Международный опыт нормирования труда




Курсовой проект

 

По дисциплине: «Экономика автомобильного транспорта»

 

Тема: «Организация нормирования труда на автотранспортном предприятии в Республике Беларусь и пути повышения эффективности ее развития »

 

Исполнитель: студент гр. 101910 Кислюк В.С.

 

 

Руководитель: к.э.н., доцент

Тозик А.А.

 

 

Минск 2013



Содержание

Введение. 4

 

1. Международный опыт нормирования труда. 6

1.1. Концепция повышения условий труда и качества трудовой жизни. 8

1.2. Виды норм труда и их характеристики. 12

1.3. Структура технически обоснованной нормы времени. 13

1.4. Изучение затрат рабочего времени. 15

1.5. Нормативные материалы для нормирования труда. 15

1.6. Методы расчета норм труда и затрат рабочего времени. 16

1.7. Внедрение, замена и пересмотр норм труда. 17

 

2. Анализ нормирования труда на АТП в РБ.. 19

2.1. Техническое нормирование труда водителей грузовых автомобилей. 19

2.1.1.Организация труда водителей грузовых автомобилей. 19

2.1.2.Особенности режима рабочего времени и времени отдых водителей автомобилей 20

2.1.3. Нормирование труда водителей грузовых автомобилей. 27

2.2.Техническое нормирование труда водителям автобусов и легковых автомобилей-такси 32

2.2.1. Организация труда водителей автобусов и легковых автомобилей-такси. 32

2.2.2. Нормирование труда водителей автобусов и легковых автомобилей-такси. 34

 

3. Основные направления по совершенствованию нормирования труда. 37

3.1. Анализ действующей нормативной базы.. 41

3.2.Рассмотрение текущего состояния нормативных материалов и методов нормирования 44

3.3. Пути совершенствования нормирования труда водителей. 46

 

Заключение. 51

 

Список использованных источников. 52

 


Введение

 

В условиях социально-экономических преобразований значимость автомобильного транспорта в транспортной системе страны постоянно возрастает. Автомобильный транспорт обладает самой высокой мобильностью и способностью в сравнительно короткий срок выполнить в заданном районе большие объемы перевозок грузов. Для реального обеспечения этих качеств автомобильного транспорта необходимо применять особые формы организации труда рабочих различных категорий (увеличение продолжительности рабочего дня, разработка специальных графиков выпуска на линию и т.д.).

Современный автомобильный транспорт характеризуется большой численностью работников. Подавляющее большинство среди них составляют водители автомобилей и автобусов, рабочие по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей. Поэтому важное значение на автомобильном транспорте имеют вопросы организации труда и его нормирования для каждого предприятия и всего автомобильного транспорта в целом.

Нормирование труда – это установление необходимых затрат рабочего времени (меры затрат труда) на изготовление единицы продукции или ее выработки в единицу времени, на выполнение заданного объема работ или обслуживание средств производства в конкретных организационно-технических и природно-климатических условиях. Техническим оно называется потому, что методы нормирования труда учитывают характер и конструкцию используемых в процессе труда технических средств, технологию, организацию рабочих мест, другие технические и организационные условия.

Норма является мерой затрат труда, служит основой для расчета и учета многих показателей деятельности предприятия, одним из критериев при обосновании эффективности инвестиций и новой техники; как средство оценки уровня производительности труда – позволяет сравнивать действующие нормы с фактическими затратами труда, оценивать их напряженность; как мера вознаграждения за труд – способствует распределению заработной платы по количеству затраченного труда, выступает обязательной частью его сдельной (при расчете норм выработки, установлении разряда работ и сдельной расценки) и повременной (например, при установлении нормированного задания, норм обслуживания) форм оплаты.

Основная задача нормирования труда – последовательное улучшение организации труда с целью снижения трудоемкости продукции (работ, услуг), усиление материальной заинтересованности работников в результате своего труда, повышение эффективности производства, поддержание обоснованных соотношений между ростом производительности труда (объемом работ, услуг или выпуском продукции) и заработной платы. Оно должно способствовать активному внедрению в производство достижений науки и техники, передовой технологии. Нормирование труда и, в частности, методы изучения затрат рабочего времени важны в ликвидации простоев оборудования и исполнителей, рационализации труда, в изучении и распространении передового опыта работы.

В процессе нормирования труда выявляют и устраняют лишние трудовые приемы и движения, непроизводительные и утомительные заменяют более рациональными, изыскивают возможности совмещения отдельных элементов в производственной операции, разрабатывают и внедряют технически обоснованные нормы труда, способствующие его производительности.

Современный автомобильный транспорт характеризуется большой численностью работников. Подавляющее большинство среди них составляют водители автомобилей и автобусов, рабочие по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей. Поэтому важное значение на автомобильном транспорте имеют вопросы организации труда и его нормирования для каждого предприятия и всего автомобильного транспорта в целом.

Развитие автомобильного транспорта предъявляет повышенные требования к методам и формам организации его работы. В свою очередь, четкая и слаженная работа предприятий автомобильного транспорта и всех их звеньев одним из главных условий ставит создание подлинно научной организации производства.

Элементом и составной частью всего производства является организация и нормирование труда, поскольку без человеческого труда немыслима деятельность любого предприятия.

Транспортный процесс, погрузка и разгрузка грузов, процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей протекают в пространстве и во времени. Задача рациональной организации производства состоит в том, чтобы все эти процессы построить правильно и в наиболее целесообразной последовательности. Важно также, чтобы при их выполнении не было бы перебоев в работе, лишних затрат туда, материалов, полнее бы использовались автотранспортная техника и оборудование.

Организация производственных процессов требует четкой и слаженной работы каждого автомобиля, автопоезда, автобуса и автомобиля-такси. Добиться этого можно лишь путем учета и нормирования затрат времени по каждому элементу процесса.

Недостатки и преимущества в нормировании труда водителей отрицательно сказываются на организации перевозок. Они нередко являются причиной отклонений от нормального ритма работы АТП и обслуживаемой ими клиентуры.

Техническое нормирование помогает сделать план напряженным, мобилизующим и, вместе с тем, реальным. Только при таком планировании можно точно определить число рабочих, потребных для нормальной реализации задания, выявить внутрипроизводственные резервы и возможности каждого рабочего места.

На тех предприятиях автомобильного транспорта, где техническому нормированию не уделяется должного внимания, чаще всего появляются легко выполнимые планы. По этой же причине иногда разрабатываются и нереальные планы.

Технически обоснованные нормы, методы анализа операций, изучения затрат рабочего времени дают исчерпывающе точную информацию о положении дел на соответствующих участках предприятия. Они помогают квалифицированно, и со знанием всех деталей оценить производственную обстановку, осуществить расчет времени, необходимого для выполнения производственного цикла.

Ошибки в нормировании, использование устаревших, технически необоснованных норм приводят к снижению информации об истинных затратах времени и трудовых ресурсов.

В курсовом проекте планируется рассмотреть основные определения применяемые при нормировании труда и их взаимосвязь. В первой главе будет описан опыт зарубежных стран в организации нормирования, их подход и основные тенденции при установлении норм труда.

Во второй части работы будет рассмотрена организация нормирования труда на автотранспортных предприятиях в РБ. Для более детального анализа объектом изучения выбрано рабочее время водителей, его нормирование, изучение затрат и потерь времени при выполнении поставленных задач, составные части рабочего времени.

Третья часть проекта будет заключать в себе основные выводы, главные идеи и предложения по совершенствования нормирования труда, как общего понятия, так и отдельно для работников-водителей на автотранспортном предприятии (АТП).


Международный опыт нормирования труда

 

Рыночная экономика Республики Беларусь требует существенного изменения производственных отношений, выработки новой трудовой стратегии, создания методов социального согласия при решении вопросов, касающихся человека, условий его труда, организации, нормирования и оплаты. Наиболее успешно эти вопросы решаются в тех странах, где создана соответствующая материальная и научная база, функционируют специализированные организации, занятые разработками в области организации производства, труда и управления. Обязательным элементом управления является его нормирование.

В развитых странах нормирование традиционно рассматривается в качестве важнейшего составляющего звена внутрифирменного управления. Установление затрат труда, которое осуществляется на основе нормирования, связывается с планированием, организацией, мотивацией, контролем, то есть именно с теми определяющими функциями, которые несет в себе управление. Совместное исследование, проведенное Европейской ассоциацией производительности и Международной ассоциацией МТМ, показало, что предприниматели в разных странах (США, Великобритания, Швеция, Италия, Япония) не только не высказываются против нормирования труда, а, наоборот, расширяют сферу его применения как в материальном, так и в нематериальном производстве.

В ряде западных стран более остро стоит проблема нормирования труда управленческого персонала, чем разработка норм труда рабочих, занятых на основном производстве. При нормировании различных видов управленческого труда все чаще применяется метод моментных наблюдений, дающий возможность осуществления сбора данных как самим нормировщиком, так и работниками. На сегодняшний день разработаны различные методы кодирования и упорядочивания информации, облегчающие ее последующую обработку в той или иной информационной системе, специализированной для этих целей.

Американский специалист по организации и нормированию труда Клиффорд Селли в статье, опубликованной в журнале “Индастриэл Инжениэринг ”, приводит данные относительно степени распространения различных методов нормирования труда на американских предприятиях в 1998 и 2000гг. (табл. 1).

 

Таблица 1 - Распространение различных методов нормирования труда на предприятиях (в % к итогу)

Методы нормирования труда 1980г. 2000г.
     
Опытно-статистические нормы    
Экспертное установление норм (мастером бригадой и т.д.)    
Хронометраж    
Применение микро- и макроэлементных систем    
Отсутствие нормирования труда на предприятии    

 

Главными причинами, обуславливающими актуальность нормирования труда, по мнению зарубежных специалистов, являются экономические, основная из них – необходимость постоянного снижения издержек производства и повышения на этой основе прибыльности и конкурентоспособности.

Важнейшим направлением деятельности фирм является усиление контроля и учета затрат живого труда, снижение издержек на рабочую силу. Так как эти издержки в силу психологии работников имеют тенденцию постоянного увеличения, то особое значение наниматели уделяют нормированию труда на этой основе планированию и загрузке работников. Это подтверждается данными табл. 1. в которой прослеживается значительный рост использования микроэлементных систем нормирования.

Всесторонне обоснованные затраты труда являются фундаментом планирования фирм: на основе их стоятся в сетевые графики выпуска продукции, определяется потребность в трудовых и материальных ресурсах. При этом проводится постоянный анализ фактических затрат труда с планируемыми и при отклонениях принимаются оперативные решения по ликвидации “узких” мест.

В странах с развитой рыночной экономикой в последнее время в организации заработной платы произошли существенные изменения, так меняется соотношение между двумя основными формами заработной платы – сдельной и повременной – в пользу последней. Это происходит потому, что возрастает стремление работника к гарантированной заработной плате. В настоящее время простая повременная форма оплаты труда преобладает среди систем оплаты. На ее долю приходится 60% рабочих Германии, во Франции – 64, в Италии – 62, в Бельгии – 79.1%, в тоже время по сдельной оплате оплачивается лишь 1-2% рабочих.

Разнообразные формы повременной оплаты предполагают выплату работникам повременной заработной платы только при условии строгого выполнения ими установленного объема или определенного количества продукции нужного качества. Одним из важных условий введения эффективной повременной оплаты труда является введение критериев выполнения работы в заданном темпе, который обеспечивает максимальное использование рабочего времени в течении смены или другого промежутка времени.

Темп работы, установленный на основе прогрессивных нормативов затрат труда, на предприятиях республики практически не применяется, в то время как за рубежом получил широкое применение. Оценка темпа работы с применением нормативов на трудовые действия проводится следующим образом.

На основе наблюдения устанавливаются фактические затраты времени, например, на операцию. Величину этих затрат нужно сопоставить с временем на эту операцию, полученным расчетным путем по первичным нормативам на трудовые действия.

Поскольку темп работы зависит главным образом от количества трудовых движений, их вида, сочетаний и последовательности выполнения, а это все содержится в нормативах на трудовые действия, последние и являются именно такими нормативами, которые могут быть использованы для оценки темпа работы. Эти первичные нормативы должны содержать не только указанные данные, но и нормальный средний темп работы.

Числовая оценка темпа работы (Т) при выполнении операции может быть рассчитана в процентах от нормального темпа по формуле:

(1.1)

 


где Тнорм – технически обоснованная норма времени выполнения операции (представляет собой нормальный средний темп выполнения работы);

Тнабл – фактические затраты времени на выполнение операции, установленные на основе наблюдения.

Внедрение в хозяйственную практику нормирования темпа работы обеспечит достоверный учет использования рабочего времени при выполнении робот.

Применение повременных форм оплаты труда тесно связано с нормированием труда и основано на постоянно совершенствующейся методологической базе нормирования труда. В новых производственных условиях важную роль играют системы контролируемой сменной выработки. Суть этой системы состоит в дифференциации тарифной ставки, устанавливаемой на определенный период времени (3-6 месяцев), в зависимости от величины нормируемого задания. Особенностью системы контролируемой сменной выработки является возможность для работника выбора как уровня тарифной ставки, так и соответствующего ей объекта нормированного задания. Впервые такие системы нашли применение как альтернатива традиционной сдельной форме оплате труда и как средство смягчения социальных конфликтов на предприятии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: