Специфика цели гуманистического воспитания – создание условий для саморазвития, самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.




В этом отражается мировоззренческие позиции общества по отношению к личности и к своему будущему. Они позволяют осмыслить человека как уникальное явление природы, признать приоритет его субъективности, развитие которой есть цель жизни.

В современной трактовке цели гуманистического воспитания заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов общечеловеческой культуры.

 

Сущность личности в гуманистической концепции воспитания.

Понятие «личность» является не только понятием, отражающим фактическое состояние социальных свойств человека, но и понятием целостным, выражающим идеал человека.

А. Щвейцер: «Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность».

В гуманистической педагогике личность и ее развитие – является ведущей ценностью.

В различных действиях, поступках, деятельности личности проявляются ее специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самой себе.

Пример: случай с подводной лодкой «Курск», кораблем «Титаник», трагедия города Крымск в 2012 году.

На основе этих отношений происходит создание новых ценностей либо распространение ранее открытых (социальные нормы, точки зрения, мнения, правила, заповеди и законы совместной жизни и др.).

Основой жизнедеятельности выступают потребности человека. Вся культура человека связана с историей возникновения, развития и усложнения потребностей людей.

Пример:

 

Содержание потребностей зависит от условий развития потребностей общества. Потребности – это источник и причина активности, деятельности человека. В своем возникновении и развитии, по мнению А.Н. Леонтьева они проходят две стадии.

I стадия – характеризует потребность как внутреннее скрытое усвоение для деятельности, ценность, способная ее удовлетворить выступает как идея. Предполагается сопоставление знаний о данной потребности со знанием реального мира, затем выбор средств для удовлетворения этой потребности.

? «Цель оправдывает средства»

 

II стадия – реальная сила, регулирующая конкретную деятельность человека. Происходит опредмечивание потребности содержанием, поступающим из реальной деятельности.

Как видно, потребность активизирует деятельность и находит свое завершение в ней. Поэтому деятельность может быть понята только через возникновение и удовлетворение потребности. Она выступает как процесс удовлетворения существующих и условие создания новых потребностей, а также как процесс разрешения имеющихся противоречий между субъектом, объектом и рождением новых потребностей. При этом деятельность является процессом изменения человеческой личности.

Потребность Цель

Мотив

 

Потребность и цель соединяет мотив. Самые сокровенные моменты личностного «Я» скрыты в мотивах поступков и поведения людей. Сущность мотивов, особенности мотивации раскрывают личность со стороны «Самости». Мотивация включает в себя тайну решений личности, секрет выбора и предпочтения ценностных ориентаций, а также определяет жизненные перспективы.

Человек должен быть свободен от власти потребностей, уметь преодолевать свое подчинение им. Следует уходить от власти низких потребностей, выбирать высшие ценности и стремиться к их реализации.

В ценностных ориентациях воплощен опыт человека, (система критериев, норм, эталонов). Он определяется в культурных параметрах деятельности. Меру возможного в реализации гуманистического потенциала ценностей, их содержательную определенность (качества) обуславливают именно ценностные ориентации.

Они отражаются в нравственных идеалах, которые являются высшим проявлением целевой установки деятельности личности. Идеалыпредельные цели, высшие ценности мировоззренческих систем. Происходит обострение противоречия между социальным и личным. Из возникшего конфликта только один путь - жертва одного ради другого. Однако гуманный человек будет поступать в соответствии с требованиями нравственного идеала.

Нравственные идеалы развиваются, совершенствуются как образцы, определяет перспективу развития личности. Они являются путем совершенствования личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: