Психологические последствия насилия




Тема физического и сексуального насилия в семье относится к сфере профессио­нального интереса не только юриспруденции и социальной работы, но и к пси­хологии в силу наличия серьезных психологических последствий этих явлений. Спектр этих последствий крайне широк и может наблюдаться в различных облас­тях жизни человека. Для психологов этот вопрос представляет большой интерес, во-первых, потому что жертвы насилия нуждаются в своевременной помощи, а также потому, что пережитое насилие может быть скрытой причиной трудно­стей, с которыми клиент обращается к психологу. Следовательно, без понимания того, какое воздействие насилие оказывает на психику человека, ребенка, оказа­ние помощи довольно большой категории клиентов может быть затруднена.

Насилие, пережитое в семье, оказывает огромное влияние на все дальнейшее психическое развитие ребенка, затрагивает как эмоциональную, так и интеллекту­альную и поведенческую сферы. Последствия могут быть очень серьезными, по­тому что развитие ребенка в большой степени происходит і---------------------------

как бы через призму опыта его родителей. Именно от них '^ля Ребенка каков ро-

^ ґ J ґ дитель, таков и весь

зависят его интеллектуальное, эмоциональное и социаль- мир, и он сам.

ное развитие, представления о мире и о себе. Насилие со ---------------------------

стороны родителя или другого близкого человека воспринимается как подлое пре­дательство, мир перестает быть устойчивым и безопасным. Все развитие ребенка искажается, как в кривом зеркале: ведь для ребенка каков родитель, таков и весь мир, и он сам.

Посттравматический стресс как последствие насилия

Нарушения, развивающиеся после пережитого насилия, затрагивают все уровни функционирования человека (физиологический, личностный, межличностный) и могут приводить к стойким личностным изменениям не только у людей, непо­средственно его переживших, но и у людей, которые их окружают (например, у членов семьи).

Одно из наиболее распространенных последствий насилия, пережитого в се­мье, — посттравматический стресс. Для человека в этом состоянии характерно повторяющееся переживание травмирующего события. Это может происходить в разных формах. Сюда относятся повторяющиеся, насильственно прорывающиеся воспоминания о произошедшем, несмотря на стремление человека забыть о наси­лии. У детей могут наблюдаться повторяющиеся игры, в которых отражаются эле­менты травматического опыта (на характер этих игр стоит обращать внимание при проведении игровой терапии). Могут наблюдаться повторяющиеся ночные кошмары, интенсивные негативные переживания при столкновении со стимула­ми, чем-то напоминающими (символизирующими), пережитую травму, сопрово­ждаемые физиологическими реакциями. Человек, переживший травму, может на­чать избегать всего, что каким-то образом может напомнить о ней, и даже может быть не способен в полной мере восстановить в памяти то, что с ним произошло. Зачастую такое вытеснение начинает играть значительную роль в дальнейшей жизни жертвы насилия. Так, например, может быть потерян интерес к тому, что раньше занимало, возникнуть чувство отчуждения от близких, что, в свою оче- ■

редь, может привести к изоляции и нарушениям социальной адаптации. Может быть потеряна способность испытывать сильные чувства, что часто наблюдается у детей — жертв сексуального насилия. Другим возможным последствием по­сттравматического стресса может быть возникновение чувства «укороченного бу­дущего», например ребенок даже в фантазиях и мечтах не может представить себя в качестве взрослого. У людей, страдающих от посттравматического стресса, так­же могут наблюдаться:

♦ нарушения сна;

♦ раздражительность;

♦ гиперреактивность;

♦ нарушения памяти и концентрации внимания.

Необходимо упомянуть, что человек, переживший насилие, находящийся в со­стоянии посттравматического стресса, живет в постоянном напряжении, ожидая повторения насилия, а это, в свою очередь, сказывается на его повседневной жиз­ни: например, резкое понижение успеваемости у ребенка, пережившего насилие.

Немаловажно и то, что человек, перенесший травму, может полностью поме­нять свой взгляд на мир, причем часто на смену одним иллюзиям приходят дру­гие: вместо веры в то, что «мир справедлив и упорядочен», приходит убеждение в полной несправедливости и непредсказуемости мира. Результатом такого убеж­дения может стать то, что ребенок никому не рассказывает о произошедшем. Все более понятными становятся известные случаи, когда ребенок, переживший наси­лие, не хотел покидать семью, где это произошло, боялся усыновления, предпола­гая, что все в мире родители плохо обращаются со своими детьми.

Выше уже упоминалось, что жертва насилия часто стремится полностью за­быть о произошедшем, но существует и другой вариант: человек, испытавший на­силие, может пытаться как бы заново пережить травмирующую ситуацию, чтобы наконец разрешить ее. К несчастью, такие попытки изменить прошлое приводят только к повторной травматизации.

Другим последствием травмы может стать злоупотребление алкоголем и нар­котическими веществами. Злоупотребление наркотиками считается одним из рас­пространенных способов реакции на насилие у подростков.

Итак, насилие, пережитое в семье, часто влечет за собой развитие посттравма­тического стресса. Это состояние является крайне тяжелым и при отсутствии своевременной помощи может вести к возникновению многочисленных психоло­гических и социальных расстройств.

Последствия физического и сексуального насилия в семье

В случаях, когда речь идет о насилии в семье, особое значение имеет наличие при­вязанности между жертвой и агрессором. В случае нападения со стороны незна­комого человека психологические последствия, как правило, носят менее острый и стойкий характер, так как в подобной ситуации большую роль играет поддержка близких, особенно матери. В случае же домашнего насилия положение становится гораздо более сложным. Ребенок, перенесший насилие со стороны родственника или другого близкого человека, чувствует, что его предали, теряет ощущение без-

опасности, а мир для него становится непредсказуемым. Так как в норме именно семья воспринимается человеком как безопасное место, а родители на бессозна­тельном уровне рассматриваются ребенком как защитники, то, если насильствен­ные действия совершает родитель или же ребенок приходит к выводу, что роди­тель не может или не хочет его защитить, возникает диссонанс, исчезает чувство безопасности, возрастает тревога, уменьшается способность доверять другим лю­дям, появляется ощущение невозможности контролировать происходящее.

Последствия сексуального насилия. Сексуальное насилие над ребенком. — это во­влечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальные действия, значение которых они не понимают, на которые они не могут дать осознанного согласия. В литературе описываются следующие последствия сексуального насилия над детьми:

♦ страх повторения насилия (ребенок живет в ожидании насилия, что, например, мешает концентрации внимания и приводит к снижению школьной успевае­мости, а это, в свою очередь, ухудшает положение ребенка и объективно, и субъективно);

♦ страх перед тем, что окружающие узнают о произошедшем (это тесно связано с чувством стыда);

♦ стыд и чувство вины (многие дети считают, что каким-то образом заслужили насилие; о том, почему это происходит, речь пойдет ниже);

♦ расстройства эмоциональной сферы (повышенная тревожность, частые смены настроения, подавленность, склонность к слезам, вспышки агрессии, раздра­жительность);

♦ нарушения сна;

♦ неприятие собственного тела;

♦ нарушения взаимоотношений (чувство одиночества, изолированности);

♦ заниженная самооценка, неуверенность в своих силах, чувство беспомощности (это чувство усиливается, если ребенок делает попытки прекратить насилие, сообщить о происходящем, но встречает непонимание и даже гнев со стороны взрослых, к которым он обращается за помощью);

♦ психосоматические нарушения.

Необходимо отметить, что все перечисленные выше последствия не являются специфичными именно для сексуального насилия. Они характерны и для детей, переживших другие формы насилия. Пожалуй, единственным специфичным для сексуального насилия последствием является сексуализированное поведение. Это сексуально окрашенное поведение, не соответствующее возрасту ребенка и контексту отношений, в которых оно проявляется. Почему возникает такое пове­дение? Все дети испытывают потребность в любви и заботе, и многие дети, под­вергшиеся сексуальному злоупотреблению, происходят из семей, где такая бли­зость со взрослым, с родителем являлась единственно возможной. Часто ребенок приходит к выводу, что любовь можно проявить или получить только таким спо­собом. Отсюда и происходит то, что мы называем сексуализированным поведени­ем, которое, вызывая непонимание и неприятие окружающих, ведет к дальнейшей дезадаптации и отторжению ребенка.

Некоторые авторы описывают последствия насилия, классифицируя его по сферам. Так, в качестве нарушений эмоциональной сферы называют страх, тре­вожность, депрессию, нарушение самооценки, злость, чувство вины и стыд. В по­веденческой сфере может наблюдаться агрессивность, злоупотребление алкого­лем и наркотиками, суицидальное поведение. В когнитивной сфере могут иметь место нарушения восприятия и внимания. В биологической сфере отмечаются гипервозбудимость, соматические нарушения и тому подобные явления. В сфере межличностных отношений могут иметь место сексуальные проблемы, проблемы в построении отношений, принятие роли жертвы или агрессора.

Ряд авторов указывают на то, что психологические последствия насилия явля­ются разными в зависимости от возраста ребенка. Н. К. Асановой приводится сле­дующая классификация.

♦ У дошкольников, переживших сексуальное насилие, наиболее общими симпто­мами являются тревога, ночные кошмары, общее посттравматическое стрессо­вое расстройство, «избегающее» поведение, уходы, депрессия, боязливость, аг­рессия, антисоциальное и неконтролируемое поведение, несоответствующее возрасту сексуальное поведение.

♦ Для детей школьного возраста характерны такие реакции, как страх, невроти­ческие расстройства, агрессия, ночные кошмары, затруднения в школе, гипер­активность (находясь в постоянном напряжении дома, ребенок не может сдер­живаться в школе, где нет людей, агрессии со стороны которых он боится) и регрессивное поведение.

♦ У подростков чаще наблюдались депрессии, суицидальное и самоповреждаю­щее поведение, соматические жалобы, противоправные действия, побеги из до­ма и злоупотребление наркотическими веществами.

Кроме того, большинство детей, переживших сексуальное или другой вид на­силия, испытывают глубокое чувство вины и считают, что каким-то образом за­служили произошедшее с ними. С. Дойл утверждает, что возникновение чувства вины в случае домашнего насилия у ребенка обусловлено историко-культурными причинами: из детских сказок (например, «Пряничный домик») дети узнают, что причинять им зло могут только посторонние люди, а если они страдают от рук своих родителей, то либо заслуживают наказания, либо это делается ради их же «блага».

Последствия физического насилия. Точно так же, как и сексуальное злоупот­ребление, физическое жестокое обращение может вести к развитию посттравма­тического стресса. Дети, подвергающиеся физическому насилию, демонстрируют те же признаки психологического дистресса, что и дети, ставшие жертвами сексу­ального насилия в семье.

Ребенок — жертва физического насилия — может испытывать страх, подав­ленность, тревогу, гнев, беспомощность; страдать нарушениями сна, депрессией; иметь пониженную самооценку; быть склонным к резким переменам настроения и вспышкам агрессивности. Стыд и чувство вины реже упоминаются в связи с по­следствиями физического насилия, но отрицать их наличие у детей, подвергаю­щихся этой форме жестокого обращения, нельзя: эти дети также считают, что ка­ким-то образом заслужили насилие, что действия их родителей оправданы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: