А) Подготовка храма к богослужению




За подготовку храма к архиерейскому богослужению отвечают настоятель храма и благочинный церковного округа. До встречи архиерея должны быть совершены проскомидия, часы и каждение храма диаконом.

Первый иподиакон должен проверить готовность алтаря и храма к службе. В центре храма должен стоять архиерейский амвон, в современной практике называемый обычно кафедрой, представляющий собой возвышение, покрытое ковром. [1] На кафедре также поставляется архиерейское седалище – стул средней высоты без спинки, покрытый покровом или специальным чехлом. Перед встречей архиерея седалище поставляется слева от кафедры.

У Царских врат на амвоне или перед амвоном поставляются два аналоя, справа – с иконой Спасителя, слева – с иконой Божией Матери.

В алтаре необходимо проверить наличие следующих предметов:

1.Седалище на горнем месте для архиерея;

2.Седалище для архиерея справа от Царских врат, где он будет читать благодарственные молитвы после Причащения и благословлять духовенство после Причастия (отвечает первый иподиакон);

3.Апостол (проверить, заложено ли соответствующее зачало);

4.Наличие кадила, запаса угля, ладана, церковного вина, кипяченой и простой воды (отвечает кадильщик);

5.Пасхальный трехсвещник (в Пасхальный период);

6.Должное количество облачений для священнослужителей и иподиаконов.

Б) Подготовка ко встрече архиерея

В подготовке ко встрече архиерея обязанности иподиаконов распределяются следующим образом:

Посошник – готовит архиерейский жезл, привязывает сулок, раскладывает орлецы на амвоне и кафедре, проверяет наличие и надежность аналоев с иконами на амвоне и наличие седалища на кафедре. Орлецы раскладываются следующим образом:

1. Перед Царскими вратами – головой орла к Царским вратам;

2. Перед иконами Спасителя и Божией Матери – головой орла к иконам;

3. На краю амвона – головой орла к народу;

4. Перед амвоном, примерно на расстояние полуметра от него – головой орла к алтарю (для чтения архиереем входных молитв);

5. На центр кафедры;

6. В конце храма на ковровой дорожке – головой орла к алтарю.

Если в храме есть чтимый образ или рака со святыми мощами, или, если икона праздника стоит в центре храма, необходимо положить орлецы и перед ними. Орлец всегда кладется головой орла в ту сторону, в какую будет смотреть стоящий на нем архиерей.

Свещеносец – вставляет свечу в примикирий и помогает посошнику.

 

Книгодержец – раскладывает на подносе архиерейское облачение, достает панагии и расческу.

Облачение раскладывается следующим образом (цифры в списке обозначают порядок раскладывания архиерейского облачения на подносе, начиная снизу):

1. Большой омофор;

2. Саккос;

3. Поручи;

4. Палица;

5. Пояс;

6. Епитрахиль;

7. Подсаккосник.

Кадильщик – готовит два диаконских кадила и запас ладана протодиакону и первому диакону на встречу

Рипидчики - помогают в складывании архиерейского облачения, раскладывают крест и панагии на подносе, проверяют наличие воды в кувшине для омовения и наличие трех полотенец. Вода должна быть чистой, комнатной температуры. В зимнее время желательно налить горячей воды, чтобы к моменту первого омовения рук во время первого антифона она не остыла.

Общий контроль за всем осуществляет первый иподиакон. Он также узнает у благочинного или настоятеля храма об особенностях совершения богослужения (награждение духовенства, молебен, панихида или лития, крестный ход и.т.д.).

Если на литургии предполагается диаконская или иерейская хиротонии, то проверяется наличие белого облачения для ставленника, служебника и наперсного креста (для иерейской хиротонии). Со ставленниками необходимо провести краткий инструктаж.

За 15 минут до прибытия архиерея иподиаконы, участвующие во встрече (первый и второй иподиаконы, посошник с архиерейским жезлом, cвещеносец с примикирием и один из рипидчиков с архиерейской мантией), собираются на горнем месте. По команде старшего иподиакона все выходят на солею: первый иподиакон и иподиакон с мантией – через южную дверь, второй иподиакон, посошник и свещеносец – через северную дверь. На солее все становятся с двух сторон от амвона, крестятся и делают поклон на восток, затем друг другу, чинно спускаются и идут к западным дверям храма.

Первая пара иподиаконов выходит на паперть. В конце храма посошник встает с северной стороны, напротив него встает иподиакон с мантией. Свещеносец останавливается на центре ковровой дорожки лицом к западу, на уровне последней пары священников и перед диаконами.

Встреча архиерея

Когда подъезжает автомобиль с архиереем, первый иподиакон открывает дверь машины. Первая пара иподиаконов крестится и кланяется на восток, затем - архиерею и подходит к архиерею под благословение. При необходимости первая пара принимает у архиерея подносимые ему цветы и другие подарки.

Первая пара входит в храм перед архиереем и встает по сторонам от ковровой дорожки лицом к алтарю перед посошником и иподиаконом с мантией.

Архиерей входит в храм и встает на орлец. Протодиакон возглашает: "Премудрость!", и хор начинает петь "От восток солнца…".

Посошник принимает у архиерея посох. Если архиерей одет в зимнюю рясу, то первая пара иподиаконов принимает ее и отдает иподиакону с мантией. Второй иподиакон поднимает наметку на архиерейском клобуке, иподиакон с мантией расправляет мантию и подает ее первой паре иподиаконов. Первый и второй иподиакон одевают на архиерея мантию, причем первый иподиакон застегивает верхние пуговицы на мантии, а второй иподиакон в это время аккуратно пропускает наметку клобука между нижними скрижалями мантии.

Затем первая пара аккуратно переносит вперед нижнюю часть мантии со скрижалями и становится по сторонам от архиерея лицом к алтарю. Второй иподиакон, стоя сзади, расправляет конец мантии.

Архиерей начинает давать крест священникам для целования. Когда ко кресту подойдут ставленники, архиерей кладет крест на поднос, крестится и благословляет духовенство. Вместе с ним крестится первая пара иподиаконов и кланяется архиерею. Посошник подает архиерею жезл и берет сзади мантию двумя руками. Первая пара иподиаконов идет перед архиереем, обходит с двух сторон кафедру и становится в один ряд с диаконами с кадилами и дикирием и трикирием, по сторонам. Иподиакон, который выходил с мантией, убирает орлец, который лежал у западных дверей, и уходит в алтарь, неся в руках орлец, посох и зимнюю рясу.

Архиерей поднимается на кафедру и благословляет духовенство. Первая пара иподиаконов кланяется архиерею вместе с диаконами, принимает у диаконов кадила и уходит в алтарь.

Архиерей доходит до амвона, встает на орлец и совершает входные молитвы. Посошник держит мантию за архиереем на вытянутых руках.

Когда архиерей начнет подниматься на амвон и прикладываться к иконам Спасителя и Божией Матери, посошник левой рукой принимает у архиерея жезл, а правой рукой придерживает конец мантии.

Когда архиерей приложится к иконам, прочитает молитву у Царских врат и наденет клобук, посошник подает архиерею жезл и берет мантию двумя руками.

В это время в алтаре кадильщик должен приготовить и отдать первому диакону два кадила и запас ладана.

Облачение

Архиерей поворачивается и осеняет народ на три стороны. Хор поет "Тон деспотин". Архиерей спускается с амвона и идет к кафедре. В это время из северной двери выходят второй иподиакон и второй рипидчик с пустым подносом, из южной – первый иподиакон, первый рипидчик с пустым подносом и иподиакон с архиерейским облачением.

Выйдя на солею, иподиаконы синхронно спускаются и становятся за рядами священников. Архиерей восходит на кафедру. Все духовенство и иподиаконы крестятся и кланяются архиерею.

Когда архиерей поднимается на кафедру и поворачивается на восток, то посошник переносит конец мантии за кафедру.

Архиерей благословляет поочередно каждого священника. Затем посошник принимает у архиерея жезл, идет на свое место к иконе Спасителя у Царских врат, и ставит жезл у иконы. После этого он убирает орлец, на котором архиерей читал входные молитвы, и четыре орлеца с амвона. Далее посошник кладет два орлеца в сложенном виде рядом с иконой Спасителя, три орлеца заносит южной дверью в алтарь и вместе со свещеносцем спускается с амвона. Посошник и свещеносец становятся в ряд, лицом к архиерею, который облачается на кафедре.

Когда архиерей благословит последнюю пару священников, первая пара иподиаконов снимает с архиерея мантию, которую второй иподиакон кладет на поднос второго рипидчика. Архиерей снимает с себя клобук и панагию и кладет на поднос первого рипидчика.

Первая пара иподиаконов снимает с архиерея рясу, которую второй иподиакон кладет поверх мантии на поднос второго рипидчика. Два рипидчика с подносами кланяются архиерею и синхронно уходят в алтарь боковыми дверями. Иподиакон с подносом с архиерейским облачением становиться перед архиереем, первая пара иподиаконов начинает облачать архиерея.

В это время в алтаре два рипидчика вешают рясу и мантию архиерея на вешалку, кладут панагию и четки в футляр. Рипидчики раскладывают на одном подносе крест (справа), панагию (слева) и расческу (по центру) – относительно раскладывающего их иподиакона, на другой поднос кладется митра. (Если архиерей имеет право ношения второй панагии, то крест кладется посередине, панагия с иконой Спасителя – справа, панагия с иконой Божией Матери – слева, расческа кладется снизу). Слова протодиакона "Архиереи твои Господи, облекутся в правду…" (молитва на Саккос) служат для рипидчиков знаком, по которому они выходят с подносами через боковые двери и идут к кафедре. Поднос с крестом и панагией выносят через северную дверь, с митрой – через южную.

Когда рипидчики с подносами выйдут из алтаря, два иподиакона, не участвующих в облачении, возжигают дикирий и трикирий, крестятся на горнее место, кланяются предстоятелю и друг другу и выходят через боковые двери на солею: иподиакон с дикирием – через северную дверь, иподиакон с трикирием – через южную.

Когда архиерей наденет митру, первая пара принимает у иподиаконов дикирий и трикирий, подает их архиерею, поправляет рукава на саккосе и становится перед архиереем перед посошником и свещеносцем. Архиерей во время пения "Тон деспотин" осеняет народ на четыре стороны. Первая пара кланяется один раз, затем подходит к архиерею, принимает у него дикирий и трикирий и опять становится в ряд с посошником и свещеносцем. Все вместе кланяются три раза архиерею, который их благословляет, затем крестятся на восток и опять кланяются архиерею. Посошник и свещеносец становятся на свои места на солее, а первая пара иподиаконов уходит в алтарь, по пути забирая кадила у протодиакона и первого диакона. В алтаре на горнем месте они совершают обычное поклонение и становятся перед престолом около Царских врат: первый иподиакон – с южной стороны, второй иподиакон – с северной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: