Описание педагогического опыта




В настоящее время в России идет становление качественно новой системы образования. Процесс сопровождается существенными изменениями в теории и практике учебно-воспитательного процесса. Поэтому учителю необходимо знать современные образовательные технологии и использовать их на практике.

Изучая педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что учёные – педагоги по-разному понимают термин «педагогическая технология». Технология это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве

n Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Б. Т Лихачев)

n Педагогическая технология – это содержательная техника реализация учебного процесса. (В.П.Беспалько)

n Педагогическая технология – это описание процесса достижений планируемых результатов обучения. (И.П. Волков)

n Педагогическая технология – это системный метод создания применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, со ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

Из существующих определений понятия «педагогическая технология» нам близко определение В. М. Монахова, для которого педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

В современном образовании можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии:

· Информационные технологии обучения

· Метод проектов

· Технология деятельностного метода

· Игровые технологии

· Технологии личностно-ориентированного образования

· 5. Воспитательные технологии;

· 6. Здоровьесберегающие технологии.

В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений.

Недавно мы принимали участие в дистанционном семинаре, тема которого была посвящена инновациям в образовании.

Нам было интересно познакомиться с высказываниями английских ученых, которые говорят о десяти инновациях которые перевернут образование. Самое интересное, что некоторые из них используются в нашей школе:

1. Массовое открытое социальное обучение; (на себе чувствуем)

2. Разработка педагогических методик на основе статистических данных;

3. Перевернутый класс; (над этой темой лично работаю)

4. Принеси свой девайс (использование гаджетов учителем и не одного)

5. Учимся учиться (старо как мир. моё замечание)

6..Динамическое оценивание (особенно важно в инклюзивных класса);

7. Событийное образование;

8. Преподнесение материала виде истории;

9. Концепция порога или новый взгляд на действительность;

10.Конструктор-коллаж.

Опыт современной российской школы располагает большим арсеналом педагогических инноваций. Целесообразность их применения определяется сложившимися традициями в общеобразовательном учреждении, особенностями контингента учащихся и зависит от личностных и профессиональных способностей педагога, материально-технической базы учреждения. Роль управленца (директора) заключается в том, чтобы увидеть готовность педагога к инновационнойдеятельностит.е. те качества учителя, определяющие его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива, способность выявлять актуальные проблемы образования школьников, находить и реализовывать эффективные способы их решения. Приказами, отдельными локальными актами не возможно заставить человека участвовать в инновационном процессе, использовать инновационные технологии. Учитель должен иметь совокупностью определенных знаний, умений, мотивов и личностных качеств к внедрению нововведений в учебный, воспитательный процесс.

Я считаю, что возглавляемый мною коллектив достиг такого уровня всех перечисленных требований, что стоит только познакомить коллег с чем-то новым,интересным, сразу находятся люди, которым это становится это нужным, которые вносят свои нужные школе и детям коррективы и начинают работать, не дожидаясь указаний «сверху»

Учителя умеют оперативно и целесообразно решать нестандартные ситуации;

Использовать современные концепции, нетрадиционные формы и методы;

Разрабатывать и адаптировать новые педагогические идеи, задания, технологии.

Организация инновационного процесса это сложный многоуровневый процесс. и в идеале предполагает разработку концепции новой школы или – наиболее полно – в виде программы развития школы, затем организуются деятельность коллектива школы по реализации этой программы и контроль над её результатами развития.

Но чаще на современном этапе во всяком инновационном процессе нетрудно увидеть и такие структуры, как создание новшеств и использование (освоение) новшеств; комплексный инновационный процесс, лежащий в основе развития всей школы, состоящий из взаимосвязанных микроинновационных процессов.

Наиболее перспективными на современном этапе можно считать интерактивные технологии.

Для нашей школы больше подходит организация инновационного процесса, как внедрение (освоение) различных программ.

И,конечно, огромное значение играет уровень развития администрации школы, директора в вопросах, связанных с освоением, приобретением, обучением коллег. Для качественной организации инновационного процесса в школе, должна быть сплоченная, грамотная команда.

Много лет назад, когда компьютеры только появлялись, администрация школы столкнулась с трудным вопросом: составление расписания.

Первой нашей компьютерной программой стала программа «РЕКТОР», тогда это было так необычно, и удивительно, что директор, выступая на конкурсе инновационных работ, заняла первое место в Крыму. Многие не верили, что машина может решать вопросы, связанные с так называемым человеческим фактором.

Первое расписание, составленное с помощью программы, вызвало бурю эмоций, криков в учительской, потому что выполняя все сформулированные требования к составлению расписания,а также условия СанПин, расписание было составлено для учеников, а не для капризных учителей. Для успокоения коллег, пришлось на каком-то этапе подключать «административный ресурс».

Но прошло время, года, оказалось что с помощью «РЕКТОРА» было решено множество вопросов и проблем. Они отпали сами собой. Но эта программа требует работы только одного человека.

Но, кроме программ, которые обеспечивают комфортное образование, наша школа успела поработать с программой «Универсал», которая была разработана на основе информационных, образовательных авторских технологий, проектирования личностного развития учеников.

Эта программа была рассчитана на работу психолога совместно с классными руководителями. По итогам работы в программе с воспитательной целью на сайте школы размещаются: советы учащимся и родителям, списки художественной литературы, рекомендуемой для прочтения учащимися данного возраста, информация о достижениях детей и творческие работы учащихся, планы мероприятий, проекты.

На сайте публикуются планы и материалы о проходящих мероприятиях, отзывы, фоторепортажи, сценарии их проведения. Ученики школы выполняют презентации к урокам и внеклассным мероприятиям. Лучшие работы публикуются на сайте школы

Перечисленные программы рассчитаны на узкий круг работников, но затрагивали интересы всего коллектива, а,следовательно, являются инновационной составляющей системы управления.

Следующая наша программа, которую школа приобрела в 2007 году это была и есть «Нет-школа», это программа, позволяющая осуществлять информационно-коммуникационное обеспечение деятельности руководителя ОУ, создание единой информационной системы управления, электронной формы ведения документации (журналы и дневники), веб-страницу Гимназии

О ней мы узнали на семинаре, который проходил в Киеве. Попав туда совершенно нечаянно, директор познакомилась с создателем этой программы в России и украинским куратором.

После презентации программы, было понятно, что такое чудо в школу надо покупать.

Чтобы организовать абсолютно новую работу в школе, директор научила завуча, а затем вместе начали учить коллег включать и выключать компьютеры в школьном классе. Дома компьютеры были только у нескольких человек, поэтому работу учили делать в школе.

За компьютеры сели люди разного поколения.

Было трудно. Мышка не слушалась руки, а все напечатанное и не сохраненное пропадало, что вызывало слезы, досаду, разочарование.

Но правильно организованный процесс внедрения в учебный процесс нового, стал переломным моментом в развитии школы.

Учителя стали гордиться умением «работать» с компьютером. Начали приобретать их, и все больше и больше втягивались в работу, открывая для себя возможности.

Ежегодно на базе школы проходили районные и республиканские семинары на различные темы, связанные с использованием программы, применением ИКТ технологий, развитием инновационной работы в школе.

Вот уже много лет мы, единственные в районе, работаем со своей программой, получая от нее максимум удовольствия и облегчения в работе. Теперь уже подключили к работе и родителей.

Мы считаем, чем шире круг лиц, работающих с программой, тем быстрее и глубже проникает в массы новое информационно- технологическое мышление, без которого внедрение информационных технологий нельзя считать свершившимся..

Наша Гимназия вошла в группу школ по развитию и использованию медиа технологий.

Была разработана Концепция МБОУ «Гимназия»: «Совершенствование преподавания учебных предметов в рамках экспериментальной работы по медиаобразованию и проведение мероприятий по повышению педагогического мастерства учителей-экпериментаторов, обобщение и распространение передового опыта участников эксперимента в школе и за ее пределами»

В гимназии создан коллектив единомышленников из 10 учителей–экспериментаторов. Педагоги, вошедшие в творческую группу способны внедрять удачные результаты в практику образовательной системы школы. Именно они начали успешно осваивать медиатехнологию в школе (овладевание дидактическими основами медиаурока, системным подходом к педагогическому анализу урока, научиться проводить исследования, вести экспериментальную инновационную. работу.

Если перечисленные технологии можно рассматривать как прижившиеся в нашем коллективе, можно подводить итоги и показывать работу школы в их использовании, то не могу не сказать о совершенно новых предложениях, которые поступили директору.

Это предложение от Башкирского Государственного Педагогического Университета,совместно с инновационной компанией ООО» Вотум Волга- Урал»

Изучив программу, и работу с ней, администрация школы организовала учебу не только своих учителей, но и пригласили на мастер-класс коллег из других школ района.

Как организатор инновационного процесса в школе я приветствую проведение таких мастер-классов, на которых специалист говорит о том:

 как на уроке реализовать «золотое правило дидактики» – говори и показывай;

 как внести в классы и аудитории атмосферу сотрудничества и интерактивности;

 Как помочь учащимся с помощью интерактивной доски презентовать свои мысли, идеи или целые проекты, развивая у них коммуникативные навыки и формируя

интерактивную среду обучения.

Более пятидесяти человек посетили этот интерактивный тренинг, и у нас в школе уже началась работа.

Дети с первого по одиннадцатый класс проходят тесты с помощью пультов, освобождая учителя от проверки надоевших тестов.

Еще методическое объединение учителей русского рассмотрело предложение директора, поступившее из Центра Развития Молодежи (город Екатеринбург), который предложил к использованию совершенно новой для нас программы Онлайн-тренажёр «Веб-Грамотей» — современный помощник учителя русского языка.

Когда администрация школы провела родительские собрания и объяснила цели и задачи совместной работы, родители с удовольствием откликнулись на совместную работу.

Наша школа, конечно, смотрит в будущее и в связи с этим ведется большая индивидуальная работа с учителями о необходимости непрерывного образования. Постоянно наши учителя активно участвуют в различный дистанционных семинарах, учатся заочно, проходят курсовую переподготовку.

Очень интересен вопрос английских ученых об использовании на уроках и внеурочной деятельности различных гаджетов.

777777777777Мною перечитано огромное количество статей на эту тему. Одни очень «весомые» люди от образования поддерживают идею использования их в учебно-воспитательном процессе, другие категорически против. Я же считаю, что надо учиться грамотно это делать. Отказаться от работы с гаджетами не получится, мир развивается, техника тоже, поэтому данный вопрос будет решаться современными людьми.

Очень актуальна тема «Перевернутых уроков». Мы с завучами начали изучать литературу и просто отдельные высказывания по этому поводу. Прежде чем, обсуждать эту новую технологию с коллективом, необходимо самим разобраться в ней уточнить для себя отдельные нюансы.

В связи с этим вводимые в образовательное пространство стандарты второго поколения, реализующие системно-деятельностный подход, направлены на освоение учащимися универсальных учебных действий: уметь выявлять возникающие проблемы, уметь адаптироваться в реальных условиях, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях и т.д.

Как же быть педагогу, чтобы, с одной стороны, выполнять главную задачу образования – давать качественное образование, а с другой стороны, учитывать социальные, индивидуальные, личностные, возрастные факторы жизни ребенка?

Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Но именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков, качество приобретенных знаний.
Научить ребенка видеть что-то по новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие способностей учащихся системой познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска. Огромное значение в этом имеет уровень развития внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей учащихся и повышает творческо-поисковую активность.

Однако типичной ошибкой педагога часто бывает подмена технологий какими-либо элементами деятельности, направленными на развитие личностных качеств ученика, а под личностно-ориентированным уроком понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, видя задачу педагога прежде всего в том, чтобы создать эмоционально положительный настрой класса на работу. Бывает, учитель не ставит плохой отметки, даже если ответ ученика того заслуживает. Стараясь помочь слабым учащимся, он закрывает глаза на проявление недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты.

Широко используются уроки с увлечением, развлечением, насыщенные самостоятельными творческими заданиями. Все это, безусловно, делает урок более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его технологичным. Сущность последнего - не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. И, наконец, самое важное - признание самобытности и уникальности каждого ученика. Но возможно ли это, когда в классе по 25-30 учеников и каждый индивидуален по-своему?

Ответ не прост. От учителя требуется не только признание за каждым учеником своеобразия его личности, но и пересмотр ряда профессиональных позиций. Рассмотрим некоторые из них.

Первая позиция. Опора на субъективный опыт.Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта. Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности). Надо продумать, что следует сделать, дабы обсудить детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге, как обобщить эти «версии», выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, задачам и целям обучения

В этих условиях ученики будут стремиться быть «услышанными», станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения. Учителю нужно быть готовым к тому, чтобы инициировать учащихся к такому разговору, активно способствовать выражению учениками их индивидуальных "семантик" (пусть не совершенных поначалу с позиции научного знания). Обсуждая их на уроке, учитель и формирует «коллективное» знание как результат «окультуривания» индивидуальных «семантик», а не просто добивается от класса воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для усвоения.

Именно сейчас мы работает над созданием таких условий, предлагая ученикам конкретные вопросы по теме урока, чаще,используя ряд сайтов, на которых выставлены видео уроки. Отправляя детей посмотреть «завтрашний» урок, перед просмотром предлагаем ответить на вопросы, которые «завтра» будут на уроке.

Можно много спорить о том, что работа детей с компьютерами заменит учителей и «отнимет часы». Ничего подобного не происходит!! Дети смотрят видео уроки, сравнивают материал с субъективным опытом, но сделать четкие, научные выводы без помощи учителя, без высказывания своих предположений не могут.

Почему метод называется «перевернутый класс» потому что создается впечатление, что дети приходят к новой теме сами, она им как бы необходима. Они уже даже без учителя познакомились с ней, ответили сами себе на вопросы и считают, что этого достаточно. И вот здесь-то огромная роль учителя проявляется в полной мере. Один умно поставленный вопрос и пошел диалог, дискуссия, споры, а в итоге научные выводы, как будто сделанные детьми

При достаточном уровне подготовки учеников используются задачи, не имеющие однозначного решения, при этом главным является умение учеников выдвигать гипотезы и защищать их.

Таким образом, инновационная деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию не только ученика, но и учителя.

 

Почему в данной работе мы так много уделяем внимания использованию новых технологий, потому что при правильной организации внедрения и использования они влияют на формирование учителя.

Вся эта работа мотивирует учителей к постоянному повышению квалификации, к развитию ИКТ компетенций, творчества, а оно (это творчество) самый сильный двигатель прогресса, который в основном и влияет на качество образования.

Желательно, чтобы каждый учитель:

· Владел активными методами обучения;

· Владел ИТК;

· Умел управлять мотивациями;

· Занимал активную жизненную позицию;

· Был открыт к инновациям;

· Постоянно учился, самосовершенствовался;

Был партнером для своих учеников и коллег

Чтобы этого достичь нужна правильная организация инновационного процесса в школе.

Об эффективности организации инновационной работы в нашей школе можно судить по следующим результатам и направлениям развития школы:

1. Повышение качества образования.

2. Повышение мотивации учащихся к учебной деятельности.

3. Организация системы дистанционного обучения детей.

4. Расширение применения информационно – коммуникационных технологий учителями школы при организации учебной и внеурочной деятельности учащихся.

5. Динамичное функционирование и постоянное обновление школьного сайта.

6. Активное участие учителей в профессиональных конкурсах.

7. Освоение всеми учителями Интернет – пространства.

8. Создание презентаций учащимися на всех предметах в качестве иллюстрации докладов.

Постоянное совершенствование материально – технической базы и использования электронной образовательной среды в образовательном процессе

 

 


Список литературы

1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.:2003 г.

2. Гин А.А. Приёмы педагогической техники. – Луганск, Учебная книга: 2003 г.

3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. – Волгоград: Учитель, 2005

4. Перинбаньягам Р.С. Диалогическая личность. – М.: 1998 г. 2006

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: 1998 г.

6. Даниленко Л.И Теория и практика управления инновационной деятельностью.- Киев,2008г.

7. Шатных А.В. Современный урок географии,-М.: «Школьная пресса» 2012г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: