Основные мероприятия в сфере гражданской защиты




Задача гражданской защиты

Основными задачами гражданской защиты является:

- сбор и аналитическая обработка информации о чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

- осуществление надзора и контроля в сфере гражданской защиты;

- разработка и выполнение законодательных и других нормативно-правовых актов, соблюдение норм и стандартов в сфере гражданской защиты;

- разработка и осуществление мер в сфере гражданской защиты;

- создание, сохранение и рациональное использование материальных ресурсов, необходимых для предотвращения чрезвычайных ситуаций;

- разработка и выполнение научно-технических программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций;

- оперативное сообщение населения о возникновении или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, своевременное и достоверное информирование об обстоятельствах, сложившихся и мерах для предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий

- организация защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, оказания неотложной психологической, медицинской и иной помощи пострадавшим;

- проведение неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и организация жизнеобеспечения пострадавшего населения;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской защиты к предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

- предоставление с использованием сил гражданской защиты оперативной помощи населению в случае возникновения неблагоприятных бытовых или нестандартных ситуаций;

- обучение населения способам защиты при чрезвычайных, неблагоприятных бытовых или нестандартных ситуаций и организация тренировок;

- международное сотрудничество в сфере гражданской защиты

Основные мероприятия в сфере гражданской защиты

С целью эффективной реализации задач гражданской защиты, уменьшения потерь и недопущение ущерба объектам, материальным и культурным ценностям и окружающей среде в случае возникновения чрезвычайных ситуаций центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, подчиненные им силы и средства, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, добровольные спасательные формирования осуществляют

- оповещение и информирование;

- наблюдение и лабораторный контроль;

- укрытие в защитных сооружениях;

- эвакуацию;

- инженерный, медицинский, психологический, биологический, экологический, радиационный и химический защиту

Закон Украины "О защите человека от воздействия ионизирующих излучений\" направлен на защиту жизни, здоровья и имущества людей от негативного воздействия ионизирующих излучений, вызванного практической деятельностью, а также в случаях радиационных аварий, путем выполнения спасательных мероприятий и возмещения помех.

В статье 3 провозглашено права человека на обеспечение защиты от воздействия ионизирующих излучений: "Каждый человек, проживающий или временно находится на территории Украины, имеет право на защиту в воздействии ионизирующих излучений Это право обеспечивается осуществлением комплекса мероприятий по предотвращению влияния ионизирующих излучений на организм человека выше установленных дозовых пределов облучения, компенсацию за превышение установленных дозовых пределов облучения и возмещением убытков, причиненных в результате воздействия ионизирующих излучений".

В соответствии с действующим законодательством граждане Украины имеют право знать о риске, которому они могут подвергнуться в конкретных местах их пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности возникновения экстремальных ситуаций обусловлено наличием в районе проживания химической промышленности, пожаро - и взрывоопасных объектов, газопроводов и других промышленных объектов, аварии н а которых могут представлять опасность для жизни.

Закон Украины "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера\" определяет организационные и правовые основы защиты граждан Украины, защиты объектов производственного и социального назначения, окружающей среды от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в закрытой площади определены основные принципы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

- приоритетности задач, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья и окружающей среды;

- безусловного предпочтения радиационной и превентивной безопасности;

- свободного доступа населения к информации по защите их жизни и здоровья;

- личной ответственности и заботы граждан о собственной безопасности;

- обязательности своевременного принятия мер, направленных на предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных психосоциальных последствий;

- максимально возможного, эффективного и комплексного использования имеющихся сил и средств, предназначенных для предотвращения чрезвычайных ситуаций и реагирования на них

Все граждане Украины имеют общие права и обязанности по защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Граждане Украины имеют право на:

- защита жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

- использование средств коллективной и индивидуальной защиты и другого имущества органов исполнительной власти Украины, органов местного самоуправления и организаций, предназначенных для защиты населения от н чрезвычайных ситуаций в соответствии с планом ликвидации чрезвычайных ситуаций

- знание о риске, которому они могут подвергаться в определенных местах пребывания на территории Украины и о мерах необходимой безопасности;

- возмещение убытков, причиненных их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

- ряд компенсаций и льгот

Граждане Украины обязаны:

- соблюдать законов и других нормативно-правовых актов Украины в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- соблюдать правила безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, которые могут повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, придерживаться правил экологической безопасности

- изучить основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в сфере безопасности жизнедеятельности

- соблюдать установленные правила поведения при угрозе и при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- если необходимо, содействовать проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ

Следовательно, практическая реализация государственной политики по обеспечению жизнедеятельности населения в условиях разного рода опасностей, приоритетом которой является предотвращение их возникновения, базируется на правовых нормах, в том числе и на принятых международным сообществом.

В перечне задач гражданской обороны (защиты) обращают на себя внимание задачи по созданию системы анализа и прогнозирования.
Вопрос в прямой постановке звучит впервые, и он правомерен, поскольку предварительное прогнозирование обеспечивает своевременное предупреждение возникновения чрезвычайной ситуации, проведение мероприятий профилактики и снижения убытков.
Нетрудно заметить, что вместе с обеспечением защиты населения в мирное время упоминаются и задачи, которые вытекают из ЧС военного характера. И это верно, поскольку нельзя забывать о задачах гражданской обороны (защиты), связанных с защитой населения от ракетно-ядерного оружия и других современных средств поражения, которые нашли подтверждение в Концепции о национальной безопасности Украины, принятой Верховным Советом от 17 января 1997 года.
Статистические данные о потерях войск и населения в минувших войнах говорят о том, что с развитием и усовершенствованием средств вооруженной борьбы, значительно возрастают потери гражданского населения.
В войнах с 1600 по 1913 год погибло 14,2 млн. мужчин военнослужащих (95% от общего числа погибших). Потери гражданского населения были незначительными. Если в первую мировую войну из 10 млн. человек погибших, 70% военнослужащих и 30 % составляло мирное население, то во второй мировой войне потери гражданского населения возросли до 50%. В корейской войне 1951-53 гг. из 9 млн. человек погибших 84% было мирное население, а в войне во Вьетнаме численность погибшего мирного населения выросла до 90%. В Югославии в 98-99 годах погибло военнослужащих 2%, мирного населения – 98%, мощность примененного оружия в 6 раз выше, чем мощность атомной бомбы сброшенной на Хиросиму. В Ираке с 20 на 21.03.2003 г. США применили боезапас мощностью равной боезапасу, использованному при операции “Буря в пустыне” в 1991 году.
При бомбардировках: в I-ю мировую войну погибло 5 тыс. чел. гражданского населения; во II-ю мировую войну погибло 1 млн. чел. гражданского населения, что в 200 раз больше. Ежегодно в мире происходит более 35 крупных вооруженных столкновений. В войнах за последние 50 лет погибло более 40 млн. чел., из них 23,5 млн. в боевых действиях, которые проводили США.
Вместе с тем, опыт использования ядерного оружия по городам Японии показал, что принятие даже элементарных мероприятий защиты уменьшает поражение людей. Вследствие первого атомного удара по г. Хиросима 6 августа 1945 г. погибло 240 тыс. человек. Жертвами второго удара по г. Нагасаки (за трое суток удалось принять некоторые мероприятия защиты) стали 78 тыс. человек. В мирные дни в Украине, ликвидируя последствия катастрофы на ЧАЭС, решали задачи аналогичного характера. Если взорвать все запасы оружия, которое имеется в арсеналах, то Земля сойдет с орбиты, потеряет атмосферу, и жизнь на планете прекратится.
Таким образом, пока существует ядерное оружие и полностью не ликвидирована угроза возникновения вооруженных конфликтов, необходимо предусмотреть мероприятия защиты населения на этот случай. Но деятельность гражданской обороны (защиты) в это время должна в целом регулироваться положением Протоколов Женевской конвенции “О защите жертв войны”. И в отдельности необходимо остановиться на задаче относительно подготовки руководящего состава гражданской обороны (защиты), ее органов управления и сил, обучении населения, умению применять средства индивидуальной защиты и действовать в чрезвычайных ситуациях.
На сегодняшний день это очень актуальные и проблематические задачи. Если рассмотреть все задачи гражданской обороны (защиты), то в целом, очевидно, что для их выполнения необходимо иметь определенный круг соответствующих специалистов и не только специалистов, а и определенный опыт со стороны руководящего состава в организации выполнения этих задач. А опыт в свою очередь должен базироваться на определенных знаниях.
Что касается населения, то в основу его подготовки должно лечь, прежде всего, информирование. Каждый гражданин должен четко знать какое бедствие его может постигнуть на работе и по месту его проживания в случае возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий. Если такие бедствия предполагаются или совершились, то, как ему действовать, он узнает по сигналам оповещения. А это возможно лишь при широком привлечении к этому делу средств массовой информации.
Исходя из задач, которые возложены на Гражданскую оборону (защиту) Украины в Законах определяется структура органов управления гражданской обороны (защиты).
Руководство Гражданской обороной (защитой) Украины, согласно ее построению, возлагается на Кабинет Министров Украины, министерства, другие центральные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, руководителей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения.
Начальником Гражданской обороны (защиты) Украины является Премьер-министр Украины, а его заместителем – руководитель центрального органа исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций (МЧС) и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы; начальником гражданской обороны (защиты) Автономной Республики Крым является Председатель Совета министров Автономной Республики Крым; начальниками гражданской обороны (защиты) в соответствии с административно-территориальным устройством Украины являются председатели местных государственных администраций; начальниками гражданской обороны (защиты) в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях являются их руководители. Харьковская область занимает четвертое место в Украине по территории (31418,5 км2) и населению (3 млн.чел.). Харьковская область имеет 27 сельских районов, 7 городов областного подчинения, 9 городов районного подчинения, 63 поселка городского типа, 1741 село.

Непосредственное выполнение задач гражданской обороны (защиты) осуществляется постоянно действующими органами управления по делам гражданской обороны (защиты), в том числе силами и службами гражданской обороны (защиты) созданными в составе предприятий, учреждений и организаций.

Задачи, функции и полномочия органов управления по делам гражданской обороны (защиты) определяются Законами Украины и Положением об органах управления по делам гражданской обороны (защиты), которое утверждается Кабинетом Министров Украины.
Органы управления по делам гражданской обороны (защиты), которые входят в состав местных государственных администраций, являются подразделениями двойного подчинения (ст.3 в редакции Закона от 24.3.99 г. 555-Х1Y (555-14).
Раздел II Закона определяет полномочия органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам гражданской обороны.

Кабинет Министров Украины:

  • обеспечивает осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
  • распределяет города и территории по группам, а юридических лиц по категориям относительно реализации мероприятий гражданской обороны;
  • создает резервы средств индивидуальной защиты и имущества гражданской обороны, материально-технических и других фондов на случай чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а также определяет их объем и порядок использования;
  • принимает меры для обеспечения готовности органов управления по делам гражданской обороны, сил и средств гражданской обороны к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • создает единую систему подготовки органов управления по делам гражданской обороны, сил гражданской обороны и населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • определяет порядок создания специализированных профессиональных и невоенизированных поисково-спасательных формирований;
  • удовлетворяет мобилизационные потребности войск, органов управления в делах гражданской обороны и учреждений гражданской обороны.


Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов в границах своих полномочий обеспечивают решение вопросов гражданской обороны (защиты), осуществление мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, оказывают содействие органам управления по делам гражданской обороны (защиты) по выполнению возложенных на них задач.
Центральный орган исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы.
Согласно ст.28 Закона “О правовых основах Гражданской защиты” создан Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам гражданской защиты.
1. В составе специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты действуют:

  • правительственный орган государственного надзора в сфере гражданской защиты;
  • органы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации в сфере гражданской защиты;
  • органы минимизации последствий Чернобыльской катастрофы и других чрезвычайных ситуаций.

 

25. Критерии оценки устойчивости объектов в ЧС при воздействии Электромагнитного импульса (ЭМИ).

При оценке внутренней планировки территории объекта определяется влияние плотности и типа застройки на возможность возникновения и распространения пожаров, образование завалов входов в убежища и проходов между зданиями. Особое внимание обращается на участки, где могут возникнуть вторичные факторы поражения. При этом прогнозируются последствия:

- утечки тяжелых и легких газов и токсичных дымов;

- пожаров цистерн, колодцев, фонтанов;

- воздействия шаровых молний;

- взрывов паров ЛВЖ;

- нагрева и испарения бассейнов и емкостей с различными жидкостями;

- рассеивания продуктов сгорания во внутренних помещениях;

- токсичного воздействия на человека продуктов горения и иных химических веществ;

- тепловой радиации при пожарах.

Выполняется оценка возможности образования ударной волны в результате взрывов емкостей, находящихся под давлением, взрывов в закрытых и открытых помещениях и их распространение как внутри, так и снаружи строений.

Наряду с этим осуществляется анализ распространения пламени в зданиях и сооружениях объекта, оценка огневого потока в зависимости от расположения стен и внутренней планировки.

Изучается специфика технологического процесса, возможные изменения в нем на время чрезвычайной ситуации (изменение технологии, частичное прекращение производства, переключение на производство новой продукции, переход с автоматических устройств на ручное управление, возможности замены одних энергоносителей на другие, способы и возможности безаварийной остановки производства в условиях чрезвычайных ситуаций и т. п.).

При исследовании систем и источников энергоснабжения определяется зависимость работы объекта от внешних источников энергоснабжения, определяется необходимый минимум энергоснабжения. Производится ревизия энергетических сетей и коммуникаций. Анализируются системы автоматического управления и отключения сетей энергоносителей.

При рассмотрении системы водоснабжения обращается внимание на защиту сооружений и водозаборов из подземных источников воды от радиоактивного, химического, бактериологического заражения. Определяется надежность функционирования систем пожаротушения, возможность переключения систем водоснабжения с соблюдением санитарных правил.

Особое внимание уделяется изучению систем газоснабжения, поскольку разрушение этих систем может привести к появлению вторичных поражающих факторов. Жесткие требования предъявляются к надежности и безопасности функционирования систем и источников снабжения сильнодействующими ядовитыми веществами, сильными окислителями, взрывоопасными и горючими веществами.

Исследование систем управления производством на объекте производится на основе изучения состояния пунктов управления и узлов связи, надежности связи с загородной базой, расстановки сил, обеспечения руководства производственной деятельностью объекта во всех подразделениях предприятия. Определяются также источники пополнения рабочей силы, анализируются возможности взаимозаменяемости руководящего состава объекта.

При исследовательских работах оцениваются все факторы, определяющие устойчивость функционирования объекта экономики в чрезвычайных ситуациях, возникающих от различных источников.

Весь комплекс работ по проведению исследований осуществляется в течение 2-3 месяцев и затем должен повторяться не реже одного раза в 5 лет.

По результатам исследования составляется «План-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы объекта», в который включаются мероприятия, проводимые в мирное время, при угрозе нападения противника и по сигналу «Воздушная тревога». Содержание и объем этих мероприятий зависят от результатов исследований по оценке устойчивости объекта.

При возникновении чрезвычайных ситуаций анализируется соответствие результатов исследований с фактической устойчивостью элементов объекта и снова делаются выводы, уточняются мероприятия на будущее.

Цель оценки устойчивости объекта состоит в выявлении наиболее уязвимых мест в производственных помещениях, технологическом оборудовании и коммуникациях и подготовке предложений по повышению устойчивости объекта в целом.

Оценка устойчивости объекта проводится в два этапа. В процессе первого на основе прогноза определяют вероятную обстановку, которая может сложиться на объекте при возникновении чрезвычайных ситуаций.

На втором этапе исследований разрабатывают план мероприятий по повышению устойчивости работы объекта, который выполняют в процессе обычной производственной деятельности и в период угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.

Оценка надежности системы защиты персонала объектасводится к определению коэффициента надежности защиты (Кнз), который вытекает из определения коэффициентов инженерной защиты персонала (Кинжз), его оповещенности (Коп), обученности (К^), обеспеченности персонала средствами индивидуальной защиты, наличия и реальности плана эвакуации и рассредоточения персонала объекта и членов их семей в загородной зоне. По всем пунктам оценки надежности системы защиты рабочих и служащих объекта подводятся итоги и определяется коэффициент надежности защиты Кнз (как наименьшее из к инж. з Коп, Коб), делаются выводы и определяются мероприятия по повышению надежности защиты персонала объекта. (Коэффициенты определяются как частное от деления, например, суммарной вместимости всех убежищ на общую численность персонала или числа обученных на общую численность персонала).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: