Психологические особенности детей — социальных сирот




Положение детей — социальных сирот в современной России

Социальные сиротыэто дети, имеющие родителей, но оставшиеся без их попе­чения. К сожалению, в последние годы число таких детей и подростков постоянно увеличивается. Заботу о них берет на себя государство. Среди воспитанников го­сударственных учреждений лишь 5% не имеют родителей, от 95% детей родители по различным причинам отказались или были лишены родительских прав. По официальным подсчетам сейчас в России около полумиллиона таких детей.

В нашей стране в последнее десятилетие наряду с имеющимися детскими до­мами и школами-интернатами появились социально-реабилитационные центры, приюты для кратковременного и длительного проживания, социальные гостиницы для беспризорных детей, службы социально-психологической помощи для подро­стков после выхода их из интернатного учреждения. В дореволюционной России подобные учреждения назывались «спасательными». Их специфику определяет особый социально-психологический статус детей — кризисное или пограничное с ним психологическое состояние, которое является следствием предательства родителей, пережитого насилия, школьной дезадаптации, пребывания на улице в асоциальной среде. В задачи этих учреждений входит многое:

♦ снять остроту психического напряжения;

♦ провести первичную адаптацию ребенка к жизни в социально здоровой среде;

♦ восстановить или компенсировать утраченные социальные связи;

♦ вернуть ребенка к обычным формам человеческой жизнедеятельности — игре, учению, труду, общению.

В ноябре 1989 г. был разработан и утвержден первый вариант Конвенции ООН о правах ребенка. В 1990 г. была также принята Всемирная декларация об обеспе­чении выживания, защиты и развития детей. Таким образом международное сооб­щество объединилось для защиты детей, признало приоритетность их интересов для благополучия и выживания человечества. Несмотря на предпринимаемые уси­лия в осознании проблем детства и их решении, положение детей в России вызы­вает обоснованную тревогу, продолжают серьезными проблемами оставаться со­циальное сиротство, преступность несовершеннолетних, рост числа самоубийств среди детей. Проблемы социального сиротства особенно остры именно сейчас,

когда в нашей стране при резком снижении рождаемости число «искусственных» сирот не уменьшается.

В Конвенции о правах ребенка сказано: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере сча­стья, любви и понимания». Большинство детей — социальных сирот попадают в государственные учреждения из неблагополучных семей, где уже с раннего воз-

----------------------------1 раста они были лишены эмпатийного общения, где с ними

ООнГка0 К°\й ребенок жестоко обращались. Родители многих таких детей — ал-имеет право на уровень коголики, наркоманы, ведущие асоциальный и амораль-жизни, необходимый ный образ жизни. Такие семьи не выполняют своих основ-для его физического, ных фуНКцИй. Многие авторы, в их числе Л. И. Божович,

уМСТВеННОГО, ДУХОВНОГО, ПГТТД ТТТ1„.то г-,,,

нравственного и соци- °- Я. Іитаренко, И. В. Борисова, М. Земска, о. Матеичик, ального развития; основ- И. В. Дубровина, М. И. Лисина, отмечают, что семья яв­ная ответственность за ЛЯется важнейшим институтом социализации личности, обеспечение такого „ J -, уровня возлагается а внутрисемейные отношения играют особую роль в фор-

на семью. мировании личности. Л. С. Выготский считал, что обще-

ние со взрослыми — основной путь проявления собственной

активности ребенка. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, принимает нормы, понятия и ценности общества. Среди отечественных психологов Б. Г. Ананьев отводил веду­щую роль в формировании самосознания взаимодействию ребенка и взрослого.

Распад семейных отношений обычно является непосредственной причиной ухо­да ребенка из дома. Если дома ребенок страдает из-за пренебрежения родителей своими обязанностями и преступных злоупотреблений, то уход на улицу стано­вится для него последним средством защиты. Дети надеются, что жизнь на улице будет лучше, но обнаруживают, что в действительности условия там могут быть значительно хуже. В соответствии с Конвенцией ООН каждый ребенок (им счи­тают человека от рождения до 18 лет) имеет право на уровень жизни, необходи­мый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; основная ответственность за обеспечение такого уровня возлагается на семью. Естественно, что ни один ребенок не может быть лишен права на заботу и внимание общества, особенно если он находится в трудных условиях. В Конвен­ции ООН о правах ребенка определены принципы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Ребенок, временно или постоянно лишенный своего се­мейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством, которое в соответствии со своими национальными законами обес­печивает замену ухода за таким ребенком.

Отсутствие научной ясности о причинах, порождающих социальное сиротст­во, особенности сформировавшегося за многие годы тоталитарного общественного сознания сводят все причины социального сиротства к социальным и экономиче­ским. При изучении случаев социального сиротства проявляется сложная ком­бинация обстоятельств, когда мать бросает своего ребенка, руководствуясь свои­ми соображениями, а отец в то же время по своим соображениям не хочет или не может выполнять отцовские обязанности. В результате ребенок остается полно­стью беззащитным. Специальные исследования, проведенные под руководством В. И. Брутман, показывают, что отказ от материнства является сложным и мало­понятным явлением. В нем присутствуют социальные, экономические, нравствен-

ные, семейные, а главное — психологические и даже психиатрические факторы, что, к сожалению, пока никем не учитывается. На государственном уровне нет системы социальной и психологической помощи неблагополучным семьям, а так­же беременным женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации, которая может подтолкнуть их к отказу от ребенка.

Среди социальных сирот есть и дети-инвалиды. Причин этому много: невоз­можность содержать ребенка-инвалида в семье из-за недостатка средств, заня­тость матери и отца на работе, психологическая неготовность семьи воспитывать такого ребенка, отсутствие к нему родительских чувств. Корни социального си­ротства различны по своей глубине: одни могут уходить далеко и теснейшим об­разом быть связанными с негативными социальными явлениями, другие лежат как бы на поверхности. Необходимо не только и не столько бороться с последст­виями, сколько приложить усилия для предупреждения этого явления. Очевидно, что для сокращения количества социальных сирот нужно не только поддерживать создание разнообразных форм учреждений, а необходимо в центр внимания по­ставить семью, помочь ей в материальной, социальной и психологической сферах, создать условия и возможности для воспитания детей в семье.

Многочисленные исследования наших соотечественников, в том числе Л. И. Бо-жович, И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, А. М. Прихожан, Н. Н. Тол­стых, посвящены анализу неблагополучных последствий воспитания детей в госу­дарственных учреждениях. Вне семьи у ребенка формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, — они просто другие. А. М. Прихожан и Н. Н. Тол­стых, изучавшие становление личности детей, воспитывающихся в детских домах, исследовали формирование образа Я, его содержание и проявляющееся в нем от­ношение детей к себе. Предположительными причинами иного пути формирова­ния самосознания в таких условиях воспитания они считают:

1) частую сменяемость взрослых в учреждении, которая разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка;

2) педагогическую позицию взрослого, при которой ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения, в отличие от «событийной» позиции взрослого в семье;

3) групповой подход к детям и отсутствие эмоционального контакта со взрослы­ми, что влечет недифференцированность и неосознанность ребенком своего я;

4) жесткую регламентацию всех действий ребенка в учреждении, не оставляю­щую возможности выбора и ответственности.

При рассмотрении различных предложений по реформированию системы соци­альной защиты детей-сирот в Российской Федерации на межрегиональной конфе­ренции «Сироты России: проблемы, надежды, будущее» (1993) было предложено для изменения ситуации детей—социальных сирот на законодательном уровне при­знать:

♦ приоритет предупреждения, профилактики социального сиротства над борь­бой с его последствиями;

♦ приоритет возвращения ребенка в родную семью над другими формами его со­циального устройства;

♦ приоритет воспитания ребенка, лишившегося родителей, в семейных условиях над содержанием в сиротском учреждении;

♦ необходимость создания эффективной защиты прав ребенка, оказавшегося в та­ком учреждении и вышедшего из него.

Политика в отношении детей должна быть защитноохранной, включать комплекс медикопсихологических, социально-психологических, социально-правовых, соци­ально-педагогических направлений помощи и поддержки детей, в отношении ко­торых есть опасность социального осиротения.

В деятельности учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, должны соблюдаться следующие основные принципы:

♦ приоритет интересов ребенка и его благополучие;

♦ возвышение личности воспитанника в глазах его самого и окружающих;

♦ опора на позитивные начала в духовном и физическом развитии детей;

♦ гуманизация отношений, в том числе общения между детьми и сотрудниками;

♦ комплексный подход к диагностической и коррекционной работе с воспитан­никами учреждения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: