Право оперативного управления




ПОУ – разновидность вещных прав ю.лиц по хозяйственному и иному использованию имущества учредителя. Возникло в СССР в 60-х годах: государственная собственность передавалась предприятиям и учреждениям на этом праве; государство сохраняло за собой право собственности на переданное имущество, средства производства и производимую продукцию.

Субъекты – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие и учреждения.

Правовой режим имущества казенного предприятия. Казенные предприятия учреждаются по решению тех же органов и в тех же целях, что и унитарные предприятия на ПХВ.

Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой учредителем. Казенное предприятие самостоятельно реализует свою продукцию (работы, услуги), если иное не установлено ФЗ или иными правовыми актами РФ.

Федеральное казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти, казенное предприятие субъекта РФ – с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальное казенное – с согласия уполномоченного органа местного самоуправления. Но и при наличии согласия учредителя распоряжение имуществом правомочно в пределах, не лишающих предприятие возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом, именно поэтому уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и размер любых сделок, совершение которых требует согласия собственника.

Кроме правомочий, которыми наделен учредитель предприятия на ПХВ, собственник имущества казенного предприятия вправе изымать у предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество. В связи с этим Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Правовой режим имущества учреждения. В ГК закреплено право оперативного управления (ст. ст. 296, п. 1 ст. 120 ГК), содержание которого имеет разный объем правомочий в отношении казенных, бюджетных, автономных и частных учреждений.

Учреждения фактически владеют и пользуются закрепленным имуществом в пределах, установленных ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" для казенных предприятий, с особенностями, установленными ФЗ «О некоммерческих организациях» и ФЗ «Об автономных учреждениях», в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и могут распоряжаться им с согласия собственника (п. 1 ст. 296).

Состав и категории имущества. Для казенных и частных учреждений, категории имущества не выделены (ст. 298 ГК). Разграничение объема правомочия распоряжения зависит от правового режима имущества. Имущество бюджетных и автономных учреждений по правовому режиму подразделено на: недвижимое имущество; особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств; остальное имущество (ст. 3 ФЗ "Об автономных учреждениях"; п. 10 ст. 9.2 ФЗ "О некоммерческих организациях"). Виды особо ценного движимого имущества определены пост. Правительства РФ от 26.07.2010 г. № 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества". Критерии отнесения имущества к особо ценному движимому: стоимостный барьер, целевое назначение, специальный порядок отчуждения. Имущество может не только закрепляться собственником (учредителем), но и формироватьсяв результате осуществления экономической деятельности – это выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды, получаемые по акциям, облигациям, др. ценным бумагам и вкладам; иные, не запрещенные законом, поступления – гранты, инвестиции, средства, полученные из фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, и др.

Конструкция ПОУ позволяет собственнику имущества распорядиться им в своих интересах, сохраняя право собственности. В соответствии со ст. 296 ГК учреждение, за которым имущество закреплено на ПОУ, владеет и пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается им с согласия собственника.

Таким образом, специфика правового режима имущества учреждений определена целями их деятельности, особенностями организационно-правовой формы учреждения (казенное, бюджетное, автономное, частное учреждение), характером вещных прав на имущество – объемом правомочий по распоряжению имуществом, особенностями ответственности по своим обязательствам. ГК установлен разный объем правомочий по распоряжению имуществом и доходами учреждений, который в конечном итоге зависит от согласия собственника имущества и категории имущества (ст. 298).

Казенные учреждения имеют самый узкий характер правомочий в рамках права оперативного управления, но законодатель не устраняет их из гражданского оборота. Казенные учреждения не могут распоряжаться имуществом без согласия собственника; доходы казенных учреждений поступают в соответствующий бюджет, учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться ими. Главное и принципиальное отличие казенных учреждений – сохранение субсидиарной ответственности учредителя по долгам учреждения.

Частные учреждения ни при каких условиях не могут распоряжаться имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником на его приобретение. Создаются и финансируются (полностью или частично) гражданином или ю.лицом; в случае недостаточности у частных учреждений денежных средств субсидиарную ответственность по их обязательствам несет учредитель. Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

Бюджетные и автономные учреждения без согласия собственника не могут распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств. Остальным имуществом эти учреждения могут распоряжаться самостоятельно. В отношении автономных и бюджетных учреждений собственник сохраняет широкие полномочия в области управления, определения им государственных заданий, совершения определенных законом сделок, а также осуществления финансового обеспечения выполнения поставленных им задач с учетом расходов на содержание закрепленного за ними недвижимого и особо ценного движимого имущества (то есть, определяя бюджетному учреждению задания, публичные образования принимают на себя необходимые расходы по их выполнению – ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.

Доходы бюджетных и автономных учреждений поступают в их самостоятельное распоряжение, поэтому учреждение имеет право свободно ими распорядиться (ст. 298 ГК).

Особый статус в качестве бюджетных учреждений приобретают организации высшего профессионального образования. Вузы обладают определенной хозяйственной самостоятельностью. Как следует из п. 8 ст. 27 ФЗ-125 от 22.08.1996 "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", высшие учебные заведения имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с др. лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям.

Собственник вправе изъять лишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных собственником (п. 2 ст. 296 ГК).

Бюджетные и автономные учреждения отвечают по обязательствам всем своим имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств. Субсидиарная ответственность собственника имущества по обязательствам этих учреждений отсутствует(п. 2 ст. 120 ГК).

Казенные и частные учреждения отвечают по своим обязательствам денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник имущества (п. 2 ст. 120 ГК).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: