Разновидности досуга и классификация досуговой деятельности




Свободное время и досуг

Слово «досуг» со значением свободного или удобного времени (по досугу - по умению, при случае) употреблялось на Руси еще в середине XV века.

Досуг и безделье

Досуг - свободное, незанятое время, забава, гулянки, гулячая пора, простор от дела. (Даль). На досуге, на досугах, в свободное от дела время. Человек или конь с досугом, с досужеством, с уменьем или с особыми добрыми качествами. Был бы друг, будет и досуг. Работе время, а досугу час. Будет досуг, когда вон понесут, т. е. как помрешь. А когда досуг то будет? А когда нас не будет. За недосугом, когда-нибудь без чокаяния умрешь!

Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела или мастер на все руки. У милостивого мужа всегда жена досужа. Жена досужа добра и без мужа.

Этимология (Фасмер) связана с понятиями «способность» и «достижение»

Под досугом современного человека подразумевается время, кото­рое свободно от необходимого труда в сфере общественного производ­ства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений. Само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как от­дых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая дея­тельность, свобода, рекреация и т д

Когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность вариативно исполь­зовать его на что угодно.

Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает:

1. на производственно-трудовые функции, включая дорогу к месту работы и обратно;

2. физиологический отдых (ночной сон);

3. оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая ут­ренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.);

4. покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;

5. приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;

6. воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким лю­
дям (например, уход за больным) и др.

 

Доля суток, которая остается в распоряжении человека после ука­занных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чис­тое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.

В будний день доля свободного времени у работающего человека — относительно небольшая величина, 1-3 часа.

Человек в состоянии варьировать — увеличивать или уменьшать свое свободное время, затрачивая его на занятия, не связан­ные с досугом. Однако эти его возможности не безграничны.

Наибольшим объемом свободного времени рас­полагают домохозяйки и чаще всего пенсионеры. У работающих и неработающих людей доля досуга в объеме суточного времени заметно возрастает в выходные дни и в отпускной период. Многие граждане стре­мятся использовать эти дни преимущественно с рекреационно-досуговой целью, минимизируя повседневные нагрузки и домашние дела.

В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трех значениях как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятель­ности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент. Внутри указанных значений существуют различные научные де­финиции, в наибольшей степени это относится ко второму значе­нию, поскольку досуг как деятельность обладает обширной типо­логией.

Исходя из природы досуга ученые рассматривают и его спе­цифические дефиниции. С 50-60-х годов досуг характеризуется как часть времени, свободного от обычной или сверхурочной ра­боты, а также от времени, затраченного на поездку на работу и другие действия, осуществляемые за пределами деятельности, на­правленной на заработки удовлетворение личных потребностей в еде, сон, забота о здоровье и внешности, а также многочисленные семейные, социальные, гражданские и религиозные обязанности, которые человек выполняет в свое свободное время

В настоящее время большинство ученых не разделяют, а, на­оборот, более полно идентифицирует понятия «досуг» и «свобод­ное время» Практически они слились.

Являясь основной сферой социально-культурной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени че­ловека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических по­требностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домаш­них, семейных обязанностей.

Характерными чертами досуга, свободного времени являются его неразрывные связи с содержанием труда человека, его семейно-бытовыми условиями, индивидуальными особенностями

В общих границах социального времени, которое измеряется такими единицами, как жизнь (детство, зрелость, старость), год, неделя, сутки, досугу отводятся различные объемы свободного времени

В суточный период, присущий обычному трудовому дню, включены компактные периоды нерабочего времени — до работы, во время обеденного перерыва, после работы

Недельный период, кроме этих интервалов нерабочего време­ни, включает в себя время «уик-энда», обычно совпадающего с днями субботне-воскресного отдыха

Годичный цикл включает еще один-два интервала компактно го нерабочего времени — это отпускное время Для учащихся вме­сто отпуска выделяется время каникул (от двух до четырех интер­валов в год)

Жизненный период охватывает всю жизнь человека, включая и то время, когда человек не занят на производстве, — детство, пен­сионный период. Каждый из этих этапов отличается разнообрази­ем использования свободного времени, досуг. занятий.

Таким образом, досуг, досуговое (или рекреационное) время -это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интел­лектуального совершенствования Наибольшими объемами досу-гового времени обладают дети и пенсионеры - весьма многочис­ленная категория населения. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хо­зяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т д

Предопределенность содержания и форм досуга сменой вре­мени года является господствующей чертой традиционной культу­ры каждого народа Досуг подчинен логике народного календаря И хотя сегодня мы менее зависим от природных явлений, необхо­димо в процессе социально-культурного проектирования и реали­зации досуговых программ постоянно учитывать вековые тради­ции ориентации на календарь природы, профессионально глубоко освоить этот принцип «календарного» функционирования тради­ционных народных культур, находить соответствующие календа­рю виды и формы социально-культурной деятельности, досугового культуротворчества,

Смена времен года обычно сопровождалась серией религиоз­ных и чисто бытовых праздников, ритуалов и церемоний. Так, на­пример, наряду с существованием семейной обрядности, характе­ризующей огромный культурно-воспитательный потенциал семьи - этой самой устойчивой социокультурной общности, широкое распространение имеет и общекулътурная обрядность, коллектив­ное общение «всем миром», иначе сказать, «общемирская обряд­ность».

Культура досуга - проведение человеком свободного вре­мени, которое сбалансировано по разным видам рекреационной, разви­вающей и развлекательной активности, наполнено социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как согласованное с отече­ственными традициями и отвечающее современным требованиям.

Культурно-досуговая деятельность выступает целесообразно орга­низованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а также с целями рекреации и социально-культурного развития.

На­звание «культурно-досуговая деятельность» отображает ее конструк­тивный характер, а также высокую общественную и индивидуальную значимость. культурно-до-суговой деятельности.

Формы и виды этой деятельности человек выбирает самостоятельно, исходя из ин­дивидуальных предпочтений, возможностей и уровня культурного раз­вития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей.

Когда говорят о культурно-досуговой деятельности, имеют в виду прежде всего, что она обозначает совокупную активность многих лю­дей, которые нуждаются в рекреации. Частным моментом культурно-досуговой деятельности, ее проявлением и своеобразной единицей из­мерения служит досуговое занятие, которое предполагает вовлеченность человека или многих людей в конкретный целостный процесс. Данный процесс может быть ограничен по времени от нескольких минут (на­пример, прослушивание музыкальной звукозаписи, участие в настоль­ной игре) до нескольких дней или недель (участие в туристском похо­де, праздничном марафоне). Каждое досуговое занятие имеет свой темп и ритм, которые задаются субъектами этой активности, подчинены осо­бенностям их психологии и духовным запросам.

Разновидности досуга и классификация досуговой деятельности

Виды досуговой деятельности и занятий человека в свободное вре­мя весьма многообразны по содержанию, типологическим свойствам, различны по формам проведения и организации.

Свести в единую схему все разновидности досуга и досуговьгх заня­тий не представляется возможным. В процессе анализа обычно исполь­зуются отдельные подходы и частные схемы, позволяющие классифи­цировать наиболее освоенные разновидности досуга, а также массовые формы его организации. Рассмотрим важнейшие типы досуга по ряду критериев, которые формируют эти типы, виды досуговой деятельнос­ти и разновидности досуговьгх занятий.

Крупные направле­ния досуга:

- досуг, реализуемый человеком или группой лиц на основе этнона-
циональных традиций, приобретающий спонтанный и органичный ха­
рактер, проводимый в привычных и распространенных формах. Такой
досуг, как правило, не требует сложных приготовлений, дорогостояще­
го оборудования, специальных помещений - настольные игры,
застолья, встречи, а также традиционные этнические праздники и обряды, народные игры, соревнования, спортивно-оздоровительные занятия
на свежем воздухе, охоту, рыбалку и др.

- специально организованный досуг- особенно характерен для групповых и массовых мероприятий, требует особых навыков разработки, реализуется после предварительной подготовки и невозможен без кон­троля менеджеров-профессионалов.

Организованный досуг подразделяется на разновидности, например, в зависимости от того, кто и с какой целью его организует. Так, следует вы­делить следующие субъекты организации досуга:

- специализированные фирмы, предоставляющие досуговые услуги разного рода, профиля и назначения на коммерческой основе для
широкого круга потребителей;

- специализированные культурно-досуговые структуры (каналы
СМИ, учреждения культуры, а также учреждения социокультурного про­
филя государственных, региональных или муниципальных органов вла­
сти — музеи, библиотеки, учебные заведения и т.п.), ориентированные
на широкую или на целевую аудиторию;

- общественные и политические организации, добровольные объе­
динения (партии, общественные движения, культурные сообщества, не­
государственные каналы СМИ), организующие досуговые мероприя
тия ради социально значимых целей, а также для своих сторонников;

- административно-руководящий состав трудовых коллективов и
предприятий (фирм, коммерческих организаций, производственных
объединений и т.п.), организующий досуг своего персонала;

- руководство подразделений военно-силовых и специальных струк­
тур, организующее досуг своего контингента (военнослужащих, воль­
нонаемных, состава исправительно-трудовых учреждений и др.);

- добровольные группы, желающие выступить перед широкой ауди­
торией (музыкальные молодежные ансамбли, самодеятельные театраль­
ные труппы и др.);

- религиозные структуры (церковные организации, религиозные об­
щины), организующие свободное время верующих.

 

Между неорганизованными и организованными направлениями до­суга имеется множество промежуточных и смешанных форм, когда до­суговые занятия одного типа дополняются занятиями другого типа. На­пример, семейный праздник проводится не дома, а, допустим, в ресторане.

Опираясь на данные современной науки, можно выделить бо­лее сорока основных, базовых структурных элементов досуга Сре­ди них спорт, рукотворчество, игра, театр, коллекционирование, музыка, туризм, самодеятельное художественное творчество и т.д. Разновидностей же этих элементов, моделей и форм бессчетное количество.

В современной социально-культурной ситуации досуг пред­стает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целях социально-экономического развития и Духовного обновления всей нашей жизни.

В настоящее время происходит существенная переоценка зна­чения досуга как социально-культурной категории в жизни обще­ства. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы досуг становится все более широкой сферой соци­ально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.

Досуговая деятельность имеет и ряд существенных особенно­стей. Во-первых, в отличие от трудовой деятельности, которая осуществляется в рабочее время и связана с жесткой организацией и обязательной регламентацией, досуговая деятельность предпола­гает свободное творчество личности. Этим родом деятельности в свое свободное время человек волен заниматься или не заниматься по своему собственному усмотрению. Во-вторых, если цель тру­довой деятельности состоит прежде всего в производстве необхо­димых средств и условий жизни, то в процессе досуговой деятель­ности такой конечный результат не имеет для человека принципи­ального значения, важнейшим стимулом здесь является чувство внутреннего удовлетворения, которое он испытывает во время то­го или иного досугового занятия. В-третьих, обладая огромным диапазоном видов своего проявления, досуговая деятельность предполагает в одних случаях активное участие человека, в других - его пассивное расслабление, в одних случаях отличается конст­руктивностью, ярко выраженной творческой направленностью, в других - может носить деструктивный, антисоциальный, даже криминальный характер.

Концепции досуга.

К довольно ранним и устойчиво сложившимся относятся ме­дико-биологические (курортологические, оздоровительные) кон­цепции досуга Основу этих концепций составляет разработка ме­ханизмов лечения заболеваний или предупреждение их с помощью лечебных природных факторов, контакт с которыми, естественно, возможен лишь в нерабочее, свободное время.

Отдельную группу составляют культурологические и соци­ально-культурные концепции досуга. Во главу угла они ставят со­держательное наполнение свободного времени. Досуг в этих кон­цепциях воспринимается как сфера образования, воспитания лич­ностной и социальной культуры, личностных и гражданских ка­честв, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно-историческими ценностями, наследием каждого народа,

С культурологическими концепциями досуга тесно связаны и его экологические, природоориентированные концепции.

В определенном смысле техноэкономическая концепция досу­га, ставящая в центр внимания рентабельность оказываемых услуг, носит не столько гуманистический, сколько чисто коммерческий характер. Здесь конкретный человек (ребенок, подросток, взрос­лый) становится, по существу, клиентом, от которого получают доход, прибыль.

Главное условие досуга — поиск состояния удовлетворенно­сти. Это состояние может быть лишено всякого напряжения, кон­центрации умственной деятельности, но достигается оно благода­ря самодисциплине, добровольным усилиям или даже направлен­ности на вознаграждение. Поиск разнообразия также относится к фундаментальным ха­рактеристикам досуга Когда человек не получает ожидаемого удовольствия или развлечения, досуг для него теряет смысл, пере­стает быть полноценным, обедняется.

На выбор досуговых занятий существенно влияет социальная принадлежность человека Отсюда большие различия в этом вы­боре у разных социально-демографических групп Одни предпо­читают активные виды спорта, экскурсии, поездки зa город, куль­турные мероприятия У других на первом месте телевизор, посе­щение спортивных зрелищ, уход за садом и огородом и др

Факторами, влияющими на выбор досуговых форм, являются материальная обеспеченность, культурные различия, исторически сложившиеся национальные особенности различных слоев и групп, местные условия, состояние здоровья, семейное положение и др.

Вот почему среди главных принципов, лежащих в основе кон­цепций современного социально-культурного досугового центра, выделяются требования целостности, полноты, доступности и не­прерывности сферы досуговой деятельности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: