По групповой психотерапии




Чтобы «лед тронулся»

Инструкции.

Примечание: этот раздел можно прочитать группе так, как он написан, или пересказать своими словами.

«Это упражнение поможет нам больше узнать друг о дру­ге. Если мы сейчас незнакомы, то к концу упражнения это изменится. Если мы уже знаем друг друга, то, вероятно, мы узнаем что-то новое о каждом из нас.

Я буду задавать вопросы. Члены группы будут отвечать по очереди. Каждый должен ответить на все вопросы; одна­ко вы можете сказать "пас "если вам нужно подумать, и я вернусь к вам позже.

Внимательно слушайте каждый ответ. Ведь каждый участ­ник этой группы — неповторимый и значимый человек».

Вопросы.

1. Ваш любимый фильм?

2. Кто из людей, когда-либо встречавшихся вам, самый вы­дающийся?

3. Если бы вы могли стать животным, какое животное вы бы выбрали и почему?

4. Какой день в вашей жизни был самым лучшим?

5. Каково ваше самое первое воспоминание?

6. Какое огорчение было самым сильным в вашей жизни?

7. Что вы любили делать пять лет назад?

8. Если бы у вас было 50 000 рублей, что бы вы с ними сде­лали?

9. Что вам больше всего не нравится в этой группе? Что нравится?

10. Одно из качеств, которое людям нравится во мне больше всего, — это... Одно из качеств, которое людям нравится во мне меньше всего, — это...

11. Мои любимые занятия...

12. Время года, которое я люблю больше всего... Почему?

13. Человек в группе, у которого наиболее сложные отношения с другими, — это...

14. Человек, о котором я сегодня узнал больше всего, — это...

15. Человек в группе, который больше всего похож на меня, — это... Человек в груп­пе, который меньше всего похож на меня, — это...

16. Человек в группе, с которым я мог бы долго пробыть на необитаемом остро­ве, — это... Почему?

17. Человек в группе, который наслаждается жизнью в наибольшей степени, — это...

18. Человек в группе, о котором я хотел бы узнать побольше, — это...

19. Человек в группе, который немного пугает меня, — это... Почему?

20. То, о чем мне хотелось бы узнать в этой группе, — это...

Самые большие ожидания и самые большие опасения

Цели.

1. Поведенческие. Члены группы будут:

а) выявлять ожидания и опасения, записывать их;

б) спонтанно взаимодействовать с другими членами группы;

в) отрабатывать навыки эмпатии, выслушивая партнера.

2. Познавательные. Члены группы будут;

а) уменьшать чувство одиночества, давая и получая обратную связь с членами группы;

б) повышать эмпатию к другим членам группы, объясняя заполненные бланки партнера.

Материалы.

1. Копия бланков «Самые большие ожидания» и «Самые большие опасения» для каждого члена группы.

2. Ручки или карандаши.

Метод.

Члены группы работают самостоятельно, заполняя бланки своих самых больших ожиданий и самых больших опасений. Когда большинство участников справятся с заданием, они разбиваются на пары и вместе обсуждают заполненные бланки. Потом группа собирается в круг и каждый объясняет группе написанное его парт­нером. Поощряется обратная связь.

Инструкция.

Раздайте ксерокопии бланков и дайте указание членам группы подумать о своих самых больших ожиданиях и самых больших опасениях. Скажите группе, чтобы они записали свои ожидания и опасения в бланках. После того как все закончат, поделите группу на пары либо случайно выбранные, либо намеренно назначен­ные. Например, если Катя и Игорь недавно поссорились, то это может быть сред­ством преодолеть их разногласия. С другой стороны, если вы совершенно уверены,

что Катя использовала бы это упражнение, чтобы высмеять и оскорбить Игоря, то их не следует назначать в пару. Дайте указание парам поделиться написанным друг с другом, дабы убедиться в том, что они правильно понимают, что их партнер под­разумевает под написанным в его бланке. Поощряйте партнеров задавать вопросы и исследовать работу друг друга. Когда это сделано, созовите членов группы обрат­но в круг. Потом попросите каждого поделиться с группой тем, что написал его партнер. Поощряйте обратную связь от группы, однако вопросы и замечания сле­дует адресовать представляющему написанное, а не автору. После того как это вы­полнено, объясните, что у автора теперь есть возможность сделать критические замечания относительно того, насколько хорошо партнер его понял. Потом назо­вите следующего по кругу члена группы.

Заключение.

Завершите занятие несколькими замечаниями по поводу следующего:

1. Общее в высказанных ожиданиях и опасениях;

2. Важность понимания того, что видит другой (эмпатия).

Примечания автора.

Это упражнение способствует развитию более глубокого общения в группе, потому что в работе задействованы два процесса: первый — повышение чувства принад­лежности к группе, когда осознаются ожидания и опасения, второй — тренируют­ся навыки сопереживания, когда члены группы представляют заполненные блан­ки своих партнеров.

Бланк.

Самые большие опасения.

1.________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3.________________________________________________________________

4.________________________________________________________________

5.________________________________________________________________

6.________________________________________________________________

Бланк.

Самые большие ожидания.

1.________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3.________________________________________________________________

4.________________________________________________________________

5.________________________________________________________________

6.________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: