Ученик научится:
различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, художественный и научно-популярный;
сопоставлять структуры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка);
использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор — рассказчик, главный герой, положительные и отрицательные герои произведения;
практически находить в тексте произведения эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;
подбирать к словам из произведений синонимы и антонимы.
Ученик получит возможность научиться:
сравнивать и характеризовать тексты, используя литера туроведчес кие по нятия (прозаичес кая и с тихо творная форма, фольклорное и авторское произведение);
находить и читать диалоги и монологи героев произведений, описания пейзажей и портретов героев, повествования и рассуждения;
различать понятия: произведение, книга, периодические издания (газеты, журналы), использовать их в речи и для решения учебных задач.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать живые картинки к эпизодам произведения или этапам сюжета (вступление, кульминация, заключение);
создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;
выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты, собирать информацию; оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных недел ях, библ ио теч ных уроках, школьных праздниках;
писать небольшие сочинения о произведениях; о героях произведений, по иллюстрациям к произведению или репродукциям картин, соответс твующих теме изучаемых литературных произведений.
Ученик получит возможность научиться:
пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;
пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;
писать небольшие сочинения о произведениях, о героях, о своих впечатлениях о книге.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
находить информацию в тексте произведения;
прогнозировать содержание книги, исходя из анализа ее структуры (фамилия автора, заглавие, оглавление (содержание), аннотация, титульный лис т);
работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;
использовать информацию из текс тов произведений для описания пейзажей, портретов героев.
Ученик получит возможность научиться:
находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте произведения;
находить необходимую информацию о книгах, авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях;
собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор.
Методическое обеспечение
1. Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 4 класс» Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях М.: Вентана-Граф, 2013
2. Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 4 класс» Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях М.: Вентана-Граф, 2013
3. Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 4 класс» Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях М.: Вентана-Граф, 2014
Литература
1. Л.А. Ефросинина «Литературное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, литературноые диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания» в двух частях М.: Вентана-Граф, 2012
2. Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 4 класс: методическое пособие» М.: Вентана-Граф, 2014
3. «Литературное чтение. 1-4 классы» Электронное учебное пособие
4. Словарь-справочник «Книгочей» М.: Вентана-Граф, 2011
5. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова «Литературное чтение. Программа. 1-4 классы (с CD-диском) М.: Вентана-Граф, 2012
6.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Внекл.чтение, доп.чтение |
01.09 03.09 05.09 | Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» Былина «Волх Всеславович» Народные легенды. Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком» | Русская народная сказка «Марья Моревна» Былины «Вольга Святославович», «Святогор». Шотландская легенда «Рыцарь-Эльф», библейская легенда «Суд Соломона» | |
08.09 10.09 12.09 | Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» Песня-слава «Русская Земля», героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море» Обобщение по разделу «Проверь себя». Стартовая проверка техники чтения | ||
15.09 17.09 19.09 | Басни. Русские баснописцы И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»; И.И. Хемницер «Стрекоза» Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравей» И.И.Хемницер «Друзья» Стартовая диагностическая работа | И.А.Крылов «Осел и соловей», А.Е.Измайлов «Лестница» И.А.Крылов «Крестьянин в беде» А.Е. Измайлов «Лестница» | |
22.09 24.09 26.09 | А.Е. Измайлов «Кукушка» И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет» Проверка навыка чтения вслух Произведения В.А.Жуковского В.А. Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминания» | С.В.Михалков «Слово о Крылове», И.А. Крылов «Осел и Соловей» И.И.Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок» В.А. Жуковский «Вечер», «Загадки» | |
29.09 01.10 03.10 | Волшебные сказки. В.А. Жуковский «Спящая царевна» Слушание и работа с книгами В.А.Жуковского «Сказка о царе Берендее…» Обобщение, рубрика «Проверь себя» | В.А.Жуковский «Сказка о царе «Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, кощеевой дочери». «Светлана» | |
06.10 08.10 10.10 | Произведения А.С.Пушкина Повторение изученных произведений А.С.Пушкина. А.С.Пушкин «Осень» А.С.Пушкин «И.И.Пущину», И.И.Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок). А.С.Пушкин «Зимняя дорога» А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В.И.Даля | Г.Н.Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении) А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине» | |
13.10 15.10 17.10 | Произведения М.Ю.Лермонтова М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус» М. Лермонтов «Горные вершины», «Утес» Слушание и работа с книгами М.Ю.Лермонтова. Книги-справочники о М.Ю.Лермонтове. | М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб», восточная сказка, «Три пальмы» (восточное сказание), «Казачья колыбельная песня» | |
20.10 22.10 24.10 | Произведения П.П.Ершова Литературные сказки. П.П.Ершов «Конек-Горбунок» П.П.Ершов «Конек-Горбунок», стихотворение «Кто он?» Обобщение по разделу «Проверь себя» или комплексная разноуровневая контрольная работа. | ||
27.10 29.10 31.10 | Произведения В.М.Гаршина В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» Авторские сказки, В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» | ||
10.11 12.11 14.11 | Обобщение по разделу «Проверь себя» Произведения Н.Г.Гарина-Михайловского Н.Г.Гарин-Михайловский «Старый колодезь (глава из повести «Детство «Темы») Н.Г.Гарин-Михайловский «Старый колодезь (глава из повести «Детство «Темы») | ||
17.11 19.11 21.11 | К.М.Станюкович «Максимка» Произведения русских писателей о детях. Обобщение по разделу «Проверь себя» Комплексная контрольная работа (итоговая) за 1 триместр | ||
24.11 26.11 28.11 | Произведения зарубежных писателей Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отдельные главы) Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отдельные главы) Слушание и работа с книгами зарубежных писателей. Работа с книгами М.Твена «Приключение Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна» | 1 и 8 главы из повести М.Твена «Приключения Гекльберри Финна» В.Гюго «Козетта» (отдельные главы) | |
01.12 03.12 05.12 | 2 триместр Сказка Х.К.Андерсена «Дикие лебеди» Сказка Х.К.Андерсена «Дикие лебеди» Сказка Х.К.Андерсена «Дикие лебеди» | ||
08.12 10.12 12.12 | Стихотворение Х.К.Андерсена «Дети года» Слушание и работа с книгами Х.К.Андерсена. Детские газеты и журналы. Итоговое обобщение изученного в 1 полугодии «Проверьте себя» | Х.К.Андерсен «Девочка со спичками» К.Г.Паустовский «Великий сказочник» | |
15.12 17.12 19.12 | Комплексная контрольная работа (итоговая) за 1 полугодие. Мифы народов мира Древнегреческий миф «Арион», «Дедал и Икар» Славянский миф «Ярило-солнце» | Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи» | |
22.12 24.12 26.12 | Обобщение по разделу «Проверьте себя» Итоговая проверка навыка чтения вслух (за 1 полугодие) Книги Древней Руси Книги Древней Руси. Отрывок из «Повести временных лет» «О князе Владимире». «Деятельность Ярослава (Похвала книгам)» Слушание и работа с детскими книгами. Отрывки из «Повести временных лет», «Повести о Никите Кожемяке», «О Кирилле и Мифодии», «Наставления Ярослава Мудрого славянам» | Отрывки из «Повести временных лет», «Повести о Никите Кожемяке», «О Кирилле и Мифодии», «Наставления Ярослава Мудрого славянам» | |
12.01 14.01 16.01 | Произведения Л.Н.Толстого Л.Н.Толстой «Акула» Л.Н.Толстой «Два брата» Л.Н.Толстой «Мужик и Водяной» | «Воспоминания Л.Н.Толстого» | |
19.01 21.01 23.01 | Л.Н.Толстой «Черепаха» Л.Н.Толстой «Русак» Быль Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» | Л.Н.Толстой «Святогор-богатырь» | |
26.01 28.01 30.01 | Обобщение по разделу. Произведения А.А.Блока Стихи о Родине. А.А.Блок «Россия» А.А.Блок «Рождество» | ||
02.02 04.02 06.02 | Слушание и работа с детскими книгами. А.А.Блок «На поле Куликовом» Стихи К.Д.Бальмонта Стихи о Родине, о природе. К.Д.Бальмонт «Россия», «К зиме» Стихи о Родине, о природе. К.Д.Бальмонт «Россия», «К зиме» | ||
09.02 11.02 13.02 | Стихи о природе. К.Д.Бальмонт «Снежинка», «Камыши» Стихи о природе. К.Д.Бальмонт «Снежинка», «Камыши» Слушание и работа с детскими книгами. К.Д.Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка» | ||
16.02 18.02 20.02 | Произведения А.И.Куприна А.И.Куприн «Скворцы» А.И.Куприн «Скворцы» Комплексная разноуровневая контрольная работа за 2 триместр. | ||
25.02 27.02 02.03 | Слушание и работа с детской книгой. Сказки и легенды русских писателей. А.И.Куприн «Четверо нищих» Слушание и работа с детскими книгами. Э Сетон-Томпсон «Виннипегский волк», В.М.Песков «В гостях у Сетона-Томпсона» 3 триместр Обобщение по разделу «Проверьте себя» | ||
04.03 06.03 11.03 | Стихи И.А.Бунина И.А.Бунина «Гаснет вечер, даль синеет», «Детство» И.А.Бунин «Листопад» Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Н.А.Некрасов «Генерал Топтыгин», К.И.Чуковский «Н.А.Некрасов» | И.А.Бунин «Шире, грудь, распахнись для принятия…» | |
13.03 16.03 18.03 | «Проверьте себя». «Странички книгочея». Обобщение по изученным разделам. Произведения С.Я.Маршака Повторение изученных произведений С.Я.Маршака. «Словарь» Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» (отдельные картины) | С.Я.Маршак «Загадки», «Зеленая застава» | |
20.03 30.03 01.04 | Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» (отдельные картины) Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» (отдельные картины) Слушание и работа с книгами С.Я.Маршака. С.Я.Маршак «Сказка про козла» | С.Я.Маршак «Сказка про козла» | |
03.04 06.04 08.04 | Слушание и работа с книгами С.Я.Маршака. С.Я.Маршак-переводчик. Р.Бернс «В горах мое сердце…» (Перевод С.Я. Маршака). С.Я. Маршак «Ледяной остров» Комплексная разноуровневая работа. С.Я.Маршак – сказочник, поэт, драматург, переводчик. Стихи Н.А.Заболоцкого Н.А. Заболоцкий «Детство» | С.Я. Маршак «Ледяной остров» | |
10.04 13.04 15.04 | Н.А.Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке» Библиотечный урок Произведения о детях войны Слушание и работа с детскими книгами о детях. К.М.Симонов «Сын артиллериста» | ||
17.04 20.04 22.04 | Стихи Н.М.Рубцова Стихи о родной природе. Н.М.Рубцов «Береза» Стихи о Родине. Н.М.Рубцов «Тихая моя родина», «Ласточка». Обобщение по разделу «Проверьте себя». «Страничка книгочея» | Произведения о Родине. Сказка-быль А.П.Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» | |
24.04 27.04 29.04 | Произведения С.В.Михалкова Произведения С.В.Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома» Произведения С.В.Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома» Басни С.В.Михалкова «Зеркало» | С.В.Михалков басни «Любитель книг», «Чужая беда», «Дым без огня» | |
06.05 08.05 13.05 | Слушание и работа с детскими книгами С.В.Михалкова. Сказка «Как старик корову продавал», «Чужая беда» Юмористические произведения Юмористические рассказы о детях и для детей. Н.Н.Носов «Федина задача», В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным» Юмористические стихи. И.Л.Гамазкова «Страдания» | ||
15.05 18.05 20.05 | Очерки Очерки о Родине. И.С.Соколов-Микитов «Родина». Итоговая проверка навыка чтения М.А.Шолохов «Любимая мать-отчизна» Очерки о людях. А.И.Куприн «Сказки Пушкина», Н.Шер «Картины-сказки» | ||
22.05 25.05 27.05 | Слушание и работа с книгами. Р.Сеф «О стихах Джона Чиарди» Комплексная разноуровневая контрольная работа. Библиотечный урок. Писатели о писателях. Творческая работа «Мой любимый писатель» | ||
29.05 | Путешествия, приключения, фантастика Н.П.Вагнер «Фея Фантаста», «Береза» Н.П.Вагнер «Фея Фантаста», «Береза» Библиотечный урок «В мире книг» | Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов» |