Особенности раннего развития детей в условиях государственных учреждений.




Значительная часть детей становятся сиротами уже в родильном доме вследствие отказа от них матерей. Поводы и причины отказов от младенцев разнообразны. Со­циологическое исследование, проведенное В. И. Брутман, С. Н. Ениколоповым, А. А. Северным, М. Г. Панкратовой, М. С. Родионовой, В. А. Черниковым, подтвер-----------------------------1 дило уже опубликованные данные зарубежных исследо-

Данные психологиче- вателей о том, что важнейшими средовыми факторами,

ских исследовании го- r ^

ворят о том, что женщи- предрасполагающими к отказу женщины от новорожденно-

ны, оставляющие детей, го, являются ее слабая материальная самостоятельность,

характеризуются такими низкий достаток, потеря брачного и полового партнера, личностными особенно- „ „5- „ г г

стями, как личностная и низкий культурный и образовательный уровень женщины,

эмоциональная незре- ригидные патриархальные социальные установки родитель-

лость, зависимость, аф- ск0£ семьи Важное значение имеют социальные условия

фективная несдержан-, J

ность, низкая формирования личности девочки: патогенными, например,

толерантность к стрес- являются воспитание в условиях деспотичной семьи или

сам, амбивалентность в состоянии психологической и фактической покинуто-

установок на материн- „

ств0 сти при живых родителях. Данные психологических ис-

----------------------------' следований говорят о том, что женщины, оставляющие детей,

характеризуются такими выраженными личностными особенностями, как лично­стная и эмоциональная незрелость, зависимость, аффективная несдержанность, низкая толерантность к стрессам, амбивалентность установок на материнство. Это делает их особенно зависимыми от негативного влияния социального окружения. Именно женщины из социально незащищенных групп особенно подвержены стрес­сам, депрессиям во время беременности, а также алкоголизму и наркоманиям, т. е. таким нарушениям, которые сами по себе могут изменять мировоззрение женщи­ны, порождать неуверенность в собственных силах, чувство утраты перспективы, неверие в завтрашний день и тем самым способствовать отказу от материнства. Кризис, подталкивающий будущую мать к такому решению, развивается задол­го до рождения ребенка. В настоящее время имеются данные о влиянии информа-

ционных связей (сенсорных, гуморальных, в том числе трансплацентарных) меж-ДУ будущей матерью и плодом на формирование психических функций будущего ребенка. Отрицательное воздействие на развитие ребенка могут оказывать нару­шения не только в соматической, но и в психической сфере беременной женщины. Одним из наиболее мощных психотравмирующих факторов для будущей мате­ри является, например, вынашивание нежелательной беременности. Это одна из причин того, что многие «отказные» дети даже при хорошем уходе вырастают с от­клонениями в поведении, имеют интеллектуальные и невротические расстрой­ства.

Кроме того, нарушения развития у детей в первые годы жизни, оставленных матерями сразу после рождения и живущих с младенчества в сиротских учрежде­ниях, связывают с пре- и постнатальными повреждениями плода, с искажениями в постнатальном развитии в связи с ранней депривацией (ограничением или ли­шением) контактов с матерью. Внешне благополучные условия домов ребенка при всей их значимости не играют ведущей роли в картине психического состоя­ния детей. Основополагающим патогенным фактором является собственно сирот­ство, тем более значимое, чем в более раннем возрасте нарушена связь «мать—дитя».

У младенцев, воспитывающихся без родителей, значительно позже, чем у де­тей из семьи, возникает потребность в общении со взрослым и оформляется не­посредственно-эмоциональное общение («комплекс оживления»). Мимические реакции, жестикуляторные, общие моторные реакции, звуковые в «комплексе ожив­ления» заторможены или просто неразвиты. Во втором полугодии жизни у этих детей не возникают аффективно-личностные связи со взрослым: они не стремятся разделить с ним свои эмоции, не ищут у него сопереживания в новой или пугаю­щей ситуации, как это делают дети в семьях. Все это приводит к снижению общей, в том числе эмоциональной и познавательной, активности детей. Само общение отличается вялостью, безынициативностью, бедностью коммуникативных средств, это проявляется в обедненности эмоционального реагирования на зов, человече­скую речь, тихий голос, новизну обстановки, на персонал, окружающих детей.

Обобщая результаты исследования психического развития детей, воспитыва­ющихся вне семьи, Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Меще­рякова, Л. М. Царегородцева считают, что в возрасте от года до трех лет к уже имеющимся психологическим характеристикам прибавляется дополнительный ряд особенностей, отличающих воспитанников домов ребенка от их сверстников из семьи:

♦ пониженная любознательность,

♦ отставание в развитии речи,

♦ задержка в овладении предметными действиями,

♦ эмоциональная нечувствительность к отношению взрослого,

♦ отсутствие стремления к самостоятельности,

♦ отсутствие тенденций к партнерству в игровой деятельности.

У детей, воспитывающихся вне семьи, обнаружена также невосприимчивость к образцам поведения, к оценке взрослого: похвала слабо интенсифицирует дея­тельность ребенка, а порицание совсем не изменяет ее. В целом положительная и отрицательная оценки со стороны взрослого не дифференцируются, что может

Дети, растущие в семьях (как на снимке), могут быть самодостаточными без взрослых. А дети в детских домах — должны

привести к задержкам в овладении активной речью и предметными действиями, к серьезным искажениям в развитии самосознания.

Психиатрические, неврологические и психологические обследования детей в домах ребенка показывают, что разлука с матерью на первом году жизни приводит к депрессивным расстройствам ребенка. Клинические симптомы депрессии затра­гивают три сферы: эмоциональную, моторную и познавательную. Эмоциональные нарушения проявляются депрессивным настроением в виде грусти, апатии, без­участности. Двигательные нарушения в рамках депрессивных расстройств харак­теризуются малой выразительностью мимики. Имеют место стереотипные и при­вычные действия — сосание пальцев, кручение волос, одежды, игра с пальцами рук, обкусывание губ, пальчиков, выдергивание волос, царапанье. Обнаружены и особые позы, в которых ребенок как бы весь сжимается, опускает голову, подно­сит руки к груди, прикрывая ладошками лицо, застывает в неподвижности, молча­нии, взгляд становится отрешенным. Заторможенность познавательных реакций проявляется в снижении общей активности, слабом развитии игровой деятель­ности.

Изучение особенностей детей, находящихся в московских домах ребенка, по­зволили К. В. Солоед, Г. В. Козловской, В. М. Башиной, М. Е. Проселковой сде­лать следующие выводы:

♦ глубина задержки умственного развития детей возрастает с увеличением сро­ков пребывания в доме ребенка;

♦ у всех детей независимо от уровня умственного развития выявлена постепен­ная углубляемость эмоционального дефицита;

♦ наиболее неизмененной в условиях депривации остается реакция на тактиль­ные раздражители;

♦ у детей отсутствуют бытовые знания, обычно доступные детям с задержанным развитием из обычной среды, но опережающе развиты навыки самообслужива­ния, пользования ложкой;

♦ у всех обследованных детей имеется широкий круг невротических расстройств, преимущественно проявляющихся в психосоматических реакциях;

♦ перечисленный круг расстройств общения, эмоциональной сферы, социализа­ции, отмеченный у воспитанников дома ребенка, скорее всего, относится к па-рааутистическим состояниям, нуждающимся в дальнейшем изучении в целях их научно обоснованной реабилитации и создания особых программ для помо­щи в развитии детям-сиротам.

С последним положением согласуются данные детских психоаналитиков о раз­витии ложного аутизма, т. е. аутизмоподобных состояний, у детей, которыми пре­небрегают родители в семьях. Очень часто этот диагноз по поверхностным фор­мальным признакам ставится в детских психиатрических заведениях и проводится медикаментозное лечение, которые не улучшает, а усугубляет состояние «ухода» ребенка от окружающих.

Таким образом, для детей, воспитывающихся вне семьи, характерны сущест­венные отставания и деформации по всем линиям психического развития. В то же время об особой значимости и необходимости семейного воспитания в первые го­ды жизни ребенка свидетельствуют наблюдаемые индивидуальные различия меж­ду детьми, которые во многом определяются:

а) отношениями ребенка с родителями;

б) сроками поступления ребенка в закрытое детское учреждение (так, дети, по­ступившие в детский дом в 2-3 года даже из неблагополучных семей, значи­тельно более восприимчивы в общении со взрослыми и по темпам развития опережают своих сверстников, с рождения живущих вне семьи).

Психологические особенности дошкольников и младших школьников — соци­альных сирот. Наблюдения сотрудников государственных учреждений показыва­ют, что дошкольников в условиях депривации детско-родительских отношений отличает повышенная «ситуативность», которая проявляется в самых разных сфе­рах личности ребенка — в общении, в мышлении, в желаниях и действиях. У до­школьников, живущих в детских домах или приютах, слабо развит временной план действий, они не выделяют и не фиксируют в сознании своих действий, не планируют будущих действий. Их прошлое и будущее связаны только с режим­ными моментами («спать, есть, гулять») и ограничиваются одним днем.

Дошкольнику, растущему вне семьи, не свойственны наиболее типичные для этого возрастного периода формы и мотивы общения. Многие авторы отмечают, что эти дети проявляют значительно больший интерес к взрослому в отличие от сверстников, воспитывающихся в семьях. Дети — социальные сироты испытыва­ют обостренную потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в то время как их сверстникам из благополучных семей свойственны более сложные

формы потребности в общении — в сотрудничестве, совместной деятельности, ува­жении, сопереживании. Обращает на себя внимание сниженная инициативность в общении: например, дети в детском доме обращаются ко взрослому в 5-10 раз реже, чем дети в детском саду.

У дошкольников в детских домах часто появляются психогенные реакции на условия воспитания: плаксивость, подавленность, заторможенность или, наобо­рот, раздражительность, которая всегда интерпретируется взрослыми как агрес­сивность; обнаруживаются сниженная эмоциональность, пассивность во всех видах деятельности. Сравнительный анализ, сделанный В. М. Башиной, М. Е. Просел-ковой, показывает, что у детей без семьи, в отличие от обычных дошкольников, от­сутствует способность к сопереживанию другим людям, как взрослым, так и свер­стникам. У детей, живущих вне семьи, в игре практически отсутствует ролевое взаимодействие со сверстниками. Игровые действия дети выполняют формально, не осмысливая их и не переживая с позиции ролевого персонажа, хотя внешне ри­сунок действия может быть вполне адекватен выбранному сюжету. Игровые роли, создание воображаемой ситуации, символические замещения, характерные для игры дошкольников, практически отсутствуют у детей из детского дома. Обще­ние, отличающееся эмоциональной бедностью и ситуативностью, в процессе игры сводится к конкретным обращениям и замечаниям по поводу действий сверстни­ка. Значительно чаще, чем у детей из семьи, наблюдаются конфликты и агрессив­ные формы поведения.

Н. С. Кантонистова при описании депрессивных состояний у детей отмечает, что в дошкольном возрасте они обычно стерты, проявляются в соматовегетатив-ных, двигательных расстройствах и различных нарушениях поведения (расстрой­ства сна, аппетита; беспокойство, плаксивость и др.). Депрессивные проявления отражаются и в психомоторике — страдальческое выражение лица, старческая осанка (ходят, волоча ноги, опустив голову), тихий голос, наблюдаются суточные колебания настроения. Для детей младшего школьного возраста при депрессии характерны такие проявления, как пассивность, вялость, потеря интереса к играм, обидчивость. Общим признаком является утрата свойственных детям жизнерадост­ности, оптимистического мироощущения. Психологам и социальным работникам важно не забывать о доминирующей в обществе установке на воспитание послуш­ного ребенка (это касается иногда семьи и незакрытых учебных и воспитательных учреждений в не меньшей степени, чем заведений интернатного типа), при этом очень редко присутствует установка на воспитание счастливого ребенка. Напри­мер, сколько детей из группы детского сада улыбнется в ответ на улыбку пришед­шего к ним незнакомого взрослого? В то же время из теории объектных отношений (см. раздел «Психодинамические механизмы эмоциональных и поведенческих рас­стройств у детей и подростков») мы знаем, что реакция на появление незнакомца является важным диагностическим показателем степени безопасности отноше­ний маленького ребенка с окружающими.

От своих «домашних» сверстников 7-10-летние воспитанники государственных учреждений отличаются дисгармоничностью развития интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной агрессивностью, не­умением разрешать конфликты. То, что в детском учреждении ребенок постоянно вынужден общаться с одной и той же заданной группой сверстников, не способст­вует развитию навыков общения с другими сверстниками, дети не умеют адекват-

но оценить свои качества, не умеют строить равноправные отношения с незнако­мыми сверстниками. Дети привыкают подчиняться требованиям воспитателей, «жить по инструкции», что, естественно, не помогает самостоятельно разрешать возникающие трудности.

Агрессивность детей, оставшихся без попечения родителей, можно объяснить их неудовлетворенной потребностью в родительской любви. У них не образовано базовое доверие к миру, не удовлетворены и многие другие потребности — в само­утверждении, во взрослом как идеале, в эмоциональном комфорте, в признании своей ценности со стороны окружающих. Р. Берне отмечал, что если Я-концепция формируется в условиях депривации отношений с матерью, то она часто лишена позитивного содержания, крайне уязвима и защищает себя с помощью враждеб­ности к другим людям.

Бедный конкретно-чувственный опыт, недостаток практики решения проблемных ситуаций у детей, воспитывающихся в отрыве от семьи, приводит к недоразвитию наглядно-образного мышления. Мышление такого ребенка рассудочно, схематич­но, элементы логического мышления (классификация, систематизация) подменя­ют собой творческое, образное восприятие мира.

В общении со взрослыми у воспитанников младшего школьного возраста глав­ным остается желание заслужить одобрение воспитателя или учителя, т. е. снова проявляется неудовлетворенная потребность в эмоциональном контакте со взрос­лым. Детей-сирот в этом возрасте отличает низкий уровень развития саморегуля­ции, самостоятельности, произвольного поведения. Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал, Н. Д. Ярославцева и Л. Я. Олиференко на основании своего опыта работы в при­юте отмечают, что у детей нарушения социализации проявляются в самых различ­ных формах и с разной степенью выраженности в зависимости от личностных особенностей ребенка, от психологических факторов, от того, как долго ребенок жил в трудных условиях. Это проявляется в неумении вести себя в общественных местах, неспособности адаптироваться к незнакомым людям, к новой обстановке, в различных проявлениях девиантного (отклоняющегося) поведения. В негатив­ном поведении прослеживаются четыре основные цели:

♦ любым способом привлечь к себе внимание, не важно, каким оно будет (поощ­рение или наказание);

♦ продемонстрировать свою власть;

♦ отомстить за то, что с ними произошло, в частности выместить на более слабых свое негативное отношение к сложившейся ситуации;

♦ компенсировать свою неполноценность и несостоятельность.

Социально-психологические особенности подростков, оставшихся без попече­ния родителей. У подростка более содержательными и разнообразными стано­вятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера деятельности, он в большей степени ориентируется на мнения сверстников, дру­зей и свои собственные оценки, чем на мнение взрослых. Многие авторы, в том числе Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. А. Бо-далев, В. В. Столин, И. С. Кон, В. Н. Куницына, писали о том, что развитие само­сознания — центральный психологический процесс подросткового периода. На этом этапе личностного развития социальное одобрение необходимо для развития чувств

собственной значимости и собственного достоинства. Воспитание ребенка вне се­мьи, как правило, искажает его представление о самом себе, он не получает от окружающих поддержки и заинтересованного внимания; подойдя к подростково-

-----------------------------------1 му возрасту, он не обладает всем репертуаром навыков со-

Многие авторы писали циального поведения, который необходим для успешной саТмОоМсоЧзТна^ГТИЄ социальной адаптации.

центральный психологи- Психологические исследования показывают неадекват-

ческий процесс подрост- ность самооценки у большинства дезадаптированных под-кового периода. ростков. Некоторые подростки имеют завышенный уро-

вень притязаний, переоценивают свои возможности. Во

время пребывания в приюте, школе такой подросток неадекватно реагирует на замечания, всегда считает себя невинно пострадавшим, считает, что к нему не­справедливы, и этим оправдывает свою несправедливость по отношению к дру­гим. Испытывая неудовлетворенность, недовольство окружающими, одни из них замыкаются в себе, другие самоутверждаются через демонстрацию силы, агрессии по отношению к более слабым. Однако у большинства подростков, поступивших в воспитательное учреждение, самооценка занижена. Они не уверены в себе, подав­лены, тяжело переживают свою ситуацию, не верят в возможность иной для себя жизни.

Как зарубежные, так и отечественные исследователи выделяют три уровня дез­адаптации беспризорных подростков в зависимости от срока пребывания в улич­ной среде.

♦ К первому относятся подростки, которые пробыли там не более месяца и еще не успели адаптироваться в этих условиях.

♦ Ко второму уровню относят подростков, которые пробыли на улице от месяца до года. Такие подростки приобретают опыт употребления алкоголя, наркоти­ков, они подвергаются риску жестокого обращения и насилия.

♦ К третьему уровню относят подростков, покинувших свой дом или воспи­тательное учреждение более года тому назад, они нередко приобретают кри­миногенный опыт, их социально-психологическая дезадаптация выражается в широком спектре деформаций личности. Для подростков этого уровня деза­даптации характерны низкая степень социальной нормативности, искажение ценностных ориентации, отсутствие временной перспективы.

Трудности в общении у подростков — социальных сирот имеют глубокие корни. Как правило, уже в раннем детстве у них не было нормального контакта с матерью, не сформировалось чувство психологической защищенности. Результаты иссле­дования, проведенного С. Ф. Устименко, показывают, что дети, часто убегающие из дома, имеют слабую привязанность к матери. Недостаток этой привязанности не компенсируется привязанностью к отцу или другим членам семьи. Отношение к учителям, к школе у большинства неблагополучных подростков тоже негатив­ное, поэтому такому подростку не к кому обратиться как к достойному образцу для подражания. Все это ведет к тому, что у подростка, вынужденного жить в при­юте, в школе-интернате, и у окружающих его взрослых и детей возникают пробле­мы в общении. Младший подросток в такой ситуации подменяет недостающее ему общение либо агрессивными действиями, либо погружением в мир фантазии. У старшего подростка деформации в общении также могут проявиться в разных

вариантах. Один из них — изоляция, когда ребенок стремится избегать контактов как с сотрудниками, так и с другими воспитанниками. Он сосредоточен на своем Я, на личностной автономии, сверстники такому подростку неинтересны, а от взрослых он ждет только неприятностей и наказаний. Другой вариант — оппози­ция, она проявляется в виде непринятия предложений, норм, исходящих от окру­жающих, и в демонстративных действиях негативного характера. Третий вари­ант — агрессия. У подростка ярко выражено стремление причинять окружающим физический и психологический вред; разрушать отношения или предметы, вещи, что сопровождается чувствами гнева, враждебности, ненависти. Агрессивное по­ведение подростков может быть следствием неудовлетворенной потребности в са­моутверждении.

У подростков 12-14 лет и старше проявляются разнообразные психопатиче­ские черты характера. Чаще всего у подростков, воспитывающихся в приюте, присутствует неустойчивый, истероидный или лабильный тип акцентуации ха­рактера. При описании акцентуаций характера А. Е. Личко отмечал, что подрост­ки истероидного типа с детства привыкли быть в центре внимания, стремятся лю­быми средствами добиться восхищения, признания, сочувствия, преувеличивают свои способности, рассказывают о несуществующих «подвигах» и достижениях, склонны к фантазированию, готовы на неадекватные и экстравагантные действия, чтобы привлечь утраченное внимание. У таких подростков часто проявляется ре­акция оппозиции, общение в группе сверстников сопряжено с претензиями на ли­дерство и исключительность. Большинство поведенческих нарушений, в том числе алкоголизация и даже суицидальные попытки, носят демонстративный характер и на бессознательном уровне служат целям привлечения внимания, хотя окру­жающим нужно помнить, что и демонстративная суицидальная попытка может принести непоправимый вред подростку.

Основные признаки неустойчивого типа акцентуации характера — это легкое подчинение чужому влиянию, безволие, отсутствие целеустремленности и склон­ность к праздному времяпрепровождению. Подростки с таким типом акцентуации легко вовлекаются в асоциальные группы, склонны к делинквентному (противо­правному) поведению: кражам, разбою, хулиганству. Высока вероятность приема наркотиков или алкоголя. Побеги из дома или воспитательных учреждений слу­жат стремлению избежать наказаний или трудностей.

Акцентуация лабильного типа встречается у 20% подростков. Для них харак­терны повышенная чувствительность к чужому мнению, обостренная ранимость, частая смена настроения. Особенно болезненны для подростков этого типа отвер­жение со стороны значимых людей, разлука и утрата близких. Возможны острые аффективные реакции, такие подростки на почве эмоциональных переживаний в аффективном состоянии способны к совершению самоубийства. Грубые наруше­ния поведения данному типу подростков несвойственны.

Также у подростков встречаются нарушения невротического круга, включая невротическую депрессию и психастению. Депрессивные состояния, что бы ни лежало в их основе, неизбежно вселяют неуверенность в своих силах, в реально­сти жизненных перспектив, угнетают волю, ухудшают способность принятия са­мостоятельных и адекватных решений. Проявления депрессивного синдрома у подростков могут быть следующие: подавленное настроение, интеллектуальная и моторная заторможенность, бездеятельность, повышенная утомляемость. Депрес-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: