Начало Божественной литургии




Архиерей читает положенные перед началом литургии молитвы и благословляет первого священника и протодиакона. Протодиакон становится на амвоне, а первый священник проходит в алтарь южными дверями и становится перед престолом.

Книгодержец выходит из северной двери и становится на солее лицом к иконе Божией Матери. Посошник и свещеносец сходятся и становятся по центру амвона лицом к Царским вратам.

Первая пара иподиаконов отверзает Царские врата. Первый священник дважды крестится, прикладывается к Евангелию и престолу, еще раз крестится, поворачивается, кланяется вместе с протодиаконом, первой парой иподиаконов, посошником и свещеносцем архиерею, вновь поворачивается к престолу и берет в руки напрестольное Евангелие. Протодиакон возглашает: "Благослови, Владыко…" Первый священник дает начальный возглас Литургии: "Благословенно Царство…", поворачивается и кланяется с протодиаконом, первой парой иподиаконов, посошником и свещеносцем архиерею. Затем первая пара иподиаконов, посошник и свещеносец отходят на свои места, а первый священник встает с южной стороны престола.

Книгодержец спускается с амвона, идет по центру ковровой дорожки, подходит к кафедре и открывает перед архиереем Чиновник на молитве предложения.

Хиротесия

Чин хиротесии во чтеца и иподиакона может совершаться в различные моменты богослужения:

1. перед началом Божественной литургии после облачения архиерея, на середине храма;

2. на Божественной литургии во время мирной ектении, на середине храма;

3. при совершении Божественной литургии несколькими архиереями одним из младших архиереев во время облачения первого архиерея, в алтаре;

4. во время Всенощного бдения, в алтаре;

5. в другое время. Время и место совершения чина определяется архиереем.

Несмотря на допускаемые различия по времени совершения хиротесии, структура чина не меняется.

Ставленник и первая пара иподиаконов исходят из алтаря через северные и южные двери (ставленник через северные) и становятся на солее в ряд лицом к Царским вратам. Ставленник стоит посередине между двумя иподиаконами. Все они делают одновременно три поясных поклона, поворачиваются и кланяются архиерею поясным поклоном. Далее ставленник и иподиаконы подходят к краю амвона и оттуда второй раз кланяются архиерею, также поясным поклоном. Далее ставленник и иподиаконы идут к кафедре, и ставленник (один) делает архиерею земной поклон. Затем ставленник приклоняет главу. Архиерей трижды благословляет главу ставленника, возлагает на нее руку и читает положенные по чину молитву и тропари.

После прочтения тропаря на “И ныне...” первый иподиакон подает Архиерею ножницы. Архиерей постригает главу ставленника крестообразно во имя Отца и Сына, и Святаго Духа и кладет волосы ставленника в конверт, который держит первый иподиакон. Протодиакон на каждое пострижение говорит “Аминь”. Первый иподиакон принимает у архиерея ножницы, кладет ножницы и конверт на поднос и подает малую фелонь. Архиерей благословляет фелонь, ставленник крестится, целует крест на фелони и руку архиерея. Иподиаконы облачают ставленника в фелонь. Архиерей снова трижды благословляет главу рукополагаемого.

Далее архиерей читает положенную по чину молитву. После прочтения молитвы он принимает у старшего иподиакона Апостол, открывает ее и вручает ставленнику.

Ставленник принимает книгу, поворачивается лицом к алтарю и читает Апостол.

Вначале, как и на Литургии, он читает заглавие: “Соборного послания [имя автора послания] чтение” или “К [адресат] послания святаго апостола Павла чтение” и т.д. Затем читается зачало, начиная со вступления, указанного внизу страницы. Архиерей останавливает чтение ставленника своим жестом. Ставленник крестится, прикладывается к письменам Апостола, к руке Архиерея, закрывает книгу и отдает ее иподиакону.

Иподиаконы снимают со ставленника фелонь. Архиерей трижды благословляет главу рукополагаемого и благословляет стихарь. Ставленник крестится, целует крест на стихаре и руку архиерея. Иподиаконы облачают ставленника в стихарь. Ставленник приклоняет главу, и архиерей, возложив руку на его главу, читает молитву и тайносовершительную формулу чина. На этом чин хиротесии во чтеца закончен, но так как ставленник должен быть еще посвящен и в чин иподиакона, то этот чин совершается сразу после хиротесии во чтеца.

Иподиаконы подают архиерею орарь. Архиерей благословляет орарь. Ставленник крестится, целует крест на ораре и руку Архиерея. Иподиаконы опоясывают ставленника орарем.

Протодиакон снимает с архиерея митру и возглашает: “Господу помолимся”. Хор поет: “Господи, помилуй”.

Ставленник приклоняет главу, и архиерей, трижды благословив главу ставленника, возлагает на нее руку и читает положенную молитву.

Далее совершается чин умовения рук архиерея. Иподиакон выносит омовение (рабочее, но уже прочно утвердившееся общее наименование кувшина, лохани и полотенца для умовения рук архиерея), и после окончания молитвы иподиаконы возлагают на плечи ставленника полотенце, и дают ему в руки лохань, в которой стоит кувшин с водой. Ставленник держит лохань четырьмя пальцами (кроме большого), а большими пальцами прижимает края полотенца к ручкам лохани. Протодиакон читает: “Умыю в неповинных...”, а архиерей омывает руки. Иподиаконы подают архиерею полотенце, тот вытирает руки, и иподиаконы возлагают полотенце на плечи ставленника. Архиерей благословляет предстоящих двумя руками. Протодиакон и второй иподиакон целуют руки архиерея. Архиерей преподает благословение второй раз, после чего первый иподиакон и ставленник целуют его руки. Ставленник и два иподиакона поворачиваются и идут на солею. На солее иподиаконы единожды крестятся, вместе со ставленником поворачиваются и кланяются архиерею, после чего уходят в алтарь (ставленник северными дверьми). Чин хиротесии заканчивается.

На прошение " О Великом Господине…" первый священник и первая пара иподиаконов становятся перед престолом. Посошник и свещеносец сходятся и становятся перед Царскими вратами, один раз крестятся при поминовении Святейшего Патриарха и при поминовении служащего архиерея кланяются ему вместе с протодиаконом в ответ на архиерейское благословение. Если служит несколько архиереев, то поклон совершается при поминовении каждого из них.

Если хиротесия не совершалась, то в конце мирной ектении второй иподиакон дает рипидчику лохань и кувшин для омовения рук архиерея и надевает ему на плечи полотенце. Иподиакон держит лохань четырьмя пальцами (кроме большого), а большими пальцами прижимает края полотенца к краям лохани.

На прошении «Пресвятую, Пречистую…» второй иподиакон и иподиакон, несущий омовение выходят из северной алтарной двери, первый иподиакон – из южной, и вместе становятся на амвоне лицом к Царским вратам. На возгласе «Яко подобает…» иподиаконы крестятся вместе с протодиаконом, кланяются архиерею и идут к кафедре. Подойдя к архиерею, стоящему на кафедре, первый иподиакон берет кувшин и начинает возливать воду на руки архиерею. Затем первый и второй иподиаконы снимают полотенце с иподиакона, держащего омовение и отирают руки архиерею. Когда архиерей благословляет двумя руками в первый раз - ему целуют руки протодиакон и второй иподиакон. После второго благословения ему целуют руки иподиакон с омовением и первый иподиакон. Затем иподиаконы поднимаются на амвон, один раз крестятся, кланяются архиерею и уходят в алтарь.

После того, как архиерей прочтет молитву первого антифона, книгодержец поставляет на кафедру седалище позади архиерея. После омовения рук архиерей садится на седалище, книгодержец поправляет сзади омофор.

Во время первой малой ектении книгодержец подает архиерею для прочтения молитву второго антифона, после "Единородный Сыне…" – молитву третьего антифона.

Во время пения второго антифона посошник кладет орлецы на амвоне – один головой орла к народу - на краю амвона, другой – головой орла к Царским вратам.

Один из рипидчиков раскладывает орлецы в алтаре:

1. На центре ковра, лежащего перед престолом – головой орла к престолу;

2. Орлецы с северной и с южной стороны от престола – головой орла к сторонам престола;

3. Орлец на горнем месте – головой орла к престолу;

4. Орлец перед жертвенником.

Во время произнесения второй малой ектении книгодержец подает архиерею молитву третьего антифона, а затем все диаконы, стоящие за кафедрой, и книгодержец поднимаются на солею. Посошник и свещеносец сходятся и становятся лицом к Царским вратам, а книгодержец - перед иконой Божией Матери. На возгласе священника посошник и свещеносец вместе с диаконами и книгодержцем крестятся, кланяются архиерею и уходят в алтарь боковыми дверями: посошник – через южную дверь, свещеносец – через северную, и сразу проходят на горнее место.

Малый вход

В начале пения третьего антифона на горнем месте выстаиваются иподиаконы, участвующие в малом входе: первый иподиакон с трикирием – с южной стороны, второй иподиакон с дикирием – напротив, с северной, рипидчики напротив друг друга с рипидами, посошник – с южной стороны и свещеносец – напротив посошника с северной. Кадильщик подает младшим диаконам кадила.

Первый священник отдает протодиакону Евангелие, протодиакон идет с Евангелием на горнее место и становится по центру. Все священники, протодиакон, диаконы с кадилами, иподиаконы крестятся, затем кланяются архиерею, и все духовенство шествует на малый вход.

Порядок входа следующий: свещеносец, посошник, диаконы с кадилами, второй иподиакон с дикирием, второй рипидчик (если рипид четыре – то еще один рипидчик), протодиакон с Евангелием, первый рипидчик (может идти еще один рипидчик), первый иподиакон с трикирием, и священники в порядке старшинства.

Кадильщик берет архиерейское кадило, идет на южную сторону алтаря и кладет орлец вплотную к передней стороне престола. Перед престолом, таким образом, лежат два орлеца – один на центре ковра, другой вплотную к престолу, головой орла к престолу.

Свещеносец, посошник, диаконы с кадилами, первый рипидчик, первый иподиакон с трикирием и протодиакон обходят кафедру, второй рипидчик и второй иподиакон с дикирием останавливаются перед кафедрой и пропускают их. Обойдя кафедру, посошник и свещеносец становятся перед амвоном лицом к архиерею. По знаку протодиакона все духовенство и иподиаконы крестятся на восток и кланяются архиерею. Первый иподиакон и второй иподиакон подают дикирий и трикирий архиерею, поправляют рукава на саккосе, второй иподиакон убирает с кафедры седалище, затем отходят к амвону и становятся по сторонам от посошника и свещеносца. Рипидчики осеняют рипидами Евангелие. Протодиакон возглашает: "Премудрость прости", и все поют "Приидите поклонимся…", Архиерей осеняет с кафедры дикирием и трикирием народ на четыре стороны. Когда архиерей начинает сходить с кафедры, посошник и свещеносец расходятся в разные стороны.

Диаконы с кадилами первыми заходят в алтарь через Царские врата, кадильщик принимает у них кадила и подает первому диакону архиерейское кадило. Рипидчики поднимают рипиды, идут вместе с протодиаконом до амвона и заходят в алтарь боковыми дверями, причем первая пара иподиаконов идет в алтарь боковыми дверями перед ними.

Архиерей идет к амвону, за ним в два ряда идут священники в порядке старшинства, начиная со старших. Посошник и свещеносец пропускают архиерея, сходятся и становятся лицом к Царским вратам.

Архиерей поднимается на амвон и осеняет на две стороны духовенство и народ дикирием и трикирием, посошник и свещеносец кланяются архиерею и остаются стоять перед амвоном.

Архиерей прикладывается к иконам Царских врат и входит в алтарь. После того, как он приложится к престолу, первый диакон подает ему кадило. Архиерей с дикирием в руке начинает каждение алтаря, предваряемый протодиаконом, несущим трикирий. Когда архиерей покадит с горнего места духовенство и пойдет к Царским вратам, кадильщик подкладывает ему ладан в кадило. Кадильщик и рипидчики убирают орлецы вокруг престола. Архиерей кадит иконостас, а трио поет "Ис полла эти, деспота".

В это время второй иподиакон становится в алтаре с севера у Царских врат, а все диаконы и иподиаконы выстраиваются на горнем месте.

Архиерей заходит в алтарь. Посошник и свещеносец поднимаются на солею и становятся на свои места. Духовенство поет большое "Ис полла…". Архиерей кадит престол, духовенство и протодиакона. Протодиакон на горнем месте отдает трикирий первом иподиакону, принимает у архиерея кадило, второй иподиакон принимает у архиерея дикирий и идет на горнее место. Там вместе с первым иподиаконом он кланяется три раза архиерею, который их благословляет, затем первый и второй иподиаконы крестятся на восток, еще раз кланяются архиерею и друг другу, гасят дикирий и трикирий и меняют их местами.

Книгодержец подает архиерею молитву Трисвятого.

Трисвятое

Последний кондак на "И ныне" по традиции поет духовенство в алтаре. В конце пения второй иподиакон возжигает дикирий и становится южнее горнего места. На возгласе архиерея " Яко свят еси Боже наш… " на словах " Отцу и Сыну и Святому Духу " второй иподиакон крестится на горнее место и кланяется архиерею, который его благословляет. Затем второй иподиакон с дикирием с южной стороны от престола.

Протодиакон на амвоне возглашает: " И во веки веков", заходит в алтарь, крестится на горнее место, кланяется архиерею, принимает у второго иподиакона дикирий и подает его архиерею.

Посошник и свещеносец спускаются с амвона и становятся лицом к Царским вратам.

Хор начинает петь Трисвятое. Архиерей выходит на амвон и возглашает " Призри с небесе Боже и виждь…", осеняет крестом и дикирием народ на три стороны, поворачивается к Царским вратам, осеняет духовенство и заходит в алтарь.

В это время первый иподиакон возжигает на горнем месте трикирий и отдает его протодиакону. Посошник и свещеносец поднимаются на солею и становятся на свои места, посошник собирает орлецы с амвона. Все диаконы и иподиаконы расходятся с горнего места по своим местам. Архиерей идет к горнему месту, осеняет его дикирием и отдает его второму иподиакону. Затем он встает на горнее место, принимает у протодиакона трикирий, осеняет духовенство на три стороны и отдает трикирий первому иподиакону. Первый и второй иподиаконы крестятся, кланяются архиерею и друг другу, гасят дикирий и трикирий и становятся на горнем месте лицом на запад по сторонам от архиерея: первый иподиакон – с северной стороны, второй иподиакон – с южной.

Протодиакон: "Вонмем". Архиерей: " Мир всем ".

Первая пара иподиаконов снимает с архиерея большой омофор. Кадильщик подает протодиакону кадило. После того, как с архиерея сняли омофор, к нему подходят протодиакон с кадилом и кадильщик с ладанницей, в которой лежит ладан и ложечкой. Протодиакон говорит: " Благослови, Владыко, кадило! " и подносит архиерею кадило, держа его правой рукой за чашечку. Кадильщик подносит архиерею ладанницу. Архиерей полагает ложечкой ладан на угли и благословляет кадило. Кадильщик целует руку архиерея. Протодиакон начинает каждение. По окончании каждения кадильщик принимает у протодиакона кадило.

Во время чтения Апостола посошник убирает с кафедры орлец и ставит на кафедру аналой.

Евангелие

По окончании чтения Апостола первая пара иподиаконов возжигает дикирий и трикирий, рипидчики берут рипиды, все вместе крестятся на престол, кланяются архиерею и друг другу и выходят на солею: второй иподиакон с дикирием и первый рипидчик – из южной двери, первый иподиакон с трикирием и второй рипидчик из северной.

Из Царских врат выходит диакон с омофором и протодиакон с Евангелием. Иподиаконы с дикирием и трикирием идут перед Евангелием, рипидчики – сзади. Если рипид четыре, то первые два рипидчика идут перед Евангелием, другие два – за Евангелием. Диакон с омофором идет по середине храма до кафедры, обходит кафедру с правой от себя стороны и возвращается Царскими вратами в алтарь вместе с диаконом, читавшим Апостол. Если омофор несет иподиакон (когда нет второго диакона), то он заходит в алтарь южными дверями и становится с южной стороны престола напротив диакона с Апостолом.

Иподиаконы с дикирием и трикирием и рипидами спускаются с амвона, идут до кафедры и становятся лицом к народу. Когда диакон с омофором обойдет вокруг кафедры, все иподиаконы поворачиваются и встают лицом друг к другу. Когда диакон с омофором и диакон с Апостолом зайдут в алтарь, иподиаконы с дикирием и трикирием и рипидами поворачиваются лицом на восток, посошник и свещеносец сходятся и становятся на амвоне лицом к Царским вратам.

Протодиакон возглашает " Благослови, Высокопреосвященнейший Владыко, благовестителя…"

Архиерей: "Бог молитвами Святаго славного…"

Протодиакон: Аминь.

Второй диакон: "Премудрость прости, услышим Святаго Евангелия…"

Архиерей: "Мир всем"

Посошник и свещеносец расходятся и становятся на свои места. Посошник кладет орлец по центру амвона головой орла к народу.

Диакон (иподиакон) с омофором подходит вместе с диаконом, читавшим Апостол, к архиерею, целует его руку, отходит в сторону и кладет омофор на свое место.

Первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием становятся по сторонам от аналоя, а рипидчики осеняют Евангелие рипидами.

По окончании чтения Евангелия посошник и свещеносец спускаются с амвона, рипидчики поднимают рипиды и вместе с первой парой иподиаконов идут на амвон. Первая пара иподиаконов останавливается на амвоне, рипидчики идут в алтарь на горнее место и ожидают первую пару иподиаконов с дикирием и трикирием.

Архиерей в Царских вратах прикладывается к Евангелию, которое ему подносит протодиакон, и благословляет народ дикирием и трикирием. Первая пара иподиаконов принимает у архиерея дикирий и трикирий и заходит в алтарь: первый иподиакон – южными дверями, второй – северными. На горнем месте первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием вместе с рипидчиками крестится на горнее место, после чего кланяется архиерею и друг другу.

Посошник и свещеносец кланяются архиерею и поднимаются на свои места.

Посошник убирает с кафедры аналой и кладет орлец на центр кафедры.

Книгодержец подает архиерею Молитву прилежного моления.

Диакон возглашает сугубую ектению. Все диаконы и иподиаконы собираются на горнем месте. На прошении о служащем архиерее все духовенство в алтаре поет " Господи, помилуй " трижды. Затем все вместе крестятся, кланяются архиерею и друг другу и расходятся на свои места.

Посошник кладет орлец в Царских вратах, головой орла к народу.

Первый иподиакон готовит малый омофор, который диаконы возложат на архиерея перед Херувимской песнью.

В конце сугубой ектении второй иподиакон дает ставленнику во диаконы, или, если нет хиротонии, рипидчику омовение. Во время прошения ектении "Елицы оглашенни изыдите…" второй иподиакон и иподиакон с омовением выходят из северной двери, первый иподиакон – из южной и становятся перед Царскими вратами.

Архиерей поворачивается от Престола и, стоя в Царских вратах, умывает руки. Во время этого умовения иподиаконы не целуют руки у архиерея. Протодиакон и первый диакон (или книгодержец и рипидчик, если протодиакон один), одевают на архиерея малый омофор.

После того, как архиерей умоет руки и на него наденут малый омофор, книгодержец подает архиерею чиновник на молитвах начала Литургии верных, а посошник и свещеносец уходят в алтарь северными дверями.

Кадильщик подает кадило второму диакону на горнем месте. Во время двух ектений о верных второй диакон совершает каждение алтаря, архиерея и духовенства. Кадильщик принимает кадило у второго диакона.

Великий вход

Начинается пение Херувимской песни. Архиерей трижды у престола читает "Иже Херувимы", прикладывается к престолу и идет к жертвеннику. Когда архиерей приложится к престолу, протодиакон снимает с него митру и полагает ее на поднос, который подает первый иподиакон.

Кадильщик подает первому диакону второе кадило. Архиерей возлагает первому диакону на правое плечо воздух (если нет хиротонии во иерея), после чего диакон берет у архиерея благословение на кадило. Первый диакон совершает каждение иконостаса и народа. Если есть хиротония во иерея, то воздух возлагается на главу ставленника.

Второй иподиакон возжигает дикирий и трикирий, рипидчики берут рипиды и все иподиаконы выстраиваются у северных дверей. Когда первый диакон совершит каждение иконостаса и вернется в алтарь, кадильщик принимает у него второе кадило и подает ему архиерейское, а второе кадило подает второму диакону. Когда архиерей помянет сослужащее духовенство, книгодержец снимает с него малый омофор и полагает его на второй поднос (возможен вариант, когда митра и омофор кладутся на один поднос). Если диаконов только двое, то митру и омофор на одном подносе несет иподиакон. Книгодержец подает архиерею расческу, тот расчесывает волосы и бороду, отдает расческу книгодержцу и идет к Царским вратам.

Порядок шествия на Великий вход следующий:

- ставленник во священника (если есть) с воздухом на голове;

- ставленник во диакона (если есть) с подносом с митрой, или диакон с подносом с митрой;

- диакон с подносом с омофором;

- свещеносец;

- посошник;

- диаконы с кадилами;

- второй иподиакон с дикирием;

- первый иподиакон с трикирием;

- второй рипидчик;

- протодиакон с дискосом;

- первый священник с Чашей;

- первый рипидчик;

- остальные священники.

Ставленник во диаконы (диакон) с подносом с митрой и диакон с подносом с омофором заходят в алтарь через Царские врата.

Если митру и омофор несет иподиакон, не имеющий хиротесии в этот чин, то он заходит в алтарь через южную дверь. Архиерей прикладывается к митре и омофору; ставленник, несущий митру и диакон с подносом с омофором целуют руку архиерея и отходят в сторону. Второй рипидчик и второй иподиакон с дикирием становятся на солее у иконы Спасителя, первый рипидчик и первый иподиакон с трикирием – у иконы Божией Матери.

Архиерей принимает у протодиакона дискос и совершает поминовение. Когда архиерей начнет поворачиваться к престолу, рипидчики поднимают рипиды. Затем архиерей принимает чашу у первого священника. Рипидчики вновь начинают осенять архиерея с Чашей. После того, как он совершит положенное поминовение, рипидчики поднимают рипиды и уходят в алтарь, проходят на горнее место и ожидают первую пару иподиаконов (если есть иерейская хиротония, то сразу ставят рипиды на место).

Иерейская хиротония

Чин иерейской хиротонии совершается сразу после Великого входа.

Когда архиерей во время пения "Яко да Царя…" покадит предложенные Дары и благословит сослужащих диаконов, первая пара иподиаконов одевает на архиерея малый омофор. Первый иподиакон застегивает две пуговицы спереди, второй иподиакон - сзади.

Из алтаря через боковые двери исходят протодиакон и первый диакон. Они становятся рядом со ставленником, по сторонам от него, лицом к алтарю.

Рипидчик (ставленник во диаконы) держит поднос с облачением для ставленника во иереи.

Второй рипидчик ставит с северной стороны престола седалище для архиерея и кладет под него орлец головой орла от седалища. Все остальные орлецы от престола убираются.

Когда архиерей встанет с седалища, то второй рипидчик убирает седалище и кладет перед престолом два орлеца: один – по центру, другой – вплотную к престолу. Когда первый священник и ставленник в третий раз пойдут вокруг престола, первый иподиакон берет орлец и кладет его около южного угла престола головой орла на юго-восток. Архиерей встает на орлец, книгодержец подает ему молитву, духовенство в алтаре тихо и не спеша начинает петь трижды " Господи помилуй ". Затем хор поет " Кирие, элейсон ".

В это время два рипидчика возжигают дикирий и трикирий, на горнем месте, крестятся, кланяются архиерею, друг другу и выходят на солею. Рипидчик с трикирием выходит через северную дверь, рипидчик с дикирием – через южную.

Когда архиерей заканчивает чтение молитв и снимает с головы ставленника омофор, ставленник поднимается с колен. Иподиаконы подводят ставленника к архиерею. Архиерей снимает с плеча ставленника орарь. К престолу подходит иподиакон, держащий поднос со священническим облачением. Первый иподиакон подает архиерею священнические одежды (епитрахиль, пояс и фелонь), которые архиерей последовательно показывает народу, возглашает " Аксиос " и возлагает их на ставленника. Есть традиция, когда облачение ставленника происходит на амвоне. Когда архиерей возложит на ставленника пояс, второй иподиакон завязывает его сзади.

Архиерей христосуется со ставленником, выходит на амвон и осеняет народ дикирием и трикирием. Рипидчики подают архиерею и принимают дикирий и трикирий на амвоне, заходят в алтарь и на горнем месте совершают обычное поклонение. Первая пара иподиаконов снимает с архиерея малый омофор.

Если иерейской хиротонии нет:

Хор допевает "Яко да Царя…", Архиерей выходит из Алтаря и осеняет народ дикирием и трикирием. Первая пара иподиаконов принимает у Архиерея дикирий и трикирий, уходит в алтарь, на горнем месте вместе с рипидчиками крестятся, кланяются Архиерею и друг другу и расходятся на свои места.

Начинается просительная ектения. Книгодержец подает Архиерею молитву по поставлении Святых Даров. В конце просительной ектении посошник кладет орлец на амвоне ближе к Царским вратам головой орла к народу.

На возгласе «Щедротами…» посошник и свещеносец спускаются с амвона и становятся лицом к Ц.В.

Архиерей: "Мир всем!"

Посошник и свещеносец поднимаются на солею и становятся на свои места. Посошник убирает орлец.

Первый иподиакон кладет орлец, на котором архиерей будет христосоваться с духовенством, рядом с южной стороной престола, головой орла к престолу.

По возгласе протодиакона "Возлюбим друг друга…" архиерей перед престолом трижды крестится со словами: "Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя…", прикладывается к дискосу и Чаше и отходит на южную сторону престола.

Когда архиерей отойдет от престола, второй иподиакон убирает орлец от престола, ждет, пока к Чаше и дискосу приложатся все священники, и вновь кладет орлец к престолу.

Во время пения Символа веры посошник кладет на амвоне два орлеца, один на край амвона головой орла к народу, другой ближе к Царским вратам, головой орла на восток. В конце пения Символа веры, на словах " И в Духа Святаго, Господа" первая пара иподиаконов возжигает дикирий и трикирий на горнем месте, крестится, кланяется архиерею и идет к нему: первый иподиакон – с южной стороны, второй иподиакон – с северной.

Посошник и свещеносец спускаются с амвона и становятся лицом к Царским вратам.

На возгласе диакона: " Станем добре, станем со страхом… " первая пара иподиаконов подает архиерею дикирий и трикирий, поправляет рукава саккоса, выходит на пространство перед престолом и поворачивается лицом к народу.

В это время кадильщик идет с архиерейским кадилом на южную сторону алтаря.

После возгласа архиерея "Благодарим Господа…" первая пара иподиаконов кланяется архиерею, принимает у него дикирий и трикирий и идет на горнее место.

Посошник и свещеносец поднимаются на солею, посошник убирает орлецы с амвона, а один из рипидчиков убирает орлец, лежащий вплотную к престолу.

Есть традиция, согласно которой Евхаристический канон пара рипидчиков стоит с возженными дикирием и трикирием на горнем месте.

Книгодержец подает архиерею молитву "Достойно и праведно Тя пети…".

По возгласе "Победную песнь…", когда Архиерей дочитает тайную молитву и протодиакон снимет с Архиерея митру, первая пара иподиаконов надевает на Архиерея малый омофор и становится перед престолом позади архиерея.

Книгодержец подает архиерею молитвы согласно Чиновнику.

После возгласа архиерея " Твоя от Твоих Тебе приносяще…", когда протодиакон отойдет от престола, рипидчик кладет орлец вплотную к престолу, головой орла на восток. После возгласа протодиакона "Аминь. Аминь. Аминь" все духовенство делает земной поклон, кадильщик кладет ладан в архиерейское кадило и подает его второму диакону.

Когда архиерей делает земной поклон, первый иподиакон поддерживает палицу, второй иподиакон – цепочки от креста и панагии. Когда архиерей поднимается, оба иподиакона поддерживают его под руки.

Первая пара иподиаконов снимает с архиерея малый омофор (если есть хиротония во диакона, то омофор не снимается).

Книгодержец подает архиерею молитву "Якоже быти причашающимся…".

После возгласа " Изрядно о Пресвятей…" первая пара иподиаконов отходит от престола и становится на своих местах.

Книгодержец подает молитву "О святем Иоанне Пророце…".

По окончании каждения на "Достойно есть" кадильщик принимает кадило у диакона на горнем месте.

Далее идет так называемая "выкличка". Протодиакон, испросив благословения архиерея, выходит на амвон через Царские врата. По окончания пения "Достойно есть" протодиакон возглашает: "И всех, и вся". Архиерей произносит: "В первых помяни Господи…" По возгласе архиерея первый священник сразу делает возглас " В первых помяни Господи Господина нашего, Высокопреосвященнейшего…"

Книгодержец подает архиерею молитву "Помяни, Господи, град сей, в нем же живем…".

Протодиакон, стоя на солее, возглашает: "Господина нашего, Высокопреосвященнейшего [поминает служащего архиерея], приносящего Святыя Дары сия Господеви Богу нашему", идет в алтарь, крестится на горнее место, кланяется архиерею и выходит на амвон Царскими вратами. Когда протодиакон выйдет из Царских врат, посошник кладет орлец на центр амвона, головой орла к народу. После слов протодиакона "…о спасении людей, предстоящих, и ихже кийждо в помышлении имать, и о всех, и за вся" посошник и свещеносец спускаются с амвона и становятся лицом к Царским вратам.

Если есть диаконская хиротония, то после слов диакона: "приносящих Святыя Дары Сия Господеви Богу нашему" первая пара иподиаконов и ставленник во диаконы становятся на горнее место лицом к востоку. Все они три раза крестятся и кланяются поясными поклонами, затем кланяются архиерею, и исходят боковыми дверями на солею (ставленник и второй иподиакон – северными, первый иподиакон – южными), сходят с нее и становятся перед амвоном, лицом к алтарю.

Архиерей выходит на амвон и подает возглас: "И да будут милости…". Посошник и свещеносец поднимаются на амвон и становятся на свои места, посошник убирает орлец.Сразу после возгласа начинается чин хиротонии во диакона.

Диаконская хиротония

Диаконская хиротония по своей структуре аналогична иерейской хиротонии. После возгласа архиерея " И да будут милости…" первый иподиакон возглашает: "Повели!", все вместе делают поясной поклон, поднимаются на амвон и поворачиваются лицом к народу. Второй иподиакон возглашает: "Повелите!", все вместе делают поясной поклон народу, иподиаконы идут в алтарь через боковые двери, а ставленник через Царские врата.

На южной стороне алтаря иподиакон поручи для ставленника и рипиду, которая берется с северной стороны алтаря.

Ставленника в диаконы вокруг престола водит протодиакон, он же возглашает: “Вонмем”, и он же вместе с первым диаконом читает ектению во время чтения молитв архиереем. Ставленник во диаконы становится на правое колено у престола (в отличие от ставленника во иереи, который встает на оба колена). Архиерей с возглашением: “Аксиос” налагает на ставленника во диаконы орарь (пуговицу пристегивает второй иподиакон) и поручи, а в руки ему вручает рипиду. После окончания рукоположения протодиакон отводит новопоставленного к северной стороне престола, и там ставленник крестообразно веет рипидой над Святыми Дарами. Во время пения: “Отче наш” архиерей подходит к ставленнику и принимает у него рипиду. Ставленник берет в правую руку орарь (лента проходит над указательным и средним пальцами и под безымянным пальцем и мизинцем), крестится в первый раз, целует рипиду и руку архиерея, крестится во второй раз, целует престол, крестится в третий раз и кланяется архиерею, который его благословляет. Второй иподиакон принимает у архиерея рипиду и целует его руку. Затем ставленник отходит вглубь алтаря и препоясывается орарем по иподиаконской схеме.

В конце диаконской хиротонии, так же как и в конце иерейской, архиерей благословляет народ дикирием и трикирием, которые выносят рипидчики по пении в алтаре троекратного «Господи, помилуй».

Далее следует просительная ектения.

Книгодержец подает архиерею Чиновник, и архиерей читает молитву " Тебе предлагаем живот наш…".

Кадильщик, либо иподиакон, назначенный старшим иподиаконом, готовит запивку для архиерея. На подносе ставятся три (или, по другой практике, два ковша), две служебные просфоры (из которых архиерей вынимал частицы на Херувимской песни), две маленькие просфоры, частицу антидора и плат. В первый ковш наливается до половины вино, в другой – горячая вода, в третий – холодная кипяченая вода (если ковшей два, то только вино и горячая вода).

Кадильщик готовит теплоту.

В конце просительной ектении посошник кладет орлец на солее ближе к Царским вратам, головой орла к амвону. После молитвы "Отче наш" посошник и свещеносец спускаются с амвона и становятся лицом к Царским вратам.

Архиерей возглашает: "Мир всем!". Первая пара иподиаконов проходит на пространство перед престолом, становится за архиереем и, когда он говорит "Мир всем", кланяется народу. Затем архиерей возвращается в алтарь. Как только он начинает заходить в Царские врата, первая пара иподиаконов подымает малый омофор (в форме буквы П так, чтобы архиерей мог пройти под ним), и надевает омофор на архиерея. Первый иподиакон застегивает две пуговицы спереди, второй иподиакон – сзади. После этого первая пара иподиаконов становится за архиереем.

Книгодержец после возгласа диакона " Главы ваша Господеви приклоните" подает архиерею молитву "Благодарим Тя, Царю Невидимый…".

После возгласа "Благодатию и щедротами…" книгодержец подает архиерею чиновник, и тот читает молитву "Вонми, Господи Иисусе Христе, Боже наш, от Святаго жилища Твоего…".

Кадильщик готовит теплоту и несет ее на южную сторону алтаря.

Архиерей три раза крестится, первая пара иподиаконов крестится синхронно с ним. На возгласе "Благодатию и щедротами…" посошник и свещеносец становятся перед Царскими вратами лицом к алтарю (как перед началом литургии). После возгласа "Святая святым" первая пара иподиаконов и посошник со свещеносцем крестятся и кланяются друг другу.

Первая пара иподиаконов закрывает Царские врата и завесу.

Посошник кладет на амвоне два орлеца: один по центру и один на самый край амвона, оба головой орла к народу.

Начинается причащение духовенства.

 

Причащение духовенства

Первая пара иподиаконов стоит перед престолом за архиереем и помогает ему совершать земные поклоны.

Когда архиерей причастится и начнет причащать сослужащее духовенство, первая пара иподиаконов расходится на свои места.

Когда архиерей закончит причащать духовенство, книгодержец подает архиерею Чиновник, и архиерей читает молитву "Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче...»

Второй иподиакон и рипидчик с омовением переходят на южную сторону алтаря.

Когда



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: