Этические правила деятельности психолога




На данный момент одним из наиболее острых вопросов подготовки психологов является проблема оценки уровня профессионализма специалистов. На пути ре­шения этой проблемы необходимым видится создание свода этических правил для психологов, работающих в настоящее время в нашей стране, и построение обучения психологов в соответствии с этическими нормами профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность психологов направлена на развитие научного психологического знания о человеке, основанного на экспериментальных иссле­дованиях и данных, полученных с помощью валидных и надежных методов. Пси­хологическое научное знание может рассматривать человеческое поведение в раз­личных контекстах, поэтому психолог может нести различные профессиональные функции и обязанности и выступать как теоретик, исследователь, преподаватель — учитель — тренер, психодиагност, психотерапевт, супервизор (преподаватель пси­хотерапии, отвечающий за профессиональный рост психолога-психотерапевта), консультант, администратор, воспитатель, социальный работник, эксперт. Во всех случаях целью работы психолога является развитие научного понимания челове­ческого поведения и, если это необходимо и целесообразно, практическое исполь­зование научного знания в целях улучшения условий существования и функцио­нирования как индивида, так и социальной группы или (со)общества. Психологи признают важность свободы в постановке научной проблемы и в выражении сво­их научных взглядов. Они также стремятся помочь людям в развитии их способ­ности понимать свое поведение и поведение других людей.

Цель этических правил — способствовать нормальному функционированию индивидов и групп, с которыми психологи работают, а также обеспечить защиту обеих сторон. Следование этическим правилам является индивидуальной ответ­ственностью каждого, кто стремится к высоким стандартам профессиональной практики и поведения. Этические правила психологов основываются на обще­человеческих ценностях, а также логически вытекают из профессионального опыта. Соблюдение правил принци­пиально важно в профессиональной деятельности, но мо­жет не распространяться на частную жизнь психолога. Ниже приведены важнейшие правила деятельности пси­холога.

1. Профессиональная компетентность. Психологи стремятся поддерживать высокие стандарты профессионализма в своей работе. Они признают ограниче­ния их собственной компетентности и границы их экспертизы. Они предлагают только те услуги, оказывают психологическую помощь, используя те методы и техники, которые прошли апробацию в психологическом образовании, в психоло­гическом исследовании и в психологической практике. Психологи отдают себе от­чет в том, что необходимый уровень компетентности различается в зависимости

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

М. Монтень. Опыты

от различных областей, где они работают. В тех областях, где признанных стан­дартов еще не существует, психологи принимают необходимые меры предосто­рожности, чтобы обеспечить безопасность тех, с кем они работают: это могут быть коллеги, студенты, испытуемые, клиенты или пациенты, а также группы. Психо­логи признают важность релевантной научной информации и постоянного даль­нейшего обучения в области, где они работают.

2. Научная ответственность. Цели психологического исследования не долж­ны ставить под сомнение или угрозу физическое и психическое здоровье людей, а также гражданские и человеческие права как взрослых, так и детей и подростков.

Психологи отвечают за соответствие используемых ими методов и норматив­ных шкал общепринятым в России стандартам и целям их собственного исследо­вания.

Психологи не предоставляют неспециалистам возможность использовать пси­хологические методы (тесты, опросники и др.) и методы психотерапевтической и консультационной работы.

Конструирование новых тестов и опросников, а также других прикладных ме­тодов должно базироваться на научно обоснованных процедурах стандартизации, валидизации, проверки надежности, а также должны быть разработаны инструк­ции и рекомендации для внедрения их в практику.

Психологи признают границы определенности психологических диагнозов, за­ключений и прогнозов, которые они делают.

3. Честность. Психологи осознают то влияние, которое оказывают их собствен­ные системы ценностей, убеждения, взгляды и потребности на их профессиональ­ную деятельность, поэтому в области научных исследований, в обучении, практи­ческой работе, в публикациях они ведут себя честно, справедливо и уважительно по отношению к другим. В описании своей квалификации, в научных, финансо­вых и других отчетах, в практической деятельности и публикациях они не пред­ставляют ложных сведений, фактов. Плагиат считается недопустимым, даже если заимствование (экспериментальных данных, авторских методов или цитирование без ссылок) произошло непреднамеренно. При опубликовании данных, выводов, заключений, которые впоследствии оказались преждевременными или неверными, считается необходимым обсуждение этого автором в последующих публикациях. Психологи избегают этически неприемлемых и потенциально вредных двойст­венных профессиональных взаимоотношений.

4. Социальная ответственность. Психологи уважают право каждого человека на конфиденциальность, самоопределение, частную жизнь, равные возможности, несмотря на то что они осознают важность культурных, индивидуальных, ролевых различий, таких как возраст, пол, национальность, этническая принадлежность, религия, сексуальная ориентация, язык, социо-экономический статус, состояние физического и психического здоровья. Психологи не участвуют в заведомо не­справедливых и дискриминационных акциях. Психологи стараются предотвра­тить возможное неправильное использование их методов и результатов работы. Психологи развивают те практики, которые служат интересам людей, их психиче­скому здоровью, развитию способностей, социальной безопасности и благополу­чию.

Отношения психологов (консультантов, психотерапевтов, социальных работ­ников) с клиентами (пациентами) помимо соблюдения общих этических правил

предусматривают соблюдение конфиденциальности, а именно: информация о лич­ной частной жизни клиентов не передается другим лицам, исключая те случаи, когда:

а) соблюдение конфиденциальности влечет за собой нанесение ощутимого вреда основам общественного устройства, морали и нравственности, а также безопас­ности других людей;

б) психолог защищает права и здоровье ребенка или подростка;

в) психологу необходимо проконсультироваться со своим супервизором или груп­пой коллег. В этом случае соблюдается анонимность, т. е. все данные, позво­ляющие идентифицировать клиента, остаются в тайне.

Каждое психологическое сообщество может создать этические комиссии для обсуждения спорных и сложных случаев практики нарушения этических правил. Этические комиссии могут рассматривать научно-исследовательские и социаль­ные программы и проекты с точки зрения соблюдения этических правил. Целью работы комиссии является не дискриминация (дискредитация) коллег, а повыше­ние профессиональных стандартов работы психологов.

Личностные качества, необходимые для профессиональной социальной работы

Хотя хорошими социальными работниками могут стать люди с разными интере­сами, умениями и возможностями, тем не менее существует несколько основных характеристик, требующихся для этой профессии.

1. Знания, необходимые для оказания профессиональной помощи и услуг от­дельным лицам, группам, организациям или обществу. Это знания о поведе­нии человека, социальной политике и программах, ценностях и этике, о спосо­бах выработки оценки собственной практики.

2. Навыки анализа конкретной ситуации, облегчения проблем клиента, защиты его интересов и других соответствующих способов взаимодействия с людьми, которые ищут помощи и которым необходимо оказать ее.

3. Поддержка таких ценностей, как гуманность, справедливость, самоопределе­ние, конфиденциальность, антидискриминация и честность в профессиональ­ной деятельности.

4. Сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения в профессиональных це­лях.

5. Признание и принятие того факта, что часто один человек должен брать на се­бя ответственность за создание новых организаций и общественных институ­тов, если они необходимы для всех.

6. Глубокая и искренняя заинтересованность в клиентах и работе с ними.

7. Настрой на работу в трудных условиях и решение сложных социальных про­блем.

Очевидно, что перечисленные качества будут по-разному проявляться в различ­ных ситуациях. Сегодня практикующему социальному работнику, чтобы решить проблемы клиентов, необходима масса различных умений.

В процессе подготовки социальных работников было многое сделано для того, чтобы дать людям общие знания и умения на уровне высшей школы, которые за­тем совершенствовались бы в процессе непрерывного образования. Социальный работник в своей профессиональной деятельности может выполнять разные со­циальные роли: защитника интересов клиента, педагога, посредника, организато­ра в общине, медика, консультанта, администратора, эксперта по вопросам поли­тики. Предполагается, что во время учебы студенты будут иметь возможность развивать умения, необходимые в исполнении нескольких ролей, но прежде они должны иметь возможность узнать о них и ознакомиться с ними на практике. Для этой цели необходимо организовывать практическую работу под наблюдением хороших наставников (супервизоров) в действующих социальных агентствах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: