Изучение действующей нормативной базы




В дореформенный период нормативы разрабатывались силами союзных и республиканских нормативно - и научно-исследовательских организаций. Они отражали новейшие достижения в области технологий, оборудования, отличались прогрессивностью.

Структурные изменения, произошедшие в экономике республики, предоставление предприятиям полной самостоятельности в вопросах управления и организации нормирования труда привели к свертыванию исследовательских работ в области нормирования труда. Во многих отраслях упразднены подразделения, ранее занимавшиеся нормированием труда, помощь предприятиям по вопросам нормирования труда осуществляется на уровне устных рекомендаций со ссылкой на устаревшие нормативные материалы. По этой причине многие предприятия испытывают большие трудности в решении этих вопросов, так как разработка нормативных материалов требует не только больших денежных затрат, но и длительного времени.

Существующая нормативная база устарела, не отвечает современным требованиям организационно-техническим условиям производства и перестала отражать те изменения, которые произошли в отраслях экономики. Анализ действующей нормативной базы по труду (табл. 6) показывает, что на автомобильном транспорте за последние пять лет переработана незначительная часть действующих нормативных сборников.

 

Таблица 6 – Возрастной состав нормативной базы по труду

Отрасль Возраст сборников нормативов, лет
До 5 5 - 10 10 - 15 15 - 20 Свыше 20
Автомобильный транспорт 6,4% 25,5% 48,9% 19,2% -

 

В условиях рыночных отношений оценка деятельности предприятия осуществляется на основе общественного признания на рынке полезности продукции и величины затрат на ее производство. Учитывая, что такое признание может получить только та продукция, на производство которой затраты не превышают среднеотраслевого уровня, предприятия вынуждены постоянно снижать затраты на ее производство. Несмотря на полную самостоятельность предприятий, основным в нормировании будет расчетно-аналитический метод, при котором используются различные нормативные материалы, главным образом централизованной разработки (межотраслевые и отраслевые). Однако многие из них уже устарели и не отражают реальных условий производства, а проводившаяся в централизованном порядке работа по постоянному поддержанию уровня прогрессивности нормативных материалов прекращена на всех уровнях их разработки в связи с распадом бывшего Советского Союза.

В настоящее время на многих предприятиях сокращается число специалистов по нормированию труда. Отказ от административного вмешательства государства в управление процессами организации и нормирования труда на предприятиях не должен повлечь за собой отказ от централизованной разработки норм и нормативов затрат труда, как рекомендательных, что позволит не только оказать существенную помощь предприятиям, но и исключить дублирование разработки аналогичных нормативов, повысить их качество, ориентировать предприятия на достижение прогрессивного уровня организации производства и труда, снижение издержек производства.

Нормативная база быстро стареет, становится неадекватной современным организационно-техническим условиям производства и требуется организация работ по созданию и постоянному повышению прогрессивности действующих нормативных материалов по труду.

Основными методами по решению вышеуказанных вопросов могут быть:

1. В целях усиления координации работы в отраслях экономики по разработке нормативной базы по труду, оказания помощи предприятиям необходимо создание республиканского банка норм и нормативов затрат труда на основе взаимосвязанной совокупности средств математического, программного и информационного обеспечения, которые были бы типовыми. Одним из важных условий такого банка должно быть постоянное пополнение его нормативами собственного выпуска на уровне пользователя с минимальными затратами.

Для поддержания единого уровня выполнения норм на аналогичных работах при одинаковых производственных условиях целесообразно разработку межотраслевых норм и нормативов осуществлять в централизованном порядке, а в целях получения общественной информации о состоянии нормирования труда – ввести статистическую отчетность по этому вопросу.

2. Нормы должны отражать общественно необходимые затраты труда и быть едиными на одинаковые работы, выполняемые в аналогичных организационно-технических условиях.

Работа по нормированию труда должна проводиться систематически и охватывать весь «жизненный цикл» нормы – анализ действующих норм, введение новой нормы (на новую продукцию) или замена действующей нормы новой, освоение нормы, последующий анализ и проведение работы в перспективных направлениях путем введения новой техники, прогрессивной технологии, организации производства и труда, с тем чтобы трудовые затраты на предприятии всегда были более низкими, чем соответствующие общеотраслевому уровню, и обеспечивали реализацию продукции.

Систематическая работа по анализу организации труда и действующих норм в сочетании с сопоставлением фактических затрат труда на аналогичных предприятиях обеспечивает условия для создания эффективной системы работы по снижению удельных трудозатрат на выпускаемую продукцию.

3. Важнейшей задачей Министерства труда должна быть создание научно-методической оптимизации норм труда. Установление норм должно основываться на всестороннем их обосновании (техническом, организационном, психофизиологическом, экономическом и социальном).

Это позволит при высокой производительности труда в условиях рынка сохранить работоспособность и здоровье человека на основе обоснованных режимов его труда и отдыха, что имеет особое значение для отдельных категорий работников (беременных женщин, лиц пенсионного и предпенсионного возраста, инвалидов, подростков).

4. Система управления нормированием труда на предприятии должна осуществляться через управление трудовыми затратами на каждом уровне организационной структуры производства, т.е. должна формироваться система норм различной степени укрупнения. На предприятии могут создаваться централизованные службы нормирования совокупных затрат с включением в их состав специалистов различного профиля: конструкторов, технологов, психологов, нормировщиков, специалистов по организации и труда и управлению.

Формирование системы управления снижением трудоемкости продукции, позволяющей осуществлять постоянное целенаправленное воздействие на экономию затрат труда на всех стадиях цикла «исследование – проектирование – производство - эксплуатация».

Понятия необходимых трудовых затрат должно войти в сознание всех участников этого процесса, который начинается с выдачи технического задания на проектирование и заканчивается обоснованием и установлением цен на услуги и продукцию.

Служба занятая нормированием трудовых затрат (группа, связанная с оперативным управлением) должна отвечать за:

· определение заводских нормативов времени;

· разработку текущих норм;

· проведение наблюдений и измерений в связи с разработкой и пересмотром норм, анализом использования рабочего времени.

Группа, выполняющая аналитико-концептуальные функции, связанные с информационным обеспечением принимаемых стратегических решений в среднем и высшем звеньях управления, в задачи которых входят:

· анализ трудоемкости в аспекте совокупных производственных затрат;

· изучение и анализ передового отечественного и зарубежного опыта в области техники и технологии производства, конструкций изделий, организации труда и производства с целью снижения затрат живого труда;

· анализ и оценка нормативов времени;

· оценка норм труда, используемых на предприятии;

· разработка эталонов и проектных норм;

· участие в разработке планов организационно-технических мероприятий, расчете себестоимости продукции, планировании деятельности предприятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: