Пример консультирования безработных граждан Ленинградской области. Заниженная самооценка




Н. закончила техникум пищевой промышленности в Ленинграде. Техник-технолог пище­вой промышленности. По распределению уехала в один из городов Ленинградской об­ласти и поступила на завод на должность технолога-мастера. Заработная плата была очень маленькой, а жить приходилось в общежитии барачного типа с удобствами на ули­це. К тому же на работе пришлось руководить бригадой, средний возраст в которой — около 50 лет. Ей же на тот момент было 18 лет. Параллельно пришлось осваивать новую технологию работы, так как ее назначили бригадиром не по той специальности, по кото­рой она заканчивала техникум.

Через 3 года она вышла замуж и переехала в другой город. Вынуждена была пойти рабо­тать буфетчицей. Эту работу она ненавидела, так как торговать пивом так и не получи­лось. Вскоре осложнились отношения с мужем, и она вынуждена была с ним развестись. В это же время ее пригласили на должность начальника производства на завод в сосед­нем городе. В ее обязанности входил контроль за производством на четырех заводах пи­щевой промышленности. И хотя проработала там достаточно долго, вынуждена была уйти из-за хронической болезни ребенка. Устроилась на работу кассиром в профессио­нально-техническое училище, а затем и заместителем директора по административно-хозяйственной части. Родила второго ребенка.

Через несколько лет ее опять пригласили на хлебозавод технологом, на котором она и проработала до начала 1990-х гг., когда завод решено было закрить. У нее в подчинении было 45 человек, и здесь она впервые столкнулась с открытым воровством на рабочем месте. С этим пришлось бороться. И эта борьба увенчалась успехом: когда пришло вре­мя сдавать завод, все мероприятия были проведены а течение двух дней. После ликвидации завода Н. осталась без работы, а регистрироваться в качестве безра­ботной не хотела. Поэтому она написала письмо генеральному директору объединения хлебозаводов в Санкт-Петербург, в котором описала свой опыт работы. Очень быстро ее пригласили на должность директора хлебозавода в другой город. В ее подчинении оказалось 140 человек. Коллектива как такового не было. В начале своей

семью. Во-вторых, у большинства безработных сильно деформирован материаль­ный фактор. Чем дольше человек находится без работы, тем более важным стано­вится вопрос материального обеспечения. В глазах же работодателя, чем больше человек провел без работы, тем ниже его профессиональный уровень. В-третьих, многие безработные неадекватно осознают свой нынешний социальный статус. Сложнее всего смириться со своим положением тем, кто занимал на предыдущих местах высокостатусные позиции. Тем не менее подавляющее большинство безра­ботных склонны к самоуничижению, а чтобы компенсировать это, начинают вести себя чрезвычайно демонстративно.

И наконец, в-четвертых, у безработных деформирован временной фактор. По отзывам многих женщин, длительное время не работающих и занимающихся до­машним хозяйством, они стали меньше успевать делать, чем в тот период, когда работали. Это говорит о том, что постепенно безработные утрачивать навыки рас­пределения и планирования своего времени.

Таким образом, в основе психологического состояния безработного лежит раз­рушительное действие механизмов стресса, осложненное деформированной тру­довой мотивацией и деформированным трудовым сознанием, что приводит к суще­ственной деформации трудового стереотипа.

Психологическая помощь безработным

Первым этапом психологической помощи безработным является содействие им в преодолении негативного влияния стрессовой ситуации. Чаще всего стресс у без-

■•ЯИВШИІйМІІІІЩШііі;,

■■•ШВЩИИВищ;, '«НМіпіІНіІііііішіі.

Пример консультирования безработных граждан Ленинградской области. Заниженная самооценка (окончание)

деятельности она столкнулась с прямым саботажем со стороны рабочих. Например, при запуске закупленной в Германии новой поточной линии по производству сушек слесари, в задачу которых входила наладка нового оборудования, вставляли железные болты в движущие части машин. Н. начала с формирования коллектива и ряда воспитательных мероприятий, сочетавших как карательное воздействие, так и поощрения. Новую линию удалось запустить в течение полумесяца. Вскоре заработало еще несколько новых по­точных линий по производству различных хлебопродуктов; старые печи были заменены немецкими мини-пекарнями. Н. установила тесные контакты с производителями обору­дования для хлебопекарной промышленности из Германии, в результате чего новые линии удавалось налаживать в самые краткие сроки. Тем не менее, несмотря на эконо­мическую эффективность деятельности, испытывала сильное воздействие со стороны недовольных ее политикой на предприятии. На заводе практически каждый день появля­лись проверочные комиссии из различных контрольных органов. Было даже совершено нападение на ее мужа, и он длительное время лежал в больнице. В результате всего этого Н. ушла с работы и зарегистрировалась в качестве безработ­ной в службе занятости Ленинградской области. К моменту ее прихода в тренинговую группу она уже несколько месяцев искала работу. Ее эмоциональное состояние на мо­мент начала тренинга можно оценить как подавленное, депрессивное, с высокой степе­нью отчаяния. В том, что осталась без работы, она обвиняла бывшее свое руководство и коллег по работе, которые якобы «вставляли ей полки в колеса». Н. считала, что для нее работу найти невозможно, так как ей 51 год, а требуются везде до 40 лет. Себя она вос­принимала как неудачницу, чей опыт никому не нужен.

В процессе работы она изменила свои установки. При поддержке со стороны других уча­стников группы, на примере ряда объявлений о поиске руководящего персонала, она сделала вывод о том, что обладает большим опытом управленческой работы. Составле­ние резюме далось с большим трудом, но стало поворотным моментом, позволившим переосмыслить опыт работы. Закрепило же эти изменения формирование перспектив­ного плана поиска работы. Вскоре Н. получила ряд предложений о работе.

работных обостряется в тот момент, когда жизнь приобретает рутинный, однооб­разный характер: они практически перестают искать работу, общение ограничива­ется кругом членов семьи, культурные запросы снижаются и т. д. Особенности реагирования на воздействие стресса зависят от:

♦ локуса контроля (экстернальный или интернальный);

♦ уровней самооценки и притязаний;

♦ социального статуса на прежней работе и т. д.

Постепенно человек начинает чувствовать, что от него ничего не зависит, он даже оказывается не в состоянии контролировать свое время, параллельно с этими процессами идет выгорание мотивации к труду. В основе этого выгорания лежит установка на перфекционизм, т. е. на успешность. Отказы приводят к тому, что че­ловек перестает искать работу, защищая свое Я от угрозы новых отказов.

Именно поэтому с самого начала важно информировать безработного о том, что же такое стресс и как он «выглядит» и действует. Само обращение к психологу для многих безработных связано с негативными эмоциями, так как многие люди до сих пор ставят знак равенства между психологом и психиатром. В этом случае необходима значительная просветительская работа, направленная на разъяснение возможной необходимости психологической помощи, т. е. формирование уста­новки на естественность обращения к психологу. Наиболее эффективным в этой ситуации является рассматривание проблемы как ресурса: что полезного человек извлек из ситуации потери работы и длительной безработицы, какие существуют

пути выхода из этой проблемы. Важно также проговаривание эмоций, связанных с негативными переживаниями при поиске работы.

Стресс не сводится только к эмоциям. Стресс гораздо шире. Например, люди, переживающие утрату работы, могут неожиданно оказаться лицом к лицу со своими старыми невротическими ранами. К стрессам приводит также привычный пат­терн, или модель реагирования на стимул, а также ригидное использование психо­логической защиты. Проблема личной ригидности — одна из ключевых при работе ----------------------------1 с людьми, утратившим адекватную мотивацию к труду.

Само обращение к пси- Ригидность — это фактор предрасположенности к стрессу.

хологу для многих без-,-, ґ г

работных связано с не- Базисное состояние любого стресса — это состояние

гативными эмоциями, тревоги. Человек испытывает беспокойство практически

так как многие люди до в0 всех жизненных сферах: семейная жизнь, профессио-сих пор ставят знак оа-, т-.

венства между психоло- нальная сфера, взаимоотношения с другими людьми. В си­гом и психиатром. туации поиска работы личностная тревожность безработ-

----------------------------1 ного во много раз усиливается реактивной тревожностью,

и задача психолога — помочь безработному снизить уро­вень тревожности. В противном случае тревожность клиента достигает такого уровня, что блокирует любое проявление активности.

Таким образом, преодоление стрессовой ситуации становится первым шагом на пути устройства человека на новую работу. Но это лишь первый шаг. Затем должно следовать обучение человека самопрезентации. Безработные то ли из чувства ложной скромности, то ли в силу воспитания часто не могут адекватно предоставить работодателю информацию о себе. Они словно стесняются себя по­хвалить и начинают рассказ о себе с того, чего не умеют. Доходит до казусов: жен­щина-инженер начинает самопрезентацию с того, что заявляет: «Я не разбираюсь в финансах».

Помимо умения представить себя эффективно и эффектно себя прореклами­ровать важно уметь спланировать свое трудоустройство. Большинство безработ­ных являются таковыми потому, что неспособны поставить перед собой цели по­иска работы. Отвечая на вопрос о том, какую работу они хотели бы иметь, такие безработные начинают описывать свое предыдущее рабочее место. Это выступает в качестве психологической защиты: «Раз нет такой работы, значит, я могу оста­ваться безработным». Преодоление этой защиты требует от психолога больших усилий, так как любая попытка адекватно оценить запросы клиента наталкивает­ся на его агрессивное сопротивление.

В структуре психологической помощи клиентам служб занятости и людям, ищущим работу, большое значение имеет обучение их методам поиска работы: со­ставлению резюме, поискового письма, объявления в газету, основам делового разговора по телефону, поведению на собеседовании и т. д. Как правило, подгото­вив все эти документы и адекватно сформулировав цели поиска работы, безработ­ный испытывает определенный эмоциональный подъем. Он словно возвращается на стадию оптимизма.

Поскольку безработный долгое время находился в суженном круге общения, то его коммуникативные навыки существенно снизились. Многие безработные не умеют общаться на деловом уровне, оценивая окружающих по принципу «нра­вится — не нравится». Поэтому одна из наиболее эффективных форм работы с безработными — это социально-психологический тренинг. В ходе таких тренин­гов безработные восстанавливают утраченные коммуникативные способности,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: