Методы научного познания




Формы абстрактного мышления

Абстрактное мышление - это умение переводить информацию о реальных объектах в символы, манипулировать с этими символами, находить какое-то решение и это решение опять применять к объектам на практике.

Формами абстрактного мышления являются:

Понятие –идеальные образы, лишенные наглядности и отражающие общие существенные свойства и связи предметов, а также явления и процессы.

Суждение –отражает через определенную взаимосвязь понятий наличие или отсутствие связей в предметах или между ними.

Умозаключение –это такая связь между суждениями, которая обуславливает выведение нового суждения, содержащего новую мысль.

Силлогизм –это такая форма умозаключения, когда из двух данных суждений вытекает третье.

Например из двух суждений: «все растения суть организмы» и «сосны—растения» —вытекает третье суждение «сосны— организмы». Два первых суждения называются посылками, а третье, вытекающее из них, — заключением.

Понятие истины. Диалектика абсолютной и относительной истины.

Истина - это цель, к которой устремлено познание. По Аристотелю истина - это соответствие знания объекту, действительности.

Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная. Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Такая истина есть:

· результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов, что не тождественно абсолютному знанию всего содержания данных фактов);

· окончательное знание определенных аспектов действительности;

· то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;

· полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире и о сложноорганизованных системах.

В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете (сложноорганизованной материальной системе или мире в целом ); относительная же истина - это неполное знание о том же самом предмете. В любой абсолютной истине мы находим элементы относительности, а в относительной черты абсолютности. Признание только относительного в объективной истине грозит релятивизмом, преувеличение устойчивого момента - есть догматизм. Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности истины. Это означает, что любое истинное знание определяется

1. характером объекта к которому относится,

2. условиями места, времени;

3. ситуации, историческими рамками.

Распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение. Даже 2+2=4 является истиной только в десятичной системе исчисления. Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные «сорта» истин, а одно и тоже истинное знание с этими свойствами.

Методы научного познания

Наблюдение – целенаправленное преднамеренное восприятие явлений, касающихся исследуемого объекта.

Оно предполагает:

· предварительную постановку цели;

· определение способов её осуществления;

· наличие плана контроля за поведением объекта;

· использование приборов, расширяющих возможности восприятия свойств объекта;

· успешность наблюдения зависит от подготовленности и организованности наблюдателей.

Э ксперимент – это прием научного исследования который предполагает соответствующее изменение объекта или воспроизведение его в специально созданных условиях.

В отличие от наблюдения, где субъект лишь фиксирует исследуемые явление, эксперимент связан с постановкой объекта в специальные условия, отличные от обычных. Тем самым заставляя расширить объект на эти изменения и проявлять новые свойства.

Сравнения – способ выявления сходства и различия исследуемого явления с другим. Наука имеет своей целью выявление общего, повторяющегося в явлениях, а через него проникновение в их сущность.

Сравнивая исследуемый объект с другими, данные полученные в одно время и в одних условиях с данными полученными в другое время и в других условиях мы устанавливаем общее, повторяющееся и на этой основе формулируем общее положение касающееся исследуемого объекта.

Гипотеза – в обыденном познание не бывает, только в научном. – это основанное на установленных данных предположение о причине обусловивших те или иные явления. Построение гипотезы происходит: с начала производится тщательное изучение явлений касающисслед объекта; далее при помощи наблюдения, постановки экспериментов собираются данные касающ доступных восприятию свойств объекта, его изменений и связей с окр явлениями; на основе анализа этих данных формулируется предположение о возможной причине обусловившей наблюдаемые свойства; далее выводится ряд следствий и проверяется проявляются ли эти следствия в действительности или нет, если предполагаемое следствие отсутствует гипотеза признается ошибочной, если следствие на лицо то она научно обусловлена; по мере подтверждения предположения практикой опыта она превращается в научную теорию или истинное или достоверное знание.

Гипотеза о возможность освоение космического пространства.

Аналогия – это умозаключение в ходе кот на основе сходства объекта в одних свойствах делается вывод об их сходствах и др свойствах. Применяется аналогия, обычно тогда когда имеется более или менее исследуемое явление. Имеющ сходство с другим. Учитывая это сходство предлагается что не исследованное подчиняется тем же закономерностям что и исследуемое. Умозаключение по аналогии играет огромную роль в науке.

Н-р. Заключение о волнообразной в природе света было сделано по аналогии с таким явлением как звук. Имеющиеся свойства между движ жидкости по трубке и электронов по проводнику лего в основу теории электрического тока. Выявление определенного сходства отражательных процессов живого организма и некоторых физических процессов легло в основу кибернетики.

Моделирование – это воспроизведение определенных средств и связей исслед объекта в другом в спец созданном модели с целью их более тщательного изучения. Наглядными примерами модели явл географ карта, макет моста. Моделирование в качестве основы имеет аналогию и эксперимент. Достоинством моделирования в том, что оно позволяет выделить и изучить те или иные свойства объекта в отсутствие оригинала, это особенно важно тогда когда доступ к объекту по каким либо причинам затруднен или в данный момент не возможен.

Различаются два вида моделей: материальная и идеальная. Материальная – это спец созданная или отобранные чел объекты кот воспроизводят физические свойства изучаемого. Идеальная – это мысленные конструкции, образы, теоритич схемы воспроизводящие свойств аи связи объекта в идеальную форму (знаки, формулы, рисунки).

Дедукция — метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.

Индукция — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а скорее через некоторые фактические, психологические или математические представления. Объективным основанием индуктивного умозаключения является всеобщая связь явлений в природе.

Анализ - логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый объект мысленно (или практически) расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых исследуется в отдельности как часть расчлененного целого.

Синтез - логический прием, с помощью которого отдельные элементы соединяются в целое.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: