Становление интересов личности.




Развитие интересов отражает онтогенетические закономерности и характеризуется стадиальностью, неравномерностью и гетерохронностью. В своем формировании интересы проходят три ступени.

Интересы 1-ой ступени являются чисто познавательными, читательскими.

Вторая ступень – переходная - характеризуется как углублением теоретических интересов, так и стремлением включиться в интересующую сферу деятельности.

Третью ступень можно рассматривать как ступень профессиональных интересов, так как она характеризуется стремлением человека включиться в практическую деятельность, близкую по содержанию к профессиональной деятельности.

Возрастной анализ становления интересов показывает, что подростки 12-13 лет демонстрируют низкую степень сформированности интересов, в этом возрасте преобладают читательские интересы. Интересы неустойчивы и имеют выраженную половую специфику: мальчики предпочитают спорт, технику, девочки – искусство, биологию, сферу обслуживания. Интересы в этом возрасте еще не являются в полном смысле слова интересами личности, т.к. они не связаны со структурой индивидуально-психологических особенностей. Это накладывает ограничения на рассмотрение интереса в качестве основного фактора выбора профессии в данном возрасте, к тому же интересы в этот период остаются преимущественно познавательными.

В возрасте 14-15 лет степень сформированности интересов увеличивается, увеличивается также и широта интересов. Они приобретают еще большую половую специфичность. У мальчиков ведущими являются интересы к военному делу, технике и истории, менее выражены интересы в области математики, медицины, химии, биологии. У девушек наиболее выражены интересы в области искусства, истории, биологии, литературы, не сформированы, практически отрицаются интересы в области техники, физики, военного дела. Характер взаимосвязей интересов указывает на их достаточно высокую интеграцию.

Еще более высокая степень выраженности интересов и их интеграция наблюдаются в возрасте 16-17 лет. Помимо этого, уже начиная с 14-15 летнего возраста, наблюдается увеличение связей интересов с индивидуально-психологическими особенностями и учебной успешностью по соответствующим интересам предметам, что свидетельствует о постепенно усиливающейся с возрастом интеграции интересов в систему способностей и свойств личности.

По результатам ряда исследований у старшеклассников интерес к точным наукам сочетается с развитым пространственным мышлением и смысловой памятью. Учащимся с избирательным положительно окрашенным отношением к естественным наукам свойственны развитая образная память и мышление. У школьников с интересом к гуманитарным предметам недостаточное развитие пространственных представлений и пространственного мышления компенсируется хорошей вербальной памятью и развитым вербальным интеллектом. Это указывает на то, что важнейшим фактором развития интересов являются способности и индивидуально-личностные особенности, которые выступают в качестве основы формирования интересов и направленности личности.

В целом, можно сказать, что в процессе развития происходит постепенное становление системы интересов, их дифференциация и углубление связей с индивидуально-психологическими особенностями.

В становлении интересов можно выделить четыре этапа. На первом этапе, в возрасте 11-12 лет интересы не являются еще в полном смысле слова интересами личности, они не связаны со структурой индивидуально-психологических особенностей, остаются преимущественно познавательными. Это характерно для младшего подросткового возраста. Наличие познавательных интересов в этом возрасте является показателем благоприятного развития личности. Как правило, у подростков, воспитывающихся в социально неблагополучной среде, наблюдается существенное отставание в формировании интересов. Для них характерно отрицательное отношение к большинству сфер деятельности.

Второй этап в становлении интересов относится к старшему подростковому возрасту -13-14 лет и характеризуется более высоким уровнем сформированности интересов, их дифференциацией и интегрированностью. На этом этапе происходит интеграция отдельных интересов в более широкие сферы (естественно- научную, гуманитарную, техническую). Помимо этого начинается интеграция интересов в структуру свойств личности.

На третьем этапе в раннем юношеском возрасте (16-17лет) усиливается дифференциация интересов в соответствии с полом и в то же время их интеграция с индивидуально-психологическими особенностями, имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов, что создает предпосылки для формирования профессиональной направленности.

Четвертый этап – 18- 20 лет – этап начальной профессионализации. В это время происходит сужение системы познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и осуществленным выбором профессии (Головей Л.А., 1996). Познавательные и профессиональные интересы, достигающие высшего уровня своего развития, включаются в систему отношений личности, становятся обобщенными и выступают в качестве вектора поведения личности, определяя ее предпочтения в профессиональной, а, возможно, и досуговой деятельности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: