Основы групповой терапевтической социальной работы




В социальной работе, особенно в ее развитых формах, очень велик вес психологи­ческого консультирования и психотерапии в самых разнообразных модификациях. В нашей отечественной психологической практике, как известно, одним из кам­ней преткновения является неопределенный пока статус психолога по отноше­нию к психотерапии. Так, например, групповая или семейная психотерапия, каза­лось бы, является областью профессиональной компетенции в первую очередь психологов и социальных работников соответствующей квалификации, однако на уровне реальности сегодняшнего дня и официального мышления психотерапия остается областью медицинского влияния. Термин «влияние», а не «знание» бо­лее уместен в данном случае потому, что, как известно и медикам, и психологам, все существующие модели психотерапии были разработаны психологами и психо­аналитиками внутри именно психологического знания, которое отличается от ме­дицинской парадигмы. Собственно говоря, мы просто не можем уйти от того фак-

та, что сто лет назад молодой венский врач, невролог и психиатр, отказавшись от повсеместно распространенного тогда гипноза при лечении пациентов, открыл новый метод помощи — психоанализ, который прежде всего заключался в новом умении слушать пациента. И значительно позже, фактически после Второй миро­вой войны, на основе этой новой области знания о внутреннем мире человека ста­ла бурно развиваться психотерапия, но уже не только в лоне психоанализа, но и в различных областях психологии, когда были использованы уже накопленные от­крытия бихевиоризма, гештальт-психологии, психологии развития, социальной психологии и т. д.

Групповая и индивидуальная психотерапия имеют как ряд общих особенно­стей, так и ряд существенных различий. Существуют специалисты, принципиаль­но не признающие групповую психотерапию, и с их доводами трудно спорить. С другой стороны, можно с уверенностью констатировать, что в западной практи­ке психотерапии, и особенно социальной работы, имеет место совершенно созна-----------------------------1 тельная ориентация специалистов именно на групповые

Психотерапия — это методы работы с людьми. Не случайно на стыке, напри-упражнение в сотрудни- «г «j ' г

честве и проверка со- меР> клинической и социальной психологии в США около

трудничества. Она мо- 20 лет назад возникла новая прикладная область психоло-

жет быть успешной, гии _ «коммунитарная психология» (community psychology),

только если мы деист- „

вительно заинтересова- целью которой являются исследование и организация про-

ны в другом. цессов помощи людей друг другу в различных сообществах.

А. Адлер Изучение нами опыта британских коллег, которые истори­чески являются пионерами в области социальной работы,

показал, что они серьезно ориентированы на групповые методы преодоления син­дрома «выученной беспомощности» в отношении людей к своим возможностям и социальной ситуации. И речь идет уже не только о группах поддержки {support-groups), но и о campaign-groups, ориентированных на изменение не только внут­ренней, но и внешней ситуации (например, на изменение отношения местных вла­стей к данной проблеме).

Психотерапия, проводимая в группах, разнообразна по своей форме и имеет различные виды. В широком плане она определяется как договоренность и согла­сие нескольких людей помогать самим себе и друг другу в решении каких-либо лич­ных проблем или трудной ситуации с помощью обсуждения проблемы или/и благо­даря совместной деятельности. При этом в группе может быть, а может и не быть терапевт или лидер. Некоторые виды групповой терапии близки к индивидуаль­ной терапии по своей форме и цели (иногда для участников группы авторы ис­пользуют метафору «индивидуальная психотерапия в группе»). На другом полюсе могут быть добровольные, самоорганизующиеся терапевтические группы, кото­рые так важны в различных сообществах (например, группы родителей детей-ин­валидов, ветеранов войны и т. п.). Популярность групповой психотерапии за рубе­жом возрастает (о ситуации в отечественной практике пока судить трудно). Так, в соответствии с последними данными около 6% американцев принимали участие в группах взаимной помощи; 5,5% — в групповой психотерапии с участием спе­циалистов по психическому здоровью и 5% — в групповой терапии при участии священников.

В американской практике именно психологи и социальные работники, а не психиатры обеспечивают наибольшее число программ и ведут психотерапевтиче-

ские группы. В настоящее время в США групповая психотерапия проводится практически во всем спектре учреждений: тюрьмах (как для заключенных, так и для персонала), школах, психиатрических лечебницах, домах престарелых, подро­стковых центрах и т. п. Гомогенные группы (в которых участников объединяет об­щая доминантная проблема или отличительная особенность) обычно меньше нуж­даются в квалифицированном лидере, чем гетерогенные группы.

Групповая психотерапия обычно проводится с теми же целями, что и индиви­дуальная, но, естественно, имеет отличительные особенности. Члены группы ини­циируют чувства в других участниках, что позволяет им найти ответы на вопросы о проблемах своих взаимоотношений в прошлом и настоящем опыте жизни вне группы. Чувство безопасности, возникающее у них на основе групповой (или пар­ной) идентификации, повышает вероятность того, что они, например, увидят, осо­знают свои проекции на других людей и таким образом примут ответственность за свои чувства на себя. Научение возможно только в ситуации безопасности и при­нятия группой человека, поэтому распространенная в России практика групповой психотерапии через травму (ею очень легко может быть та же обратная связь, если отношения в группе даже на бессознательном уровне построены на отношениях силы, зависимости, авторитета) является грубым искажением сущности психоте­рапии.

Уникальность групповых методов заключается не столько в отражении проек­ций пациента — это с гораздо большим успехом может делать психотерапевт или психоаналитик в индивидуальной работе, сколько в создании безопасного про­странства для опробования нового опыта построения отношений с другими (если, конечно, это является ценностной ориентацией для конкретного вида психотера­пии). После этого перемещение опыта во внешнюю жизнь пациента {grounding, «заземление», в терминах гештальт-терапии, например) представляется менее про­блематичным.

Существует точка зрения, что лидеры групп осуществляют меньший контроль по сравнению с индивидуальной психотерапией, поскольку главным являются от­ношения между членами группы, а лидеру (ведущему) отводится роль посредни­ка, который катализирует групповой процесс. Он также может отмечать некото­рые паттерны, как бы интегрируя наблюдаемый им групповой процесс, может вызывать или интерпретировать чувства, помогать найти источник проекций и искажений. Защитные механизмы членов группы могут стать ценнейшим источ­ником нового позитивного знания при условии бережной работы психотерапевта с индивидуальным сопротивлением каждого участника.

Идентификация и изменение ролевых стереотипов и психологических игр (в их негативной, берновской трактовке) участников группового процесса также ценна, но, как и все другие функции группового психотерапевта, может быть осуществ­лена только специально обученным психологом, психотерапевтом, социальным работником.

Степень необходимости для конкретного человека прохождения групповой пси­хотерапии может быть обусловлена:

а) ситуационно (например, кризис или определенная стадия острого горя);

б) его/ее личностными особенностями, но не столько коммуникативными, как казалось бы, а способностью к осознаванию и рефлексии.

218 Глава 4. Психологическая и социальная помощь семье и ребенку

«Непоказаниями» к групповой психотерапии являются как очень низкий, так и очень высокий уровень последней способности — первый тип пациентов часто «не успевает» за групповым процессом, а второй в нем почти не нуждается, так как

---------------------------- для этих людей групповые «открытия» являются слиш-

Чем более терапевт ком хорошо узнаваемыми истинами.

чтапроТсГодТв мім™' Отношения в группах могут чрезвычайно сильно ме-

чем более он способен нять отношение человека к себе. Человек может измениться, без страха существо- поняв, что поведение другого члена группы, которое ему стью'своих чувспГтём неприятно, свойственно и ему. Изменения могут произой-выше степень его кон- ти также в результате сравнения одного члена группы с груэнтности. другим благожелательно настроенной группой.

К. Роджерс Групповой терапевт, ведущий группы не может заста-

вить что-либо произойти, так же как садовник не может

заставить растение вырасти. Так же как и садовник, руководитель группы создает лучшие условия из возможных, а люди, как и семена, развиваются самостоятельно.

Самое значительное условие, необходимое для успешной групповой терапии, — это установка и ценности терапевта. Знание и умения — это важно, но установ­ка — это все.

Терапевт сообщает свою установку принятием основных условий терапевти­ческих отношений. Эти условия установлены Карлом Роджерсом, и здесь обсуж­дается, каким образом они применяются в групповой работе.

Контакт. Каждый член вашей группы должен чувствовать некоторый личный контакт с вами. Установление контакта — это в большей степени искусство, чем наука.

Ваше узнавание каждого члена группы как личности является неотъемлемой частью работы; установление контакта является несловесным, но в поведении тера­певта должно проявляться послание: «Я вижу тебя». Это может подразумевать бе­седу один на один с каждым членом группы до его вступления в нее (в идеале). Это может подразумевать выбор члена группы для особой роли в деятельности группы, а может иметься в виду при вашем правильном толковании его эмоций или выска­зываний во время занятия.

Соответствие, конгруэнтность. Вы как руководитель должны быть тем, кем, по вашим словам, вы являетесь. Если вы поощряете самораскрытие (self-disclosure) как часть эмоционального лечения, а потом судите и критикуете то, чем делятся люди, то ваша группа уличит вас как обманщика. Если вы говорите о равенстве всех людей, а потом оказываете предпочтительное внимание мужчинам вашей группы перед женщинами, то этим вы подрываете доверие к себе. Если вы серди­тесь на члена группы, но скрываете это или делаете вид, что сердитесь, когда это не так, группа это почувствует. Если вы обнаруживаете, что покровительствуете и за­щищаете определенного члена группы или избегаете и обрываете другого, то вам лучше поговорить об этом с вашей группой. Признаваясь в своих предубеждениях и непоследовательности, вы восстанавливаете достоверность знаний о себе и в ка­кой-то мере свою подлинность (аутентичность).

Положительные отношения. Терапевт, работающий с группой, например, обижен­ных или капризных людей, часто должен сознательно делать мысленные упражне-

ния, чтобы сохранять положительное отношение. Это может подразумевать такие методы самоуговаривания {self-talk techniques), как:

♦ «Этот подросток — не болен, его обидели», или

♦ «Эта женщина должна любить себя сама, потому что больше никто ее не лю­бит», или

♦ «Этот мужчина притворяется бесстрашным, потому что он весь полон страха».

Обычно можно отыскать боль, которая скрытно управляет поведением. Это лучший способ, который известен, для того чтобы сохранить уважение, которое необходимо иметь по отношению к каждому члену группы.

Эмпатия. Если контакт говорит: «Я вижу тебя», то эмпатия говорит: «Я понимаю тебя». Умение быть вместе с членом группы в любой борьбе или открытии, с кото­рыми он сталкивается в группе, является как поддерживающим, так и дающим но­вые возможности. Люди часто не понимают себя. Опознание и обозначение пере­живаемых состояний — это чужая территория. Помогать і---------------------------

им понять свои чувства — сильнодействующий прием. *^^сли^олько111 ^)°б" Толкование, интерпретация, объяснение — это более ре- влётворяются их базо-зультативное средство при работе терапевтов с подрост- вые желания ками, нежели со взрослыми. Вам может быть до боли оче- опасность^Дайте^ю-видно, что Петр печален из-за второго брака матери, Петр, дям привязанность

однако, может не осознавать этого вовсе. Он сердится и го- и безопасность, и они,

_ в свою очередь, отве-

ворит, что он «смущен». Ьсли вы осторожно намекнете, тят тем же

что, возможно, он чувствует глубокую печаль из-за неудач а. Маслоу

его матери в ее отношении с другими мужчинами, если вы Техники, присущие ин-правы, то глубина переживаний, скоре всего, уменьшится дивидуальным терапев-

и Петр испытает облегчение. Он осознает: «Да, это так!» и тическим отношениям,

*, _ работают и в группо-

поимет себя. Он также узнает, что вы понимаете его. вом контексте.

Восприятие. Вы можете быть самым сердечным, состра- к. Роджерс

дательным и сопереживающим групповым терапевтом в

мире, но если ваша группа не чувствует этого, то этот факт не будет иметь значе­ния. Члены группы должны ощущать контакт с вами, конгруэнтность, положи­тельное отношение и эмпатию. Проявления этих качеств разнообразно так же, как и личности руководителей групп. Использование юмора, выражение одобрения и привязанности, методы конфронтации и установления границ допустимого явля­ются, за некоторым исключением, каналами, по которым руководитель посылает сообщения своей группе. Важно, что вы работаете с людьми потому, что вы их лю­бите. Их энергия, наивность и даже дерзость пленяют и побуждают вас проявлять свои лучшие стороны. Если вашей работой движет эта привязанность к вашим клиентам, то ваша группа почувствует этого.

Принятие безоценочной установки. Безоценочная установка — это необходимое для терапевта правило, и не следует путать ее с обязанностью терапевта моделиро­вать правильную и одобренную систему ценностей. Другими словами, терапевт мо­жет моделировать в поведении и словесном выражении уважение к авторитету, окружающему и человеку без осуждения членов группы, которые, по-видимому, не ценят это.

Слушание. Каждый член вашей группы имеет потребность и право быть услы­шанным. Решающей является тїштм&тєльїїості. руХіОЛОДИТеЛЯ К КЮКДОМУ 4JIGHV ГЛУП"

пы. Когда вы как руководитель группы испытываете трудности, слушая одного из ее членов, вы можете держать пари, что каждый в групее испытывает их тоже. Ис­пользуйте эту проблему как терапевтический прием. Скажите этому человеку пря­мо в группе, что вам трудно его слушать. Подчеркните важность того, что вы и группа понимаете, как велика его потребность быть услышанным. Потом обсуди­те проблему, что бы это ни было: «разбрасывание»; принятия правила «навечно»; слишком мягкое изложение; постоянное изменение темы; сердитое саркастиче­ское действие или что-то еще. Важно то, что ваша группа знает: вы слушаете все, что они говорят.

Выражение принятия. Как терапевты мы все работаем, опираясь на некоторую философскую основу. Приведенный ниже список обрисовывает сочувственно-разумный подход к заботе о психическом здоровье.

Философия терапевта:

A. Человек в целом хороший. «Никто не рождается, чтобы быть плохим».

Б. Все поведение целенаправленное. Это значит, что каждый человек делает луч­шее из того, что может сделать, дабы удовлетворить свои потребности на дан­ный момент.

B. Человек может освоить более приемлемый, правильный способ удовлетворять свои потребности.

Г. Человек должен быть в состоянии сделать выбор даже в условиях, которые ограничивают свободу.

Д. Человек не захочет меняться, если это ничего ему не принесет.

Е. Изменяя поведение, человек может изменить мысли и установки.

Ж. Изменяя мысли и установки, человек может менять поведение.

3. Окружающая среда, которая подкрепляет позитивное поведение, больше спо­собствует изменениям, чем окружающая среда, которая сосредоточивается на негативном поведении.

Контрольные вопросы

1. Чем отличаются психологическая, педагогическая и социальная модели помо­щи семье и ребенку?

2. Почему возникла необходимость создания программ раннего вмешательства?

3. В чем преимущества семейного системного подхода к помощи семье? В чем вы видите ограничения этого метода?

4. Какие ошибки может совершить социальный работник, первый раз посещая семью, где появился ребенок?

5. С какими основными трудностями сталкивается ребенок на различных этапах своего развития?

6. Как вы видите потребности ребенка и как они могут быть удовлетворены?

7. Многие матери очень устают от ухода за ребенком: какие могут быть на это причины?

8. В каких ситуациях психолог или социальный работник может нарушить кон­фиденциальность по отношению к семье?

9. Что такое «триангуляция»? Как она может укреплять семью и как — разру­шать?

10. Рассмотрите и проанализируйте специфические проблемы семьи с одним ро­дителем.

11. Проиллюстрируйте и докажите необходимость межличностных отношений для развития ребенка.

12. Поразмышляйте на тему: «Семья как источник ограничений и стресса». При­ведите примеры из жизни и работ крупных психологов.

13. Каковы могут быть последствия материнской депривации для психического развития ребенка?

14. Каких ошибок может избежать специалист, работающий с семьей, где родился больной ребенок?

15. Как социальный опыт ребенка влияет на его интеллектуальное развитие?

16. Как вы видите роль отца в семье?

17. Социализация ребенка — это конфликт или взаимная адаптация?

18. Как вы думаете, что такое «чувствительный» родитель и как это может влиять на ребенка?

19. Как вы понимаете высказывание: «Ребенок — отец взрослого человека»?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: