Потребности и полезность.




Глава 4. Теория потребительского выбора

Спрос на товар и услуги предъявляет потребитель и поэтому для изучения спроса необходимо разобраться, чем руководствуются потребители при покупке экономических благ. Решению этой проблемы посвящается теория потребительского выбора. Она пытается выяснить:

а) систему предпочтений потребителя;

б) описать множество доступных потребителю товаров;

в) описать механизм выбора потребителя и свойство лучшего набора товаров;

г) выяснить, как изменяется набор товаров при изменении внешних условий.

При рассмотрении теории поведения потребителя опираются на ряд предположений. Первым является предположение о сопоставимости различных наборов благ. Это означает, что каждый субъект может упорядочить свои предпочтения. Вторым является положение о транзитивности предпочтений потребителя. Третьим - положение о рефлективности предпочтений потребителя, то есть каждый набор благ должен быть не хуже и не лучше самого себя. Следует учитывать предположение о ненасыщаемости потребностей и о непрерывности предпочтений.

Теория потребительского выбора опирается на две аксиомы:

- суверенитет потребителя (каждый человек самостоятельно принимает решение о покупке товара и никто не может заставить покупать его другие товары). Необходимым условием суверенитета потребителя является свобода потребительского выбора, которая в реальной жизни не всегда реализуется из-за моральных приоритетов в обществе (например, свобода потреблять наркотики в обществе осуждается) или государственного вмешательства.

- рациональность потребителя (каждый человек покупает такие товары и в таком объеме, чтобы получить максимальную пользу).

Следует отметить, что в ряде случаев человек ведет себя, игнорируя данные аксиомы. В таких случаях его поведение может описываться такими моделями, как

- эффект присоединения к большинству;

- эффект сноба;

- эффект Веблена (престижное потребление).

Эти модели выходят за рамки вводного курса экономической теории.

Основными понятиями теории поведения потребителя являются потребность и полезность.

Потребность – это чувство удовлетворённости, которое человек желает продлить или состояние неудовольствия, от которого желает избавиться.

Полезность – это свойство товаров удовлетворять потребность человека. Полезность является субъективной оценкой каждого отдельного человека. У. Шекспир в «Гамлете» отмечал, что «сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни дурными, а только в нашей оценке». В 1776 г. французский ученый Кондильяк отмечал: «Ценность (полезность) не является чем-то присущим определенной вещи. Она отражает наше представление о ее полезности и о том, насколько она соответствует нашим нуждам. Ценность растет или уменьшается соответственно тому, как расширяются или снижаются наши потребности». Поэтому одно и то же благо разными субъектами может оцениваться прямо противоположно (например, сигареты курящими и некурящими; футбол мужчинами и женщинами).

В экономической теории существует понятие антиблага – блага, обладающего отрицательной полезностью (загрязнение окружающей среды, сигареты для некурящих и т.д.). Потребление антиблаг сокращает уровень благосостояния потребителя.

Полезность рождается из отношения между средством (благом) и целями (потребностями) экономической деятельности субъекта.

Выделяют общую и предельную полезность экономических благ.

Общая полезность – это та выгода, которую получает человек при потреблении определённого количества блага за определенный период времени:

 

.

 

Рис. 4.1 Взаимосвязь общей и предельной полезности

Предельная полезность – это та выгода, удовлетворение, которое получает субъект при потреблении дополнительной единицы блага. Предельную полезность можно описать с помощью производной от общей полезности:

 

.

 

Общая полезность увеличивается при увеличении количества потребляемого блага. Так как организму человека свойственно насыщение, то, достигнув определенного максимума, общая полезность при дальнейшем потреблении данного блага начинает падать. При этом максимальное значение общей полезности достигается в том случае, если предельная полезность от потребления блага равна 0. В этом случае можно говорить о полном насыщении потребности человека. Дальнейшее потребление блага будет приносить ему ущерб (например, потребление большого количества сладкого может вызвать сахарный диабет и ожирение).

В теории существует два подхода к анализу поведения потребителя:

1) количественная теория

2) порядковая теория

В соответствии с количественной теории (Д.Джевонс, К.Менгер, Л.Вальрас) каждый субъект может определять общую и предельную полезность каждого потребляемого блага и руководствуется двумя положениями, которые получили название законы Госсена и в экономической теории считаются классической логикой принятия решений, на основе которой объясняются действия потребителей.

I закон: Величина удовлетворения (предельная полезность) от каждой дополнительной единицы блага данного вида убывает, достигая нуля в точке полного насыщения.

Данный закон объясняется насыщением потребности человека и уменьшением степени остроты желания. Значение данного закона заключается в том, что он

а) позволяет различать общую и предельную полезность,

б) является необходимым условием достижения субъектом равновесного состояния, то есть максимизации полезности.

II закон: Для максимизации удовлетворения потребностей за определенный период времени, в условиях когда запасы благ недостаточны для полного насыщения потребностей, субъекту необходимо остановить потребление благ в точках, где интенсивность удовлетворения от потребления благ становится одинаковой.

Это означает, что если человек потребляет несколько благ и не может достигнуть по каждому точки насыщения, то максимальной выгоды он достигнет в том случае, если потребляется такое количество каждого блага, что получит одинаковую предельную полезность по каждому из них:

 

MU 1= MU 2 = … = MU n

Данное положение получило интерпретацию в работе австрийского экономиста К. Менгера и известно в экономической литературе как таблица Менгера., в которой отражается субъективная оценка предельной полезности каждой единицы каждого блага (Табл.4.1).

Таблица 4.1

Таблица Менгера

Количество товара MU a MU b MU c MU d
         

 

Из таблицы видно, что равновесие достигается, если потребляется, например, 6 единиц товара a, 5 единиц товара b, три единицы товара c, две единицы товара d, так как предельная полезность последней потребляемой единицы каждого блага равна 5.

К.Менгер и Г.Госсен в своём анализе не учитывали влияния цен на товары и услуги. Если учесть фактор цены, то второй закон примет вид:

 

 

Человек достигает максимального удовлетворения, в том случае, если он получил одинаковую предельную полезность на единицу денег, затраченную на покупку блага.

Общая полезность принимает вид функции уровня полезности от объема потребляемого блага: U = f (X 1).

Данная функция имеет возрастающий характер, но так как каждая дополнительная единица блага приносит меньшую предельную полезность, то сокращается увеличение общей полезности, то есть график кривой имеет все более пологий характер.

С учетом многообразия товаров и их взаимосвязи в потреблении функция полезности принимает вид:

U=f (X),

где X=(х1, х2,...хn).

 

Такой подход основан на неявной идее о независимости полезностей отдельных благ. Но необходимо учитывать взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ, приносящих субъекту больше удовольствия (чай с сахаром), чем обособленное потребление каждого отдельного блага (чай, вода и сахар). Поэтому экономисты пришли к выводу, что необходимо рассматривать полезность потребления всего набора потребляемых благ. Следует также учитывать, что экономическое благо может удовлетворять несколько разных потребностей человека. Все эти обстоятельства приводят к тому, что в реальной жизни количественную теорию полезности трудно реализовать на практике.

В настоящее время разработана неоклассическая теория количественной теории полезности, в соответствии с которой оценка полезности осуществляется на основании отношения субъекта к увеличению запасов блага.

Кривые безразличия

В начале ХХ века в работах В.Парето, Е.Слуцкого были сделаны первые шаги по формированию основ порядковой теории полезности. А в 30-е годы ХХ века в работах Р.Аллена и Д.Хикса были сформулированы основные понятия порядковой теории полезности, которая утверждает, что субъект осуществляет свой выбор, не оценивая количественно полезность того или иного товара, а сравнивая полезность экономических благ и выбирая то благо, которое является для него более предпочтительным. При этом не столь важно, по каким критериям отдаётся предпочтение тому или иному благу (могут быть привычки или выбор по определённым критериям).

Основным понятием порядковой теории является кривая безразличия, впервые примененная английским экономистом Ф.Эджуортом, которая показывает различные сочетания двух товаров, которые субъекту приносят одинаковую полезность.

Рис. 4.2 Кривая безразличия

 

В основе анализа кривой безразличия лежат 3 аксиомы:

1. Аксиома транзитивности. Если субъект считает, что набор блага А предпочтительнее набора блага В, а набор блага В предпочтительнее набора С, то, следовательно, набор А предпочтительнее набора С.

В практической деятельности данная аксиома имеет две проблемы: а) возможность сравнения экономических благ вообще; б) устойчивость предпочтений во времени. Признание этих проблем используется неоавстрийской школой для критики теории полезности.

2. Аксиома сравнимости. Сравнивая два набора благ можно сделать один и только один вывод: набор X предпочтительнее набора Y, набор X менее предпочтителен набора Y, набор X безразличен набору Y.

3. Аксиома о ненасыщенности. Если набор X имеет такое же количество единиц блага, как и набор Y, то можно утверждать, что он безразличен или тождественен набору Y. Если набор X содержит хотя бы на одну единицу блага больше, чем набор Y, то можно утверждать, что он будет предпочтительнее набора Y.

Отталкиваясь от этих положений, можно сформулировать свойства кривой безразличия:

1. Кривая безразличия имеет отрицательный наклон. Данное свойство вытекает из аксиомы о ненасыщенности. Проведем через точку А перпендикуляры к осям и получим четыре сегмента (Рис.4.3). Любая точка, расположенная в 1 сегменте имеет хотя бы на единицу каждого товара больше, чем набор соответствующий точке А. Следовательно, любая комбинация товаров, расположенная в 1 сегменте является более предпочтительной, чем набор в точке А. Любая комбинация товаров, расположенная в сегменте 3, имеет хотя бы на единицу меньше товара, чем набор А. Следовательно он является менее предпочтительным, чем набор А. Таким образом, кривая безразличия не может проходить через 1 и 3 сегменты, проходит через 2 и 4 сегменты и имеет отрицательный угол наклона.

Рис 4.3 Доказательство 1-го свойства кривых безразличия

Из этого свойства есть единственное исключение: один из товаров является некачественным и не будет покупаться при любом доходе субъекта (Рис.4.4).

Рис.4.4 Исключения из первого свойства кривых безразличия

 

2. Кривые безразличия не могут пересекаться. Данное свойство доказывается исходя из аксиомы транзитивности методом от противного (Рис.4.5). Предположим, что набор А безразличен набору С, так как лежит на одной кривой безразличия. Набор В безразличен набору С, так как лежит на одной кривой безразличия. Следовательно, набор А безразличен набору В. Но этого не может быть, так как они лежат на разных кривых безразличия. Таким образом, предположение о возможности пересечения кривых безразличия является неверным.

 

Рис. 4.5 Доказательство второго свойства кривых безразличия

 

3. Через любую точку на плоскости можно провести кривую безразличия. Можно всегда найти такой набор товаров, которые принесут субъекту такую же полезность. Данное свойство доказывается на основании аксиомы о сравнимости.

На основании данного свойства можно строить карту кривых безразличия, то есть множество кривых, характеризующих различную степень удовлетворения потребностей человека: чем дальше от начала координат кривая безразличия, тем выше степень удовлетворения (Рис.4.6).

Рис.4.6 Карта кривых безразличия

 

4. Кривые безразличия выпуклы к началу координат и предельная норма замещения (MRS) убывает при движении по кривой сверху вниз.

Увеличивая потребление блага Х на одну и ту же величину ХаХв и ХсХd, мы сокращаем потребление блага Y в уменьшающемся объеме: с YaYb до YcYd. (рис.4.7).

Данное свойство связано с проблемой насыщения потребностей субъекта и неполной взаизаменяемостью благ в потреблении, эффектом убывания предельной полезности. Увеличивая количество товара X и сокращая, соответственно, количество товара Y, потребитель все больше ценит ставший относительно более дефицитным товар Y и готов отдать все меньшее количество этого товара в обмен на каждую дополнительную единицу товара Х.

Норма замещения товара Y товаром X показывает то количество товара Y, которое потребитель согласен сократить в обмен на увеличение количества товара X с тем, чтобы общий уровень благосостояния остался неизменным. При приближении точки А к точке В мы получим предельную норму замещения.

Предельная норма замещения (MRS) показывает от какого количества одного блага надо отказаться, чтобы увеличить потребление другого блага на единицу, оставаясь на той же кривой безразличия (в той же степени удовлетворенности).

.

Рис. 4.7 Свойство выпуклости кривых безразличия

 

Из данного свойства есть два исключения (Рис.4.8):

а) абсолютно взаимодополняемые блага (правая и левая перчатка): кривая безразличия имеет форму прямого угла, а MRS равна 0

б) абсолютно взаимозаменяемые блага (автобус и троллейбус): кривая безразличия – прямая наклонная линия, а MRS равна постоянному числу.

 

а) абсолютно взаимодополняемые блага б) абсолютно взаимозаменяемые блага

 

Рис. 4.8 Исключения из четвертого свойства

 

MRS можно определить и через предельные полезности: так как мы остаемся на одной и той же кривой безразличия, то выполняется следующее условие:

Преобразуем это равенство:

,

,

.

Бюджетное ограничение

Анализируя поведение потребителя, можно утверждать, что решение о покупке товаров и услуг производится не только на основании полезности того или иного товара, но и на оценке финансовых возможностей субъекта, цен на рынке. Цены определяются в результате взаимоотношений спроса и предложения и не зависят от решений отдельного субъекта.

В силу этого в экономический анализ вводится понятие «бюджетное ограничение ».Под ним понимается сумма денег, которой располагает субъект и которую он может направлять на покупку экономических благ. Бюджетное ограничение можно трактовать и как различные максимальные комбинации экономических благ, которые может приобрести субъект при полном расходовании своего бюджета и существующих ценах.

 

.

 

Для упрощения анализа мы предполагаем, что субъект тратит свой бюджет на покупку двух благ. Следовательно, бюджетное ограничение имеет вид:

 

.

 

Количество блага Х, получаемое за счет отказа от единицы блага Y, определяется наклоном бюджетной линии при данном доходе и ценах. Наклон бюджетного ограничения определяется соотношением цен. (Рис.4.9).

Преобразуем бюджетное ограничение, чтобы представить его графически:

 

.

 

Тогда координаты пересечения кривой бюджетного ограничения с осями Х и Y (точки пересечения с осями показывают количество соответствующих благ, которое может быть приобретено, если весь бюджет направить на покупку только данного блага) будут иметь соответственно следующие координаты:

 

товар Y = , товар Х = .

Рис.4.9 Бюджетное ограничение

 

Линия бюджетного ограничения может быть более сложной (ломаной, выпуклой и т.д.), что зависит от условий, определяющих возможности потребителя покупать данные блага. Примером таких ситуаций может быть нормирование части потребляемой продукции, предоставление некоторых благ бесплатно или на льготных условиях.

Рис.4.10 Изменение цен на блага и бюджетное ограничение

 

Бюджетное ограничение может изменяться под воздействием двух обстоятельств:

а) изменение дохода. При прочих равных условиях кривая бюджетного ограничения параллельно смещается.

б) изменение цен на блага. В этом случае изменяется реальная покупательская способность имеющегося дохода, что отражается через изменение угла наклона кривой. Чем дешевле благо, тем более пологой становится график бюджетного ограничения и наоборот (Рис.4.10).

 

Равновесие потребителя

 

Предполагается, что каждый субъект стремится расходовать весь свой бюджет таким образом, чтобы достигнуть максимального благосостояния, и если он достигнет этого благосостояния, то можно говорить о равновесии потребителя. Это равновесие в том смысле, что при данных предпосылках модели потребитель получает такой набор благ, который приносит ему максимально возможное удовлетворение при расходовании всего дохода и у него нет оснований менять его на другой.

Графически равновесие потребителя выглядит точкой касания кривой безразличия и бюджетного ограничения (Рис.4.11). Любая точка на графике, расположенная выше бюджетного ограничения (точка С), недостижима для субъекта, то есть он не может приобрести данное количество благ при имеющемся у него доходе и ценах на блага. Любая точка, расположенная ниже бюджетного ограничения (точка А), свидетельствует о том, что субъект не расходовал весь свой бюджет. Точка В, лежащая на пересечении бюджетного ограничения и кривой безразличия, свидетельствует о нерациональном использовании денег при покупке благ, так как не достигается максимально возможное удовлетворение потребностей.

Рис. 4.11 Равновесие потребителя

 

Математически максимальное удовлетворение потребностей потребителя при покупке и потреблении нескольких благ описывается равенством отношений предельной полезности благ к ценам этих благ (вторым законом Госсена).

 

.

 

Равновесие потребителя достигается в том случае, если субъект покупает такое количество благ, что отношение предельной полезности к цене будет одинаковым по каждому приобретаемому благу и при этом субъект расходует весь свой бюджет, то есть выполняться условие:

 

,

.

 

Ситуация, в которой покупатель отказывается от покупки одного товара, называется угловым равновесием (4.12). Она возникает в тех случаях, когда при существующем уровне цен предельная полезность единицы товара меньше предельных затрат на ее приобретение или одно из благ является для данного субъекта антиблагом.

Рис. 4.12 Угловое равновесие

 

Если бюджетное ограничение имеет вид ломаной линии, то максимального благосостояния субъект достигает в одной из точек излома (Рис.4.13).

Как мы отмечали, выбор потребителя обусловлен рядом ограничений:

а) вкусами, которые ранжируют товары для потребителя;

б) размером бюджета, которым он обладает;

в) уровнем цен покупаемых товаров.

Поэтому равновесие потребителя может меняться под воздействием трех обстоятельств:

Рис. 4.13 Равновесие при ломаной кривой бюджетного ограничения

 

1) изменение вкусов потребителей. В этом случае изменяется характер кривой безразличия (новая может пересекать старую кривую), в результате чего меняется комбинация приобретенных товаров при неизменном доходе и ценах на эти блага (рис.4.14). Субъект чувствует себя удовлетворенным в большей степени (например, изменение соотношения между покупкой сигарет и услуг фитнесс-центров под воздействием стремления человека к здоровому образу жизни).

Рис. 4.14 Изменение вкусов и равновесие потребителя

2) Изменение дохода. Если повышается доход и покупательская способность субъекта, то кривая бюджетного ограничения смещается вверх и это позволяет субъекту перейти на новую более высокую кривую безразличия, то есть он покупает большее количество благ Если соединить точки равновесия, то мы получим кривую «доход-потребление», которая показывает, как изменится потребление различных товаров при росте дохода субъекта (Рис.4.15).

 

Рис.4.15 Кривая «доход-потребление»

 

Если оба товара являются нормальными, то рост дохода будет вести к росту потребления обоих благ. Если рост дохода приведет к тому, что одно из благ для субъекта станет некачественным, то кривая «доход-потребление» начнет наклоняться в сторону нормального товара.

Рис. 4.16 Кривая Энгеля

На основе кривой «доход-потребление» можно построить кривую Энгеля, которая показывает какое количество конкретного блага потребляется при росте дохода субъекта (Рис.4.16) и кривые Торнквиста, показывающие изменение структуры расходов семейного бюджета при росте дохода. Наклон кривой Энгеля определяется отношением , где изменение дохода.

Исследования Эрнста Энгеля позволили выявить следующие закономерности:

а) при данных ценах на все блага доля дохода семьи, расходуемого на продукты питания, имеет тенденцию к сокращению по мере роста доходов;

б) расходы на услуги, связанные с образованием, здравоохранением, отдыхом растут быстрее, чем растет доход.

Данные закономерности подтверждаются и на материалах России и Беларуси (Табл.4.2): чем выше доходы, тем меньше удельный вес расходов на продукты питания и выше удельный вес расходов на непродовольственные товары.

 

Таблица 4.2

Структура расходов домохозяйств в зависимости от уровня дохода

Домашние хозяйствапо 10-процентным группам населения Беларусь Россия
продукты питания алко-гольные напитки непродовольственные товары Оплата услуг продукты питания алкогольные напитки непродовольственные товары Оплата услуг
первая (с наименьшими ресурсами) 49,4 2,2 26,5 21,9 51,8 1,3 20,3 26,6
вторая 47,1 2,3 29,0 21,6 49,3 1,6 22,4 26,7
третья 46,7 2,1 29,4 21,8 47,8 1,6 24,0 26,6
четвертая 45,2 2,4 31,1 21,3 45,0 1,8 26,6 26,6
пятая 44,9 2,5 31,3 21,3 42,5 1,8 29,7 26,0
шестая 43,9 2,4 31,6 22,1 39,6 2,0 32,8 25,6
седьмая 43,1 2,5 33,3 21,1 35,3 2,0 36,7 26,0
восьмая 42,5 2,3 33,8 21,4 32,0 2,0 39,8 26,2
девятая 38,9 2,5 36,9 22,3 30,4 2,2 40,9 26,5
десятая (с наибольшими ресурсами) 35,0 2,6 41,1 21,3 23,1 1,9 52,6 22,4

 

3) Изменение цен на товары и услуги приводит к изменению реальной покупательной способности имеющегося дохода. В этом случае на графике изменяется угол наклона бюджетного ограничения, что позволяет перейти на новую кривую безразличия, достигнуть более высокого удовлетворения своих потребностей. Если мы соединим точки равновесия, то получим кривую «цена-потребление», которая фактически является кривой спроса для данного товара (Рис.4.17).

Рис.4.17 Влияние изменения цен на равновесие потребителя

 

Для различных видов взаимосвязи благ в потреблении кривая «цена-потребление» будет иметь разную форму. Если блага являются заменяющими друг друга в потреблении (поездка на автобусе или троллейбусе), то кривая «цена-потребление» будет иметь отрицательный наклон. Если блага являются дополняющими друг друга в потреблении (хлеб и масло), то кривая «цена-потребление» будет иметь положительный наклон. Если два блага являются не зависящими друг от друга в потреблении (одежда и мебель), то кривая «цена-потребление» будет горизонтальной.

Функция спроса - это определяемая в процессе потребительского выбора предельная полезность блага, выраженная в денежном масштабе, соответствующем оптимальному составу покупки. В модели потребительского выбора на индивидуальный спрос потребителя влияют:

- предпочтения потребителя;

- доход потребителя, выделенный на покупку данного блага,

- цена данного блага;

- цены благ, заменяющих и дополняющих данное благо в потреблении.

Изменение цены одного блага сказывается на потреблении и других благ, так как действует эффект замены и эффект дохода. Снижение цены одного товара приведет к сокращению потребления другого товара, так как субъект считает, что лучше повысить потребление блага, которое стало для него более дешевым (эффект замены). Эффект дохода заключается в том, что снижение цены одного блага делает возможным увеличение покупки и потребления не только данного, но и другого блага в результате роста реального дохода субъекта

В 1915 году русский экономист Е.Слуцкий рассматривал влияние эффекта дохода и эффекта замены относительно того товара, цена которого снижается. В 30-е годы эта же идея рассмотрена Д.Хиксом и в экономической теории, несмотря на некоторые различия в анализе, существует теорема Слуцкого-Хикса.

Изменение цены блага Х приводит к тому, что увеличивается потребление блага с X0 до X1 (Рис.4.18). Необходимо разобраться, какая часть роста потребления товара Х вызывается отказом от потребления товара У (эффект замены) и какая часть порождается ростом покупательской способности дохода (эффект дохода).

Рис.4.18 Графическая интерпретация теоремы Слуцкого-Хикса

 

Для разложения общего эффекта Х0Х1 на эффект замены и эффект дохода, предположим, что реальный доход потребителя, несмотря на изменение цен, не изменился. Это означает, что субъект остается на прежней кривой безразличия, т.к. уровень удовлетворения потребителя не изменяется. Проведем воображаемую бюджетную линию М параллельную бюджетной линии М1 касательную к кривой безразличия U0. Она отражает новое соотношение цен на товары Х и У при сохранении уровня реального дохода. Поэтому X0X’ - рост объема потребления товара Х в результате эффекта замены в потреблении блага Y более дешевым товаром X. Тогда Х'Х - рост потребления товара Х в результате роста дохода потребителя, происходящего в результате перехода от бюджетного ограничения М к бюджетному ограничению М1 при неизменном уровне цен.

Рассмотрение эффекта дохода и эффекта замены, показало, что если благо является нормальным, то эффекты и дохода и замены действуют в одном направлении.

Рис.4.19 Изменение объема потребления некачественного блага

 

Если товар некачественный, то эффект дохода и эффект замены действуют в разные стороны (Рис.4.19). Это связано с тем, что снижение цены некачественного блага вызывает увеличение потребления данного блага, но при этом часть своего дохода субъект тратит на покупку блага Y, являющегося нормальным, и за счет этого происходит сокращение покупки некачественного блага. Но в целом потребление некачественного блага увеличивается, так как эффект замены по абсолютной величине превосходит эффект дохода.

 

Рис.4.20 Товар Гиффена

 

Из некачественных товаров выделяют товар Гиффена, который характеризуется ростом потребления данного блага при повышении его цены. Это означает, что эффект дохода действует в противоположном направлении и превышает эффект замены (Рис.4.20).

Считается, что товары Гиффена должны быть не только некачественными благами для субъекта, но и занимать значительное место в бюджете субъекта (расходы на продукты питания для семей с низкими доходами).

Обмен, который совершает потребитель, приносит ему выгоду. Покупатель обменивает деньги на определенный товар потому, что полезность данного товара он оценивает выше полезности денег, которые он отдает за данное количество товара. Продавец обменивает товар на деньги, так как считает, что данное количество денег имеет для него большую полезность, чем продаваемое количество товара. Используя такой подход, была сформулирована теорема Смита, согласно которой обмен на рынке приносит выгоду обеим сторонам.

Рассмотрение поведения потребителя привело к появлению понятия «излишек потребителя», под которым понимается выгода, удовлетворение, которые получает субъект при покупке данного товара «бесплатно» (Рис.4.21). Первым в научный оборот данное понятие ввел французский ученый Ж. Дюпюи в 1844 г.

Рис.4.21 Излишек потребителя

 

Возникает излишек потребителя из-за того, что общая полезность при приобретении блага превышает сумму денег, которую платит субъект за данное количество товаров. Это происходит из-за того, что покупатель платит одинаковую цену за все единицы приобретенного блага, причем цена равна предельной полезности последней приобретенной единицы данного блага, в то время как предельные полезности первых приобретаемых единиц блага выше цены. Излишек потребителя равен сумме денег, которую сэкономит покупатель, если вместо того, чтобы платить одинаковую цену за каждую единицу покупаемого товара, он платит в соответствии с предельной полезностью каждой единицы товара. В результате такой сделки общая полезность, получаемая субъектом от потребления всего количества покупаемого блага, больше суммы денег, выплаченных за это благо. Поэтому потребительский излишек оценивается как разница между ценой, которую потребитель готов заплатить за благо, и той, которую он реально платит. По этому поводу А. Маршалл отмечал: «Избыток цены, который потребитель готов был бы заплатить скорее, чем обойтись без данного предмета, сверх той цены, которую он действительно платит, служит экономическим мерилом его добавочного удовлетворения. Этот избыток может быть назван рентой потребителя».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: