Возможные темы докладов и заданий по дисциплине «Национальная экономика Беларуси» на практические и семинарские занятия №№8-15
Внимание! Не более 4-х выступлений (по теме доклада или с результатами выполнения заданий) на одно занятие. Продолжительность выступления – до 5-6 минут.
Раздел: «Роль государства в экономике Республики Беларусь и формирование социально ориентированной рыночной экономики» (4 занятия)
Тема: «Государственное регулирование экономики: цели и функции»
Тема: «Структура государственного управления и основы методологии и организации макроэкономического прогнозирования и программирования в Республике Беларусь»
(две темы на 1 занятие)
1. Особенности переходных процессов в национальной экономике Беларуси.
2. Республиканские органы макроэкономического регулирования.
3. Управление государственным сектором экономики: модели, организация, методы, пути совершенствования.
4. Причины, определяющие возрастание экономической роли государства.
5. Мировые тенденции формирования систем государственного регулирования социально-экономического развития.
6. Трансформация представлений о роли государства в современной экономике.
7. Административные методы государственного регулирования экономики.
Тема: «Формирование и развитие рыночных институтов в Республике Беларусь» (1 занятие)
Задание
Приведите примеры создания в Беларуси холдингов (в строительной отрасли, в информационной отрасли, и в др. отраслях белорусской экономики)? Насколько создание холдингов соответствует современной схеме организации производства, основанной на таких понятиях как субконтрактация, аутсорсинг, кластеры, которая сложилась в мире за последние 20-30 лет? В какой степени создание таких холдингов соответствует задачам повышения эффективности хозяйственной деятельности, а также таким ее направлениям, как проведение реструктуризации и приватизации предприятий, поиску новых эффективных собственников, в том числе среди иностранных инвесторов?
- Малое предпринимательство в экономике Беларуси (региона), основные формы его поддержки и регулирования.
- Современные методы управления государственной собственностью
- Государственно-частное партнерство: сущность и возможности развития в Беларуси
- Изменение структуры собственности в трансформационной экономике Беларуси.
- Роль институтов в рыночной трансформации Беларуси.
- Приватизация в Беларуси: проблемы, последствия, уроки.
- Приватизация и проблемы реструктуризации предприятий в Республике Беларусь.
- Пересмотр ценностных ориентиров общества и необходимость структурной перестройки экономики государства.
- Роль и значение рынка капитала.
- Интеллектуальная собственность и проблемы ее защиты в РБ.
- Пути развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь.
- Роль доверия в экономике (см. работы Ф.Фукуяма).
Тема: «Финансово-кредитная система Республики Беларусь» (1 занятие)
- Направления совершенствования налогообложения юридических лиц в РБ.
- Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики.
- Особенности инфляционных процессов в экономике Беларуси.
- Выгодна ли инфляция государству?
- 5 Бюджетно-налоговая политика государства в Республике Беларусь.
- Механизм и инструменты денежно-кредитной политики государства.
- Особенности денежно-кредитной политики в экономике Беларуси.
- Особенности валютной политики в национальной экономике Беларуси.
Задание.
Рассчитайте размер инфляционного налога в Беларуси за период январь-сентябрь 2011 года. Кто получил средства от этого инфляционного налога, куда они были перераспределены?
Задание. Построить аналогичный график для Беларуси.
С 1995 года и/или с 2001 и/или 2005 года (чем глубже анализ данных, тем выше балл за выполнение задания).
Уровень цен – это показатель ИПЦ (на сайте Белстата или в библиотеке Белстата; выпускаются отдельные сборники по динамике цен).
Предложение денег – это агрегат М2 (на сайте Нацбанка или в Бюллетене банковской статистики). Можно одновременно собирать данные и по другим агрегатам – М0 и М1. По ним стоит также построить графики (для каждого агрегата отдельно), вдруг выяснится что-то необычное.
Задание
Построить аналогичные графики для стран с развитой рыночной экономикой (по трем-четырем странам).
Данные можно получать на сайтах статистических органов государств.
Тема: «Государственное регулирование социального развития» (1 занятие)
1. Зарубежный опыт социальной защиты населения и возможности его использования в Республике Беларусь (по отдельным странам).
2. Интегральные показатели уровня жизни: разработка и проблемы использования при анализе национальной экономики.
3. Основные положения Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» от 14 июня 2007г. № 239-З.
4. Возможности использования «социальной карты» при проведении социальной политики государства.
5. Реализация принципа адресности в социальной политике государства.
6. Адресная социальная помощь в Республике Беларусь: условия предоставления и основные характеристики за 2010-2011 гг.
7. Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты: основные функции и показатели работы.
8. Основные проблемы социального страхования в Республике Беларусь.
9. Повышение пенсионного возраста в Республике Беларусь: «за» и «против».
10. Достоинства и недостатки системы социальных гарантий в Республике Беларусь.
11. Оценка уровня бедности в стране: преимущества и недостатки различных подходов.
Задание
Проанализируйте некоторые из наиболее существенных изменений в стиле жизни населения Беларуси. Как они могут влиять на работу предприятий, на выработку мероприятий государственной экономической и социальной политики?
Тема: «Проблемы экономического роста и обеспечения устойчивого развития Республики Беларусь» (1 занятие)
1. DJSI (Dow Jones SustainabilityIndex) – методика расчета, рейтинг предприятий и возможности применения в Беларуси
2. Оцените динамику сбережений населения Республики Беларусь и их соотношение с ВВП. Какие мероприятия необходимы, чтобы стимулировать их инвестирование в национальную экономику
3. Современные теории экономического роста.
4. Экономический рост и развитие: возможно ли одно без другого?
5. Концепция «нулевого роста».
6. Экономический рост и проблема догоняющего развития.
7. Зачем и как разработать Местную повестку – 21?