Бытие. Понятие, роды. Бытие и небытие. Трактовки бытия. Идеализм, материализм, из разновидности.




Самая читаемая книга в мире – Библия – начинается с 5 книг Моисеевых, первая из которых называется «Бытие». Этот фрагмент библейского текста сложился задолго до появления философии. Но начинается философия с того же – с проблемы бытия (онтологии). Это свидетельствует о том, что любой вид мировоззрения должен в первую очередь заявить о принимаемом им способе объяснения мира в целом. Философия занялась этими вопросами в то время, когда она была почти единственной формой теоретического знания.

Сегодня мощный комплекс естественных наук может детально расписать сценарий возникновения нашей Вселенной, ее структуру, эволюцию. Но философия не утратила интерес к этим проблемам. Это связано с тем, что построение любой теоретической модели мира требует выбора исходных аксиом (сотворение – самоорганизация, материальность – идеальность). Этим наличный человеческий опыт не занимается, этим занимается философия. К тому же в философии бытие мира и бытие человека сопрягаются, помогая уяснить смысл мироздания.

 

Проблема бытия – центральная, самая горячая, самая дискуссионная, животрепещущая проблема на протяжении всей истории философии. Данной проблеме посвящен раздел философии, именуемый онтологией (учение о бытии). В самом широком смысле бытие – это всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие – все, что существует – это и материальные вещи, и процессы, и свойства, и связи, и отношения. Сюда относятся сказки, мифы как духовная реальность. Бытие охватывает и материальное, и идеальное. Бытие – это нечто реально сущее.

Бытие́ — в самом широком значении — существование.

Бытие - это основная философская категория, обозначающая реальность, все существующее. Это понятие охватывает все то, что только имеет место «Быть». При этом в понятии бытия выделяют следующие его формы:

- материальное бытие: природные неорганические(звезды, планеты и тп), природные органические(биологические виды), искусственные(технические системы);

- идеальное бытие (бытие мыслей, «понятий»): объективное идеальное(законы мышления), субъективное идеальное(мечта человека);

- социальное бытие (бытие материального и идеального в человеке, единой взаимосвязи, получившей свое отражение в человеке)

Учение о категориях основано на отделимости форм мысли от форм самого объекта бытия. Будучи различными родами высказывания о сущих, категориях входят в состав любого суждения и составляют элементы, на которые распадаются суждения. Под категориями Аристотель понимает общие логические определения бытия, они же логические понятия о высших родах бытия. Аристотель выводит 10 категорий, отвечающих на вопрос что есть бытие: Сущность, Качество, Количество, Отношение, Место, Время, Положение, Обладание, Действие, Страдание. Потом сводит их к четырем: Сущность, как реальная основа всех других категорий; Количество; Качество; Отношение. Человек воспринимает лишь свойства бытия, а не его сущность.

Бытие – это понятие, которое отражает все то, что, существует в мире, т.е. мир в целом. Какой общий признак всего того, что существует, кроме самого признака существования? На этот вопрос есть несколько ответов:

1. Все существующее изменяется. Так считали многие древние и считают современные философы. Например, Гераклит рассматривал мир как вечно живой огонь, который мерами загорается и мерами потухает. Под «мерами» понимается определенный порядок. Об изменчивости как признаке всего существующего говорят и материалисты современности, например диалектический материализм.

2. Все существующее изменяется, имея некоторую неизменную основу. Например, в качестве неизменного Демокрит рассматривал атомы; и сегодняшняя наука пытается найти то, что неделимо, или делимо, но в результате получается то исходное, что пытались делить. Это возможно, потому что элементарные частицы способны взаимопревращаться.

3. Бытие неизменно, неподвижно. Это есть подлинное, истинное бытие, сфера Абсолюта. То, что изменяется, является иллюзорным бытием. Одни его состояния переходят в другие, потому что оно несовершенно, неполно, неподлинно. Такое бытие познается органами чувств. Абсолютное (подлинное, истинное) бытие познается разумом (умопостигаемо), верой, интуицией. Так рассматривают бытие многие идеалистические, религиозные учения.

Понятие бытия формирует то или иное представление о противоположном – небытие. Это не менее сложное понятие и тоже понимается по-разному:

1. Небытие, как и бытие, существует, но не в настоящем, а в прошлом (прошедшем) или будущем. Более того, бытие возникает из небытия и в небытие превращается.

2. Небытие существует, но за пределами бытия и с бытием не вступает в контакт. Небытие это тоже, что и антимир. В XX веке физики открыли антимир. В начале были открыты античастицы. На этом основании появилась гипотеза антимира. Если наш мир вступит в контакт с антимиром, то произойдет аннигиляция – уничтожение нашего мира, превращение его в световой поток.

3. Небытие лишь слово, пустое понятие, его не существует. Бытие все собой заполняет. Так считали, например, философы Древней Греции из г. Элея: Парменид, Зенон и др.

Можно выделить несколько периодов в трактовке бытия.

Первый период - мифологическое истолкование бытия.

Второй этап связан с рассмотрением бытия "самого по себе" (натуралистическая онтология).

Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека.

Атомистическая трактовка бытия: бытие как неделимое тело.

Древнегреческий философ Демокрит (ок.460 - ок.370 до н. э) отстаивает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое - атом ("атом" по-гречески означает "нерассекаемое", "неразрезаемое"). Он дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее не делимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, что бытие - одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота - это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не множественно, Демокрит, однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо.

Характерно также, что и Демокрит различает мир атомов - как истинный и потому познаваемый только разумом - и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно лишь мыслить. Здесь, как и раньше, тоже сохраняется противопоставление "знания" и "мнения". Атомы Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются ("сцепляются") между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже "с крючками". Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию.

Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего.

В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире.

Стремясь найти причину движения, Демокрит "раздробляет" единое бытие Парменида на множество отдельных "бытий"-атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.

Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму.

Вариации Материализма и Идеализма (Формы материализма и идеализма)

1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя. Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. (Гераклит - огонь, Фалес- вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота.)

2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь». Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Ламетри, Гельвецкий.

3. Диалектический материализм (Маркс и Энгельс) Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

Разновидности Идеализма:

1. Объективный – провозглашает независимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель)

2. Субъективный идеализм (Беркли). Суть: утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. (Дж.Беркли). крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, согласно которому с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Отметим, в частности, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм, по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания признается инстинкт, вера, откровение и тд, а само бытие рассматривается как иррациональное.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: