РАСПРОСТРАНЕНИЕ СУБКУЛЬТУРЫАНИМЕШНИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Секция: Человек и современное общество
Автор: Конопелько София Николаевна
ГУО «Средняя школа № 147 г. Минска»,
11 «Б» класс
Адрес: г. Минск, ул. Кнорина 8-А, 67
Тел. моб. +375291127640
Научный руководитель: Малышко Светлана Петровна
учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа № 147 г. Минска»
тел. дом. 2921746, тел. моб. +375292700453
Минск, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Анимешники как особая субкультура…………………………………..5
1.1 Возникновение жанра аниме…………………………………………………..5
1.2 Отличительные признаки субкультуры анимешников……………………...7
Глава 2 Анимешники в контексте культурной жизни Беларуси……………….11
2.1 Появление аниме в Республике Беларусь……………………………………11
2.2 Формы самореализации анимешников в белорусской культуре………….14
Глава 3 Распространение субкультуры анимешников в «ГУО Средняя школа № 147»…………………………………………………………………………………17
3.1 Составление анкеты «Субкультура анимешников»………………………..17
3.2 Обработка результатов анкетирования………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………22
Список литературы………………………………………………………………..25
Приложения………………………………………………………………………..26
ВВЕДЕНИЕ
Современная белорусская молодежь отличается высокой творческой активностью, включенностью в процесс межкультурной коммуникации. Молодые люди имеют возможность быть в центре событий музыкального искусства, мира моды, кино, компьютерных технологий за счет широкого использования масс-медиа и интернет ресурсов. Наша молодежь активно общается с соотечественниками и представителями других стран в социальных сетях, на различных сайтах, размещенных на просторах глобальной паутины. Все это способствует развитию сообществ по интересам, которые при определенных условиях могут трансформироваться в отдельные субкультуры. Одной из таких субкультур, относительно новых для Беларуси, является субкультура анимешников – любителей японской мультипликации. Однако данную субкультуру рассматривают в качестве самостоятельного движения наравне с панками, готами, эмо, фанатами и другими молодежными объединениями лишь отдельные исследователи. Чаще всего их относят к ролевикам или другим похожим течениям. В то же время субкультура анимешников обладает целым рядом отличительных признаков, которые позволяют рассматривать ее в качестве самостоятельного, самобытного молодежного движения, получившего достаточно широкое распространение в нашей республике. Изучению этой субкультуры и посвящено данное исследование.
Таким образом, цель исследования: осуществить комплексный анализ субкультуры анимешников как самостоятельного молодежного движения в культурной жизни Беларуси.
Задачи исследования:
1. Определить отличительные признаки субкультуры анимешников;
2. Рассмотреть историю возникновения и формы проявления субкультуры анимешников в Республике Беларусь;
3. Проанализировать степень распространения субкультуры анимешников в ГУО «Средняя школа № 147».
Объект исследования – молодежные субкультуры.
Предмет исследования – субкультура анимешников
Для решения поставленных задач и достижения цели исследования, были использованы следующие методы: анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения, устного опроса, анкетирования.
В ходе решения исследовательских задач анализировалась литература, посвященная изучению молодежных субкультур [4; 5; 6; 7; 8; 9; 12; 13], а также информация интернет-ресурсов [1; 2; 3; 10; 11; 14; 15], Следует отметить, что специальных работ по субкультуре анимешников выявлено не было. О любителях аниме в печатных изданиях удалось найти лишь отдельные упоминания в контексте более широких тем. Основная информация по субкультуре анимешников размещена в сети интернет. Особо следует отметить электронные энциклопедии, такие как википедия, специализированные сайты косплей-фестивалей Хиган, Аматэрасу, Free Time-Fest, новостные сайты, социальные сети. В частности, социальная сеть «в контакте» стала одним из основных источников информации по проблеме распространения субкультуры анимешников в Республике Беларусь.
Однако полученная информация носила преимущественно общий характер. Конкретных фактических и количественных данных было недостаточно для комплексного анализа субкультуры анимешников. Поэтому возникла необходимость проведения специального исследования для получения более конкретной информации. Данное исследование мы провели на базе средней школы № 147 г. Минска.
Поставленные в исследовании задачи были последовательно решены в соответствующих главах представленной работы.
ГЛАВА 1
АНИМЕШНИКИ КАК ОСОБАЯ СУБКУЛЬТУРА
Возникновение жанра аниме
История аниме берет начало в XX веке, когда японские кинорежиссёры начинают первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретёнными на Западе. Первые эксперименты рисования аниме появились в Японии в 1913 году, а первый аниме-фильм вышел на экраны в 1917 году. Отличия данных мультфильмов от американских версий заключаются, в основном, в графике.
Аниме (или японская анимация) имеет высокую популярность во всём мире. Среди остальных жанров мультипликации выделяется большей ориентацией на взрослую аудиторию. Часто аниме — это экранизации японских комиксов (манга), также пользующихся большой популярностью.
Анимация Японии отличается от анимации других стран, в первую очередь, тем, что представляет собою развивающийся замкнутый культурный пласт, включающий в себя множество уникальных сюжетных и идейных символов, шаблонов, стереотипов и типажей. Простейшими примерами могут служить специфические для аниме жанры, вроде меха, живущие по своим собственным законам, или находящие частое отражение в аниме элементы японского быта.
Кроме того, японская анимация выделяется общей направленностью определённой доли произведений на более взрослую аудиторию, что выражается в большем внимании к философской и идеологической составляющим, преобладании «взрослых» мотивов в тематике, и, в том числе, меньшей табуированностью тем секса и насилия в культуре в целом [2].
Большая часть аниме создаётся с расчётом на конкретную, временами довольно узкую целевую аудиторию. Критериями деления могут являться пол, возраст, психологический тип зрителя. Выбранный таким образом метажанр задаёт общую направленность произведения, влияя на его сюжет, идеи и даже манеру изображения.
Многие аниме-сериалы обладают ярко выраженным эмоциональным и идейным подтекстом. Режиссёр в образах создаёт подходящий эмоциональный фон для передачи своих мыслей. Популярными идеями являются: идея стойкости, нежелания сдаваться сколь угодно могущественным людям или обстоятельствам, идеи самоопределения и выбора жизненного пути, мораль человека. Различный возраст целевой аудитории зачастую влияет на идейный подтекст произведения: shounen-adventure, обычно адресуемые юношам старше двенадцати лет, чаще содержат «простой» эмоциональный ряд (не сдаваться, защищать друзей, и т. д.) с меньшей проработкой деталей, чем философские или психологические произведения для взрослых. «Простота», однако, не означает, что идеи таких сериалов «детские» или даже «наивные», «максималистские» — или что такие сериалы не рассчитаны на старшее поколение. В более серьёзных сериалах рассматриваются вопросы смысла жизни, морали, проблемы эскапизма, одиночества и разобщенности людей, религии [2].
Анимешниками чаще всего становятся молодые люди среднего и старшего школьного возраста, причем оставаться преданными этому образу жизни они могут долгие годы. Аниме в неограниченном количестве и прочее, необходимое для того, чтобы «анимешить», обходится недешево, поэтому истинный анимешник (отаку) – это человек, чаще всего работающий. Отсюда становится ясным, почему возрастной диапазон отаку, верхняя граница которого доходит до 90 с небольшим, все же не опускается ниже 15-18 лет. Хотя это связано ещё и с тем, что в Беларуси нет аниме для детей, которое существует в Японии. Вообще, есть даже понятие «анимешного возраста», суть которого заключается в том, что определенное аниме рассчитано на определенный возраст зрителя (например, есть аниме для тех, «кому за тридцать»)
Деление аниме на жанры очень размыто. Аниме делят:
- По целевой аудитории (дети, юноши, девушки, мужчины, женщины);
- По стилям повествования (комедия, драма, триллер, романтика, и т. д.);
- По антуражу и технологиям (ме́ха, киберпанк, школьная история, фэнтези, паропанк, и т. д.);
- По психологии, целям и характеру отношений персонажей (сентай, спокон, махо-сёдзё, гарем) [2].
Таким образом, самобытность японской анимации, жанровое разнообразие мультфильмов способствует быстрому росту популярности аниме по всему миру. Поклонники аниме объединяются в различные группы, тем самым формируя определенную субкультуру – субкультуру анимешников.