Глава 2 Экономическая сфера




№9 Что такое экономика?

Экономика — это наука об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления.

Экономическая наука изучает, прежде всего, экономические потребности и способы их удовлетворения. На этом строятся ее основные понятия:

а) экономические потребности — недостаток чего-либо, необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, предприятия (фирмы) и общества в целом;

б) экономические блага — средства удовлетворения потребностей— товары и услуги, с их помощью удовлетворяются потребности;

в) ресурсы, используемые для производства экономических благ. Сюда относятся все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, необходимые для создания товаров и оказания услуг;

г) экономический выбор — предпочтение наилучшего из вариантов использования ресурсов, когда достигается максимальное удовлетворение потребностей при определенных затратах;

д) производственные возможности — возможности общества по производству экономических благ при эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и передовой технологии.

Символом и главным двигателем экономики выступают деньги.

Много неприятностей доставляет нам инфляция, когда цены растут, заработная плата – нет.

То, что общество заработало за год, именуется национальным доходом, а то, что заработали за то же самое время люди, — семейным доходом. И семейный, и национальный доход — главные виды ресурсов.

РЕСУРСЫ— денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов

Экономисты различают четыре основных ресурса: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность. Иногда выделяют пятый – информацию.

1. Труд — физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг. Доход, получаемый при этом, называется зарплатой, процентом с капитала.

2. Земля — природные ресурсы, естественные блага, необходимые при создании товаров и услуг, т.е. все то, что используется в натуральном виде (земля, вода, воздух, леса, полезные ископаемые). Доходом является рента.

3. Капитал, или инвестиционные ресурсы, — средства производства, нужные при создании экономических благ, включая промышленное оборудование, инфраструктуру (газопроводы, электропроводы и др.). Экономический доход с капитала — прибыль.

4. Предпринимательская деятельность — управленческие и организаторские навыки, используемые в процессе производства. Доход - прибыль.

5. Информация — знания и сведения, накопленные человечеством и необходимые для его жизнедеятельности. Ею можно обмениваться и торговать, как любым ресурсом.

Человек тратит ресурсы и зарабатывает деньги с одной единственной целью – удовлетворить свои материальные и духовные потребности.

Производством в широком смысле называют процесс создания разных видов экономических продуктов. Под производством в узком значении подразумевают материальное производство – процесс создания материальных благ, услуг. Основу материального производства составляет промышленность.

ОТРАСЛЬ — группа предприятий, производящих одинаковые продукты, использующих сходную технологию или одинаковое сырье.

ПРЕДПРИЯТИЕ — самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в установленном законом порядке.

Потребности – еще одна экономическая категория. Для экономистов потребности – двигатель торговли.

№10 Товар и деньги
Товар – любой продукт, который можно продавать и покупать. Свойства товара: 1) удовлетворяет потребность людей в чем-либо; 2) имеет определенное соотношение с другими товарами, в соответствии с которыми товары могут обмениваться. Чтобы произвести товар и получить услугу, необходимы деньги.

Выделяют несколько функций денег: 1) Средство обращения; 2)мера стоимости; 3) средство накопления; 4) средство платежа; 5) мировые деньги – деньги, обслуживающие мировые расчеты.

Средства обращения - деньги выступают в роли посредника при обмене. Мера стоимости –деньги играют роль счетной единицы – общепринятого измерителя. Средство накопления - Деньги позволяют использовать стоимость того, что продано сегодня, для покупки чего-либо завтра. Сбережения — один из наиболее важных способов использования доходов.

ИНФЛЯЦИЯ — переполнение сферы обращения бумажными деньгами из-за чрезмерного их выпуска по сравнению с потребностями в действительных деньгах — золоте.

«Купить подешевле, а продать подороже» – таков основной закон бизнеса.

Конечная стоимость товара включает: а) начальную цену товара, б) издержки (налоги, транспорт, аренда помещения), в) прибыль. Первая составляющая конечной цены товара — начальная стоимость, вторая— размер прибыли торговца должны оставаться постоянными.

№11 Спрос и предложение

СПРОС — желание, намерение покупателей приобрести данныйтовар, подкрепленное денежной возможностью.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ — желание или намерение продавца предложитьсвой товар к продаже.

Величина предложения измеряется количеством товаров иуслуг, предлагающихся продавцами на продажу по различнымценам в данном месте и в данное время. Предложение изменяетсяв том же направлении, что и цены.

Между спросом и предложением существует следующаязависимость:когда спрос растет, то растет и предложение, но когда растет предложение, не обязательно вырастет спрос.

У потребителя всегда ограниченный спрос. Он определяется: 1)размерами индивидуального дохода, 2)потребностями, необходимыми сегодня, 3) модой, т.е. общественной оценкой того, что стоит сегодня покупать, а что — нет, 4) ценами на товары-заменители.

Чем более редок предмет, тем выше на него цена и,следовательно, меньше людей захотят его приобрести.

Спрос — это не столько желание, сколько возможность потребителякупить продукт или услугу в определенном месте ив определенное время.

№12 Рынок, цена, конкуренция

РЫНОК — это и место встречи продавцов и покупателей, гдесталкиваются их интересы.

ЦЕНА — количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемоеи получаемое за единицу товара или услуги.

Цены выполняют две основные функции: ограничиваютпотребление ресурсов и служат мотивацией для производства.

Равновесная цена — цена, уравновешивающая спрос ипредложение в результате конкуренции. Именно конкуренцияустанавливаетрыночные цены. Только благодаря ей формируетсяидеальный рынок.

КОНКУРЕНЦИЯ— своеобразное соперничество,соревнование между людьми, их организациями вдостижении сходных целей, результатов.

ОЛИГОПОЛИЯ—ситуация на рынке, когда несколько крупныхконкурирующих фирм монополизируют производство исбыт основной массы продукции в отрасли.

МОНОПОЛИЯ— ситуация на рынке, характеризующаяся наличием небольшого числа продавцов (редко единственного), каждый из которых способен повлиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги. Они контролируют вхождение в данную отрасль других фирм как потенциальных конкурентов.

Рынок, как совокупность продавцов и покупателей, имеет два важных условия: 1)всякий продавец будет охотно иметь дело с любым покупателем, 2)всякий покупатель может заключать сделку с любым продавцом.

№13 Предпринимательство

Предприниматель — человек, придумавший новое дело,удовлетворяющее какую-то потребность и приносящее прибыль.Стремление к прибыли — основной мотив егодеятельности.

ПРИБЫЛЬ — обобщающий показатель финансовых результатовхозяйственной деятельности, одна из основных экономическихкатегорий; представляет собой излишек выручки от продажитовара над затратами на их производство и реализацию.

Для предпринимателя, владеющего небольшим предприятием либо управляющего акционерным обществом, характерно:1) свобода в выборе целей и методов, самостоятельность в принятии решений; 2) ответственность за принятое решение; 3) ориентация только на достижение коммерческого успеха, получение прибыли.

А так как главным способом вытеснения чужих товаров является удешевление собственного производства, предприниматель иногда расширяет его даже тогда, когда рискует разориться.

№14 Роль государства

Государство выступает не только политическим, но и экономическимсубъектом.Оно стремится сохранить экономический порядок, политическимвыражением которого само и является. Делаетоно это следующим образом.

1.Сохранение рыночной системы.

Система свободного предпринимательствазависит от конкуренции. Правительство поощряети защищает конкуренцию путем: 1) установления изакрепления ≪правил игры≫; 2) снабжения населения информациейоб условиях на рынке и состоянии экономики; 3) помощив улаживании споров.

Создание следующих необходимых условий:а) законодательное определение прав собственности;б) защита свободы индивидуального выбора людьми тойили иной формы предпринимательской деятельности, разрешеннойзаконом;в) гарантия приоритетов личных интересов и экономическоймотивации;г) использование конкурентного механизма цен, прибылейи убытков;д) ограничение монопольных тенденций в экономике.

2.Поддержание общественных институтов. 3.Защита окружающей среды.

На вооружении у государства четыре способа воздействия на экономику и население:1) убеждение, 2) налогообложение, 3) льготы, 4) регулирование.

1)Убеждение используется для предотвращения такого поведениялюдей, когда наносится вред другим членам общества.

2)Налогообложение используется для ограничения побочныхпоследствий от деятельности промышленности и бизнеса.

3)Льготы и дотации даются тем компаниям, которые содержатпроизводство в образцовом состоянии и не загрязняют окружающуюсреду либо выпускают продукцию по сниженным ценам,доступную для малообеспеченных слоев населения.

4)Регулирование осуществляется при помощи стандартовбезопасности, новых законов и нормативов, системы запретов.

Налоги являются наиболее важным источником доходов федерального правительства, они входят в государственный бюджет.

НАЛОГИ — обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами.

Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода и имущества. Это налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество предприятий и др.

Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет казне. Покупатель товара или услуг становится действительным плательщиком налога.

Налоги бывают федеральные, региональные (налоги субъектов РФ), местные налоги.

Они также могут быть классифицированы: а) по источнику уплаты — налоги, относимые на увеличение цены товара (работы, услуги), на себестоимость продукции (работы, услуги), на финансовые результаты или чистую прибыль; б) по периодичности взимания — регулярные и нерегулярные; в) по объектам налогообложения — с прибыли, на дивиденды, с имущества и т.д.

Налогообложение — это та сфера деятельности государства, где, с одной стороны, его фантазия ничем не ограничена, а с другой — где оно рискует больше всего нажить себе врагов снизу.

№15 Бюджет государства и семьи

Бюджет — это финансовый план, который обобщает доходы ирасходы за определенный период времени.

Составление бюджета обычно включает три основныефазы:1) постановку финансовых целей, 2)оценку доходов,3) планирование расходов.

Государственный бюджет — это смета доходов ирасходов государства на определенный период.

Когда доходы и расходы равны, бюджет называется сбалансированным.Когда доходы превышают расходы, эта разницаявляется положительным сальдо. Когда бюджетные расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо, или дефицитом бюджета. Дефицит бюджета представляет собой государственный долг. Он может быть внешним — перед иностранными государствами, и внутренним — перед собственным народом.

Мировая практика выработала четыре способа решения дефицита государственного бюджета: 1) сокращение бюджетных расходов; 2) привлечение дополнительных источников; 3) выпуск необеспеченных денег для покрытия расходов; 4) одалживание денег у населения и банков внутри страны либо у иностранных государств и финансовых организаций и т.д.

№16 Труд

Труд — это деятельность человека, направленная на достижение определенных целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг. Труд делится на две большие категории — производительный и непроизводительный. Производительным считается всякий труд, создающий продукты или предметы, являющиеся товарами. Непроизводительный труд не создает товары, он оказывает услуги.

РАБОТОЙ называется любой вид деятельности, который осуществляется за определенное вознаграждение.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА — цена за труд измеряемая в единицу времени — неделю или месяц.

Безработица исключает из общественного производства людей рабочего возраста, относящихся к трудоспособному населению. Безработный — это человек, не имеющий заработка и живущий на пособие по безработице.

Причины безработицы: экономическая конкуренция, в частности на рынке труда; несовпадение спроса и предложения рабочей силы по профессиям, специальностям; спад производства; свертывание производства в традиционных отраслях, закрытие технически отсталых предприятий и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: