Отношения. Особенности юридического
Воззрения на существо правового отношения
Свойства правового отношения
Спрашивается теперь, какое влияние оказывает защита на защищаемое отношение, отличается ли чем-либо правовое, защищенное отношение от простого фактического отношения?
По существу своему, правовое отношение остается тем же фактическим. Оно отличается лишь своеобразным устройством среды, — присутствием в ней особых защищающих (юридических) отношений. Но это обстоятельство изменяет пределы существования и содержание защищенного отношения, а не существо его. Правовое отношение более гарантировано от нарушений со стороны третьих лиц, оно продолжительнее, прочнее, нежели обыкновенное фактическое отношение. Юридическая защита устраняет препятствия к обладанию, которые наименее подлежат предвидению и контролю обладателя. Вследствие того действия субъекта являются полнее и увереннее.
Установление права
За момент установления всего права (а, следовательно, и правового отношения) принимается момент установления юридических отношений.
Прекращение права
За момент прекращения права признается момент прекращения юридических отношений.
Главный вывод
Приступив к рассмотрению отношений, которые известны под именем прав, мы определили их как отношения, защищенные особым своеобразным (организованным, юридическим) способом
мы убедились, что свойства прав, которые принадлежат им по обычному взгляду юристов и, по тому же взгляду, характеризуют права, в отличие от других отношений, — эти свойства (или лучше сказать, признание этих свойств юристами) объясняются тем практическим значением, которым обладает юридическая защита отношений. Особенности юридического воззрения на существо права имеют свой корень именно в факте юридической защиты.
Таким образом, мы должны заключить, что юридическая (организованная) защита составляет основное отличительное свойство права, своим существованием обусловливающее и вызывающее другие характерные свойства его.
Кроме организованной защиты, никакое другое свойство не служит отличительным признаком права.
VI. Правовой порядок
1. Правовой институт и правовой порядок
Определение
Наука интересуется главным образом не отдельными правами (в смысле отношений), но совокупностями многих однородных прав. Такую совокупность называют правовым институтом. Наука исследует главным образом институты, но не отношения.
Вся совокупность прав, существующих в данное время в данном обществе, образует правовой порядок (право в собирательном смысле).
В составе развитого правового порядка мы отличаем два элемента. Во-первых, ряд правовых институтов. Их содержание определяет господствующий характер в содержании правового порядка. Во-вторых, более или менее разрозненные и немногочисленные отношения, не сложившиеся в институты. Они представляют части правового порядка, зарождающиеся, вырождающиеся или случайно образовавшиеся и кратковременные.
2. Право как действующий порядок
Юридические нормы
Юридическими нормами называются обыкновенно правила, которые, определяя должные пределы и способ юридической защиты отношений, предписываются властью, регулирующей правовой быт народа, так называемым сознанием общества (обычное право), законодателем (закон), юристами (право юристов). Совокупность юридических норм называют также правом (в объективном смысле, в противоположность праву в субъективном смысле, т. е. праву в смысле отношения — названия не вполне удачные).
Юридические нормы направляют в значительной степени действия тех органов и лиц, которые держат в своих руках юридическую защиту отношений: административных властей, суда, частных лиц (субъектов гражданских прав). Поэтому юридические нормы составляют могущественный фактор правового порядка и притом фактор непосредственный, ибо они непосредственно влияют на упомянутых деятелей. Такое влияние оказывают даже нормы, которые не грозят никаким взысканием за нарушение (leges imperfectae) и которые поэтому не принадлежат, в сущности, к разряду юридических. Тем более оно принадлежит нормам, грозящим за неповиновение взысканием (leges minus quam perfectae) или даже полной юридической недействительностью содеянного вопреки норме (leges perfectae). Такие нормы, собственно, и образуют разряд юридических норм.
Направляющее значение юридических норм обусловлено, очевидно, особым авторитетом, который принадлежит в обществе власти, формулирующей нормы, — авторитетом, основанным отчасти на внутренней, отчасти на внешней силе власти. Но эта сила ее, будучи всегда более или менее значительной, никогда не бывает абсолютной. Она действует рядом и совместно с другими силами, которые также оказывают влияние на образование правового прядка и могут расходиться с ней в своем направлении. Кроме главного непосредственного фактора правового порядка — юридических норм — существуют другие непосредственные факторы, каково юридическое настроение тех органов и лиц, через деятельность которых норма должна осуществиться, или внешние условия, в которых должно происходить ее осуществление. Эти факторы могут действовать вразрез с юридическими нормами и парализовать их применение. Помимо того, что не всякое отношение поддается одинаково легко юридическому регулированию, и это обстоятельство также в состоянии привести к обессилению нормы. Не всегда законодателю достаточно сказать, что то-то должно быть так-то, для того, чтобы такой порядок проявился на самом деле.
Бессилие нормы может обнаружиться или в самом начале ее существования или же наступить позднее, так что норма, первоначально действенная, становится постепенно бессильной. Первое случается, когда в самом начале изданная и объявленная норма наталкивается на какое-либо сопротивление, например, на нерасположение к ней, которое господствует среди общества или органов власти, или когда она назначается к применению среди неблагоприятных внешних обстоятельств (например, на территории чересчур раскинутой и малолюдной для успешного юридического контроля). Вследствие своего положения среди прочих отношений данное отношение может оказаться способным для того, чтобы стать предметом юридической защиты. Так, опыт показал, что при известном экономическом и нравственном состоянии обществ почти совершенно бессильны юридические меры, направленные против ростовщичества, разврата и т. п. Последующее наступление бессилия нормы происходит в силу тех же обстоятельств, если они проявляются не одновременно с возникновением нормы, но позднее. Замечательно, что когда таким образом юридическая норма отживает свой век, далеко не сразу возникает открытое признание ее недействительности. В силу объективизма, т. е. в силу наклонности придавать долго существующему порядку вещей и идей некоторое самобытное, подчас даже как бы священное значение, образуется особого рода консерватизм, который сохраняет в неприкосновенности формулу отжившей нормы, допуская, впрочем, необходимые отступления от нее на практике. Таким образом, то или другое предписание продолжает выдаваться за юридическую норму, тогда как на практике оно вполне или отчасти не выполняется: юридическая практика защищает не тот порядок вещей, который предписан в норме, а какой-либо иной, иногда даже прямо противоположный ему.
Из всего сказанного следует, что юридическая норма, существующая в данном обществе в данное время, или передает часть правового порядка этого времени, или не имеет такого значения. Степени несоответствия нормы порядку могут быть, очевидно, разнообразны: порядок может только отчасти уклоняться от предписания нормы; он может вполне уклоняться от нее; он может идти ей прямо наперекор, т. е. не только не будет защищаться то, что предписано в норме, но, напротив, будет защищаться нечто, совершенно тому враждебное.
Справедливость
Под справедливостью следует разуметь присущую в данное время данной общественной среде совокупность субъективных представлений о наиболее совершенном правовом порядке. Субъективное воззрение, о котором здесь идет речь, может принадлежать одному или немногим лицам; но обыкновенно индивидуальные различия в воззрениях на справедливость не бывают особенно велики и поэтому под справедливостью разумеют совокупность воззрений по крайней мере целого круга людей, иногда же — воззрений всего общества.
… По воззрению, которое присуще всегда развитому праву, задача судьи состоит в том, чтобы сохранить в каждом отдельном решении по возможности полную гармонию между юридической нормой, которая применяется, и случаем, который разрешается. Практика представляет крайне разнообразие случаев, которые поступают на судебное разрешение; но юридическая норма не в состоянии предвидеть всех индивидуальных особенностей субъекта, объекта и самого отношения и формулируется обыкновенно в расчете на средний тип людей, вещей и отношений. Задача судьи состоит в том, чтобы в каждом отдельном случае определить, в какой степени обнаружены в нем типичные свойства, к которым относится норма, и не изменяется ли в чем-либо их значение вследствие присутствия особенностей, не предусмотренных нормой. Судья осуществит справедливость, если согласует вполне свое решение со всеми особенностями случая, который он разрешает. Он должен применить норму именно в той степени, в которой случай характеризуется типичными свойствами, служащими основанием нормы (индивидуализация решений). Но такое полное соответствие легко может не наступать иногда по умыслу судьи, гораздо чаще вследствие его ошибки, причем возможности этой последней обусловлена или его личными качествами, или общими условиями его деятельности. Кроме того, вследствие несовершенства всего человечества, существует всегда предел, далее которого не в состоянии простираться проницательность самого лучшего судьи, при самых лучших условиях его деятельности.
Значение научных выводов относительно будущего правового порядка
Люди склонны верить, что справедливость, которая не осуществлена в настоящем, когда-либо осуществится в будущем. Отсюда справедливость всегда приобретает характер идеала, к которому стремится история; справедливость как бы рисует будущий правовой порядок. Но ее не следует смешивать поэтому с выводами, которые делает относительно того же предмета наука. Различие заключается здесь в способе происхождения и степени достоверности обоих явлений. Справедливость служит обыкновенно непосредственным выражением желаний и стремлений того или иного круга людей без отношения к тому, насколько эти желания и стремления осуществимы. Напротив, в научных выводах о будущем правового порядка обращается существенное внимание на этот последний пункт. Наука, строя свои предположения о будущем, принимает в соображение и существующие представления о справедливости, но смотрит на них только как на факторы, которые должны сыграть свою роль в образовании будущего порядка вещей. Научное предположение о будущем легко может стать вразрез с господствующими представлениями о справедливости; оно может стать вразрез даже со справедливостью как она является воззрению самого исследователя, строящего предположение.
Результаты
Из всего приведенного видно, что предмет правоведения — правовой порядок — не следует смешивать ни с юридическими нормами, ни со справедливостью, ни с правовым порядком будущего времени, как представляется он нам в научных предположениях и догадках. Правовой порядок есть существующий или существовавший порядок отношений; названные же нами явления составляют лишь некоторое состояние идей — совокупность представлений о порядке, который должен быть, которого желают, который считают возможным, но который не совпадает с существующим или существовавшими порядками. Это состояние идей всегда может стать более или менее могущественным фактором в образовании действующего порядка отношений; но без особой критики не должно быть принимаемо за его непосредственное выражение и несомненное свидетельство о его существовании. Таким образом, наши определения отличаются от обычных определений. Обыкновенно думают исчерпать предмет правоведения, определив право в субъективном (единичном) и объективном (собирательном) смысле. Право в субъективном, или вернее единичном, смысле есть право в смысле отношения; его определение поставлено нами на первый план и разработано в пяти предшествующих главах. Под правом в объективном (собирательном)
смысле понимают совокупность юридических норм. Мы должны были отодвинуть юридические нормы на второй план, поставив на их место правовой порядок. Юридические нормы должно считать лишь некоторым атрибутом правового порядка, точнее говоря, фактором в процессе его исторического образования. Под правом же в собирательном смысле надо разуметь правовой порядок.
Право как защищенный порядок
Разъяснение
Каждое отношение может быть предметом нескольких санкций: юридической, моральной, обычаев и приличий.
Многие отношения, в которых мы состоим, могут находить свое оправдание и в праве, и в морали, и в приличиях, и в обычаях; но мы соблюдаем их не думая, просто потому, что
привыкли их соблюдать, считаем это должным, без всякой связи с какой-либо санкцией, с каким-либо принуждением.
Надо включать каждое отношение в область права ровно настолько, насколько его существование обусловлено именно юридической защитой. Если отношение сопровождается юридической защитой, но существует и осуществляется без ее влияния, то ошибочно почитать такое отношение правовым. К праву не принадлежит все то, что соблюдается из приличия, из нравственности, из привычки, из обычая, из чувства долга, без внимания к факту юридической защиты. Соблюдаемое таким образом обладает обыкновенно особенной прочностью, но именно потому оно не образует права. Правовое и прочное не одно и то же. Все значение юридической защиты заключается в том, что она упрочивает отношения, еще не прочные; если же они прочны без ее содействия, то она теряет свое значение, и отношение должно исключить из права. Может произойти, что прежде юридическая защита была нужна для существования отношения, а потом стала ненужной. В таком случае отношение, бывшее прежде правовым, потом потеряло это качество. Форма правового существования не есть постоянная принадлежность отношения: она только одна из форм его последовательного развития. Было бы нелепо настаивать на правовом состоянии отношения, когда оно успело уже достигнуть состояния более высшего.