Эргономические показатели




Эргономические показатели – это количественные характеристики одного или нескольких ее эргономических свойств, используемых для определения ее соответствия эргономическим требованиям, определяемым свойствами человека и характеристиками среды использования и предъявляемыми к изделию для повышения эффективности взаимодействия человека и данного изделия

Эргономика – научная дисциплина, изучающая человека в конкретных условиях его деятельности в современном производстве. Эргономика возникла и ее актуальность все возрастет со значительным усложнением технических средств, возрастания ответственности работы на современном оборудования, скорости работы и повышения ответственности за выполняемые операции, например управление огромным пассажирским самолетом на сверхзвуковой скорости. Эргономика сформировалась на стыке наук - психологии, физиологии и гигиены труда, социальной и инженерной психологии, анатомии, антропометрии и т.д.

При проектировании новой и модернизации существующей техники очень важно знать и учитывать возможности и особенности людей, которые ею будут пользоваться. Здесь необходимо учитывать возраст, пол, национальность человека. Например, жители Азии более низкого роста, чем жители Скандинавии, следовательно, высота, расположение органов управления, поставляемого в эти страны оборудования, должно учитывать эти особенности. При решении такого рода задач необходимо согласовывать между собой отдельные рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда и т.п., на основе комплексной информации делать выводы и принимать решения.

Человек, техника и окружающая среда рассматриваются в эргономических исследованиях как сложная система. Основной объект исследования эргономики – система «человек – машина». Эргономика изучает характеристики человека, машины, среды их функционирования, разрабатывает методы учета этих факторов при создании машин и приборов, изучает проблемы целесообразного распределения функций между человеком и машиной, функционирования человеко-машинных систем, определения критериев оптимизации таких систем. Эргономика дает рекомендации для процесса проектирования и создания новых типов машин, приборов, предметов потребления и т.п.

Эргономические показатели играют заметную роль в определении качественных показателей изделия. Они делятся на следующие подгруппы:

- гигиенические показатели, используются при определении соответствия изделия санитарно-гигиеническим нормам и рекомендациям, условиям жизнедеятельности и работоспособности человека при взаимодействии его с изделием. Это в основном – температура, освещенность, давление, влажность, запыленность, токсичность, шум, вибрация, уровень радиации, уровень электромагнитного поля и т.д.

- антропометрические показатели, характеризуют соответствие изделий размерам и форме человеческого тела и его отдельных частей. Например, расположение рычагов управления металлорежущего станка, расположение и форма кресла в кабине управления самолета или автомобиля. Для удобства формирования и использования этих показателей строятся специальные диаграммы и схемы, изображающие взаимодействие человека с изделием, на которых выделяются зоны досягаемости рук, углы поля зрения при разном размещении органов управления, индикаторов,

- физиологические и психофизиологические показатели характеризуют соответствие изделия и его отдельных элементов физиологическим свойствам человека, а также возможностям и особенностям его органов чувств. Физиологические показатели – это соответствие изделия следующим возможностям человека: силовым, скоростным, энергетическим, переносимости монотонного труда, быстроте реакции и т.п. Психофизиологические показатели – это соответствие изделия следующим возможностям человека: зрительным, слуховым, тактильным, вкусовым, обонятельным.

- психологические показатели определяют соответствие изделия возможностям восприятия, осознания и переработки информации, закрепленным и вновь формируемым навыкам человека и т.п. 5. Эстетические показатели

Эстетические показатели

В условиях усиливающейся конкуренции на рынке сбыта эстетические показатели при равенстве других показателей приобретают огромное значение при выборе товара покупателем. Эти показатели характеризуют такие важные для потребителей продукции свойства, как информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, колористическое оформление, соответствие среде, стилю и моде, гармоничность, стабильность товарного вида и т.д.

Эстетика – наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу чувственного как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. Вместе с тем эстетика не ограничивается только изучением закономерностей чувственного и художественного освоения человеком мира, но и направляет это освоение, вырабатывая определенные критерии эстетической оценки, программы и приемы художественной деятельности. Многие положения, критерии, оценки и рекомендации и лежат в основе художественного конструирования изделий, создавая их эстетическую привлекательность как одну из важных составляющих их качества и конкурентоспособности.

Эстетические показатели – это информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенства производственного исполнения, стабильность товарного вида.

Информационную выразительность можно разделить на:

- знаковость изделия – это художественно-образное выражение социально значимой информации, что позволяет изделию демонстрировать собой социально-эстетические взгляды и представления общества;

- оригинальность изделия – это своеобразие признаков формы, присутствие в форме изделия элементов самобытности и своеобразия, выделяющих данное изделие среди других аналогичных;

- соответствие моде – характеризует свойства изделия, соответствовать современным существующим в обществе в данное время представлениям о красивом, эстетически привлекательном, престижном. Этот показатель достаточно субъективен и имеет тенденцию быстрого изменения и непредсказуемости.

- стилевое соответствие – это общность средств и приемов художественной выразительности, характеризующая соответствие устойчивых черт формы изделия уровню культурного развития потребителей.

Рациональность формы включает:

- функционально-конструктивная обусловленность, проявляющаяся в обеспечении соответствия формы изделия его назначению, конструктивному исполнению, особенностям технологии изготовления и применяемым материалам;

- эргономическая обусловленность, определяемая выявленностью в форме изделия особенностей взаимодействия человека с изделием.

Целостность композиции состоит из следующих компонентов:

- организованность объемно - пространственной структуры, проявляющаяся в логичности пространственного строения формы;

- тектоничность, проявляется в художественном осмыслении реальной работы конструкций и материалов;

- пластичность, проявляющаяся в логичности взаимопереходов и связей формы и объемов;

- упорядоченность графических и изобразительных элементов;

- цветовой колорит и декоративность.

Совершенство производственного исполнения оценивается показателями: чистота выполнения контуров и сопряжений, тщательность покрытия и отделки.

Стабильность товарного вида характеризуется четкостью исполнения знаков сертификации, товарного знака, оформлением документации, видом упаковки.

Эстетические показатели качества продукции определяются органо-лептическими и экспертными методами, оцениваются обычно в баллах и рейтингах.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!