Организация труда водителей автобусов и легковых автомобилей-такси
Водителям автобусов и легковых автомобилей-такси при выполнении перевозок доверены не только большие материальные ценности, но и жизнь людей, их здоровье, поэтому к ним предъявляются повышенные квалификационные требования.
Этим водителям должны быть хорошо знакомы основные понятия о билетной системе и тарифах, основы диспетчерского руководства перевозками, правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях, правила подачи автобусов для посадки и высадки пассажиров, порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях, устройство касс, радиоустановок и др.
Работа водителей автобусов, обслуживающих регулярные линии городских, пригородных и междугородных маршрутов, имеет определенные особенности. Одна из таких особенностей состоит в том, что в основе работы водителей автобусов положен график движения. Водитель автобуса при работе на заданном маршруте не имеет права опаздывать с прибытием в промежуточные и конечные пункты. Не должен он и прибывать ранее указанного в расписании времени.
Своеобразие организации труда водителей автобусов состоит также в том, что определенная часть их работает на маршрутных автобусах, а часть на заказных. Принципиальное различие здесь заключается как в характере производств, так и в характере трудовой деятельности самих водителей.
Маршрутные автобусы, обслуживающие определенные городские, пригородные, междугородные или международные маршруты, сосредоточены в пассажирских АТП (автобусных парках) системы автомобильного транспорта общего пользования. Заказные автобусы преимущественно находятся в системе ведомственного автотранспорта и обслуживают нужды тех предприятий и организаций, на балансе которых они находятся.
Таким образом, если водители маршрутных автобусов постоянно работают в соответствии с графиком на определенных маршрутах, обслуживающих крупные пассажиропотоки в городах, пригородах и на междугородных трассах, то водители заказных автобусов выполняют разовые, нерегулярные рейсы по заранее непланируемым маршрутам движения. Следовательно, на заказных маршрутах наблюдается менее эффективное использование подвижного состава и рабочего времени водителей.
Однако нет оснований для упразднения заказных автобусов. Они выполняют важные и нужные функции обслуживания предприятий, организаций и населения (экскурсии, туристские поездки, перевозки отдыхающих в санатории и т. д.).
Решение задачи всемерного улучшения качества транспортного обслуживания населения при одновременном повышении эффективности использования подвижного состава в крупных городах осложняется неравномерностью распределения пассажиропотоков по времени суток, когда максимальное значение их приходится на, так называемые часы пик. В этот период времени работа водителей всех автомобилей, движущихся в потоке, крайне осложнена, но наибольшие сложности и трудности испытывают водители маршрутных автобусов. Периоды спада интенсивности движения автомобилей в связи со снижением пассажиропотоков намного улучшают условия работы водителей автобусов. Однако из-за резкого уменьшения пассажиропотока на отдельных маршрутах приходится снимать автобусы с линии, увеличивать время простоя на конечных пунктах маршрутов. Водителям в этих случаях назначается прерывный график работы.
Особый отпечаток на работу водителей маршрутных автобусов накладывает бескондукторная система обслуживания пассажиров. От водителя в этом случае требуется хорошее знание не только автобусного маршрута, но и определенных районов города, наличия в них крупных предприятий, административных и общественных организаций, достопримечательностей и т. д. Водитель должен своевременно и грамотно давать всю эту информацию пассажирам.
Определенные особенности имеются и в организации труда водителей легковых автомобилей-такси. Различают два вида такси: легковые и маршрутные.
Водители легковых автомобилей-такси работают на всей территории города и в пригородной зоне, выполняя перевозки пассажиров со специально обозначенных стоянок, по заказам (вызовам по радио) и с посадкой в пути следования.
Водители маршрутных микроавтобусов-такси работают на определенных маршрутах (постоянных или периодически меняющихся в соответствии со спросом на перевозки).