большое воздействие на выполнение человеком своей работы, своих производственных обязанностей. Вместе с тем между мотивацией и конечным результатом трудовой деятельности не имеется прямой зависимости. Иногда человек, ориентированный на качественное выполнение порученной ему работы, имеет результаты худшие, нежели человек менее либо даже слабо мотивированный. Отсутствие непосредственной связи между мотивацией и конечным результатом труда обусловлено тем, что на последние оказывает влияние много других факторов, в частности, квалификация и способности работника, правильное понимание им выполняемой задачи, воздействие на процесс работы со стороны окружения и т. д.

Разрыв между мотивацией и конечными результатами труда — серьезная управленческая проблема: как же оценивать результаты работы каждого работника и как его поощрять? Если вознаграждать только по результатам труда, то можно демотивировать работника, получившего низкий результат, но старавшегося и заторачивавшего большие усилия. Если же стимулировать работника в прямой зависимости от мотивации, без учета реальных результатов его труда, то реально снижение результатов работы менее мотивированных, но производительных тружеников. Как правило, решение подобной проблемы носит ситуационный характер. Менеджер должен осознавать, что в руководимом им коллективе данная проблема может иметь место и ее решение отнюдь не является очевидным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: