Словообразовательные особенности текста




Словообразовательная система русского языка дает богатейшие возможности для создания интересных и выразительных образов.

На что нужно обратить внимание, чтобы выявить словообразовательные особенности текста

а) Отметить и прокомментировать употребление окказиональных слов. “...Понимание процесса создания слова помогает нам установить многочисленные ассоциации, которые имел в виду автор, представить себе всю заключенную в слове семантическую и стилистическую информацию” [Мазилова, с. 38].

План анализа окказионального слова в тексте:

1). Заметить слово, которое специально создано автором именно для этого текста, отметить значимость этого слова (из огромного запаса слов языка автор не смог выбрать ни одного, значит смысл, заключенный в этом слове, важен для автора, и для нас тоже).

2). Попытаться разобраться в структуре слова (сделать его морфемный разбор).

3) Определить модель, по которой образовано слово (найти слова, похожие на это), определить способ образования. Если слово образовано с нарушением законов русского словообразования, отметить это нарушение и показать чего добивается автор таким нарушением.

4) Установить слово (слова), наиболее близкое анализируемому по характеру передаваемого значения, выяснить его (их) значение, м.б. по словарю.

5) По аналогии определить максимально точно значение анализируемого слова в тексте.

6) Определить, какую роль играет слово в тексте.

Давайте проанализируем небольшой рассказ Н. Сладкова

Начало хвоепада! Листья каждую осень опадают, а хвоя? Или ей сносу нет, зимой и летом одним цветом?

Но вот замечаешь, что в марте весь снег под елками хвоей усыпан. Елки начали осыпаться, начался хвоепад!

Сразу же бросается в глаза слово хвоепад (такого слова нет в русском языке. Но в данном тексте оно занимает важное место по смыслу (хвоепад - это тема текста) и по положению в нем (текст начинается и заканчивается почти тождественными по значению словосочетаниями (начало хвоепада, начяался хвоепад). Что же такое хвоепад, и почему автор создает такое слово. Слово отчетливо делится на корни -хвой- и -пад- с соединит. гласной Е.

В русском языке есть слова снегопад, камнепад, листопад. Они называют процесс падения того, что названо первой основой. Снег о пад - снег, падать. Способ образования морфологический, сложение основ с соединительной гласной.

Наиболее близкое по значению слово листопад «опадание листьев осенью»

Что же такое хвоепад «опадание хвои весной».

Почему в языке нет этого слова? Потому что только внимательный и наблюдательный человек способен заметить этот хвоепад. Таким человеком и является Н. Сладков. И нам он говорит: «Есть такое явление, приглядитесь, о нем -то и есть этот коротенький рассказ».

б) Отметить и показать образные возможности слов с ярко выраженной внутренней формой (например клейкие листочки, белоснежная скатерть, кроваво-красные маки). Многие слова русского языка могут быть очень образными, точными, яркими благодаря прозрачной словообразовательной структуре. Такие слова целесообразно рассмотреть с точки зрения словообразования, особенно если первоначальная образность стерлась из-за частого употребления слова. Для таких слов необходимо провести морфемный и словообразовательный разбор. Показать как словообразовательные средства, помогают освежить или уточнить значение слова. Примеры:

 

Это башня ярости и славы,

Где к копью приставлено копье,

Где пучки цветов, кровавоглавы,

Прямо в сердце врезаны мое.

 

Пучки цветов с кровавыми головами

Заболоцкий «Чертополох»

 

В бездействии ночном живей горят во мне

Змеи сердечной угрызенья…

Угрызенья сердечной змеи.

Пушкин «Воспоминание»

 

1) В современном языке внутренняя форма слова затемнена, почти утрачена: беспокойное мучительное состояние из-за чувства своей вины.

2) Здесь слово угрызенье синтаксически связано со словом змея. В словаре языка Пушкина это слово определяется как укус, укусы змеи. Значение слова для современного читателя конкретизируется, а значит проясняются и первоначальные словообразовательные отношения в слове, где корень -грыз-, помогает передать высшую степень страдания лирического героя.

В этом случае мы как бы «оживляем» образ, первоначально заложенный в словообразовательной структуре слова.

в) Отметить слова, в которых автор “оживляет” внутреннюю форму (например, “ дремучие леса” у Паустовского в “Кладе” потому, что они дремлют). Прием “оживления” внутренней формы является очень ярким средством создания образности текста.

Мы заводили разговор о старом народном выражении «дремучие леса». Мы восхищались точностью русского языка. Действительно, лесные дебри как бы цепенели в дремоте. Дремали не только леса, но и целые озера, и ленивые лесные реки с красноватой водой. По берегам этих рек росли цветы — кукушкины слезы. В народе их звали «дремой». Это растение было под стать дремучим лесам. Венчики кукушкиных слез сонно висели, согнувшись до самой земли.

(К. Паустовский)

В таком случае нужно просто показать, какой образ создается автором. Не просто непроходимые, густые, темные леса но и такие, которые затаились в своем древнем сне, которые трудно вывести из состояния этого сна и т.п.

 

Иногда автор ставит слова в такое окружение (это слова совпадающие в элементах своего звучания), что у слова действительно «оживляется» или «образуется» новая внутренняя форма. Прием “оживления” внутренней формы является очень ярким средством создания образности текста. Хотя подобные случаи достаточно редки. И обнаружить их непросто.

1).Найти в тексте слова, в которых встречаются повторяющиеся комплексы звуков.

2). Проверить, однокоренные ли эти слова.

3). Если какое-то слово не является однокоренным, посмотреть, как его «соседи», влияют на его структуру и значение. Отметить, что это оживление или создание внутренней формы.

4). Какой образ создается автором при помощи этого приема?

М.Цветаева «Минута»

Минута: минущая: минешь!

Так мимо же, и страсть и друг!

Да будет выброшено ныне ж -

Что завтра б - вырвано из рук!

В этом стихотворении М.Цветаева ставит слово минута, от латинского minutus «маленький», в один ряд со словами минущий, минуть «пройти мимо кого, чего-нибудь». В таком окружении созвучные слова начинают восприниматься как однокоренные. И у слова минута появляется, точнее «проявляется» новое значение отрезок времени, который проходит мимо лирического героя. Таким образом Цветаева усиливает преходящесть, всякого земного явления.

 

г) Отметить и охарактеризовать использование однокоренных слов. “Однокоренные слова употребляются автором с определенным стилистическим заданием. Они выражают и тонкие смысловые соотношения, в которые их поставил автор, а также различные возникающие на этой основе яркие эмоциональные и экспрессивные оттенки, которые вплетаются в общую смысловую и эмоционально-выразительную ткань предложения, обогащая его. В предложении они часто намеренно ставятся близко друг от друга” [Аникин, с. 7]. Например С. Есенин намеренно включил в свое стихотворение "Не вернусь я в отчий дом" словосочетание "странствующий странник”.

Не вернусь я в отчий дом,

Вечно странствующий странник.

Об ушедшем над прудом

Пусть тоскует конопляник.

 

д) Отметить и объяснить использование слов с одинаковыми приставками и суффиксами. Например:

Настанет день - печальный, говорят! -

От царствуют, от плачут, от горят

Остужены чужими пятаками

Мои глаза, подвижные, как пламя. (М. Цветаева)

Глаголы с приставкой от- “подчеркнуто выражают значение абсолютного конца, полного прекращения действия или деятельности, отличающихся значительной мерой предшествующей длительности и интенсивности”[Бондарко, Буланин, с. 18]. При помощи неоднократного повторения одноприставочных глаголов автору удается передать состояние боли и горечи; возникает мотив неотвратимости смерти.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: