Приложение. Примеры упражнений по групповой психотерапии




(М. Ал. Гулина)........................................ 323

Чтобы «лед тронулся»...........................................323

Самые большие ожидания и самые большие опасения................324

Пища для размышлений: незаконченные предложения...............326

Роли выживания в семье: психодрама..............................329

Альтернативы гневу.............................................332

Игры со стыдом................................................335

Слова, которые ранят...........................................337

Список использованной литературы............................339

Список рекомендуемой литературы............................345

Предметный указатель.....................................347

За годы работы в области неклинической психологии и социальной помощи мы накопили не только опыт по­нимания человеческой боли, но и умение интегрировать ее в нечто созидающее. (Как сказал один социальный работник: «Мы, конечно, можем сесть и заплакать от всего этого, но кому это поможет?») Мы надеемся, что все это нашло отражение на страницах нашего учебника.

Коллектив авторов

Предисловие

Развитие социальной работы как государственно организованных программ помо­щи наименее защищенным слоям населения в нашей стране началось только чуть более 10 лет назад, хотя традиции попечительской и благотворительной деятель­ности были достаточно глубокими в дореволюционной России. Рождением, или институализацией, социальной работы как профессиональной области можно счи­тать 1870 год: время первой Национальной конференции социальных работников США. В настоящее время за рубежом социальная работа — отдельная научная об­ласть, в которой проводятся обширные исследования, защищаются диссертации и присваивается ученое звание Professor of Social Work (профессор социальной ра­боты); практически каждый зарубежный университет имеет в своем составе от­дельный факультет социальной работы, где требования к профессиональным на­выкам выпускников очень высоки. Развитие социальной работы в нашей стране даже в сравнительно короткий срок со всей очевидностью показало такую же не­обходимость профессионализации этой одной из самых гуманных практик.

Это, в свою очередь, невозможно без развития психологии социальной работы, так как профессионализация социальной работы связана именно с пониманием психологических механизмов и возможных последствий — как положительных, так и отрицательных — действий социальных работников, психологов, психиат­ров, социальных педагогов, работников приютов, служащих собесов, пеницитарных и других подобных учреждений, занятых в различных социальных программах.

В главах учебника, посвященных общим теоретическим и методологическим вопросам, большое внимание уделено динамике представлений о предмете соци­альной работы. Если довоенный период характеризовался большим вниманием к прагматическим проблемам, с которыми сталкивались социальные работники, то в послевоенный период, параллельно с бурным развитием альтернативных пси­хоанализу направлений в психологии личности и психотерапии, социальная рабо­та стала приобретать все более психологическое содержание как практика и все более часто психологические концепции стали привлекаться для интерпретации накапливаемого опыта. Эта тенденция психологизации социальной работы в ее определенных разделах простирается вплоть до современного периода, когда пи­шутся труды по «лечению в социальной работе» (например, F. Turner, Social Work Treatment [«Лечение в социальной работе»], 1979), по психодиагностике в соци­альной работе, а практическая подготовка социальных работников складывается из разнообразных тренингов по навыкам вмешательства в ситуацию, требующую

помощи (intervention skills), по умению слушать клиента и т. д. Так, уже в 1954 г. предметом социальной работы стало считаться предотвращение и снижение соци­ально и психологически опасных эффектов кризисных ситуаций; акцент также ста­вился на развитие этичных гармоничных и эффективных взаимоотношений между индивидуумом и обществом и сообществом, в которых он находится. Ведущими в социальной работе стали 3 крупных блока методов: консультирование, поиск ре­сурсов и создание сети вокруг клиента. Стало ясно, что в отличие от других прак­тик целью социальной работы должно быть самоусиление человека, которому ока­зывается помощь.

Над теорией социальной работы в послевоенных Европе и Америке работала целая плеяда крупных теоретиков, часть из них видела функции социальной рабо­ты в помощи людям достичь таких взаимоотношений, которые способствуют реа­лизации их потенциала в соответствии с их культурными обычаями и ценностя­ми. Замечательное по своей лаконичности определение дал американский ученый Г. Херн, который в 1958 г. писал, что «взаимоотношения являются сущностью со­циальной работы, будучи как ее целью, так и ее средствами». Интересно, что по времени это очень близко к периоду разработки в советской психологии В. Н. Мя-сищевым его концепции, где сходным образом была определена сущность психо­терапии.

Социальная работа в истории развития своего предмета претерпела ряд ради­кальных изменений фокуса исследования, самым серьезным таким изменением является смещение внимания от причин к функции: от поиска и излечения при­чин дисфункций к созданию работающей адекватной программы, в которой обще­ство несет ответственность за данную дисфункцию. Прежние модели «помощи нуждающимся» становятся все менее популярными: практика социальной работы отражает все более развивающуюся демократическую этику, что проявляется в понимании социального благополучия как «права» всех и каждого, а не «дара» привилегированных непривилегированным, хотя верно и то, что социальные ра­ботники и по сей день отождествляют себя с давней традицией беспокойства и от­ветственности за нужды людей и социальные стрессы.

Первая в России специализация «психология социальной работы» была со­здана на кафедре социальной адаптации и психологической коррекции личности факультета психологии СПбГУ в 2000 г.

Основным направлением учебной работы кафедры и специализации стала подготовка психологов (как теоретиков и исследователей, так и практиков) для

сферы оказания неклинической психологической помощи всем слоям населения, особенно наименее защищенной его части — это, например, дети — социальные сироты; люди, пережившие острую утрату или находящиеся в посттравматиче­ском состоянии; дисфункциональные семьи или семьи в периоды кризисов, ми­граций и т. п.

Все авторы учебника — практикующие в своей области специалисты, выпуск­ники факультета психологии СПбГУ, практически все обучались или стажирова­лись за рубежом и на своем опыте знают, как непросто «трансплантировать» зару­бежные социальные программы в условия современного российского общества.

Над книгой также работали выпускники кафедры: ст. преподаватель СПбГУТ им. М. А. Бонч-Бруевича С. Ф. Левин, психолог-консультант центра помощи жен­щинам «Цапля» О. В. Александрова, психолог-исследователь центра помощи семьям «Хоум-Старт» Ю. А. Чупахина, психолог Челябинского центра занятости И. Ю. Налимова-Большакова.

М. А. Тулина

От издательства.

Марина Анатольевна Гулина — доктор психологических наук, профессор, заве­дующий кафедрой социальной адаптации и психологической коррекции лично­сти СПбГУ, автор более 80 научных работ, из которых около 20 опубликованы за рубежом. М. А. Гулина является дипломированным специалистом в области пси­хоанализа, гештальт-терапии и рационально-эмотивной терапии; состоит членом профессиональных психологических обществ России (РПО), Санкт-Петербурга (СПбПО), США (АРА, ІАТА), Великобритании (EEG&BPS); член редакционного совета международного журнала The British Journal of Social Work. Является руко­водителем ряда проектов социальной и психологической помощи, практикующий психотерапевт.

Автограф стихотворения С. Есенина «Русь уходящая»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: