Текстообразующие семантические связи




Черкешенке

Я тебя сравнить хотел бы с нежной ивою плакучей,

Что склоняет ветки к влаге, словно слыша звон созвучий.

Я тебя сравнить хотел бы с юным тополем, который,

Весь смолистый, в легкой зыби к небесам уводит взоры.

Я тебя сравнить хотел бы, видя эту поступь, дева,

С тонкой лилией, что стебель клонит вправо, клонит влево.

Я тебя сравнить хотел бы с той индусской баядерой,

Что сейчас-сейчас запляшет, чувства меря звездной мерой.

Я тебя сравнить хотел бы... Но игра сравнений тленна.

Ибо слишком очевидно: ты средь женщин несравненна.

 

2. Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Нам не дано предугадать…».

а). Определите его метр, размер, особенности рифмовки.

б). Какова внутренняя форма слова сочувствие? Попытайтесь сформулировать значение слова сочувствие, основываясь на его внутренней форме. Сравните это значение со значением по Словарю языка Пушкина, по толковому словарю (выпишите это значение). Какое из значений больше соответствует смыслу стихотворения?

 

* * *

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, -

И нам сочувствие дается,

как нам дается благодать … (Ф.И. Тютчев)

 

3. Прочитайте стихотворение С. Есенина «Там, где капустные грядки…»

а). Определите его метр, размер, особенности рифмовки.

б). Проведите анализ окказионализма клененочек (см. план анализа в лекции).

* * *

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет. (С. Есенин)

 

4. Прочитайте стихотворение В. Маяковского «Портсигар в траву…».

Выявите и проанализируйте образосоздающие словообразовательные средства в данном отрывке.

 

* * *

Портсигар в траву ушел на треть.И как крышкаблеститнаклонились смотретьмуравьишки всяческие и травишка.Обалдело дивилисьвыкрутас монограмме,дивились сиявшему серебромполированным,не стоившие со своими морями и горамиперед делом человечьимничего ровно.Было в диковинку,слепило зрение им,ничего не видевшим этого рода.А портсигар блестелв окружающее с презрением:— Эх, ты, мол,природа!

(В. Маяковский)

 

Примечание. Вся работа должна быть представлена в рабочей тетради.

 

ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ

 

Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. С. 285 – 300.

Андреев В.К., Кононов Г.В. Филологический анализ художественного текста: учебно-методическое пособие. – Псков, 2004. С. 26 – 30.

 

ЛТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

 

Сырица Г.С. Филологический анализ художественного текста: учеб. пособие. – М., 2005. С. 138-148

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 2007. С. 193 – 209.

Казарин Ю.В. С Филологический анализ поэтического текста: Учебник для вузов. – М., Екатеринбург, 2004. С. 331 – 348

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Связность текста

Это важнейшая текстовая категория, которая и превращает отдельные высказывания в текст.

Доминанта внутритекстовых связей - семантическое согласование, она определяет его единство и целостность. Все компоненты текста должны быть семантически связаны между собой и соотнесены с содержанием текста.

Существуют самые разные типологические характеристики текстовых связей:

 

На уровне семантики существование внутритекстовых связей обусловлено концептуальностью текста и его соотнесенностью с определенным фрагментом действительности.

На уровне грамматики текста они обусловлены закономерностиями грамматического согласования и грамматической зависимости, которые мотивированы законами языковой синтагматики.

На прагматическом уровне эти связи обусловлены особеннос­тями индивидуально-авторского стиля.

 

Текстообразующие семантические связи

Они построены на повторе информации, которая встречается в тексте.

Полный тождественный повтор достигается повто­рением одинаковых словоформ, имеющих один корень. Так, в рассказе Н. А. Тэф­фи слово «счастье», вынесенное в заглавие, повторяется неоднократно.

Стихотворение И. Иртеньева «Пловец» начинается строфой, содержащей поликомпонентный тождественный повтор: глагол плывет повторяется здесь четыре раза.

Плывет пловец в пучине грозной моря, Разбился в щепки ненадежный плот, А он себе плывет, с волнами споря, Плывет и спорит, Спорит и плывет.

Частичный лексико-семантнческнй повтор. Он представляет собой повторение различных словоформ, имеющих один корень. В данном стихотворении это словосочетание плыйет плове.

Тематический повтор. Суть его заключается в том, что сочетающиеся слова должны соответствовать друг другу, должны иметь (реально или потенциально) общие семы. Это слова, объединенные в тематические группы.

В стихотворении М. Цветаевой «Стол»: сосновый, дубовый железный; столовый, садовый, бильярдный, базарный;

Синонимический повтор. Активно используется в тексте:

1) как средство межфразовых связей,

2) как средство, способствующее разнообразию названий однотипных ситуаций, явлений; предметов,

3)как средство создания экс­прессивности текста. В рассказе Н. А. Тэффи «Счастье особую текстовую значимость имеет лексика смеха, которая участвует в создании образов персонажей. Синонимы способствуют актуализации различительных свойств смеха различных пер­сонажей: Хохотала жена; Закопошился паралитик и засмеялся одной поло­виной рта; А маленький мальчик захлебнулся и сказал…

Антонимическнй повтор. Этот вид повтора является не только одним из средств текстовой связи, но и сильным экспрессивным средством. Обычно он используется тогда, когда надо подчеркнуть противоречие, конфликтность внутреннего психологического состояния человека или описываемых собы­тий. Это часто отображается в заглавиях литературно-художественных про­изведений: «Война и мир» (Л. Н. Толстой), «Толстый и тонкий» (А. П. Чехов), «Время жить и время умирать» (Э. М. Ремарк) и др.

В качестве примера текстообразующей и связующей роли антонимов приве­дем фрагмент монолога Демона из одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством,

 

Дейктический повтор. Его основа т.н. дейктические слова, слова бедные содержанием, использующиеся для обозначения в тексте повто­ряемых смыслов. Лексическое множество дейктических слов формируется местоименными словами: местоименными существительными (он, кто, что, тот и др.), прилагательными (такой), глаголами (делать), наречиями (так, это).

Эти слова имеют текстовую природу, т. е. они могут функционировать только в тексте, и главная их функция - текстообразующая, заместительная.

 

Выражение универсальных логико-смысловых отношений. Отображаемые в тексте предметы, явления, события, так же как и в действительности, взаимосвязаны, нерасторжимы. Это представляется не только на содержательном и композиционном уровнях, но и на уровне внетекстовых логико-смысловых связей. Основное средство таких связей - союзы (сочинительные и подчинительные), выполняющие функциюсоотнесения текстовых фрагментов и самостоятельных высказываний, фраз (а не предикативных частей в составе сложного предложения). Например, в рассказе «Счастье» есть абзацы, которые оформляются фразами с начальны­ми союзами и, а: И я пошла к Голиковым...; А маленький мальчик захлебнул­ся и сказал, подставляя матери затылок, чтобы его погладили за то, что он умненький...; И она смотрела на меня недоверчиво...; И даже в горле у него от счастья что-то щелкнуло. А старуха, невестина мать, горела счастьем, как восковая свеча...; И она крестится дрожащей от радости рукой...; И снова рассказывала о своих дорогих и хороших вещах и смотрела на меня с отчаянием и злобой...; и все умоляла меня навестить и заходить почаще.

Союзы – это также средство выражения ло­гических отношений.

Союзы выра­жают следующие отношения:

совпадение, совмещение событий, конъюнкция: и, вместе с тем, сверх того и др.); альтернативность, выбор одного из собы­тий (дизъюнкция: или, либо); противопоставление существующих событий (контраюнкция: но, а, напротив и др.); отношения зависимости (субордина­ция: так как, так что, если, чтобы и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: