Японская модель социальной работы

Выделение самостоятельной японской модели социальной работы объясняется особой социально-экономической и духовной средой жизнедеятельности, характерной для этой страны. Культурная целостность является отличительной чертой японцев. Не случайно ряд известных исследователей-(американский политолог С. Хантингтон и др.) видят в современной Японии одну из основных мировых цивилизаций.


И вполне естественно, что ей может быть присуща специфическая и во многом оригинальная система функционирования социальной сферы, оказания социальной помощи и

поддержки.

В отличие от известных моделей социальной работы японскую характеризует прежде всего приоритетная роль корпоративно-фирменного компонента и семейных традиций в социальной защите. Поэтому ее правомерно называть корпоративно-традиционной моделью. Ей свойственны следующие особенности:

—важное значение страховых механизмов при сохранении сильных позиций государства в сфере социальной защиты;

— наличие системы корпоративного социального обес
печения (фирменной благотворительности);

— особая роль традиционно-семейного фактора в сфере
социальной помощи и поддержки;

— сочетание централизации и децентрализации в прове
дении социальной работы.

В социальной сфере Японии страховой принцип нередко дополняется государственной поддержкой. Это наглядно просматривается в общественной системе пенсионного обеспечения, где государство в той или иной мере дотирует все ее основные звенья. Актуальность совершенствования здешнего пенсионного хозяйства диктуется проблемой стремительного старения населения страны. С одной стороны, сокращается рождаемость, а с другой — увеличивается продолжительность жизни японцев. Ожидаемая средняя продолжительность жизни японок составляет сейчас 82 года, что является наиболее высоким показателем в мире. По некоторым прогнозным данным, через 20 лет количество пенсионеров в Японии может сравняться с числом работающих граждан. Несмотря на все эти обстоятельства, японские власти не намерены ломать существующую распределительную систему пенсионного обеспечения. Хотя постепенно в нее будут вводиться определенные изменения и коррективы с учетом реалий жизни. , Процесс реформирования пенсионной системы в Япе-ниии, продолжающийся и в настоящее время, начался во второй половине 80-х гг. XX в. До этого времени -государствен-


ная система пенсионного обеспечения представляла собой совокупность разрозненных частей (режимов), каждый из которых был рассчитан на обеспечение своей группы пенсионеров. Пенсионные режимы раньше не согласовывались друг с другом ни по условиям страхования, ни по условиям предоставления пенсий. Первый режим, возникший еще до второй мировой войны, включал в себя блок обществ взаимопомощи (кёсай кумиай), которые были рассчитаны на государственных служащих центрального аппарата и местных органов власти, а также работников частных школ и некоторые другие категории. Лица, участвовавшие в страховании по этому пенсионному режиму, получали право на довольно высокую пенсию в 55-летнем возрасте при наличии пятнадцатилетнего страхового стажа. Второй пенсионный режим, учрежденный в 1941 г., включал в себя систему пенсий благосостояния (косэй нэнкин) и распространялся тогда на на-емн-ый персонал частных японских компаний. Условия пенсионного обеспечения здесь были иные: необходимость 20-летнего страхового стажа и 60-летний возраст. По этой системе в сравнении с первым пенсионным режимом получало пенсию примерно в 4—5 раз большее число людей. В начале 60-х гг. был учрежден третий режим государственного пенсионного обеспечения (кокумин нэнкин), под действие которого подпало все остальное население страны, не охваченное к тому времени ни одним видом пенсий. Следовательно, это была самая многочисленная часть пенсионной системы. Жестче здесь были и условия пенсионного страхования: 25-летний страховой стаж и 65-летний возраст.

С целью объединения разрозненных частей пенсионной системы и повышения ее эффективности в 80-е гг. в Японии началась пенсионная реформа. Такое объединение позволило направить значительные финансовые средства из более благополучных режимов на обеспечение получателей всей государственной пенсионной системы. Кроме того, теперь появилась возможность для создания единых условий страхования и предоставления пенсий. В течение продолжительного переходного срока предполагается поднять общий срок страхования с 15—20 до 25 лет, а норму пенсионного возраста с 55—60 лет до 65 лет. Реформой вводилась и единая базовая

8. П. Я Циткилов


пенсия, начисляемая в одинаковом размере для лиц всех прежних пенсионных режимов. В начале реформы величина базовой государственной пенсии составляла 50 тыс. иен в месяц, или 500 долларов США (1 американский доллар примерно равен 10 японским иенам).

В условиях осуществляющегося сегодня в Японии пенсионного реформирования продолжают существовать три вида (звена) общественной системы пенсионного обеспечения. Основным из них является государственная пенсия, базовый размер которой в начале 2000-х гг. составлял около 67 тыс. иен (670 долларов) в месяц. Государственные пенсии, формируясь главным образом за счет страховых выплат, частично дотируются государством. Размер таких ежегодных финансовых пополнений из госбюджета составляет примерно одну их треть.

На основе прежнего первого пенсионного режима функционирует система пенсий обществ взаимопомощи. По этим пенсиям, которые не являются обязательными, страховой взнос госслужащих центральных органов власти составляет более 17% зарплаты, а служащих местных органов власти — около 16, учителей частных школ - 13, членов сельскохозяйственных и рыболовецких кооперативов — 18,5%. Государственная дотация таких пенсий составляет около 20% от общей суммы средств, выплачиваемых поданной системе.

По второму пенсионному режиму, называемому сейчас по-прежнему пенсиями благосостояния, получают денежные выплаты наемный персонал частных японских компаний, шахтеры, моряки и другие категории граждан. В рамках данной пенсионной системы, например, шахтеры и моряки ежемесячно направляют в соответствующие пенсионные фонды более 18% зарплаты. Пенсии благосостояния, не являющиеся обязательными, финансово также поддерживаются государством. Размер дотаций составляет 20—25% от общей суммы пенсионных выплат.

Государственное дотирование пенсионной системы в Японии позволяет поддерживать стабильность ее функционирования. Затраты государства на пенсионное обеспечение в целом являются самой крупной статьей расходов в рамках системы соцобеспечения. По данным И. Тихоцкой, к началу


2000-х гг. 60% общих расходов госбюджета страны на социальное обеспечение шло на выплату пенсий.

Норма пенсионного возраста для получения базовой государственной пенсии составляет в Японии 65 лет для мужчин и женщин. Однако многие пожилые японцы и после достижения этого возраста продолжают активную трудовую жизнь. Занятость лиц старших возрастов здесь всегда была и до сих пор остается гораздо выше, чем в других странах мира. В начале 2000-х гг. средний возраст реального выхода на пенсию составлял в Японии 68,5 лет для мужчин и 64,7 лет для женщин, в Германии соответственно 60,3 и 60,1 лет. В одной из публикаций исследователя данной проблемы Т.Н. Матру-совой сообщалось, что на рубеже XX—XXI вв. доля работающих в возрасте 65 лет и старше составляла в Японии 34,1 %, а в США и Европе соответственно —16,9 и 5,3%'.

Размер начисляемых общественных пенсий в Стране восходящего солнца равняется в настоящее время почти 60% от средней зарплаты. К началу 2000-х гг. пенсия по старости для наемных работников, имевших необходимый страховой стаж, составляла 1,9 млн иен в год (около 19 тыс. долларов), по инвалидности — примерно 1,3 млн иен в год (около 13 тыс. долларов), по случаю потери кормильца — 920 тыс. иен (около 9,2 тыс. доллара). Среднемесячная же заработная плата наемного работника тогда составляла 2,8 млн иен в год (28 тыс. долларов).

Наряду со значительным государственным дотированием систему пенсионного обеспечения Японии отличает наличие доплат от фирм. Работникам многих частных, прежде всего крупных, предприятий по выходе на пенсию выплачивается не только общественная, но и дополнительная пенсия от соответствующей компании или же большое единовременное пособие. Эти выплаты представляют собой один из важнейших элементов системы японских фирменных социально-страховых комплексов.

В Японии функционируют и частные пенсионные фонды, куда наемные работники могут направлять свои страховые отчисления. Это делают многие. Выплачиваемая част-

' Матрусова Т. Н. Трудовая политика государства в отношении лиц старших возрастов в Японии//Труд за рубежом. 2003. № 2. С. 24.


ными пенсионными фондами пенсия в конце 90-х гг. была на 30% больше, чем пенсия благосостояния, получаемая наемными работниками в рамках системы общественных пенсий. При этом для ее получателей сохранялась и базовая государственная пенсия.

Некоторые японцы вкладывают средства «на старость» в банковские депозиты в национальной или иностранной валюте. В результате суммирования различных источников (общественные пенсии, дополнительные от фирм и частных пенсионных фондов, а также от банковских вкладов) японцы к пенсионному возрасту могут накопить на старость немалые средства. Их размер составляет примерно 30 млн иен (около 300 тыс. долларов США). Это позволяет пожилым японцам в среднем раз в год путешествовать по миру, посещать курсы по интересам, изучать иностранные языки и в целом жить безбедно.

Для пенсионного обеспечения Японии характерна и такая особенность, как мобильность социального законодательства. В условиях быстро стареющего общества, по действующему в стране законодательству, каждые пять лет на основе финансовых перерасчетов меняется размер пенсий и взносов в государственный пенсионный фонд. По мере необходимости эти изменения могут произойти и раньше. Так, в середине 90-х гг. XX в. была заменена индексация заработной платы, осуществлявшаяся для регулирования уровня выплачиваемых пенсий, индексацией располагаемого дохода. Он растет медленнее заработка, поэтому стало легче поддерживать баланс между доходами работоспособного населения и пенсионеров.

В ходе продолжения пенсионного реформирования японское правительство столкнулось в первой половине 2000-х гг. с определенными сложностями по наполнению государственного пенсионного фонда, вызванными проблемами демографического плана и сохраняющимися трудностями экономического характера. В этих условиях было объявлено о необходимости принятия в ближайшие годы таких непопулярных мер, как повышение ставки пенсионных отчислений с 13,58 до 18,35% от фонда оплаты труда и снижение размера начисляемых пенсий с нынешних 59,4 до 50% от среднего


размера зарплаты по стране. Однако эти меры будут осуществляться постепенно, с учетом размера величины доходов различных категорий населения.

Сочетание страховых механизмов и государственного регулирования просматривается и в политике японских властей по ограничению безработицы. Размер компенсационных выплат в связи с потерей работы здесь значительный. Он в 90-е гг. составлял примерно от 60 до 80 % величины утраченного заработка. Если на иждивении безработного находились жена, дети моложе 18 лет, то ему полагались дополнительные выплаты на супругу и каждого ребенка.

Сроки выплат пособий по безработице в Японии дифференцированы. При страховом стаже 10 лет и более безработный вправе его получать в течение девяти месяцев, а в особых случаях (пожилой возраст, наличие затрудняющих обстоятельств) оно может выплачиваться более продолжительный срок. Минимальный период выплат пособия по безработице (два месяца) распространяется на лиц, имеющих незначительный стаж работы, например, до одного года.

Наряду с обычным (базовым) пособием по безработице, которое в определенной мере компенсирует утраченный заработок, имеется и стимулирующее пособие. Оно нацелено на поддержку работника в начале его трудоустройства, а также на принятие безработным положительного решения о трудоустройстве при обстоятельствах, его не вполне устраивающих. Компонентами стимулирующего пособия являются: пособие при трудоустройстве, специальное пособие при занятости на полное рабочее время, пособие на возмещение расходов при перемене места жительства и др.

Регулирующая роль государства в сфере занятости проявляется в Японии в оказании финансовой помощи безработному, решившему начать свой малый бизнес, в субсидировании работодателей, создающих новые рабочие места, и в др. По японскому законодательству, если работник в течение 18 месяцев после потери работы решит открыть собственное дело, ему выплачивают пособие, равное плате за обучение на курсах. Такая практика позволяет государству поддерживать тех, кто сам себе создает рабочее место. Государственные службы занятости вправе заключать договоры с работодателями о


 




бюджетном субсидировании их затрат, связанных с созданием новых рабочих мест. Гранты от государства получают те предприниматели, которые организуют в своих компаниях системы вторичного найма лиц, ранее уволенных по сокращению штатов и другим причинам. Для тех японских предпринимателей, кто постепенно стал вводить 65-летнюю норму предельного возраста персонала, государством были предусмотрены поощрительные меры, включающие в себя не только субсидии, но и консультационную помощь, проектирование рабочих мест и др. Благодаря системно осуществляемой политике в сфере занятости, в Японии'сохраняется в целом невысокий уровень безработицы. В начале 2000-х гг. он составлял 5,4% занятого населения. Для сравнения следует отметить, что в США этот показатель был тогда равен 6%, в Германии — 8,3, в Финляндии — 8,9, в Бельгии — 6,9%.

Взаимодействие страхового механизма и государственной поддержки характерно и для японской системы медицинского обслуживания. Ее динамизм проявляется в том, что ежегодно на договорной основе устанавливается вид оплаты за медицинские услуги по определенному тарифу. В данном случае оплачены могут быть конкретные медицинские услуги или основной их комплекс(«включая все»).

Японскую модель социальной работы характеризует наличие сильно выраженного корпоративного компонента социального обеспечения, именуемого фирменной благотворительностью. На примере пенсионной системы уже была показана ее роль, проявляющаяся в практике предоставления пожилым людям дополнительных пенсий от фирм. Однако этим корпоративно-фирменная система соцобеспече-ния не ограничивается. Она включает в себя еще следующие меры:

—помощь фирм и корпораций в решении жилищного
вопроса работников;

—содействие в медицинском обеспечении служащих и
рабочих соответствующих фирм;

—забота об организации отдыха и проведении свободно
го времени работников;

—участие сотрудников в прибылях фирм и корпораций;


— безвозмездная помощь работникам в связи с опредет ленными событиями в их жизни, а также учреждение стипендий на обучение их детей в средних специальных и высших учебных заведениях.

Известно, что в Японии стоимость жилья и размер платы за найм квартиры очень высоки. Поэтому многие фирмы, крупные предприятия содержат комфортабельные общежития для семейных и холостых сотрудников. Работники могут получить от фирмы взаймы большую сумму денег под небольшой процент для приобретения жилья. А некоторые крупные фирмы сами строят жилье для своих сотрудников. Реалии таковы, что больше половины японцев, имеющих собственное жилье, приобрели его с помощью финансовой поддержки фирмы, где они трудоустроены.

Многие японские компании обеспечивают медицинские страховки для своих служащих. Кроме этого, в самой фирме бесплатно организуется постоянное медицинское обслуживание. Компании субсидируют проведение отдыха сотрудников, многочисленных вечеров, пикников на свежем воздухе, компенсируют стоимость туристических поездок. Неудивительно, что японцы часто путешествуют, активно отдыхают, большое количество времени проводят на природе.

Участие сотрудников в прибылях японских фирм осуществляется преимущественно в форме получения бонуса, т. е. премий за шесть месяцев или за год. Размер такой премии зависит от прибыли фирмы за соответствующий период. В среднем она составляет до четырех месячных дополнительных окладов в год.

В связи со свадьбой, рождением ребенка, а также по печальной причине (смерть близких родственников) работники получают безвозмездно от фирм существенную финансовую помощь. Многие компании и корпорации назначают детям своих работников стипендии на обучение в колледжах и университетах. Таким образом, японскую фирменную благотворительность правомерно рассматривать не узко в виде совокупности отдельных благотворительных акций, а шире, как систему своеобразного социального обеспечения.

Корпоративно-фирменная социальная помощь в определенной мере компенсирует низкий уровень социального нало-


 




гообложения и в целом невысокий удельный вес социальных выплат в стоимости рабочей силы вЯпонии. Например, в большинстве стран континентальной Западной Европы (Австрия, Дания, Нидерланды, Италия, Франция, Финляндия, Германия, Швеция, Бельгия) на социальные взносы вместе с подоходным налогом приходилось к началу 2000-х гг. 44—57% от стоимости рабочей силы, в США и Великобритании — 31— 32, а в Японии — лишь 20%'. Следовательно, этот показатель здесь был в два раза ниже чем в среднем по странам Европейского Союза.

Японскую систему социальной защиты отличает особая роль традиционно-семейного компонента в сфере социальной помощи и поддержки. Семья и хранительница семейного очага женщина почитаются здесь с древних времен. Исторически сложилось, что семья и прежде всего женщины берут на себя основной груз заботы о больных и пожилых людях. Из-за высокой стоимости услуг по уходу за больным в условиях стационара семьи делают это нередко сами. Довольно распространена ситуация, когда за тяжелобольным японцем уход и круглосуточное дежурство в больнице осуществляют члены его семьи.

За престарелыми людьми чаще всего присматривают дочери и невестки. Традиционно для этого не требовалось никаких учреждений. Однако в условиях современной жизни не всегда близкие бывают рядом, и тогда возникает потребность в услугах специальных социальных служб.

При нарастании динамизма жизни, чрезмерной занятости и разобщенности в обществе стали появляться социальные агентства, которые предоставляют японцам различные услуги в сфере семейного общения. Одной из таких служб является токийская компания «Нихон Кокасэй Хомбу». Она помогает престарелым людям, дети которых живут далеко и не могут их часто навещать или же живут недалеко, но из-за большой занятости на работе бывают у своих пожилых родителей крайне редко. А если и посещают, то зачастую не проявляют особого желания внимательно их выслушать,

1 Хижный Э.К. Население, трудовые ресурсы и рабочая сила стран Западной Европы в начале XXI в.: Проблемы и перспективы//Актуальные проблемы Европы. Сборник научных трудов. 2003. № 4. С. 118—119.


вспомнить о прошлом. Вот и приходится некоторым пожилым токийцам обращаться за душевным сочувствием в эту службу. Ее работники сразу «принимают заказ» и к пожилым людям присылают своих служащих — «мужа» и «жену» с малышом на руках, которые разыгрывают роль сына и невестки пожилых супругов. Как сообщалось в одной из публикаций на страницах журнала «Азия и Африка сегодня», посвященной современному японскому обществу, такие «сын» и «невестка» проводят в доме своих «родителей» три часа, в течение которых с удовольствием выслушивают чересчур разговорчивых стариков, подбадривая их вопросами и добрыми сочувственными улыбками.. По признанию пожилых супругов, они получают душевное удовлетворение от общения с «сыном», «внуком» и «невесткой».

Анализ функционирования японской системы социальной работы свидетельствует о взаимном дополнении принципов централизации и децентрализации в этой деятельности. Уже отмечалось, что в последние годы особую актуальность приобретает в Японии проблема трудоустройства пожилых граждан. На уровне центральных органов власти был недавно принят закон «О стабилизации занятости лиц старших возрастов». Он легализовал деятельность целого ряда уже существовавших частных и общественных организаций, занимавшихся трудоустройством данной категории лиц. Их работа была поставлена под контроль государства и местных органов самоуправления. Государственные структуры и муниципалитеты взаимодействуют и в деле поддержки общественных организаций, занимающихся трудоустройством лиц старших поколений. Одна из них, хорошо известная в Японии, именуется «Центры серебряных трудовых ресурсов». Благодаря названному выше закону, регулирующему проблемы занятости лиц старших возрастов, центры получили официальный статус и право на финансовую помощь со стороны местных органов власти. В результате стало расти членство в этой общественной организации, занимающейся трудоустройством. Если в 1994 г. ее численность составляла 330 тыс. человек, то к началу 2002 г. — более 600 тыс.

Сочетание принципов централизации и децентрализации в проведении социальной работы в Японии характерно и для


системы социальной защиты японских инвалидов. С одной стороны, государство несет на себе основную финансовую нагрузку по оказанию им помощи, а с другой, осуществляется эта деятельность преимущественно на муниципальном уровне. Уже многие годы в каждой японской префектуре действует консультативное бюро для инвалидов. По своим функциям оно во многом схоже с нашими территориальными бюро медико-социальной экспертизы. Работники японских консультативных бюро не только определяют характер и тяжесть инвалидности человека, но и разрабатывают индивидуальные программы восстановления трудоспособности (реабилитации) инвалидов.

В течение последних десятилетий вопросами стратегии и общегосударственной политики в сфере социальной защиты инвалидов активно занимались в Японии такие структуры, как Национальный совет по трудоустройству инвалидов, Совет по защите инвалидов с физическими недостатками и Национальный совет социальной защиты, находящиеся в введении государственных органов власти. Деятельность всех организаций и учреждений социальной защиты инвалидов координировал Национальный совет социальной защиты. Специализированными структурами совета были: Комитет по защите детства, Комитет по реабилитации инвалидов с физическими недостатками, Комитет защиты престарелых. В их работе принимали участие и благотворительные организации.

На государственные и муниципальные органы в Японии ложится основной объем финансовой помощи, направляемой на нужды инвалидов. Причем помощь государства по своим размерам в несколько раз больше, чем та, которую оказывают местные органы самоуправления. В 1970—1990-е гг. это соотношение составляло примерно один к четырем.

Государство в Японии не только финансирует разнообразные программы помощи инвалидам, но и устанавливает для них льготы. В частности, инвалидам предоставляется преимущественное право на открытие и эксплуатацию магазинов в зданиях, занятых административными органами. В стране создана и уже многие годы действует сеть магазинов, реализующих изделия и товары, изготовленные инвалидами


в специальных социальных учреждениях, организациях и предприятиях. И государство совместно с муниципалитетами всячески поддерживают функционирование такой торговой сети.

Выделяя особенности японской модели социальной работы, отмечая действенность различных ее звеньев, не следует идеализировать практику социальной защиты и в целом социальную сферу этого государства. С начала 90-х гг. XX в. и по сей день страна находится в непростом положении продолжающегося экономического спада. В результате разрушается традиционная система пожизненного найма и продвижения по службе в зависимости от стажа, разрабатываются непопулярные меры в сфере пенсионного обеспечения. Пожизненный найм придавал работникам уверенность в завтрашнем дне, хотя в определенной мере сдерживал продвижение по служебной лестнице молодых людей. В целом названная система обеспечивала занятость многих работников, гарантируя стабильность их положения. Упразднение ее обернулось усилением социальной неуверенности части населения, ростом числа самоубийств. За период с 1992 по 2004 г. ежегодное число суицидов возросло в Японии с 21 тыс. до 36 тыс. человек.

Демографические изменения, социально-экономические сложности, переживаемые Японией, вносят определенные коррективы в действующую там систему социальной защиты. Однако они не меняют специфики этой модели социальной работы, являющейся во многом эффективной.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!