Психология социальной работы с детьми, пережившими насилие в семье




Проблема насилия в семье в современном обществе очень актуальна, и, несмотря на то что этот вопрос сравнительно недавно стал объектом интереса социальных и психологических наук, существует довольно много исследований в этой области. Большинство из них выполнены западными специалистами, так как в результате ряда исторических причин проблема насилия над личностью в России только на­чинает изучаться.

Поскольку это новая, активно разрабатываемая научная тема, то на настоящий момент не существует единого определения насилия. Зарубежные специалисты, в частности К. Браун, считают, что кроме преступлений это понятие включает в себя принуждение или поощрение совершать действия или поступки, которые че­ловек совершать не хочет; вовлечение кого-либо в деятельность с помощью обма­на или угроз; препятствие выполнению того, что человек выполнять хочет; зло­употребление властью (в широком смысле этого слова); также в понятие насилия входит пренебрежение родителями своими обязанностями, унижение человече­ского достоинства и любое нарушение внутренней границы личностных пережива­ний. Как правило, выделяют физическое, вербальное, психологическое и сексу­альное насилие, при этом вербальное насилие может включаться в понятие психо­логического насилия.

Насилие по отношению к детям

Существование феномена насилия по отношению к детям, а в особенности семей­ного насилия над детьми, в большинстве стран было признано только во второй половине XX в. Так, в США только в середине 1960-х гг. были утверждены зако­ны, предусматривающие юридическую ответственность родителей за насилие над детьми и пренебрежение родительскими обязанностями; вслед за этим начали фор­мироваться службы защиты детей и центры помощи семье, появились первые пси­хологические исследования последствий избиения детей (battered child syndrome: «синдром избиваемого ребенка»).

Такое позднее обращение психологии к этой теме культурно-исторически обусловлено тем, что вплоть до начала XX в. в обществе было широко распростра­нено мнение, что дети — всего лишь вид собственности взрослых. К детям относи­лись как к миниатюрным, неполноценным людям на протяжении всей истории человечества, отражение такой позиции широко представлено, например, в худо­жественной литературе, в изобразительном искусстве. Философы, за исключени­ем, пожалуй, Ж. Ж. Руссо, не касались вопросов детского мышления.

Эта точка зрения стала постепенно отмирать только начиная с эпохи Воз­рождения, когда родители лишились права на жизнь и смерть своего ребенка, но в основном вплоть до начала XX в. внутренний мир ребенка и его проблемы не

являлись предметом отдельного изучения. Например, в области психотерапии не существовало специального направления, посвященного детям. Любое отклоне­ние объяснялось в терминах «дурных наклонностей» или недостатков воспита­ния. 3. Фрейд был первым ученым, указавшим обществу на психологическую глу-

---------;----------------------1 бину и важность переживаний ребенка. Так, в работе «Два

учеїімИ^каЬзавПшимЬоМб- случая детской лжи», например, он прямо называет за-ществу на психологиче- щитной амнезией склонность взрослых вытеснять память скую глубину и важ- 0 глубине и травматичности собственного детского эмо-

оебенка РЄЖИВаНИИ ционального опыта. Именно поэтому взрослые часто иг-

--------------------------------' норируют детское страдание, если считают, что причина

его — «несерьезная», хотя на самом деле, например, мальчик, плачущий о сломан­ной машинке, заслуживает куда большего внимания, чем мужчина, повредивший свой автомобиль: у ребенка гораздо меньше возможностей выбора, и он знает о способах замещения страдания куда меньше, чем взрослые. Отметим, что жест­кие или непонятные формы игнорирования чувств детей (например, высмеивание или прекращение общения с ребенком в качестве меры наказания за проступок) могут являться формой эмоционального насилия над ними.

Различные формы жестокого обращения с ребенком в отечественной литера­туре определяются следующим образом.

Физическое жестокое обращение определяется как любое нанесение поврежде­ния ребенку в возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим уход.

Сексуальное насилие над детьми — это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

Пренебрежение — это хроническая неспособность родителя или лица, осущест­вляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-лет­него возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

Психологическое насилие делится на психологическое пренебрежение и психо­логическое жестокое обращение.

<■ Психологическое пренебрежение — это последовательная неспособность ро­дителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимые поддержку, внимание, чувство надежной привязанности.

■Ф- Психологическое жестокое обращение — хронические негативные паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.

Такое разделение может быть полезным для достижения более глубокого тео­ретического осмысления проблемы насилия над детьми, но в реальности все вы­шеперечисленные формы, как правило, встречаются в сочетании.

Стоит добавить, что физическое и сексуальное насилие подразумевают нали­чие психологического насилия, но не наоборот. Психологическое и физическое насилие менее изучены, чем сексуальное, так как включают в себя крайне широ­кий спектр действий, субъективная оценка которых жертвой играет важную роль. Сегодня большинство специалистов в области оказания помощи детям, пережив­шим насилие, отмечают, что механизмы травматизации и психологические по­следствия при всех формах насилия носят сходный характер. В то же время суще-

ствует и другая точка зрения, согласно которой психологические последствия разных форм на­силия имеют существенные различия.

Необходимо отметить, что тема насилия над детьми по понятным причинам воспринимается людьми, особенно столкнувшимися с ней впер­вые, как крайне тяжелая. Нам, взрослым, не хо­чется верить, что дети могут страдать от рук соб­ственных родителей, что преступления против них далеко не всегда совершаются «маньяками», что это может происходить по соседству с нами, Ребенок — жертва насилия

в нашем доме. В результате многие отказывают­ся верить в существование такой проблемы и воспринимают ее как надуманную. Это очень опасное представление, так как фактически лишает людей, переживших и переживающих насилие, возможности обратиться за помощью и получить ее.

Заслуживают отдельного внимания статистические данные о степени распро­странения насилия над детьми как за рубежом, так и в нашей стране.

Все виды насилия. В 1973 г. американский исследователь Р. Дж. Лайт установил, что ежегодно в США происходит примерно 1 500 000 случаев всех видов дурного обращения с детьми. В соответствии с исследованиями 1987 г. число случаев на­силия на настоящий момент увеличилось на 74%, что, скорее всего, связано не с увеличением числа таких случаев, а с улучшением функционирования служб помощи жертвам насилия и с изменением общественного мнения по этому вопросу.

Сексуальное насилие. Д. Финкелхор, проведя анализ многочисленных исследо­ваний, пришел к выводу, что в Западной Европе и в Северной Америке число жертв сексуального насилия в семье в детстве среди женщин колеблется от 7 до 36%, а среди мужчин — от 3 до 29%. Он также сделал вывод, что наиболее реали­стичными являются следующие цифры: 20-30% женщин и 10-15% мужчин пере­жили сексуальное насилие в семье в возрасте до 18 лет.

В соответствии с другими исследованиями контактному сексуальному наси­лию подвергаются 20-30% девочек в возрасте до 14 лет и 10% мальчиков, причем в 75% случаев агрессор знаком ребенку и в 45% случаев — это близкий родствен­ник или друг семьи.

Физическое насилие. Исследования распространенности физического насилия над детьми проводить крайне сложно в силу отсутствия четкого определения это­го явления. В результате таких исследований мало, и далеко не все они заслужи­вают доверия. Данные, отражающие распространенность только крайних форм физического насилия по отношению к детям (нанесение телесных повреждений различной степени тяжести), показывают, например, что в США от 11 до 14% де­тей в год получают серьезные травмы от рук родителей и других близких родст­венников. Ретроспективные исследования на выборках студентов показывают, что от 10-20% учащихся переживали в детстве физическое насилие со стороны роди­телей, приводящее к травмам (ушибы, порезы). Организации по защите детства приводят следующие данные: в США от 1000 до 5000 детей в год погибают в ре­зультате как случайных, так и преднамеренных действий родителей.

В России не проводилось широких эпидемиологических исследований распро­страненности насилия над детьми. Отдельные организации (благотворительные фонды, детские учреждения) ведут собственную статистику. Большинство этих данных позволяет лишь косвенно судить о распространенности насилия над деть­ми в России: например данные о количестве беспризорных детей.

Согласно статистике МВД, в Российской Федерации около 1000 000 беспри­зорных детей. Негосударственные организации утверждают, что реальная цифра в 2-3 раза выше. Также, согласно данным Министерства образования РФ, начи­ная с 1994 г. количество безнадзорных детей ежегодно увеличивается примерно на 115 000. Около 1 500 000 детей не посещают школу.

В 1997 г. по сравнению с 1995 г. на 7,2% возросло число исков о лишении роди­тельских прав, удовлетворенных судами РФ. Всего в 1997 г. 27640 человек были лишены родительских прав. Делая заключения на основании этих данных, надо помнить, что случаи насилия над детьми редко доходят до суда, а это означает, что, как и в случае с официальными данными МВД по поводу детской беспризор­ности, официальная информация о распространенности насилия в семье не пре­вышает 20% от реального количества случаев.

Есть и другие данные, позволяющие судить о размахе проблемы. Известно, что только в 1989 г. 2000 детей покончили жизнь самоубийством из-за испытываемо­го в семье насилия. Все это говорит о серьезности проблемы насилия над детьми в нашей стране, а отсутствие более точной информации указывает на недооценку важности этой проблемы не только общественностью, но и специалистами.

Действительно, некоторые люди стремятся отрицать само наличие фактов же­стокого обращения с детьми. Это нормальная защитная реакция, на которую человек

----------------------------- имеет право, однако специалисты, работающие с людьми,

Некоторые люди стре- не могут позволить себе игнорировать эту область. Необхо-мятся отоииать само ^ ^

наличие фактов жесто- димо понимать, что психолог, занимающийся практической

кого обращения с деть- деятельностью, может столкнуться с проблемой насилия

ми. Это нормальная за- над ребенком, работая даже в области, прямо не связан-

щитная реакция, на „ „

которую человек имеет нои с социальными вопросами. Дети, пережившие наси-

право, однако специа- лие в семье, или взрослые, прошедшие через это в детстве,

листы, работающие с могут испытывать серьезные психологические затрудне-людьми, не могут по- J, „ „ ґ

зволить себе игнориро- ния и нуждаться в профессиональной помощи. 1 аким оо-

вать эту область. разом, человек, пострадавший в семье, может прийти на

------------------------------ прием к практическому психологу, консультанту за помо­щью, которую тот будет не в силах оказать, если не будет иметь правильного пред­ставления о феномене насилия над детьми в семье.

С другой стороны, большое количество жертв насилия по разным причинам никогда открыто не обращаются за помощью. Особенно редко за помощью обра­щаются дети, переживающие насилие в семье, и тем не менее она им нужна. Сле­довательно, люди, работающие с детьми (в школах, детских садах, поликлиниках и больницах), должны знать о существовании фактов насилия в семье, о возмож­ных признаках переживаемого насилия и о способах оказания помощи этим де­тям, так как насилие, пережитое в детстве, не только приводит к возникновению психологических трудностей у ребенка, но и оказывает серьезное деформирую­щее воздействие на все дальнейшее развитие личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: