Организация инвентаризации




Инвентаризация – это проверка наличия и состояния объекта подле-жащего контролю, которая осуществляется путем наблюдения, измерения, ре-гистрации и сравнения полученных данных.

Виды инвентаризации:

– по полноте охвата: частичная; полная.

– по характеру проведения: плановая; случайная; внезапная.

Ответственность за организацию инвентаризации в соответствие с зако-нодательством, возлагается на руководителя предприятия, в обязанности кото-рого входит создание необходимых условий для её проведения, определения объектов, количество инвентаризаций и сроков их проведения.

План инвентаризационной работы составляется до 20 января и утверждается руководителем до 1 февраля текущего года (но не позднее 14 дней до начала инвентаризации). Порядок проведения инвентаризации определяется инструкцией по «Инвентаризации ОС, НА, ТМЦ, ДС и документов и расчетов», утвержденной Министерством финансов Украины от 11.08.1994 г. №69.

Периодичность проведения инвентаризации по объектам

1. Основные средства – 1 раз в год (обязательно перед составлением годовой отчетности).

2. Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного произ-водства – 1 раз в год.

3. Готовая продукция на складах – 1 раз в квартал.

4. Товары: промышленные – 1 раз в год; продовольственные – 2 раза в год.

5. МБП – 1 раз в год.

6. Нефть и нефтепродукты – 1 раз в месяц.

7. Сырьё и другие материалы, производственные запасы – 1 раз в год.

8. Денежные средства, денежные документы, бланки строгой отчётности – 1 раз в месяц.

9. Расчёты с банками за кредиты и др. расчёты – по мере получения выписок банка.

10. Расчёты по платежам в бюджет – 1 раз в квартал.

11. Расчёты с филиалами, выделенными на самостоятельный баланс – на первое число каждого месяца.

12. Расчёты с дебиторами и кредиторами – 2 раза в год, но обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчётности.

Объекты инвентаризации – перечислены в пунктах 1-12. Количество запланированных инвентаризаций может не совпадать с фактически проведенными.

Существуют случаи обязательного проведения инвентаризации:

1. При передаче имущества государственного предприятия в аренду.

2. При приватизации имущества государственного предприятия.

3. При преобразовании государственного предприятия на акционерное товарищество (корпоратизации).

4. Перед составлением годовой бухгалтерской отчётности.

5. При установлении фактов краж, хищения, порчи активов.

6. По требованию судебно-следственных органов.

7. В случае стихийного бедствия.

8. При ликвидации предприятия.

9. При смене материально ответственного лица.

Плановые инвентаризации проводят члены постоянно действующей инвентаризационной комиссии, которые назначаются руководителем пред-приятия. В случае необходимости перед началом инвентаризации руководитель издает приказ о создании дополнительных рабочих комиссий. Председателем рабочей комиссии запрещено назначать у тех же материально ответственных лиц одного и того же работника два года подряд.

Порядок проведения инвентаризации определяется “Инструкцией по инвентаризации ОС, НА, ТМЦ, ДС и документов, расчетов” от 11.08.94 №69 (например, согласно инструкции инвентаризации, ОС проводится: - зданий и сооружений – 1 раз в год, - библиотечных фондов – 1 раз в 5 лет).

Существуют 4 этапа проведения инвентаризации:

I – Подготовительный этап:

1. Создаётся инвентаризационная комиссия, численность членов которой нечётная; председатель комиссии – руководитель предприятия или его замести-тель; обязательный член комиссии – главный бухгалтер.

2. Составляется план проведения инвентаризации (не позднее 14 дней до её начала) и утверждается руководителем.

3. Издается приказ о проведении инвентаризации, в котором опреде-ляется:

– объект инвентаризации;

– ФИО и должности рабочей инвентаризационной комиссии;

– сроки проведения инвентаризации (не более 30 дней).

4. Работники бухгалтерии подготавливают инвентаризационные описи об остатках активов на дату проведения инвентаризации. В описях указывают:

– инвентарный № объекта;

– название;

– единицы измерения;

– наличие объектов по количеству и по сумме по данным бухгалтерского учета;

– колонка фактического наличия и стоимости (не заполняется бухгал-терией).

5. Материально ответственные лица, предоставляют расписку о предос-тавлении инвентаризационной комиссии всех документов (приходных и рас-ходных).

6. Проверяет исправность весоизмерительных приборов.

II Практический этап:

1. Инвентаризационная комиссия в установленные сроки приступает к инвентаризации.

2. При инвентаризации активов, помещения их хранения опечатываются, а в конце рабочего дня пломбируются (если инвентаризация проводится более одного дня). Пломбер находится у председателя комиссии.

3. Инвентаризация проводится путём:

– подсчета;

– взвешивания;

– измерения.

4. Данные по каждому объекту, отражают в инвентаризационной описи, в конце проведения инвентаризации описи обрабатываются:

– все страницы описи, должны быть подписаны всеми членами инвента-ризационной комиссии и материально ответственным лицом, в конце каждой страницы указывается общее количество учтённых на ней предметов, а свобод-ные строки перечеркиваются;

– отработанные описи передаются в постоянно действующую инвента-ризационную комиссию для анализа.

III Сравнительно-аналитический этап:

1. По объектам, по которым были выявлены расхождения учетных дан-ных в инвентаризационных ведомостях (недостача или излишек) составляются ведомости результатов инвентаризации – сличительные ведомости.

 

 

СЛИЧИТЕЛЬНАЯ ВЕДОМОСТЬ

Наиме-нова-ние объекта Единицы измерения Номенклатурный номер Це-на Количество по данным учетных документов Количество по данным инвентаризационной описи Результат
Недостача Излишек
Кол-во Сум-ма Кол-во Сум-ма

 

Причины расхождения:

– естественные (в результате изменения t, влажности, усушки);

– ошибки при приёме или оценке ТМЦ (из-за неисправности измери-тельных приборов);

– ошибка учета (арифметические ошибки);

– хищения.

В результате инвентаризации может быть выявлена недостача:

– в пределах норм естественной убыли – списывается на расходы пред-приятия;

– превышает нормы естественной убыли – относится на виновное лицо или на прочие операционные расходы, если виновный не выявлен.

Излишек: уменьшают затраты или увеличивают запасы ТМЦ методом красного сторно.

 

2. По объектам, по которым недостачи или излишки возникли в результате пересортицы, производится зачёт.

3. Списываются недостачи в пределах норм естественной убыли.

4. Выявляются причины и виновники всех возможных расхождений.

IV Заключительный этап

1. Составляется акт инвентаризации, в котором отражаются:

– результаты инвентаризации;

– рекомендации по ликвидации возникших разногласий.

2. Акт предоставляется на рассмотрение и утверждение руководителю предприятия.

3. Руководитель предприятия издает приказ о результатах инвента-ризации.

4. Производится возмещение материального ущерба виновными лицами.

5. Результаты приказа отражаются в бухгалтерском учете (в месяце, в котором закончена инвентаризация, но не позднее декабря месяца отчетного года).

Акт инвентаризации составляется в 2-х экземплярах: один – передается в бухгалтерию, другой – материально ответственному лицу. В случае смены материально-ответственного лица – в 3-х экземплярах (для лица, сдающего ценности, для лица, принимающего ценности и для бухгалтерии.) Внеплановые (внезапные) проверки наличия материальных активов проводятся 1 раз в месяц или квартал, работником бухгалтерии. Сроки их проведения не разглашаются материально ответственным лицам, график их проведения хранится у главного бухгалтера. Акты инвентаризации хранятся не менее 5 лет в специальной папке.

Предприятие может использовать самостоятельно разработанные доку-менты для проведения и отражения результатов инвентаризации при соблюде-нии следующих условий: 1)данные документы должны быть отражены в Приказе об учетной политике предприятия, а их формы приложены к приказу в виде приложения; 2)самостоятельно разработанные описи и ведомости должны содержать обязательные реквизиты (в соответствии с Законом «О бухгал-терском учете и финансовой отчетности в Украине»): наименование документа, дату его составления, наименование организации от имени которой составлен документ, содержание и объем хозяйственной операции (объект инвентари-зации, члены инвентаризационной комиссии, результаты проверки), единицы измерения хозяйственной операции, наименование должностей лиц, ответст-венных за совершение хозяйственной операции (члены инвентаризационной комиссии, материально-ответственные лица и др.), личные подписи указанных лиц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: