Философия ведического периода




ФИЛОСОФИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XX ВЕКА

  • 2.1. Философская культура Древней Индии
  • 2.2. Древнекитайская философия
  • 2.3. Античная философия
  • 2.4. Средневековая философия
  • 2.5. Философия эпохи Возрождения
  • 2.6. Философия Нового Времени
  • 2.7. Европейская философия XIX века
  • 2.8. Философия в России с древнейших времен до ХХ в.

Задачей первой главы данного раздела было рассказать об истории философии как об одном из направлений философского знания, своеобразно решающем наряду с другими академическими дисциплинами - онтологией, гносеологией, философией истории и т.д. - общие проблемы, стоящие перед философией. В последующих двух главах речь будет идти собственно об истории философии. Здесь мы представим ее прошлое в различных странах и в разные времена, в наиболее существенных проявлениях. В силу того, что в рамках заявленного курса невозможно в полном объеме представить прошлое философии во всем его многообразии, наше изложение будет носить по большей части справочно- конспективный характер. Неизбежны при этом также и определенные диспропорции в подаче материала, что обусловлено ориентацией на конкретную читательскую аудиторию. Тех же, кого заинтересует более подробное и систематическое изложение истории философии, мы отсылаем к более полным источникам как общего, так и частного характера (см. список рекомендуемой литературы) (https://www.auditorium.ru) (https://www.humanities.edu.ru).

 

Философская культура древней индии

  • 2.1.1. Философия ведического периода
  • 2.1.2. Эпический период развития философии в Древней Индии
  • 2.1.3. Классический период развития индийской философии

Индийская культура является одной из самых древних в истории мировой цивилизации, плодотворных, не потерявших притягательности до настоящего времени (хрестоматия 2.1). Особого внимания она заслуживает и благодаря философскому наследию. Это наследие состоит из учений периода древности и средневековья, нового и новейшего времени. Наибольший интерес сохраняет индийская классическая философия (II-V вв. н.э.), отличная от индийской философии Нового и новейшего времени (XVIII-XX вв.).

  • Если говорить о всем философском наследии Индии, то выделяют периоды:
    • дофилософский;
    • предфилософский;
    • начальный период философии;
    • период становления школ;
    • классический период;
    • схоластический период;
    • философия нового и новейшего времени.

Любая периодизация является примерной, и часто спорной даже среди членов научного сообщества, особенно когда приходится иметь дело со столь сложным явлением, как философская мысль Индии. Мы сосредоточимся преимущественно на классическом периоде индийской философии, и в рамках этого периода выделим три этапа: ведический, эпический, классический (II-V вв. н.э.).

 

Философия ведического периода

  • Источники ведического периода - тексты Beд (II-I тыс. до н.э.). Веды представляли собой священные тексты - шрути, которые были результатом творения мудрецов. Ведический комплекс составляют:
    • собственно Веды или сборники гимнов в честь богов (Ригведа и Самаведа (рис. 2.1.1);
    • сборники жертвенных формул, магических заклинаний и заговоров на все случаи жизни (Яджурведа и Атхарваведа);
    • Брахманы - мифологические, ритуальные и другие объяснения к самхитам (сборникам);
    • непосредственно примыкавшие к Брахманам Араньяки, или Лесные книги - поучения для лесных отшельников, ставших на путь знания;
    • примыкавшие к Араньякам и Брахманам Упанишады - тексты сокровенного знания. Составной частью вед были также веданги - совокупность текстов, посвященных различным отраслям знания.

Упанишады (рис. 2.1.2) являются заключительной частью вед, одним из образцов литературного, поэтического и философского творчества древней Индии. Всего имеется (по разным данным) от 108 до 200 Упанишад, которые создавались на протяжении более чем двух веков. Среди них насчитывается около десяти самых древних, классических: Брихадараньяка, Чхандогья, Айтарея, Кауши-таки, Кена, Тайттирия и др. В Упанишадах представлено как персонализированное творчество древних мыслителей, так и тексты анонимных авторов.
Брахман и Атман. Наряду с живым мифологическим богом Брахманом, в Упанишадах имеется учение о Брахмане как о начале всего сущего. Все вещи и стихии - Брахман. Из Брахмана вещи происходят, им поддерживаются, и в нем же растворяются. В Упанишадах развивается также учение об Атмане как индивидуальном и универсальном бытии. Согласно Упанишадам, Атман есть универсальная основа, заключенная во всех индивидах, вещах. Брахман и Атман - это объективное и субъективное, космическое и психическое начала, которые могут заключаться в человеческом я. Человек в своих высших духовных проявлениях (тождестве я с Атманом и Брахманом) становится и богом, и космосом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: