Для лингва франка важен социальный статус языка.




Теории происхождения языка

1. Ономатопическая (звукоподражательная). Люди начали имитировать звуки природы и привязывать их к предметам реальности. Тереть - тр, чесать - чс. В стихах аллитерация и ассонанс.

2. Теория междометий – отличие от ономатопической в том, что она ориентирована на человека (не на природу). Язык породил именно человек, это более эмоциональная теория. Язык - отражение эмоций.

3. Теория "трудовых выкриков " - когда люди начали трудиться им нужна была "азбука ", чтобы выполнять команды для одновременной работы. Кто-то строился, кто-то уходил или начинал работать, затем это прошло в быт и разнесся вокабуляр.

4. Теория социального договора - не привязана к видам деятельности. Но есть загвоздка: на каком языке люди договаривались и как закрепляли полученные названия? Собралось общество и договорилось, как нужно называть такой-то предмет (лингвофранко (единый язык для общения - не должен быть родным ни для одной стороны)).

5. Теологическая теория - божественная - в каждой религии есть что-то связанное с языком - Вавилонская башня - христианство, по карану - адам был создан из звучащей глины (Аллах научил его именам всех вещей и этим возвысил его над ангелами, подарил ему глас. В других религиях: индийские веды - главный бог дал имена другим богам а вещам дали имена святые мудрецы при помощи главного Бога. В начале было слово - Логос (и оно было только у Бога)- и слово было Бог. Церковный праздник Пятидесятница / День Святой Троицы - В пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (десятый день после Его вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

(на гору Синай явился Господь и продиктовал заповеди - 50 день после Пасхи). Хотят сделать днём лингвиста. Это одна из самых популярных теорий

6. Уфологическая теория НЛО. Внеземной разум насадил нам разум, язык, нас запрограммировали.

 

Историческое развитие языка:

* Устно-разговорная форма. Так как язык - это средство общения.

* Письменность. Передача информации потомкам / культурного наследия (культура -все что создано человеком за период его развития). Это письменный вариант разговорной формы Первый памятник письменности - законы Хаммурапи.

 

* Книжно-литературная форма. Венец развития языка. Не у всех живых языков есть литературная форма. В отличие от письменности вообще она несет другие некоммуникабельные задачи: просвещенческую, эстетическую, повествовательную и др.

 

Lingua Franca - понятие появилось в XVIII в. Английский язык сейчас является лингва франка и в европейском бизнесе, науке, судоходстве и авиации. Он также заменил французский как язык дипломатии после Второй мировой войны, как результат евро-атлантических интеграций и усиления роли США в регионе и мире. Испанский второй по распространённости (его начали учить недавно, потому что этот язык имел неблагополучное социальное положение (сравнение с таджикским - язык обслуги)).

Для лингва франка важен социальный статус языка.

 

 

Классификация языков:

Географическая (ареальная) классификация языков [Объединение языков, выделяемое при ареальной классификации, представляют собой языковой союз — группы языков (родственных и неродственных), распространенные на определенной территории и сформированные благодаря продолжительным контактам носителей этих языков] Генеалогическая классификация (изучение и группировка языков мира на основании определения родственных связей между ними на основе общего происхож­де­ния из предпо­ла­га­е­мо­го праязыка]. Существовал некий древний язык, от которого пошли все остальные языки. У этих языков общая структура в одной семье, как морфологическая, так и синтаксическая. Семьи -> Группы -> Подгруппы -> Языки. Классификация была предложена Н.С. Трубецким. Типологическая классификация (19 в. суть: сходства и различия языков (языкового строя), которые коренятся в наиболее общих и наиболее важных свойствах языка и не зависят от их генетического родства.
Языковые союзы: 1. Балканский(румынский сербский македонский, албанский греческий частично цыганский и Турецкий, болгарский) 2. Поволжский (Волжское - камский) - тюркско- Уральская группа языков: Удмуртский, марийский макшанский Коми чувашский татарский Башкирский 3. Центрально-азиатский (гималайский) - Иранские языки: тибетско Китайский синтотибетские языки   Было ещё 5 союзов - океанский и тд   Индоевропейская семья делится на группы: Группы: индийская, романская, иранская, Славянская, германская, Балтийская, греческая, финоугорская.   Германская группа делится на подгруппы: северно- германская (скандинавская), западно-германская и восточно-германская. Северно-германская- Финский, Шведский, Норвежский, датский, исландский, Фарерский Восточно-германская-Немецкий Западно-германская - английский   Романская группа: Французский, итальянский, испанский, латынь, венгерский.   Славянская: Русский, Белорусский, Украинский   Балтийская группа: латвийский, Литовский, латышский.   Индийская: хинди (живой), все остальные мертвые: санскрит, ведийский и прокриты.   Греческая: Новогреческий, Мертвые: Древнегреческий и Среднегреческий (византийский).   Финоугорская – Эстонский, финский.   Также существует множество языковых семей, например: Афразийская Дравидская Уральская Алтайская   По Фридриху Шлегелю: 1. Аморфные - характерно отсутствие словоизменения, грамматическая значимость порядка слов. (морфологическая часть слова любая. Это языки, которые образуются без аффиксов (то что после основы)). Например, Китайский. 2. Аффиксальные - наоборот с аффиксами. Английский. "s" - это суффикс, а не окончание!! Apple - apples - s - постфикс 3. Флективные языки с окончаниями - русский Французский Немецкий Испанский (там где есть падежи) - от слова гибкий.   Аффикс - все кроме (вокруг) основы. префиксы (все что до основы - приставки и префиксы), постфиксы (после основы: суффиксы и флексии (окончания)).     Типология по Гумбольту 1. Изолирующие - они же аморфные или корневые. Характеризуются неизменяемостью слов (только корни, нет аффиксов). Грамматические отношения определяются только порядком слов - Китайский и вьетнамский. 2. Афлюдинативные - есть аффиксы, грамматические отношения ими и выражаются (приставками / суффиксами, которые последовательно присоединяются к основе слова. Аффиксы исключительно однозначны - стандартны и основы не изменяются (угоро-Финский или тюркский, пример: аглы-кызы. Трактовка дочь) 3. Флективные (аналитические и синтетические). С окончаниями. Слова изменяются по падежам числам и родам, один аффикс может дать несколько значение, основы могут меняться: tooth teeth, гар гор дир дер. Грамматические отношения выражаются служебными слова и порядком слов. Аналитические: английский, синтетические - русский.. Грамматические отношения выражаются падежами и личными формами глаголов. 4. Инкорпорирующие (полисинтетические) (проникающие друг в друга) слова грамматически не оформлены (только основы). Основы слов объединяются в инкорпоративный корпус - некое морфологическое целое (что -то наподобие слова). Оформляются либо в слово, либо предложение. Чукотский, североамериканских индейцев.  

 

Основные проблемы лингвистики:

* фундаментальные 1.Историческое описание языка (историческая лингвистика. Пользуется методом реконструкции), 2.описание устройства или структуры языка (структурная лингвистика), 3.описание функционирования языка (функциональная лингвистика (прагмалингвистика. От слова цель. Социолингвистика. От каких социальных факторов зависит то, как мы говорим, социальный статус, уровень образования, территориальный фактор, возрастной гендерный, профессиональный). 4.Национальное своеобразие языка - этнолингвистика. Диалекты (есть раздел диалектика) территориальный профессиональный, социальный. Subway underground, color colour. Австралийский: it's a great day today / to die. Язык Кокни. 5.Методология языкознания (как мы будем использовать конкретные методики для изучения или преподавания чего либо) 6.Постановка общих вопросов (философия языка). Что есть язык? какова его природа? Общая теория языка (любого).   * Прикладные 1.Совершенствование (модификации) орфографии, пунктуации, и транскрипции и орфоэпии (произнесение). ДоговОр и ДОговор. Фурсенко. Интернет коммуникация потихоньку упраздняет пунктуацию. Орфография – тенденции: т9, через дефис или слитно - все новые нормы. Интернет общение, «как слышится так и пишется», внедрение иностранных слов, сокращение слов: щяс, спс и др.   2.Прикладное применение: В медицине - логопедия (предотвращение и исправление дефектов речи)   3.Создание новых письменных систем: программирование (компьютерная лингвистика) - искусственные технические языки, искусственные новые языки - эсперанто (язык для научного общества - идея не особо прижилась). Языки художественного кино: эльфийский, клингонский, дотракийский и тд.   4.Выработка принципов языковой политики на национальных территориях выбор государственного языка, языка науки. В Каталонии говорят на национальных языках (не знают испанского). Баски - язык вообще не похож на испанский. Каждое королевство говорит на своём языке. Разрозненность эта приводит и к разрозненности внутри государства.  

 

 

2 лекция

Исследовательские методы языкознания

Индукция: на основе частного к общему

Дедукция: от общего к частному

Описательный: дать точное и полное описание языковых единиц

Сравнительно- исторический: исследовать родственные языки, то есть те, которые имеют общего предка. Главная задача этого метода - открытие законов, по которым развивались родственные языки в прошлом

Сопоставимый: изучение различных языков - родственных и неродственных Цель - путем сопоставления выявить общие, одинаковые (изоморфны) и отличные, специфические черты сопоставляемых языков в звуковой словарной и грамматической системах.

Структурный метод: применяется при исследовании структуры языка, а его целью является знание языка как целостной функциональной структуры, элементы которой соотнесены и связаны строгой системой отношений и связей.

 

Подходы к изучению языка:

1.Синхронический (синхрония- как развивается язык в один и тот же период времени. Например, современный английский и как он функционирует. Древний английский и как он функционирует).

 

2.Диахронический (существование языка в различные периоды. Как английский существует в древний средний и современный период). Их можно сопоставлять, проследить развитие.

 

 

Язык и речь - базовые позиции лингвистики.

Что есть язык и что есть речь?

 

Фердинанд де Соссюр (19 в) и Лев Владимирович Щерба (19 в) изучали учение о различии языка и речи.

 

Язык - система единиц и правил их использование.

Речь - использования языка человеком для передачи конкретных мыслей в тех или иных ситуациях общения.

Речь - это манифестация языка (с) Щерба

 

4 вида речевой деятельности:

Чтение

Аудирование

Говорение

Письмо

 

Делятся на рецептивные (восприятие информации) - чтение и аудирование- и продуктивные (производящие информацию)- говорение и письмо.

 

Различия между языком и речью:

Речь: * имеет линейный характер. В речи звук следует за звуком, слово за словом. *динамична (изменчива). *индивидуальна и субъективна (Когда человек читает предложение с конкретной интонацией и тд., оно становится субъективным) * Речь – бесконечна. Можно создать то, чего не существует, окказионализмы (по случаю придуманные слова), неологизмы. Это все, что ещё в систему языка не входит, но есть в речи. Язык: *имеет иерархическая систему: звуки складываются в морфемы, морфемы в слова, слова в предложения, предложения в тексты. *стабилен / устойчив, связь его элементов постоянна (перманентна). *социален и объективен (не несёт в себе ни эмоций ни коннотаций). Язык - это выражение социума (принадлежит всему обществу). * В языке нет ничего, чего не существует в речи!

 

Уровни языка:

Классическое деление:

 

Фонологический (уровень звуков)

Морфологически (морфемы)

Лексический (слова)

Синтаксический (предложения)

 

По Марку Яковлевичу Блоху

Фонематический (звуки – фонема.)Она абстрактна, мы не можем её произнести. Звук в изоляции не имеет значения.

Морфематический (морфема)- минимальная значимая единица (корень либо суффиксы со значением, например: less, hood (период), un, ful

Лексематический (лексема - уровень слова)

Денотематический (члены положения - to denote)- функции слов в предложении

Пропозематический (предложение) (Соединённые demotemы)- propose a notion

Диктематический (сверхфразовое единство) (диктема)- это текст.

Дискурсематический (дискурс, выходит за пределы языка) (от слова дискурс. Дискурсо-рассуждаю. Дискурс - текст помещённый в жизнь или ситуацию). Это динамическая система, будет меняться.

 

 

Отношения между единицами уровней языка

Синтагматические (in preaesencia) линейная связь единиц языка - её видно - связь очевидна. Пример: Маша носит (лицо и число - глагол окончание) красную юбку (вин п, окончание, число). He goes for a walk every day. He goes -3 л ед ч, a-артикль, управление предложное for).

 

Парадигматические (in absencia)

Парадигматические неочевидные

Связи: 1. частей речи 2. Синонимов и антонимов 3. временные отношения.

 

He runs rides

He goes along the road. He will go, he went

He/a boy / goes along the road - части речи к отдельной позиции

 

На каждом месте в положении присутствует одна парадигма! но не другая

Нельзя сказать quickly goes for a walk.Парадигмы отношений частей речи должны быть соблюдены

 

Фонетика

Общая (сегментный уровень- связан со звуками и транскрипцией) / специальная (супрасигментный уровень (сверх)- вопросы просодии (мелодийкой языка). Тембр, темп, интонация, паузация, ритм,

 

Отрасли фонетики:

1. Артикуляторная (артикуляция конкретных звуков и строение речевого аппарата- постановка органов артикуляции)

2. Акустическая (звуковосприятие. Как мы воспринимаем звуковую информацию и как мы её интерпретируем. Декорирование информации- тут ещё процесс говорения. То есть как говорим и как понимаем).

3. Аудитивная (процесс слушания - восприятие на слух и интерпретация).

4. Фонология - звучащая речь (мелодика Интонация - темп тембр). Ты мне купишь булочку, не так ли?))

 

Этапы порождения речи

1. Психологический. К произнесению чего либо нужно подготовиться и настроиться на коммуникацию. Зарождается в голове интенция.

2. Физиологический - органы речи готовятся к произнесению звуков.

3. Физическая (акустическая стадия - момент речи - когда мы что-то произносим).

4. Восприятие (мы тоже сами себя слушаем - мозг воспринимает сказанное- мозг оценивает, то ли это, что он хотел сказать на 1 этапе)

5. Передача информации. Происходит при продолжении речевого акта. Передача информативного ядра происходит, когда человек уже это произнёс. Произнёс и осознал, что произнёс.

6. Лингвистическая интерпретация - способность считать полностью всю информацию как на сегментном так и на Суперсегментном уровне (понятно все с полуслова - и настроение и интенция и т.д. И всевозможные подтексты и др. Правильно мы поняли сказанное?).

 

Рекомендованная литература:

Маслов - введение в языкознание

Реформатский - введение в языковедение

Венедина- Введение в языкознание

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: