Составление финансового бюджета
Для качественного наполнения данного раздела Вам необходимо будет свести воедино все сведения о финансовой стороне вопроса.
По сути, вся эта информация уже представлена Вами в предыдущих разделах бизнес-плана. Финансовый план проекта поможет определить, когда и сколько средств Вам потребуется при создании и развитии прибыльного проекта.
Определение источников финансирования
В этой части Вы должны дать подробные обоснования об источниках финансирования Вашего проекта:
· Государственные субсидии
· Привлечение личных средств (инвестиций)
· Заёмные средства
· Кредиты финансовых учреждений
· Лизинг
Сводная смета затрат до получения первых прибылей
В этой части потребуется обосновать привлечение дополнительных финансовых средств.
Важно подтвердить данные об основных ожидаемых расходах копиями соглашений о намерениях, об аренде, о покупке оборудования и т.д. Копии обозначенных документов нужно включить в состав Приложений.
Например, при заполнении сведений о затратах на регистрацию предприятия, нужно будет навести справки об ориентировочной величине затрат по отдельным статьям. А производя расчёт формирования уставного капитала (для юридических лиц), необходимо учесть, что формирование уставного капитала может производиться как в виде основных средств и нематериальных активов учредителей, если они будут использоваться на цели бизнеса, так и в виде денежных взносов. Здесь под нематериальными активами понимаются надлежащим образом оформленные права на отдельные виды активов (к примеру, недвижимость, машина, оборудование и т.п.), а также права на технологию, патенты, лицензии, программные продукты и т.п.
График начального этапа реализации проекта
Основная задача составления рабочего графика – согласование сроков, размеров финансирования и затрат на этапе создания бизнеса.
Здесь важно учесть следующие моменты:
· Спрогнозируйте общую продолжительность организационного периода Вашего бизнеса
· Уточните сроки и размеры финансирования из различных источников, обозначьте их размер в соответствующем интервале
· Узнайте в органах регистрации сроки получения свидетельства о регистрации.
Расчет кредитов
Эта часть бизнес-плана требует проработки, если Вы собираетесь взять деньги в долг у Ваших знакомых или кредит в финансовом учреждении. В любом случае Вам придется выплачивать проценты и возвращать средства. При этом важно подготовить данные для занесения в последующие формы финансового бюджета.
Система налогообложения и расчет налогов
Этот подраздел потребует от Вас выбрать вариант налогообложения и грамотно определить величины налогов, которые будет платить Ваша компания. Их перечень зависит от выбранных Вами организационно-правовой формы предприятия и системы налогообложения.
Кратко отметим, что в России существуют 3 варианта налогообложения:
· Общий режим (стандартная система налогообложения)
· Упрощенная система
· Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
План ожидаемых прибылей и убытков проекта
План прибылей и убытков Вашего предприятия (план экономических результатов деятельности) для первого года работы компании обычно составляется помесячно. Этот документ должен показать Ваши ожидаемые расходы и доходы за определенный период времени, а также прибыль (или убыток), которые Вы будете иметь в соответствующем периоде. Форма плана прибылей и убытков зависит как от организационно-правовой формы, так и от системы налогообложения.
Выделим несколько важных моментов:
· Прибыль от реализации товаров и услуг являются главным источником дохода и заранее определяются прогнозом объема продаж
· Чистая прибыль проекта демонстрирует, что остается непосредственно на руках у владельца бизнеса
· Постоянные затраты – это затраты, не меняющиеся в зависимости от изменений объема производства. Стандартно к ним относят затраты на оплату труда административного персонала, стоимость аренды и т.п.
· Переменные затраты – это затраты, изменяющиеся прямо пропорционально изменению объема производства. Обычно под ними понимаются затраты на сырье и оплату труда сотрудников и т.п.
План движения денежных средств
В данной части бизнес-плана Вы определяете, когда, сколько и из каких источников будут получены финансовые средства на Ваш расчетный счет или иным способом.
Также в данном плане определяется:
· Когда и сколько денежных средств Вами будет уплачено поставщикам сырья
· Каков размер оплаты труда сотрудникам
· Каким будет процент, переводимый Вашим кредиторам
· Каков объём налогов, отчисляемых в бюджет и т.п.
Полученные прогнозируемые данные составляется на год с обязательной разбивкой по месяцам, начиная с нулевого периода – периода, который предшествуют моменту государственной регистрации Вашей компании.
Этот план требует включения только реальных поступлений и расходов (получивших также название притоки и оттоки денежных средств), планируемых на каждый конкретный период времени.
Расчёт показателей проекта
Пожалуй, важнейшим признаком финансовой устойчивости Вашего проекта при составлении его бизнес-плана является неотрицательность итогового денежного потока в форме «План движения денежных средств» в конце каждого периода планирования. Без выполнения этого жизненно важного условия расчет всех других показателей проекта теряет всякий смысл, так как работать с «отрицательным расчетным счетом», по сути, невозможно!
Поэтому необходимо постоянно анализировать эффективность проекта.
Рентабельность проекта можно оценить следующими показателями:
· Общая сумма чистой прибыли за 1 год работы
· Рентабельность вложений Ваших личных средств, которая определяется по
следующей формуле: Рлс = ЧП/ЛС х 100%, где:
- Рлс – рентабельность вложений личных средств, %
- ЧП – сумма чистой прибыли за 1 год деятельности, руб.
- ЛС – объём вложенных личных средств, руб.
· Срок окупаемости вложений личных средств, который определяется как период времени (в месяцах), в течение которого накопленная сумма чистой прибыли полностью покроет общую сумму первоначальных личных финансовых вложений.
Помимо перечисленных показателей в бизнес-плане Вы можете рассчитать, сколько Вы должны произвести продукции или оказать услуг для того, чтобы Ваш проект был безубыточным или даже прибыльным. Поясним, что так называемая «точка безубыточности» – это то количество реализованного товара или тот минимальный объем продаж услуг в год, которого необходимо достичь для того, чтобы предприятие покрыло все свои затраты, но еще не получило бы прибыли.
Источник: https://smallbusiness.ru/start/biz_plan/85/